Центральный Дом Знаний - Развал СССР и его причины

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2688

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Развал СССР и его причины

Содержание

Введение

  1. Сущность государства СССР…………………………………………………4

  2. Основные причины распада СССР…………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

Введение

Говоря о СССР, можно сказать, что это был весьма сложный и непонятный период в истории нашего государства.

Рассмотрение основных характеристик Советского государства становится особенно важной задачей современного российского общества.

Слишком многое — и положительное, и отрицательное - связано в истории России XX века имен­но с советской формой правления, советским политико-правовым режимом, советской территориальной организацией общества, и в целом с так называемым «советским строительством».

История Советского государства сложна, противоре­чива и поучительна. Она вобрала в себя веру народа в идеалы социализма, их извращение властями и траги­ческие последствия тоталитаризма. Ее всестороннее ис­следование станет, надо полагать, важным предметом отечественной науки.

Для того чтобы понять процессы, происходившие в СССР и приведшие к его распаду, необходимо рассмотреть особенности развития этого государства, форму правления в СССР, государственный режим, форму административно - территориального устройства а так же некоторые другие проблемы советской государственности.

  1. Сущность государства СССР

Для понимания сущности государства в СССР следует дать характеристику его формам.

Конституция 1918 года закрепила Советское государ­ство как тип государства, открыто провозгласившего неравноправие социальных слоев, использование насилия для осуществления своих целей, а одной из этих целей объявлялась мировая революция.

По форме правления Советское государство провозглашалось республикой. Однако это был, весьма экзотический вид республи­ки—в ней отрицалось разделение властей и, наоборот, провозглаша­лось объединение всех ветвей власти в Советах, депутатский корпус которых сам принимает законы, исполняет их, контролирует их исполнение.

На этой идеологической основе, по существу, была создана мощ­ная исполнительная власть, Советы были организованы как единая «вертикаль», как единая система, сверху донизу находившаяся полно­стью под партийным контролем.

Советское государство прошло длительную эволюцию, в том числе и форма правления, но на всех этапах это было партийное государство. Назначение на все сколько-нибудь значи­тельные посты (должности) проходило по решению партийных орга­нов на основе так называемого принципа «номенклатуры».

Существовала и практика так называемого директивного метода управления, когда особо важным партийным решениям придавалось значение директивы для Советов, их исполнительно-властного потенциала. Подкрепляло Советское государство и сращивание четвер­той власти - средств массовой информации с партийной властью для формирования утопического, мифологического и конформистского общественного сознания.

Апофеозом сращивания партийной власти, базирующейся на действенном механизме партийной ответственности и государственной власти, опирающейся на «силовые» структуры, главным образом на карательные органы, являлась Конституция 1936 года, в которой, по существу, провозглашалась руководящая и направляющая роль коммунистической партии как «ядра» всех государственных и иных структур. Иными словами, «партийное» государство получило кон­ституционную основу.

На некоторых этапах своей эволюции советская форма правления вырождалась в фактически монархические формы государственности - единоличную диктатуру вождя, Генерального секретаря КПСС.

В Советском госу­дарстве в определенные периоды происходило сращивание не только законодательной и исполнительной властей, но и судебной и испол­нительной властей, а практически сращивание с партийной властью.

И как только сломался в начале 90-х годов партийный хребет Со­ветского государства, система парткомов, перестала «работать» пар­тийная ответственность, исчезло правовое, конституционное закреп­ление партийной власти, столь же быстро зашаталось, а затем и рухнуло само Советское государство.

И вместе с тем та своеобразная форма правления, которую явило Советское государство, не могла бы просуществовать семь десятиле­тий, если бы она не только опиралась на партийную власть, «сило­вые», особенно карательные, структуры, но и давала определенные преимущества в некоторых областях общественной жизни. Прежде всего, она создала сильную исполнительную власть, объективно не­обходимую столь пространственному государству, как Россия.

Советское государство оказалось удобной формой государствен­ности и для организации социалистической, т. е. распределительной экономической системы, обеспечения уравнительной, социально-иж­дивенческой психологии.

Таким образом, Советское государство знаменовало собой отход от модернизационной тенденции России, консервацию архаичных форм хозяйствования, особенно в колхозно-совхозной сфере, орга­низации трудовой деятельности, но этот отход в организации формы правления вполне соответствовал социалистической системе хозяйст­вования, социальной структуре российского общества, обеспечивал, подкреплял ее.

Политический режим был тоталитарным — Советское государство вмешивалось во все сферы жизнедеятельности общества, проникало во все его поры, огосударствляло почти все общественные организации, но вместе с тем создавало практику и идеологию социального иждивенчества. При этой идеологии многие члены общества, соглашаясь на контроль со стороны государства, рассчитывают и на непосредственную помощь, заботу государства в сфере образования, здра­воохранения, науки, социального страхования и даже личной сфере, трудовой деятельности (формальное отсутствие безработицы, обеспе­чение занятости), в других областях жизни общества.

Советская форма правления - и это еще одна ее характеристика -позволяла оперативно решать законодательные проблемы, хотя их со­держание имело строго функционально классовое, социалистическое направление. Осуществлялось это опять же путем отхода от традици­онной парламентской деятельности демократической республики.

Такая практика позволяла осуществлять оперативно прорывы в отдельных областях жизни, главным образом технических, техноло­гических, но позволяла проводить в жизнь и антидемократические, геноцидные, антигуманные, а порой и вообще мракобесные, обску­рантистские решения, направленные против отдельных этносов, со­циальных групп (в частности, интеллигенции), против принципов гу­манизма (например, Указ в 1945 г. о запрещении браков между советскими гражданами и иностранцами).

Словом, форма правления в Советском государстве, его деятель­ная сторона являли собой разрыв между формально провозглашен­ными и даже конституционно закрепленными правами, целями, иде­алами, другими характеристиками и фактической практикой организации и функционирования государства.

Тот же разрыв происходил и в национально-государственном и административно-территориальном устройстве. В определенные периоды провозглашенное федеративное устройство России фактичес­ки было унитарным — и это также стало одной из несообразностей Советского государства. В этой области сохранялась «мина замедлен­ного действия», которую в 1920 году заложил Ленин, отказавшись от устройства государства на основе губерний, уездов, заменив это тер­риториальное деление на федерацию по национальной принадлежно­сти ее граждан.

В познании Советского государства нельзя применять лишь ста­тичный подход, рассматривать это государство как раз и навсегда данное, неизменяющееся образование. Это было бы неверным.

Советское государство, как и другие типы государств, имеет дина­мические характеристики, оно эволюционировало вместе с этапами эволюции российского общества, в зависимости от них.

Можно выделить несколько таких этапов.

Трудный путь Советского государства можно смело назвать историческим бездорожьем, ибо аналогов в ми­ровой истории не было. Согласно марксистской теории пролетарская революция ломает, разрушает старую го­сударственность и устанавливает диктатуру пролетариа­та. Переходное к коммунизму государство мыслилось создать по типу Парижской Коммуны, без специального аппарата и чиновничества, без армии, без разделения властей. Основная цель его заключалась в подавлении сопротивления свергнутого эксплуататорского класса; по мере ее достижения государство должно было начать отмирать.

«Военный коммунизм» 1918-1921 годов и соответственно Советское государство, у которого основной функцией стало насилие, подавление тех классов, социаль­ных групп, которые не приняли Октябрьскую революцию. В государ­ственном аппарате основное место занимают карательные органы, армия привлекается для решения не только военных, но и хозяйственных задач, продотряды, комбеды, ревкомы и иные материальные придатки исполнительной власти приобретают гипертрофированное значение.

В условиях «военного коммунизма» (1918—1921 гг.) происходило расстройство народного хозяйства, особенно финансового. Социальная среда на основе самоорганизационных процессов толка­ла российское общество в определенную экономическую и правовую систему.

В итоге, к концу военного коммунизма, политико-правовая и эко­номическая системы стали мощным тормозом развитию производи­тельных сил, народное хозяйство продолжало регрессировать. Про­дразверстка вызвала недовольство крестьянских масс. Пришло в упадок удовлетворение нужд просвещения, здравоохранения, соци­ального страхования и т. п.

Выход был найден, как известно, только на путях новой экономи­ческой политики, основные начала которой были провозглашены в течение марта-мая 1921 г.

На смену военному коммунизму пришел самый инте­ресный и богатый по содержанию период в истории нашего общества и государства — нэп. По сути дела, нэп — это, скорее всего, интуитивное движение страны по социал-демократическим ориентирам. Новые правила хозяйст­венной деятельности на основе многоукладной экономи­ки стимулировали предприимчивость, трудолюбие, по­вышали жизненный уровень народа. В промышленности внедрялись хозяйственный расчет, оптовая торговля, в сельском хозяйстве — кооперация, взаимовыгодная смыч­ка, обмен товарами с городом, в обществе — гласность, дискуссии, правовые начала. В 1922 г. на добровольной договорной основе образуется СССР, в 1924 г. принима­ется союзная Конституция, начинают утверждаться закон­ность и демократия. В эти годы предпринимаются эффек­тивные меры по созданию четко действующего и подкон­трольного народным массам государственного аппарата. Если бы нэп утвердился надолго и всерьез (как писал В. И. Ленин), наша страна могла бы пойти по пути стро­ительства справедливого социалистического общества.

Но уже в конце 20-х годов Советское государство вновь возвраща­ется в первичное состояние машины насилия, «силовой» структуры, используемой для возвращения крестьянства в архаичные коллекти­вистские формы общежития, хозяйствования, для геноцида в отно­шении крестьянства, для подавления интеллигенции, всего инако­мыслия.

В конце 21-х гг. нэп был ликвиди­рован. Надвигались сумерки тоталитаризма, или новый вариант военного коммунизма. Партийный и государст­венный аппарат наводнили деклассированные элементы (люмпен-выдвиженцы).

В годы сталинского деспотизма даже ранее возникшие элементы гражданского общества - рыночные структуры, крестьянское хозяйство, независимые профессио­нальные, предпринимательские, конфессиональные и другие союзы и ассоциации были окончательно разрушены. Социально-экономическая база кристаллизации групповых общественных интересов и оформления соответствующих негосударственных организаций, пользующихся доверием снизу, перестала существовать. Сис­тема могла держаться только на гипертрофированных вертикальных связях, обеспечивавших тотальный государственный контроль всех сфер общественной жизни.

Но следует отметить, что такой тип государства не был абсолютно негативным явлением.

Именно в годы сталинского правления страна практически была восстановлена из руин, добилась огромного индустриального прогресса, по масштабам народного образования, науки культуры она занимала передовые позиции в мире. Наконец, была выиграна ВОВ. Все это могла обеспечить в рамках многомиллионной страны только сильная централизованная власть. Этот этап благоприятно сказался для развития страны, но очень быстро изжил себя. При директивной системе управления страна не могла продолжать развиваться в рамках мирового исторического процесса и индустриального прогресса. И уже в 50-60 годы вызрела необходимость реформирования страны. Но все последовавшие за Сталиным правители начинали реформы, но очень скоро сворачивали их , т. к. реформирование страны в экономической сфере неизбежно вело к слому политической системы и государственного режима, а следовательно и власти диктаторов.

Таким образом, сам государственный режим был изначально обречен на провал при отсутствии в нем изменений, а следовательно обречено было и советское государство.

50-60-е годы обозначают некоторый выход россий­ского общества из идеологической спячки и экономического оцепе­нения, и рождают зачатки хозяйственного реформирования.

В конце 60-х Хрущев сворачивает столь необходимые реформы, начавшуюся "оттепель " и переходит к волюнтаристской политике. Разрастались субъекти­визм и хрущевские импровизации: непродуманные реор­ганизации государственного аппарата, призывы догнать и перегнать США по производству молока и мяса за два-три года, построить материально-техническую базу коммунизма к 1980 г. и др.

Внутри СССР усиливается разори­тельная сверхмилитаризация страны, не осуществляют­ся жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля.

В 70-80-е годы новый обвал российского общества в тоталита­ризм, духовное оцепенение — и все та же архаичная практика Совет­ского государства (высылки инакомыслящих граждан из государства, «психушки» как средство борьбы с инакомыслием, исторически губи­тельная для страны война в Афганистане, духовная цензура и т. д.).

Коррупция приобретала значительные масштабы, государственная бюрократия смыкалась с мафиоз­ными группировками. Среди интеллигенции вызревали зерна протеста. Родились диссидентство, национальные движения. Ярким явлением в общественной жизни стало движение за права человека.

К концу 80-х гг. во всем мире происходили большие изменения, бурно развивался научно-технический про­гресс. Советский же Союз находился в состоянии застоя. Постепенно ухудшалось экономическое положение в стра­не, непомерные военные расходы изматывали общество, множились различные диспропорции.

СССР выступал как антипод Запада на путях индуст­риального прогресса. Противостояние шло по всем линиям: политика, экономика, идеология, военная сфера. В самом СССР развивались давно негативные тенденции, которые вели к развалу.

На всех уровнях нача­лось разложение партийно-государственного аппарата. Нарастающий кризис охватил все сферы общества.

Сама жизнь требовала проведения продуманных, научно выверен­ных и последовательных преобразований, прежде всего в экономике.

Советское государство как особый тип государства, главным образом созданный и используемый для обеспечения власти коммунисти­ческой партии в формировании социалистического общества, при­шло в полное противоречие с социально ориентированной рыночной экономикой, другими реформами.

В начале 80-х гг. эрозия системы, ее неспособность обес­печить решение назревших и перезревших проблем были оче­видны для многих. С апреля 1985 г., когда Генсеком ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, была предпринята попытка модерниза­ции системы на базе марксистской социалистической идеи. Она окончилась, закономерно, неудачей. Страна стремительно шла к распаду.

На перестроечном этапе инициатива к переменам исходила от реформаторских сил внутри КПСС, разбуженных оттепелью 60-х годов и пробивших первую брешь в тоталитарной системе. Энергия демократического процесса получила выход и начала в возрастающей степени оказывать давление на власть, подстегивая перегруппировку сил наверху в пользу углубления реформ. Догматическая закостенелость партийных структур идеологии помешали синхронизировать демократизацию партии и общества. Обновление партии и размежевание в ней течений демократической и консервативной ориентаций явно отставали от набирающего темпы демократического процесса. Сложные политические нововведения и бури отодви­нули на задний план проблемы экономики, вызвали разрыв ее закономерных, взаимоподдерживающих связей с политикой. Нарастающий груз экономических и поли­тических ошибок становился неподъемным. На таком фоне разрастались сепаратизм, национализм, вспыхнули противоестественная «война законов» и «противоборст­во суверенитетов», которые разрушали основы многона­ционального государства. Попытка наиболее консервативных сил повернуть развитие вспять с помощью путча, oбернулась крахом КПСС, произошел обвальный распад Советского Союза. И хотя в марте 1991 г. на Все­союзном референдуме народ высказался за сохранение СССР, его распад вскоре стал свершившимся фактом, принесшим ни в чем не повинному народу неисчисли­мые беды и страдания.

  1. Основные причины распада СССР

Поражение путча в августе 1991 г. привело к обвальному распаду СССР. Образовались 15 самостоятельных государств. Властная вертикаль окончательно рухнула под влиянием указа Президента РФ (август 1991 г.) о приостановке деятельности руководящих органов КПСС и РКП. Партаппарат был устра­нен, а новой системы власти не было. Президент СССР пред­ставлял только самого себя. А советы, о передаче власти которым так много говорилось при М.С. Горбачеве, не могли подхватить ее, хотя она буквально валялась на дороге. Они могли быть, в лучшем случае, органами местного самоуправ­ления, но отнюдь не общегосударственной системой власти.

В декабре 1991 года в Минске встретились лидеры России, Украины и Беларуси (стран-учредителей СССР) и заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 г. и о намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объ­единило 11 бывших союзных республик (без Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии). В декабре 1991 г. Президент СССР М.С.Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.

Декларация о независимости и суверенитете бывших республик СССР, которые раньше были всего лишь крупными административно-территориальными единицами, грозили, казалось, распадом только СССР, но не России. Однако опас­ность полной дезинтеграции существовала. Распад коснулся и той территории, которая называется в настоящее время Россия. Речь идет не только о Татарстане, объявившем о го­сударственной независимости, или Чечне. Распад нарастал по линиям и национально-этнических границ, и администра­тивно-территориальных на протяжении 1992—1993 гг. Воло­годская область заявила о своей государственной независи­мости, в Малом Совете Московской области обсуждался воп­рос об объявлении республики Московия, в Екатеринбурге была провозглашена Уральская республика, сепаратистские тенденции ярко проявились в Сибири и на Дальнем Востоке.

Драма безвластия в том и заключалась, что по всей стра­не существовали Советы, которые властью быть не могли, а системы власти, способной сохранить общество от распада и, одновременно, реализовать демократические устремления народа, еще не было. Если это безвременье продлилось бы, дезинтеграция страны могла зайти очень далеко, вплоть до объявления отдельных деревень республиками (как это было в период гражданской войны). Из полного хаоса могло ро­диться только то, что уже было: на базе ли одной из многочисленных компартий или, что еще хуже, националистичес­ких движений.

Как особую причину распада СССР следует рассмотреть административно-территориальное устройство страны и решение в ней национального вопроса.

Для государственности России «вечный» национальный вопрос -это прежде всего вопрос соответствия национально-государственного и административно-территориального устройства России тому уров­ню состояния и способу решения национального вопроса, который сложился на определенном отрезке времени, на соответствующем этапе развития российского общества.

Решение национального вопроса, осуществленное в рос­сийской государственности в 20-80-х годах XX века, не было эффек­тивным. Оказалась несостоятельной концепция постепенного исчезновения на­циональных различий, национально-федеративное устройство не оказалось стабильным, поддерживалось главным образом тоталитар­ным политическим режимом.

А в некоторые времена этот политический режим и вообще нес на себе печать преемственности с политикой царской России в от­дельных регионах, только был более кровавым, подчас геноцидным.

Та же геноцидная политика осуществлялась в сталинском тоталитарном государстве и в отношении других народов под предлогом все того же сотрудничества с немцами.

Словом, под демагогическим прикрытием лозунгов об интерна­ционализме, дружбе народов в определенные периоды российская государственность получила в форме Советского Союза своеобраз­ный инвариант Российской империи, отличающийся еще более на­сильственными, свирепыми способами попыток решить националь­ный вопрос.

Рост национального самосознания и выпестыванный им национализм в республиках СССР так же во многом обусловил распад СССР.

Горбачевская гласность, ослабив цензурную удавку, привела к переосмыслению исторического прошлого народов СССР. В ряду других была подвержена критической переоценке и история воз­никновения на огромном геополитическом пространстве единого централизованного государства — России.

Причины обострения межнациональных отношений в наше стране западные исследователи склонны видеть в насильственном, тоталитарном характере «советской империи», создавшей особый тип колониализма, основанный на худших традициях Российской империи — «тюрьмы народов». По мнению же большинства отечественных политологов, такой подход является упрощенным толкованием происходящих в нашей стране событий. Он не дает ответа на многие вопросы, в частности: каким образом «тюрьма народов», «лоскутная империя» смогла выиграть величайшую войну в истории человечества, добиться в рекордные сроки ко­лоссального прорыва в науке, культуре, образовании, в том числе и на национальных языках?

Россия никогда не была империей в за­падноевропейском смысле слова. Она не эксплуатировала насе­ление национальных окраин, а, напротив, сама поставляла туда квалифицированные кадры. Этнические русские не обладали по­вышенным благосостоянием в сравнении с национальными мень­шинствами.) Напротив, по благосостоянию жителей Кавказ боль­ше напоминает метрополию, нежели центральные районы России.

Главной целью империи, создававшейся в России на протяже­нии веков, были не религиозная и культурная ассимиляция, а без­опасность русского государства. В отличие от колониальных на­родов Англии, Франции, Испании горцы Кавказа, татары Поволжья, народы Средней Азии и Казахстана сохранили и мусульманскую религию, и язык, и историческую память до сего дня.

На протя­жении веков большинство национальных окраин довольно спокойно относилось к своему новому статусу. Но вот к власти пришли боль­шевики, и страна стала рушиться. Первостепенную роль в этом сыграли так называемые «ленинские принципы разрешения наци­онального вопроса»: право наций на самоопределение, создание национальной государственности больших и малых народов и др. Польша и Финляндия сразу же после революции «ушли» из Рос­сии. За ними потянулись и другие. Зерно было брошено в благо­датную почву. Политические заморозки в эпоху сталинизма меша­ли ему прорасти, но как только тоталитарный режим рухнул, пош­ли дружные всходы, и вскоре огромное многонациональное госу­дарство рассыпалось словно карточный домик. Причем, процесс этот, помимо воли и желания его инициаторов, принял лавинооб­разный характер, унося в бурном потоке в ближнее зарубежье огромные исконно русские территории (Крым, Южную Сибирь и др.), превращая миллионы россиян в беженцев, которые всеми обижа­емы и никому не нужны.

Важное значение в распаде СССР имеют также социально-политические и экономические акции недавнего руководства страны, узаконивающие фактическое нера­венство наций, провоцирующие территориальные претензии и пограничные конфликты между ними.

В годы горбачевской «оттепели» развернулась острая борьба с бюрократами и бюрократизмом. А самые главные бюрократы в национальных республиках СССР были русские.

Последствия выбора, сделанного в начале девяностых годов нынешнего столетия, теперь налицо. Страна развалена. Этничес­кие споры, территориальные претензии, вооруженные столкнове­ния и полномасштабные войны стали кошмарной реальностью сегодняшнего дня. Только в 1992 —1993 гг. в межэтнических вой­нах на территории бывшего СССР погибло свыше 150 тысяч чело­век. Всего же за годы горбачевской «перестройки» и ельцинских реформ (1985—1995 г.г.) на территории СССР возникло более 240 кровавых конфликтов и войн, общее число жертв которых соста­вило полмиллиона человек.

Характерно, что во всех самоопределившихся республиках быв­шего СССР этническое большинство, составляющее и большин­ство парламентское, совершенно пренебрегает волей этническо­го меньшинства. Русские в Прибалтике и Средней Азии, осетины в Грузии и многие другие этнические сообщества лишены в стра­нах ближнего зарубежья, гражданами которых являются, права решающего голоса в качестве этнополитической совокупности. Хотя подобные злоупотребления численным большинством при­вели в ряде стран (Кипр, Шри-Ланка и др.) к страшным социальным потрясениям, поставившим под вопрос само независимое существование государства.

В большинстве районов бывшего Советского Союза события, словно снежный ком, катятся к кипрскому варианту. При самодо­вольном ослеплении этнического большинства.

Заключение

В заключении следует сказать , что были в истории России и смутные времена, и времена фео­дальной раздробленности, были и революции, и напасти иного рода. Но все перемалывала неукротимая воля многоплеменного народа жить в едином могучем централизованном государстве, где высший суд творили бы закон и право.

Итак, можно понять, что причин, как образования, так и распада было очень много. Причинами образования послужило то, что власти хотели централизованного государства во главе с коммунистической партией, в этом были и свои плюсы, и свои минусы. Однако это союзное государство не приказало долго жить. В распаде СССР, прежде всего, виновата правящая верхушка. Власть перенесла острейший кризис, после которого все попытки восстановления прежней системы не приводили к успехам. Перестала существовать единая партийная система, появились другие партии. После кризиса многие республики просто не захотели терпеть диктатуру центральной власти, им нужна была своя власть, независимость, в конечном счете, они признавали свой суверенитет и больше не относились к СССР. Это был еще один удар по центру. Разрабатывались новые соглашения и декларации, власти пытались удержать все на месте, но эта политическая система уже отжила свое. В результате СССР распалось, а к власти пришли демократы.

Список литературы

  1. История Отечества: Учебник для вузов/Под ред. акад. Г.Б. Поляка.- 2-изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство,2002.- 655 с.

  2. История России: Учебное пособие/А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова.-М.: Велби: Проспект, 2007.-560 с.

  3. История России: Учебник/Под ред. Ю.И. Казанцева, В.Г. Деева. - М.: ИНФРА-М, Сибирское соглашение,2002.-472 с.

  4. Маркова А.Н. История России.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001.- 408 с.

  5. Энциклопедический словарь юного историка: (Всеобщая история) / Сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. – М.: Педагогика – Пресс, 1994.- 448 с.: ил, карты.   

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24