Центральный Дом Знаний - Анатолий (Грисюк)

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 905

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Анатолий (Грисюк)

Митрополит Анато́лий (в миру Андре́й Григо́рьевич Грисю́к; 20.08.1880, город Ковель, Волынская губерния — 23.01.1938, республика Коми), епископ Православной Российской Церкви; с 1928 года архиепископ (с 1932 года митрополит) Одесский и Херсонский. Прославлен в лике святых Русской Православной Церкви в 2000. 

Родился в семье чиновника. Окончил Кременецкое духовное училище, Волынскую духовную семинарию в 1900, Киевскую Духовную академию в 1904 со степенью кандидата богословия В 1904-1905 был профессорским стипендиатом академии по кафедре общей церковной истории. В 1905—1906 был командирован в Константинополь для занятий в находившемся там археологическом институте. Магистр богословия (1911, тема диссертации: «Исторический очерк Сирийского монашества до половины VI-го века»; эта работа была удостоена премии митрополита Макария).

В 1903 был пострижен в монашество и рукоположён во иеромонаха.

С 3 июня 1905 — исполняющий должность доцента по кафедре общей церковной истории Киевской духовной академии. С 4 августа1911 — доцент академии. 29 августа 1911 возведен в сан архимандрита. С 10 января 1912 — был экстраординарный профессор Киевской духовной академии. С 8 июня 1912 — инспектор и экстраординарный профессор Московской духовной академии.

С 6 июня 1913 — ректор Казанской духовной академии, читал в ней лекции по истории древней церкви. Был последним ректором в истории академии.

Знал классические и некоторые восточные языки, изучал первоисточники истории христианства на Древнем Востоке, отличался «страстным стремлением докопаться до самой мудрёной хронологической даты». Избирался членом Совета Казанского отдела Русского собрания.  

С 29 июня 1913 — епископ Чистопольский, второй викарий Казанской епархии (одновременно занимал пост ректора академии). С июля 1914 — второй викарий Казанской епархии.

После официального закрытия академии советской властью она, сохраняя учебную программу, работала в частном порядке. Поскольку здание академии было отобрано, то лекции читались на дому у профессоров, а совет академии собирался на квартире её ректора. В начале 1921 чекисты перехватили присланный епископом Анатолием Патриарху Тихону пакет с отчётом о учебной деятельности академии, что привело к появлению письма из ВЧК в Наркомюст, в котором, в частности, говорилось: «Наличность в Казани подобного очага мракобесия, руководимого духовно-административным центром… нежелательна. Просим вас принять меры к пресечению дальнейшей деятельности указанного учреждения». В марте 1921 епископ Анатолий был арестован и приговорён к одному году принудительных работ. Был отправлен в Москву и заключён на несколько месяцев в Бутырскую тюрьму, где его жестоко избили, сломали челюсть и два ребра.

С 28 февраля 1922 — епископ Самарский и Ставропольский. 24 февраля 1923 вновь арестован за противодействие обновленческому движению (формальным поводом для ареста послужило найденное при обыске в его квартире антисоветское воззвание, написанное от его имени; сам владыка Анатолий заявил, что это фальшивка). 4 августа 1923 ненадолго освобождён, вскоре возведён Патриархом Тихоном в сан архиепископа. 

18 сентября 1923 был вновь арестован, обвинен в распространении антисоветских слухов и выслан на три года в административном порядке в Туркмению — в город Полторацк (нынеАшхабад), а с 1925 — в Красноводск. Продолжал интересоваться научными вопросами в ссылке, из которой писал профессору А. И. Бриллиантову: «А что до нас, то мы теперь не столько изучаем древнюю церковную историю, сколько являемся жертвами трагизма новейшей русской церковной истории. Служебная и неслужебная одиссея поставила нас далеко от библиотек и даже от собственного небольшого собрания книг по специальности. Очень любопытно было бы узнать — каково состояние науки древней церковной истории в Европе после войны и какие открытия, капитальные издания и крупные исследования можно там отметить…». Вернулся из ссылки в 1927. 

Поддержал церковную политику митрополита Сергия (Страгородского). С 1927 — постоянный член Временного при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя Священного Синода. С1928 — архиепископ Одесский и Херсонский, с 21 октября 1932 — митрополит. С 1934 по 1935 гг. временно управляющий Харьковской Епархией. В этот период власти закрыли многие храмы епархии (ряд церквей были взорваны), арестовали значительную часть духовенства. Митрополита неоднократно вызывали на допросы в управление ГПУ, то глубокой ночью, то во время богослужения (в последнем случае митрополит сначала завершал службу, несмотря на недовольство чекистов).

По отзывам верующих и духовенства, был добрым и всем доступным человеком, прекрасным проповедником. По воспоминаниям митрополита Мануила (Лемешевского), «по внешности был малого роста, щуплый, сутуловатый, всегда смотревший вниз, — производил впечатление человека, углубленного в себя и занятого своими мыслями». 

Арестован в ночь с 9 на 10 августа 1936. Обвинён в том, что «связался с католическим ксендзом города Николаева Зноско Христианом Леонтьевичем, с которым вел переговоры об установлении антисоветского блока путем воссоединения восточной (православной) и западной (католической) церквей на началах унии, с подчинением православной церкви папе Римскому. В повседневной своей деятельности вел антисоветскую агитацию и в форме контрреволюционных высказываний систематически внедрял антисоветские установки духовенству и церковникам, воспитывая их таким путем в контрреволюционном направлении». В ответ на эти обвинения заявил, что антисоветской агитацией не занимался, а также «связи с представителями католической церкви я не имел и никаких переговоров об объединении православных и католиков не вёл. Заявляю, что я убежденный антикатолик и по своим религиозным воззрениям, как православный архиерей, не мог вести таких переговоров». С католическим же священником имел разговор частного характера. Был отправлен в Москву, где заключён в Бутырскую тюрьму. Уже в это время был тяжело болен, у него отнимались ноги.

21 января 1937 Особое Совещание при НКВД СССР приговорило митрополита Анатолия к пяти годам заключения в лагерь. Несмотря на болезнь, его отправили общим этапом вместе с уголовниками, которые в дороге обворовали митрополита. Часть пути узники проезжали по железной дороге, затем шли пешком — по снегу в условиях суровой, близкой к заполярной зимы. Владыка Анатолий с трудом передвигался: когда он падал, ему разрешали сесть в кузов грузовика и везли до тех пор, пока он не приходил в себя, а затем снова гнали пешком.

В феврале 1937 прибыл в Кылтовскую сельхозколонию в Коми (см. Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь), в мае отправлен на общие работы. В октябре в связи с ухудшением состояния здоровья переведён на инвалидности, но уже в ноябре его вновь вывели на общие лагерные работы. К этому времени почти ослеп. Из отчёта администрации лагеря: «Работу выполняет на 62%. По старости работает слабо, но старается». 

В январе 1938 был помещён в лагерную больницу, где скончался. В его жизнеописании сказано, что перед самой смертью от владыки потребовали, чтобы он отдал свое Евангелие и нательный крест, с которым он никогда не расставался. Евангелие вырвали из его рук силой, но крест он не отдал. 

Канонизован как местночтимый святой Херсонской епархии Украинской православной церковью в 1997. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Соч.:

  • Проф. Амфиан Степанович Лебедев. Труды К. Д. А. 1910, март.

  • Памяти проф. В. В. Болотова. Труды К. Д. А. 1910, апрель.

  • Проф. Константин Дмитриевич Попов (Некролог). Труды К. Д. А. 1911, июль-август.

  • Исторический очерк Сирийского монашества до половины VI-го века. Киев, 1911.

  • Св. Флавиан, архиепископ Константинопольский, исповедник. Киев, 1912.

  • Знаменитый документ. «Православный собеседник». 1913, сентябрь.

  • Дельфийская надпись и её значение для хронологии Ап. Павла. Труды К. Д. А. 1913, январь.

Loading

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24