Центральный Дом Знаний - Анархо-синдикализм

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 905

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Анархо-синдикализм

Анархо-синдикализм, течение в рабочем движении, находящееся под идеологическим и политическим влиянием анархизма.

Анархо-синдикалисты отрицают необходимость политической борьбы и самостоятельных политических рабочих партий и отвергают борьбу за диктатуру пролетариата. Их цель — социальный переворот, организованный синдикатами (профсоюзами), который должен уничтожить «на следующий же день» государство и политическую власть и создать общество, руководимое федерацией синдикатов, ведающей производством и распределением продуктов. Политической борьбе анархо-синдикалисты противопоставляют тактику «прямого действия» (экономическая забастовка, саботаж, бойкот и др.). Основным методом достижения своих целей они считают всеобщую экономическую стачку, с помощью которой профсоюзы якобы могут без революционной борьбы ликвидировать капитализм и взять в свои руки управление производством.

А. возник в конце 19 в. в тех странах, где наряду с крупными промышленными предприятиями существовало в то время большое число кустарных и полукустарных предприятий, была сильна в рабочем классе мелкобуржуазная прослойка, — во Франции, Италии, Испании, Швейцарии, государствах Латинской Америки. Наибольшего развития А. достиг в начале 20 в., чему в значительной мере способствовало разочарование рабочих в реформизме большинства лидеров социалистических партий.

В это время влияние А. проникло в международное профсоюзное движение. Накануне 1-й мировой войны А. приобрёл господствующее влияние во Всеобщей конфедерации труда Франции, в американской организации «Индустриальные рабочие мира», в Объединении итальянских профсоюзов (основано 1912), в Национальной конфедерации труда Испании (основана 1910). Синдикалисты активно действовали также в профдвижении Англии, Германии, Бразилии, Аргентины и ряда др. стран. В эти годы анархо-синдикалистские веяния распространились и на часть революционного крыла международного рабочего движения. В годы 1-й мировой войны в движении А. ведущую роль стали играть шовинистические элементы.

После Великой Октябрьской социалистической революции значительная часть революционных рабочих и среди них некоторые видные деятели А. (Г. Монмуссо — во Франции, Том Манн — в Англии, У. Хейвуд — в США и др.) встали на путь прогрессивного профдвижения. Ряд синдикалистских организаций Франции, Латинской Америки и др. примкнул к Красному интернационалу профсоюзов. В Англии, Италии и Японии различные синдикалистские организации и группы распались. Большую роль в раскрытии оппортунистической сущности А. сыграли партия большевиков и др. коммунистические и рабочие партии, 10-й съезд РКП(6) (март 1921) осудил «рабочую оппозицию» в партии, занимавшую в ряде вопросов по существу анархо-синдикалистские позиции. В 1922 правые лидеры анархо-синдикалистского движения образовали т. н. Международную ассоциацию трудящихся, объединившую анархо-синдикалистские организации Германии, Испании, Португалии, Франции, Аргентины, Уругвая и некоторых др. стран. Ассоциация выдвинула новую программу А. — программу «либертарного» («свободного») синдикализма, предусматривающего эволюционный переход от капитализма к «либертарному» (т. е. «свободному» от государственной власти, от диктатуры пролетариата) «коммунизму» путём постепенной передачи синдикатам производственно-общественных функций.

Рост влияния коммунистических и рабочих партий и новый подъём революционного рабочего движения в капиталистических странах после 2-й мировой войны резко подорвали позиции А. Вместе с тем идеи А. пользуются ещё известным влиянием среди некоторых слоев рабочего класса, а также среди части мелкобуржуазной интеллигенции некоторых стран. Анархо-синдикалистские тенденции иногда проявляются в той или иной форме и в социалистических странах.

Коммунисты ведут борьбу с анархо-синдикалистскими взглядами, добиваясь одновременно достижения единства действий всех рабочих организаций, независимо от идеологических расхождений, во имя укрепления позиций мира, демократии и социализма.

Лит.: Произведения К. Маркса и Ф. Энгельса см. в ст. Анархизм; Ленин В. И., Социализм и анархизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12; его же. Первоначальный проект резолюции Х съезда РКП о синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии, там же, т. 43; его же. Доклад о единстве партии и анархо-синдикалистском уклоне 16 марта, там же; его же, Заключительное слово по докладу об единстве партии и анархо-синдикалистском уклоне 16 марта, там же; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., ч. 1, М., 1954, с. 530 — 33: Лозовский А., Анархо-синдикализм и коммунизм, 2 изд., М., 1924; Ярославский Е., Анархизм в России, [М.], 1939; Канев С. Н., Как партия преодолела анархо-синдикалистский уклон, М., 1958; Фостер У. З., Очерки мирового проф. движения, пер. с англ., [М.], 1956; Лейбзон Б. М., Мелкобуржуазный революционаризм, М., 1967: Лагардель Г., Всеобщая стачка и социализм. Международная анкета. Мнения и документы, СПБ. 1907: Collinet М., L'ouvrier français. Esprit du syndicalisme, P., 1952.


АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ — мелкобуржуазное, враждебное интересам пролетариата оппорт} нистическое течение в международном профсоюзном дви­жении, переносящее в профессиональные союзы (но французски — syndicat) анархистские идеи (см. Анархизм).

Наибольшее распространение получил в конце 19 и начале 20 вв., в период перехода от про­мышленного капитализма к империализму, и яв­лялся попыткой в новых исторических условиях возродить вредные традиции прудонистов и баку­нистов. В. И. Ленин называл А.-с. «ревизио­низмом слева», к-рый «присиособляется к марк­сизму, .исправляя" его» (Соч., 4 изд., т. 15, стр. 24). Теоретики А.-с.— Сорелъ, Лагардель и др. Основные принципы А.-с. были выражены в про­граммном документе франц. анархо-синдикалистов— Амъенской хартии 1906.

Отрицая основные принципы марксизма — руко­водящую роль партии в рабочем движении, воору­жённое восстание как метод борьбы, диктатуру пролетариата как орудие пролетарской революции, А.-е., по определению Ленина, был «родным бра­том оппортунизма» (см. Сочинения, 4 изд., т. 25, стр. 394).

Конечную цель А.-с. видел в переходе орудий труда и средств производства в руки профсоюзов, считая, что одни профсоюзы без партии рабочего класса, без пролетарской революции и диктатуры пролетариата способны обеспечить победу над буржуазией. Отрицая необходимость создания для рабочего класса политической партии, проиоведуя «нейтральность» профсоюзов, анархо-синдикалисты считают, что профсоюзы должны быть единственной формой объединения рабочих. Решающим средством осуществления своей цели А.-с. считал всеобщую стачку, причём понимал её не как политич. заба­стовку, перерастающую в вооружённое восстание, а лишь как всеобщую экономич. стачку, в резуль­тате к-рой якобы будет уничтожен капитализм, а вместе с ним государство. Будущий общественный строй теоретики А.-с. утопически представляли в ви­де добровольного объединения производственных ас­социаций, к-рое должно ведать организацией произ­водства и распределения; они отрицали, таким образом, диктатуру пролетариата как необходимую форму его государственной власти после свержения капитализма. Как и анархизм, А.-с. отрицал все формы иолитич. борьбы рабочего класса — от использования пролетариатом парламентской три­буны до вооруженного восстания', провозгласив реакционный лозунг «нейтральности» профсоюзов в этой борьбе. Единственной формой давления на буржуазию А.-с. считал т. н. непосредственное действие — забастовки, бойкот, демонстрации, са­ботаж, порчу товаров.

Причины возникновения А.-с. лежат «в эконо­мическом строе и в характере развития всех капи­талистических стран» (Ленин В.И., Соч., 4 изд., т. 16, стр. 317). А.-с. возник в результате влияния буржуазной идеологии на рабочий класс, а также в результате неоднородности рабочего класса, непре­рывно пополнявшегося за счёт разоряемой капита­лизмом мелкой буржуазии города и деревни, наличия в нем выходцев из крестьянских кругов, из бур­жуазной интеллигенции. «Это выходцы из других классов,— указывает И. В. Сталин, — недавно только влившиеся в состав пролетариата и внёсшие в рабочий класс свои навыки, свои привычки, свои колебания, свои шатавия. Этот слой представ­ляет наиболее благоприятную почву для всяких анархистских, полуанархистских и „ультралевых" группировок» (Соч., т. 9, стр. 10).

Наибольшее распространение А.-с. получил во Франции, Италии, Испании, Швейцарии и госу­дарствах Латинской Америки, т. е. в тех странах, где существовала значительная мелкобуржуазная прослойка в населении и где, наряду с крупными промышленными предприятиями, сохранилось боль­шое число кустарных и полукустарных предприятий.

А.-с. представлял весьма неоднородное течение, в нём всегда шла борьба между пролетарскими и мелкобуржуазными элементами. Значительная часть рабочих, входивших в анархо-синдикалистские профсоюзы, не разделяла теоретич. взглядов их вожаков. Сам факт распространения А.-с. был связан с тем, что рабочие из протеста против реформист­ской и центристской деятельности вождей социали­стич. партий 2-го Интернационала шли в анархо- синдикалистские профсоюзы в надежде вести там революционную борьбу против капитализма. «В западной Европе,— указывал В. И. Ленин,—рево­люционный синдикализм во многих странах явился прямым и неизбежным результатом [крайностей) оппортунизма, реформизма, парламентского кре­тинизма» (Ленинский сборник 25, 1933, стр. 117). Преувеличивая роль «активного меньшинства», анархо-синдикалисты не боролись за создание много­численных массовых профорганизаций. Для проф­союзов, находившихся под их влиянием, харак­терны малочисленность, организационная раздроб­ленность, цеховой принцип построения.

Победа Великой Октябрьской социалистич. рево­люции в России показала на практике, что для уничтожения экснлоататорского строя рабочий класс должен создать свою диктатуру, к-рая одна лишь может удержать и закрепить завоевания пролетар­ской революции. Она показала, что без револю­ционной партии, сплочённой единой целью, борьба рабочего класса обречена на поражение.

Великая Октябрьская социалистич. революция, повлекшая за собой коренной перелом в идеологии рабочего класса, ознаменовала победу марксизма над ревизионизмом всех видов в международном рабочем движении. Рабочие, составлявшие левое крыло А.-е., порвали окончательно с этим оппорту­ниста. течением и перешли в революционные проф­союзы, работающие иод руководством коммуни- стич. партий (это привело, напр., к образованию Унитарной конфедерации труда Франции в 1922 и Латино-американской конфедерации профсоюзов в 1929). Правые, мелкобуржуазные элементы А.-с. пре­вратились в прямых защитников и агентон капита­лизма. Пытаясь укрепить своё, сильно подорванное в пролетарских массах, влияние, реакционные анар­хо-синдикалистские деятели в 1922 предприняли по­пытку создать анархо-синдикалистское международ­ное объединение (интернационал) — т. н. Междуна­родную ассоциацию трудящихся. Однако это объеди­нение не пользовалось сколько-нибудь значительным влиянием ни в одной стране и перед второй мировой войной окончательно распалось.

Банкротство идей А.-с. привело, по существу, к ликвидации А.-с. как течения в международном рабочем движении. Нек-рое влияние А,-с. сохра­нил только в странах Латинской Америки. После второй мировой войны реформистские деятели профсоюзов \Жуо  и др.], став агентами амер. империализма, стараются искусственно возродить идеи А.-с. с целью внести раскол в рабочее движение и ослабить влияние коммунистич. партий на проф­союзные массы.

В России А.-с. не имел распространения среди I профсоюзов, к-рые «возникли, развивались и окрепли после партии, вокруг партии и в дружбе с пар­тией» (Сталин, Соч., т. 7, стр. 104). Синдика­листские тенденции проявились после поражения революции 1905 в лозунге созыва беспартийного «рабочего съезда» и в предложении меньшевиков провозгласить «нейтральность» профсоюзов. V съезд РСДРП (1907) осудил эти вреднеишие идеи и принял большевистскую резолюцию о профсоюзах.

После Великой Октябрьской социалистич. рево­люции в период перехода на мирную работу но восстановлению народного хозяйства А.-с. нашёл своё выражение в платформе т. н. рабочей оппозиции (см.), к-рая «сводила на-нет роль партии, отрицала значение диктатуры пролетариата в хозяйственном строительстве... противопоставляла профсоюзы Со­ветскому государству и коммунистической пар­тии» [История ВКП(б). Краткий курс, стр. 241] во время дискуссии о профсоюзах. X съезд пар­тии (1921) осудил положения анархо-синдика- листской антипартийной «рабочей оппозиции», «при­знал пропаганду идей анархо-синдикалистского уклона несовместимой с принадлежностью к комму­нистической партии и призвал партию к решительной борьбе с этим уклоном» (там же, стр. 244).

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Немецкая идео­логия, Соч., т. 4., [М.], 1938; Маркс К., Нищета фило­софии, там же, т. 5, М. — Л., 1929; его же. Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там те, т. 15, [M.J, 1935; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же; е г о же, Об авторитете, там же; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 10 («Социализм и анархизм»), т. 12 («Проекты резолюций к пятому съезду РСДРП», етр. 120), т. 13 («Интеллигентские воители против господства ин­теллигенции». стр. 282), т. 25 («Государство и революция»), т. 27 («О революционной фразе»,' етр. 3—4, «Очередные задачи Советской власти», стр. 233—42); Соч., 3 изд., т. 25 («Детская болезнь .левизны" в коммунизме»), т. 26 («X съезд РКП(б) 8—16 марта 1921 г. 3. Заключительное слово по отчету ЦК РКП(б) 9 марта. 8. Первоначальный проект ре­золюции X съезда Р. К. П. о синдикалистском и анархист­ском уклоне в нашей партии. 9. Доклад об единстве партии и анархо-еиндикалистском уклоне 16 марта. 10. Заключи­тельное слово по докладу об единстве партии и анархо-син- дикалистском уклоне 16 марта»); С т а л и н И. В., Соч., т. 1 («Анархизм или социализм?»), т. 2 («Лондонский съезд Российской Социал-Демократической Рабочей Партии. Гл. 4 — 0 рабочем съезде»); История Всесоюзной Коммунисти­ческой партии (большевиков). Краткий курс, [Москва], 1948.


Анархо-синдикализм (от др.-греч. ἀναρχία — безвластие; σύνδικος — защитник, общий; фр. syndicat —профсоюз, союз), часть международного анархистского движения, корнями которого являются идеи Пьера Жозефа Прудона и Михаила Александровича Бакунина. В основе анархо-синдикализма лежит идея о том, что только революционные организации трудящихся, базирующиеся на принципах взаимопомощи и коллективногосамоуправления должны, и могут способствовать построению нового, действительно справедливого общества.

Сам термин анархо-синдикализм, как считает ведущий современный исследователь данного движения Вадим Дамье, возник в России, в десятые годы двадцатого столетия.

Из известных теоретиков анархо-синдикализма можно отметить Рудольфа Роккера, Диего Абада де Сантильяна,Пьера Бенара, Александра Беркмана, Эмилио Лопеса Аранго, Анхеля Пестанья, Исаака Пуэнте, Августина Зухи,Александра Шапиро, Всеволода Волина, Якова Кирилловского (Новомирский Д. И.) и др. 

Анархо-синдикализм, или рабочий анархизм, признаёт только низовую, неиерархическую, самоорганизацию трудящихся и потому отвергает участие ворганах власти, а также политические партии и иерархические профсоюзы.

Анархо-синдикалисты призывают к развитию навыков самоуправления и солидарности через самоорганизацию в повседневной борьбе за улучшение жизненных условий и расширение прав наёмных работников, против произвола капитала и государства, проводя забастовки и другие подобные акции протеста (так называемые акции «прямого действия»), чтобы подготовить тем самым социальную революцию, которая должна привести к торжествулибертарного (свободного, вольного) коммунизма.

Анархо-синдикалисты считают, что профсоюзы должны действовать на основе принципа принятия решений всем коллективом, через общие собрания на местах. Они отвергают разделение людей по половому, возрастному, этнонациональному признаку, равно как и любые другие виды сегрегации идискриминации. Для анархо-синдикалистов каждый человек ценен прежде всего как уникальная личность, являющаяся частью всего человеческого общества:

Моя семья — всё человечество, а моя родина — весь мир... Это не романтическая фраза, это программа будущего. И я не собираюсь пятиться назад, чтобы отыскивать в прошлом мнимый золотой век утраченной чистоты, о котором говорил, но в который сам не верил.

— Жан-Жак Руссо 

Цели анархо-синдикалистов:

  1. Свободное объединение людей в коммуны и их федерации вплоть до всемирного уровня

  2. Организация труда посредством создания ассоциаций производителей

  3. Ликвидация частной собственности и государства — капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое, или внеэкономическое

  4. Свободное развитие каждой личности во всех её проявлениях

Рабочие-анархисты организуются в профсоюзы и общества рабочего сопротивления — межпрофессиональные или по отдельным профессиям, а также территориальные объединения. В таких организациях не должно быть каких либо вождей, а также «освобождённых», оплачиваемых функционеров.

  • Свободное объединение людей в коммуны и их федерации вплоть до всемирного уровня — действуя по принципу горизонтальной самоорганизации люди сами, без чьей бы то ни было указки смогут организовать жизнь так, как они того действительно захотят, и учитывая мнение по возможности каждого отдельного человека, а не узкой группы лиц, как это происходит в государстве или капиталистическом предприятии (фирме), бюрократов, а все решения должны приниматься общими собраниями трудящихся.

  • Организация труда посредством создания ассоциаций производителей — исходным пунктом является понятие о том, что такое современное положение вещей, когда руководство предприятий распоряжается результатами труда непосредственных производителей является несправедливой, и, по сути, является грабежом трудящихся. Подразумевается, что в обществе либертарного коммунизма производственный процесс будет организовываться и контролироваться непосредственно самими трудящимися, производителями, всем производственным коллективом в целом, а, так как все они являются жителями какой-то области, федерации, коммуны или общины, то и участвовать в непосредственном распоряжении плодами труда должны будут все жители.

  • Ликвидация частной собственности и государства — капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое, или внеэкономическое — частная собственность возникла, когда общество стало расслаиваться на угнетённых и угнетателей, и чем больше увеличивался между ними разрыв, тем больше укоренялся институт частной собственности, который способствовал все большему разрыву межличностных отношений, приводя к тому, что человек действительно становился человеку волком. Таким образом ликвидируя данный институт, анархо-синдикалисты добиваются торжества принципа солидарности и ликвидации самого существования классового общества, когда одни люди (власть, правители, буржуазия) заставляют основную массу населения (трудящихся, наемных работников) жить по навязываемым им предписаниям, которые не учитывают мнения большинства, и не способствуют их полноценной самореализации.

Соответственно и государство рассматривается именно как орган насилия и принуждения, в действительности необходимый лишь узкой группе лиц, стремящихся сохранить своё господство. Уничтожив государство, капиталистические отношения, искоренив в обществе иерархию, а также экономическое и внеэкономическое принуждение анархо-синдикалисты стремятся к созданию общества, живущего в гармонии между всеми его членами, которые сами, коллективно распоряжаются своей судьбой.

  • Свободное развитие каждой личности во всех её проявлениях — даже во время расцвета социального государства (которое активно сворачивается с развитием капиталистической глобализации и неолиберализма) люди так и не получили возможности для полноценного самосовершенствования, саморазвития, так как их возможности всегда ограничивались теми пределами, которые устанавливала государственная власть, и что им позволяли экономические возможности (тем более что капитализм подразумевает под собой, что какая-то часть людей всегда будет находиться на социальном дне, лишённая доступа к большинству, если ни ко всем общественным, социальным благам).

Это положение анархо-синдикалисты стремятся исправить, предоставив возможность каждому члену общества для максимально возможного самосовершенствования и развития, которое будет ограничено только ресурсами, возможностями общества. 

Исторически анархо-синдикализм восходит к работам Пьера Жозефа Прудона и Михаила Бакунина. Однако возник он далеко не сразу. Прудон заложил первоосновы, такие как идеифедерализма, примат экономической борьбы над политической (то есть подчинение политической борьбы экономическим интересам рабочего класса) и объединения в рабочие ассоциации; отрицание капитализма, государственности которые были развиты в дальнейшем Михаилом Бакунинынм. Отсюда проистекают одни из первых мостков к возникшему уже несколько позже анархо-синдикализму.

Собственно идеи и методы, лёгшие впоследствии в основу анархо-синдикализма, были сформулированы во время существования Первого Интернационала. Особенно ярко это проявилось в бакунистских секциях Интернационала, в Юрской Федерации. Однако Первый Интернационал был расколот по вопросу политической, парламентской борьбы; либертарное крыло, представленное Михаилом Бакуниным, противоположное — Карлом Марксом. Сторонники анархистских идей имели большое влияние на развитие рабочего движения в Испании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах, и Латинской Америке.

Однако приблизительно к началу 1890-х годов анархисты оказались маргинальным движением, растерявшим свое влияние. Они были увлечены идеями индивидуального террора и «пропаганды действием», что подкреплялось увлечением идеями популярного тогда Ницше.

Развитие синдикалистского движения во Франции и обращение к нему анархистов способствовало постепенному выходу анархистского движения из кризиса. В 1892 году французские «биржи труда» (изначально они просто фиксировали спрос и предложение труда, однако быстро стали также и рабочими клубами, культурно-образовательными центрами) объединились с профсоюзным объединением Всеобщая Конфедерация Труда (ВКТ) создав единую ВКТ, базировавшуюся на принципах революционного синдикализма. К 1912 году в ней состояло около 600 тыс. рабочих, из 1 миллиона организованных в профсоюзы.

«Амьенская хартия», принятая ВКТ в 1906 году является ключевым текстом в вопросе о развитии революционного синдикализма, отклоняющего парламентаризм в пользу революционнойклассовой борьбы.

Термины анархо-синдикализм и революционный синдикализм иногда используют как синонимы, однако делать так неправильно, так как два этих термина несут различную смысловую нагрузку.

«Термин „анархо-синдикалист" вошел в широкое употребление только в 1921-1922, когда стал применяться полемически, как уничижительное слово коммунистами любым синдикалистам …, кто выступал против усилению контроля над синдикализма со стороны коммунистических партий».

Использование термина «анархо-синдикализм» демонстрирует увеличивающийся разрыв между сторонниками ортодоксального, политического марксизма и теми участниками профсоюзного движения, которые защищали полную независимость рабочего движения от политических партий после Октябрьской революции. До того времени революционный синдикализм объединял собой представителей различных левых направлений, на классовой основе, без различия партийной принадлежности, как это и провозглашалось Амьенской хартией.

Дальнейшее развитие революционно-синдикалистских идей способствовало широкому развитию и распространению уже собственно анархо-синдикализма. 

После того как на рубеже 19-20 столетий анархистское движение оказалось в тупике, выход был найден в анархо-синдикализме:

«Анархо-синдикалистское движение, пришедшее на смену старому анархизму, который исчерпал себя в героических, но бесперспективных террористических акциях, стремительно вышло на политическую сцену. Оно стало олицетворением анархистских идеалов: широкое радикальное рабочее движение, стоящее на платформе отрицания государства и капитализма, выступающее за социальную революцию и использующее тактику «прямого действия»: всевозможные забастовки, вплоть до всеобщей, различный саботаж, бойкот,антимилитаристская пропаганда, вооружённое сопротивление в интересах защиты собственных жизни и свободы». 

Основная часть международного анархо-синдикалистского движения объединена в Международная ассоциация трудящихся (МАТ) — Анархо-Синдикалистсий Интернационал, который был создан на учредительном конгрессе, проходившем в Берлине нелегально с 25 декабря 1922 г. по 2 января 1923 г., при этом периодически прерываясь полицейскими рейдами и арестами. Фактически это были наследники антиавторитарного крылаПервого Интернационала.

Наиболее известными и мощными оказались Аргентинская региональная рабочая федерация (ФОРА), Итальянский синдикальный союз (УСИ) а также Национальная конфедерация труда (НКТ) и Федерация Анархистов Иберии (ФАИ) в Испании: на учредительном конгрессе МАТ делегаты от ФОРА представляли 200 тысяч членов, УСИ — 500 тысяч, НКТ представлен не был, по причине задержания их делегатов полицией по дороге в Берлин (на тот момент в НКТ состояло несколько сотен тысяч человек. Так, например, испанские анархисты оказались на передовой Испанской Революции и Гражданской войны 1936—1939 годов, проигравшие свою борьбу во многом из-за предательства союзников по антифашистскомулагерю, ударивших весной 1937-го года по анархистским тылам, подавив тем самым Революцию. В свою очередь члены итальянской УСИ приняли активное участие в сопротивлении установлению в стране фашистской диктатуры Муссолини, в Аргентине анархо-синдикалисты так же активно противодействовали авторитарным силам, а в Германии члены анархо-синдикалистского профсоюзного объединения ФАУД (на учредительном конгрессе МАТ их делегаты представляли 120 тысяч членов) активного участвовали в революционных событиях после Первой мировой войны, и были окончательно раздавлены глубоким экономическим кризисом, охватившем послевоенную Германию, породившем массовуюбезработицу и обнищание народа.

Ещё одно международное профсоюзное объединение, находящееся под сильным влиянием анархо-синдикализма — Индустриальные рабочие мира(ИРМ). этот союз был образован в 1905 году и сыграл свою немалую роль в развитии анархо-синдикализма в Америке.

«В США в 1905 г. по инициативе радикальных профсоюзов была образована организация «Индустриальные рабочие мира» (ИРМ), которая также приобретала все более отчетливый революционно-синдикалистский характер: она ориентировалась на прямое действие, стремилась сочетать выступления за непосредственное улучшение положения рабочих с борьбой за социальную революцию и новое общество, организованное на основе профсоюзов, управляющих производством. В отличие от официальных профсоюзов, ИРМ широко включали в свой состав также неквалифицированных рабочих, иммигрантов, женщин».

К началу Второй империалистической (мировой) войны анархо-синдикалисты оказались полностью дезорганизованы.

По окончании Второй мировой войны, на фоне развития кейнсианского социального государства, возрождение анархизма казалось маловероятным, анархистские идеи были не актуальны, хотя МАТ и восстановил постепенно свою деятельность.

После войны ИРМ пережил краткий подъем, который закончился уже к 50-м годам. Краткосрочный взлет анархо-синдикализма наблюдался в эти годы и в других странах, но в любом случае все эти организации продолжали оставаться лишь тенями былого движения, объединявшего раньше в своих рядах сотни тысяч, миллионы людей. В начале 2000х годов в ИРМ состоит несколько тысяч человек, и участники данного профсоюзного объединения отмечают определённый рост за последние годы своих рядов.

Новый подъём анархо-синдикализма произошёл после волны студенческих и рабочих протестов и бунтов 1968-1969 годов.

Наибольшего подъема в послевоенные годы, как и до войны, смогло достигнуть испанское анархистское профсоюзное движение. Остатки анархо-синдикалистов продолжали сопротивление в подполье после установления диктатуры Франциско Франко и после его смерти в 1975 году начали возрождать движение. Активно участвуя в забастовочном движении, проводя митинги и демонстрации, НКТ имели в своих рядах по данным Л. Гамбоне 300 000 членов к 1979 году, однако, под давлением репрессий, внутренних расколов (возможно спровоцированных правительством), споров вокруг участия/неучастия в профсоюзных выборах их численность постепенно снижалась: по данным все того же Гамбоне в 1987 в НКТ состояло уже только 63 000 членов, а к началу 2000-х осталось и вовсе всего 4-5 тысяч человек (правда в последующие году ситуация наконец-то нормализовалась, и к 2009 в НКТ насчитывалось уже около 10-15 тысяч человек.

В НКТ произошло несколько расколов, самым заметным из которых стал раскол 1979 года, в результате которого образовались НКТ-МАТ (CNT-AIT) иНКТ-У (CNT-U). Причиной данного раскола явилась позиция по отношению к участию в выборах в рабочие комитеты на предприятиях. Члены НКТ-МАТ выступили против участия, так как по их мнению:

«Благодаря комитетам предприятий и делегатам, профсоюзная бюрократия, связанная через политические партии с предпринимателями иправительствами, заключают договоренности, которые не могут обсуждаться. Комитеты предприятий приобретают исключительный характер на фабрике или в учреждении. Выборы в комитеты предприятий также способствуют выходу из профсоюзов: трудящийся довольствуется легким решением - избрать делегата вместо того, чтобы участвовать в профсоюзной деятельности. Тем более, что трудящийся не может призвать таинственного профделегата к ответу».

После нескольких судебных разбирательств НКТ-У сменила в 1989 году название на ВКТ — Всеобщая конфедерация труда (CGT: Confederación General del Trabajo). По официальным данным ВКТ на начало 2009 года в ней состоит 60.000 членов, хотя активно действующих членов организации значительно меньше (так, если судить по отчетам о проведении первомайских митингов и демонстраций в Испании в 2009 году, размещенных на сайтах НКТ и ВКТ, НКТ вывели от 6,5 до 7 тысяч человек, а ВКТ — 10-12 тысяч).

Loading

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24