Центральный Дом Знаний - Тюрьмы и ссылка в России в 18 веке

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Тюрьмы и ссылка в России в 18 веке

Содержание 2

Введение 3

1 Право и суд российской империи в XVIII веке 5

1.1 Русское законодательство в XVIII веке 5

1.2 Развитие гражданского права 8

1.2.1 Право собственности 8

1.2.2 Залоговое право 11

1.2.3 Обязательственное право 12

1.2.4 Наследственное право 14

1.2.5 Семейно-брачное право 14

1.3 Развитие уголовного права 19

1.4 Суд и процесс 24

2 Преступление и наказание в России в 18 веке 30

2.1 Понятие преступления 30

2.2 Виды преступлений 31

2.3 Наказание 35

2.4 Виды наказаний 36

3 Тюрьмы и ссылки в России в 18 веке 39

3.1 Тюрьмы 18-го века 39

3.2 Ссылки в России в 18 веке 42

Список источников и литературы 50

Введение

В ХVIII-ХIХ веках было построено много тюрем, был законодательно урегулирован единый для всех мест лишения свободы порядок содержания под стражей. В своем стремлении не отстать от Европы Россия сделала ряд прогрессивных шагов, направленных на обеспечение дифференцированного подхода к подследственному и срочному заключению, установление режима подследственного заключения, отвечающего принципу презумпции невиновности. Реальным их воплощением стал Дом предварительного заключения в Санкт-Петербурге - наглядный образец того, как трансформируются на национальной почве идеи, позаимствованные на Западе.

В немалой степени достигнутым прогрессом Россия была обязана монаршему интересу к развитию уголовно-исполнительной системы, а также ее открытому характеру для контроля и влияния со стороны общественности. Однако тяжелое экономическое положение и нестабильная политическая обстановка не позволили закрепить и расширить прогрессивные изменения[2, с. 156].

На наш взгляд, тема данной работы является актуальной, так как именно в 18 веке в России закладываются основы системы исполнения наказаний на западный манер.

Цель настоящей работы – рассмотреть систему тюрем и ссылок в России 18 века.

В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть правовые основы в России в 18 веке;

  • рассмотреть систему тюрем и ссылок в России 18 века.

Объектом исследования данной курсовой работы являются непосредственно тюрьмы и ссылки в России в 18 веке. Предметом исследования, соответственно, институт права и механизмы его функционирования в России в 18 веке.

В ходе написания курсовой были использованы различные методы исследования: метод анализа исторической научной и художественной литературы, методы анализа, синтеза, метод сравнения.

Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В ведении обосновывается актуальность темы, намечаются основные цели и задачи исследования.

В первой главе рассматриваются основные характерные черты права и судебной системы российской империи в XVIII веке.

Во второй главе анализируется система преступлений и наказаний в России в 18 веке.

В третьей главе рассматривается система тюрем и ссылок в России 18 века

В заключении на основе рассмотренных вопросов делаются соответствующие выводы.

1 Право и суд российской империи в XVIII веке

1.1 Русское законодательство в XVIII веке

С оформлением абсолютизма увеличивается значение закона как ис­точника права, право обычное сходит на нет. Теперь закон регулирует деятельность и структуру государственных учреждений, органов само­управления, прочих объединений и организаций. Законодательной ини­циативой обладали в XVIII в. все государственные органы, от императо­ра, Сената, коллегий, до местных – губернаторов. В высших органах вла­сти происходило и их обсуждение. Законы утверждались императором, в отдельные периоды – Сенатом, чаще всего в отсутствие монарха.

Законы посылались на места заинтересованным учреждением, а для «всенародного объявления» их прочитывали в церквах и на ярмарках, вы­вешивали в людных местах. Ссылка на незнание закона не имела силы.

По форме законы становятся весьма многообразными. По случаю важ­ных государственных событий (объявления войны, мира, восшествия на престол нового монарха и пр.) издавались манифесты. Они исходили от царя и подписывались его именем. В манифестах по поводу восшествия на престол излагались обычно официальная версия смерти предшественника и программа предстоящего царствования. Иногда просто сообщалось: «Мы, такой-то, взошли на престол», радуйтеся. Радость населения значи­тельно увеличивалась, если при этом объявлялось о снижении цены на соль или другие объекты государственной монополии.

Наиболее обильная и важная форма законов указы именные, сенат­ские, других государственных органов. Большинство их имело адресат: госучреждение нижестоящее или конкретное должностное лицо. Нередко указы подменяли распоряжения, разницу между ними подчас уловить трудно. Но есть среди указов и весьма важные: Указ о единонаследии 1714 г., О форме суда 1723 г., О секуляризации 17б4 г. и др. Именно с помощью указов и распоряжений разного рода в России вводилась регламентация всех проявлений деятельности общества. Историк М. М. Богословский писал, что подданный Петра I «обязан был нести установленную указами службу государству, он должен был жить не иначе, как в жилище, постро­енном по указному чертежу, носить указное платье и обувь, предаваться указным увеселениям, указным порядком и в указных местах лечиться, в указных гробах хорониться и указным образом лежать па кладбище, предварительно очистив душу покаянием в указные сроки» [14, с. 182-183].

Пётр I любил издавать уставы, специальные сборники законов, посвя­щенные какой-то одной сфере государственной деятельности: Воинский, Морской. Позднее в уставах стали определять нормы отдельных частей материального права: Устав о векселях (1729 г.). Устав благочиния (1782 г.), О банкротах (1800 г.) и др. Петровские уставы весьма сильно зависели от аналогичных законов западных стран и применялись не только в воен­ной сфере, но и в гражданских судах[7, с. 293].

Весьма важным для истории права памятниками Петровского времени являются регламенты, определявшие устройство новых органов управле­ния. Это Генеральный регламент или устав коллегиям, Духовный регла­мент, Регламент главного магистрата, о которых уже шла речь. Многие законы Петр I писал лично, проекты других выправлял. В 1721 г., к при­меру, как явствует из его расписания, он четыре дня в неделю сочинял Ад­миралтейский регламент. Вообще законотворческая деятельность, к кото­рой Петр I привлекал иностранных ученых, была при нем очень интенсив­ной. Только за I четверть XVIII в. принято свыше 3200 актов. Нередко они противоречили друг другу, принимались без отмены и переработки прежних, подчас приносили вред вместо пользы. Петр ввел также за правило вносить дополнения к статьям законов под заголовком толк, где разъяс­нялись возможные двусмысленности и толковались спорные ситуации. Царь верил во всесилие закона и надеялся через его посредство изменить страну. Закон вторгался во все сферы жизни подданных, в том числе и в сферу личной жизни.

После Петра законотворческий процесс заметно поугас, но вера в силу закона сохранялась. Особое место отводила закону в своей деятельности «просвещенная» государыня Екатерина II, намеревавшаяся создать в Рос­сии правовое государство. При ней на основе «Учреждения для управле­ния губерний Всероссийской империи» 1775 г. была оформлена админист­ративная управленческая система российского государства. «Жалованные грамоты» 1785 г. закрепили права и обязанности дворян и горожан. Особо должны быть отмечены попытки Екатерины II принять новое Уложение законов[13, с. 312-313].

Вопрос о создании общего кодекса законов был поставлен уже в 1700 г., и при Петре I, и при Елизавете Петровне заседали кодификационные ко­миссии, но из-за отсутствия профессионально подготовленных к этой ра­боте юристов деятельность их не увенчалась успехом. Новую комиссию (девятую по счету) Екатерина II созвала в 1767 г. Помимо чиновников го­сударственных учреждений (Сената, коллегий, Академии наук), к работе в ней были привлечены выборные представители всех сословий (кроме кре­постных крестьян). 564 депутата в течение года обсуждали насущные про­блемы государственного и общественного устройства России.

В основание деятельности Уложенной комиссии был положен «Накат, с которым «премудрая матерь отечества» обратилась к представительному собранию. Он состоял из 22 глав и 655 статей и с позиций западных про­светителей охватывал все стороны государственного, сословного, граж­данского и уголовного права. Главными источниками «Наказа» явились сочинение Монтескье «О духе законов» и трактат итальянского кримина­листа Беккария «О преступлениях и наказаниях». С научно-философских позиций Екатерина II выступила в «Наказе» против крепостного права, вообще против всякого рабства, ратовала за смягчение норм уголовного права, наказаний, отмену пыток и т.п.

Комиссия была закрыта в 1768 г. в связи с начавшейся войной с Турци­ей. Но комиссии по отдельным вопросам продолжали свою работу, и хотя новое Уложение выработано не было, итоги обсуждения учитывались за­тем в текущем законодательстве. Очевидно, известную роль в судьбе ко­миссии сыграла острота постановки в ней крестьянского вопроса и, преж­де всего, вопроса о крепостном праве. Отменять его императрица не соби­ралась, учитывая неготовность российского общества к этой акции. По­надобилось ещё 100 лет, прежде чем оно осознало необходимость уничто­жения крепостничества. К тому же вошедшая во вкус самодержавного правления императрица не пожелала, вопреки своим демагогическим за­верениям о приверженности закону, связывать абсолютную власть зако­нодательством. Имели место и чисто технические трудности обработки часто непримиримых по сути законов. Такая сложная работа оказалась по силам лишь профессиональной комиссии юристов под руководством вы­дающегося государственного деятеля М.M.Сперанского которая спустя почти 70 лет после начинания Екатерины II воплотила в жизнь замыслы монархов XVIII в. Но к этому сюжету мы вернемся в свое время[25, с. 317].

1.2 Развитие гражданского права

В XVIII в. с развитием рыночных отношений, с ростом промышленно­сти, торговли, усложняются нормы гражданского права. Появляется по­нятие «собственности», уточняются представления об объектах имущест­венного права, увеличивается число видов гражданских сделок, появляет­ся вексельное право. С другой стороны, усиливается проникновение госу­дарства не только в общественную, но и частную жизнь граждан, что на­ходит свое отражение в семейно-брачном и наследственном праве (в осо­бенности в первой четверти XVIII в.) [18, с. 199].

1.2.1 Право собственности

Право собственности отделяется от права вла­дения. Помещики – собственники земли, государственные крестьяне – владельцы. По межевой инструкции 1754 г. вся сельская земля, не состоя­щая в собственности дворян, объявлялась казенной, состоящей в пользо­вании крестьянских общин. Все сделки по ее отчуждению в частную собст­венность признавались недействительными. Исключение делалось лишь для сделок крестьян или посадских одного уезда или города между собой здесь растет частное землевладение. По Учреждению о губерниях были созданы и два разных порядка защиты владения и собственности: первое через администрацию (городничих и исправников), второе – через судеб­ные органы.

По мотивам фискального характера указом 1781 г. были введены пе­риодические уравнительные переделы земли, и крестьяне окончательно потеряли право распоряжаться общинными землями через продажу, залог, дарение и даже передачу в наследство по завещанию. Сельский мир мог разделить землю в полную собственность отдельных крестьян только то­гда, когда 2/3 общины изъявляли на это свое согласие. Это сохранялось в законе до начала XX в.

При Петре I государство неоднократно пыталось посягать на права ча­стных собственников, прежде всего, собственников земли. Добыча метал­лов и минералов на землях помещиков была объявлена привилегией госу­дарства. Собственник же имел лишь преимущественное право на устрой­ство заводов или получение 1/32 части прибыли от их разработки. За по­рубку ценных пород деревьев, пригодных для кораблестроения (клена, лиственницы, сосны, вяза), помещики отвечали штрафом, а за порубку дуба грозила смертная казнь. Петром I были взяты в казну частные рыб­ные ловли, а бортные леса обложены оброком. Имели место ограничения на частное предпринимательство, количество и качество производимых изделий, их цену, практиковались изъятия в казну предприятий и конфи­скации дворянских имений.

Указом 1714 г. было введено четкое разграничение движимости и не­движимости и для последней установлен особый режим. Всякие операции с недвижимостью (заклады, продажи и пр.) запрещались под угрозой штрафа. Касалось это не только вотчин и поместий, но и городской собст­венности — дворов и лавок. Именно этот указ уничтожил разницу между поместьем и вотчиной, объединив их общим понятием «недвижимое име­ние» и установив единые правила наследования. Стремясь предотвратить дробление собственности между наследниками с целью неоскудения пла­тежей в казну, Петр I разрешил передачу недвижимого имения только од­ному из сыновей, как правило, старшему. Тем самым в России был введен майорат. Остальные сыновья должны были поступать на государствен­ную службу, где вводилась система денежных окладов.

Введенный порядок, заимствованный из английского права, настолько не соответствовал установившейся в России традиции оделять частью не­движимого имущества всех детей, что уже в 1731 г. был отменен. Начались махинации с землей (подложные продажи, завещания младшим, ссоры и пр.). Но введенное указом разграничение движимого и недвижимого иму­щества сохранилось и было воспринято юриспруденцией. Сохранилось и представление о «недвижимом имении», под которым подразумевались земли, дома, лавки, а чуть позже – заводы, фабрики и рудники. С середи­ны XVIII в. имущество стали делить на родовое или приобретенное по праву родства (с особым режимом наследования, с сокращением до трех лет сроков действия права родового выкупа) и благоприобретенное, т.е. доставшееся не по наследству. При Екатерине II входит в употребление и сам термин собственность.

Екатерина II отменила все ограничения, сделав дворян неограничен­ными собственниками земли, ее недр и лесов. Была запрещена и конфи­скация дворянских имений за преступления, хотя бы и самые тяжкие. Жа­лованная грамота городам подтвердила право собственности горожан на недвижимые имения, к которым были отнесены дворы, фабрики, заводы, земля с различными строениями. Допускались все способы распоряжения ими, как и движимым имуществом.

С 1801 г. всем подданным, в том числе и крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, были разрешены сделки с землей. Предприниматели из купцов, мещан, крестьян, пользовавшиеся ранее разного рода обходными путями для покупки земли, легализовали свой бизнес. Более того, Александр I в 1810 г. разрешил купцам приобретать земли у казны и владеть ими на «праве помещичьем», оставаясь в «купеческом состоянии». Монополия дворян на поземельную собственность начала разрушаться.<........>

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24