|
Тюрьмы и ссылка в России в 18 векеСодержание 2 Введение 3 1 Право и суд российской империи в XVIII веке 5 1.1 Русское законодательство в XVIII веке 5 1.2 Развитие гражданского права 8 1.2.1 Право собственности 8 1.2.2 Залоговое право 11 1.2.3 Обязательственное право 12 1.2.4 Наследственное право 14 1.2.5 Семейно-брачное право 14 1.3 Развитие уголовного права 19 1.4 Суд и процесс 24 2 Преступление и наказание в России в 18 веке 30 2.1 Понятие преступления 30 2.2 Виды преступлений 31 2.3 Наказание 35 2.4 Виды наказаний 36 3 Тюрьмы и ссылки в России в 18 веке 39 3.1 Тюрьмы 18-го века 39 3.2 Ссылки в России в 18 веке 42 Список источников и литературы 50 Введение В ХVIII-ХIХ веках было построено много тюрем, был законодательно урегулирован единый для всех мест лишения свободы порядок содержания под стражей. В своем стремлении не отстать от Европы Россия сделала ряд прогрессивных шагов, направленных на обеспечение дифференцированного подхода к подследственному и срочному заключению, установление режима подследственного заключения, отвечающего принципу презумпции невиновности. Реальным их воплощением стал Дом предварительного заключения в Санкт-Петербурге - наглядный образец того, как трансформируются на национальной почве идеи, позаимствованные на Западе. В немалой степени достигнутым прогрессом Россия была обязана монаршему интересу к развитию уголовно-исполнительной системы, а также ее открытому характеру для контроля и влияния со стороны общественности. Однако тяжелое экономическое положение и нестабильная политическая обстановка не позволили закрепить и расширить прогрессивные изменения[2, с. 156]. На наш взгляд, тема данной работы является актуальной, так как именно в 18 веке в России закладываются основы системы исполнения наказаний на западный манер. Цель настоящей работы – рассмотреть систему тюрем и ссылок в России 18 века. В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования данной курсовой работы являются непосредственно тюрьмы и ссылки в России в 18 веке. Предметом исследования, соответственно, институт права и механизмы его функционирования в России в 18 веке. В ходе написания курсовой были использованы различные методы исследования: метод анализа исторической научной и художественной литературы, методы анализа, синтеза, метод сравнения. Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В ведении обосновывается актуальность темы, намечаются основные цели и задачи исследования. В первой главе рассматриваются основные характерные черты права и судебной системы российской империи в XVIII веке. Во второй главе анализируется система преступлений и наказаний в России в 18 веке. В третьей главе рассматривается система тюрем и ссылок в России 18 века В заключении на основе рассмотренных вопросов делаются соответствующие выводы. 1 Право и суд российской империи в XVIII веке 1.1 Русское законодательство в XVIII веке С оформлением абсолютизма увеличивается значение закона как источника права, право обычное сходит на нет. Теперь закон регулирует деятельность и структуру государственных учреждений, органов самоуправления, прочих объединений и организаций. Законодательной инициативой обладали в XVIII в. все государственные органы, от императора, Сената, коллегий, до местных – губернаторов. В высших органах власти происходило и их обсуждение. Законы утверждались императором, в отдельные периоды – Сенатом, чаще всего в отсутствие монарха. Законы посылались на места заинтересованным учреждением, а для «всенародного объявления» их прочитывали в церквах и на ярмарках, вывешивали в людных местах. Ссылка на незнание закона не имела силы. По форме законы становятся весьма многообразными. По случаю важных государственных событий (объявления войны, мира, восшествия на престол нового монарха и пр.) издавались манифесты. Они исходили от царя и подписывались его именем. В манифестах по поводу восшествия на престол излагались обычно официальная версия смерти предшественника и программа предстоящего царствования. Иногда просто сообщалось: «Мы, такой-то, взошли на престол», радуйтеся. Радость населения значительно увеличивалась, если при этом объявлялось о снижении цены на соль или другие объекты государственной монополии. Наиболее обильная и важная форма законов указы именные, сенатские, других государственных органов. Большинство их имело адресат: госучреждение нижестоящее или конкретное должностное лицо. Нередко указы подменяли распоряжения, разницу между ними подчас уловить трудно. Но есть среди указов и весьма важные: Указ о единонаследии 1714 г., О форме суда 1723 г., О секуляризации 17б4 г. и др. Именно с помощью указов и распоряжений разного рода в России вводилась регламентация всех проявлений деятельности общества. Историк М. М. Богословский писал, что подданный Петра I «обязан был нести установленную указами службу государству, он должен был жить не иначе, как в жилище, построенном по указному чертежу, носить указное платье и обувь, предаваться указным увеселениям, указным порядком и в указных местах лечиться, в указных гробах хорониться и указным образом лежать па кладбище, предварительно очистив душу покаянием в указные сроки» [14, с. 182-183]. Пётр I любил издавать уставы, специальные сборники законов, посвященные какой-то одной сфере государственной деятельности: Воинский, Морской. Позднее в уставах стали определять нормы отдельных частей материального права: Устав о векселях (1729 г.). Устав благочиния (1782 г.), О банкротах (1800 г.) и др. Петровские уставы весьма сильно зависели от аналогичных законов западных стран и применялись не только в военной сфере, но и в гражданских судах[7, с. 293]. Весьма важным для истории права памятниками Петровского времени являются регламенты, определявшие устройство новых органов управления. Это Генеральный регламент или устав коллегиям, Духовный регламент, Регламент главного магистрата, о которых уже шла речь. Многие законы Петр I писал лично, проекты других выправлял. В 1721 г., к примеру, как явствует из его расписания, он четыре дня в неделю сочинял Адмиралтейский регламент. Вообще законотворческая деятельность, к которой Петр I привлекал иностранных ученых, была при нем очень интенсивной. Только за I четверть XVIII в. принято свыше 3200 актов. Нередко они противоречили друг другу, принимались без отмены и переработки прежних, подчас приносили вред вместо пользы. Петр ввел также за правило вносить дополнения к статьям законов под заголовком толк, где разъяснялись возможные двусмысленности и толковались спорные ситуации. Царь верил во всесилие закона и надеялся через его посредство изменить страну. Закон вторгался во все сферы жизни подданных, в том числе и в сферу личной жизни. После Петра законотворческий процесс заметно поугас, но вера в силу закона сохранялась. Особое место отводила закону в своей деятельности «просвещенная» государыня Екатерина II, намеревавшаяся создать в России правовое государство. При ней на основе «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. была оформлена административная управленческая система российского государства. «Жалованные грамоты» 1785 г. закрепили права и обязанности дворян и горожан. Особо должны быть отмечены попытки Екатерины II принять новое Уложение законов[13, с. 312-313]. Вопрос о создании общего кодекса законов был поставлен уже в 1700 г., и при Петре I, и при Елизавете Петровне заседали кодификационные комиссии, но из-за отсутствия профессионально подготовленных к этой работе юристов деятельность их не увенчалась успехом. Новую комиссию (девятую по счету) Екатерина II созвала в 1767 г. Помимо чиновников государственных учреждений (Сената, коллегий, Академии наук), к работе в ней были привлечены выборные представители всех сословий (кроме крепостных крестьян). 564 депутата в течение года обсуждали насущные проблемы государственного и общественного устройства России. В основание деятельности Уложенной комиссии был положен «Накат, с которым «премудрая матерь отечества» обратилась к представительному собранию. Он состоял из 22 глав и 655 статей и с позиций западных просветителей охватывал все стороны государственного, сословного, гражданского и уголовного права. Главными источниками «Наказа» явились сочинение Монтескье «О духе законов» и трактат итальянского криминалиста Беккария «О преступлениях и наказаниях». С научно-философских позиций Екатерина II выступила в «Наказе» против крепостного права, вообще против всякого рабства, ратовала за смягчение норм уголовного права, наказаний, отмену пыток и т.п. Комиссия была закрыта в 1768 г. в связи с начавшейся войной с Турцией. Но комиссии по отдельным вопросам продолжали свою работу, и хотя новое Уложение выработано не было, итоги обсуждения учитывались затем в текущем законодательстве. Очевидно, известную роль в судьбе комиссии сыграла острота постановки в ней крестьянского вопроса и, прежде всего, вопроса о крепостном праве. Отменять его императрица не собиралась, учитывая неготовность российского общества к этой акции. Понадобилось ещё 100 лет, прежде чем оно осознало необходимость уничтожения крепостничества. К тому же вошедшая во вкус самодержавного правления императрица не пожелала, вопреки своим демагогическим заверениям о приверженности закону, связывать абсолютную власть законодательством. Имели место и чисто технические трудности обработки часто непримиримых по сути законов. Такая сложная работа оказалась по силам лишь профессиональной комиссии юристов под руководством выдающегося государственного деятеля М.M.Сперанского которая спустя почти 70 лет после начинания Екатерины II воплотила в жизнь замыслы монархов XVIII в. Но к этому сюжету мы вернемся в свое время[25, с. 317]. 1.2 Развитие гражданского права В XVIII в. с развитием рыночных отношений, с ростом промышленности, торговли, усложняются нормы гражданского права. Появляется понятие «собственности», уточняются представления об объектах имущественного права, увеличивается число видов гражданских сделок, появляется вексельное право. С другой стороны, усиливается проникновение государства не только в общественную, но и частную жизнь граждан, что находит свое отражение в семейно-брачном и наследственном праве (в особенности в первой четверти XVIII в.) [18, с. 199]. 1.2.1 Право собственности Право собственности отделяется от права владения. Помещики – собственники земли, государственные крестьяне – владельцы. По межевой инструкции 1754 г. вся сельская земля, не состоящая в собственности дворян, объявлялась казенной, состоящей в пользовании крестьянских общин. Все сделки по ее отчуждению в частную собственность признавались недействительными. Исключение делалось лишь для сделок крестьян или посадских одного уезда или города между собой здесь растет частное землевладение. По Учреждению о губерниях были созданы и два разных порядка защиты владения и собственности: первое через администрацию (городничих и исправников), второе – через судебные органы. По мотивам фискального характера указом 1781 г. были введены периодические уравнительные переделы земли, и крестьяне окончательно потеряли право распоряжаться общинными землями через продажу, залог, дарение и даже передачу в наследство по завещанию. Сельский мир мог разделить землю в полную собственность отдельных крестьян только тогда, когда 2/3 общины изъявляли на это свое согласие. Это сохранялось в законе до начала XX в. При Петре I государство неоднократно пыталось посягать на права частных собственников, прежде всего, собственников земли. Добыча металлов и минералов на землях помещиков была объявлена привилегией государства. Собственник же имел лишь преимущественное право на устройство заводов или получение 1/32 части прибыли от их разработки. За порубку ценных пород деревьев, пригодных для кораблестроения (клена, лиственницы, сосны, вяза), помещики отвечали штрафом, а за порубку дуба грозила смертная казнь. Петром I были взяты в казну частные рыбные ловли, а бортные леса обложены оброком. Имели место ограничения на частное предпринимательство, количество и качество производимых изделий, их цену, практиковались изъятия в казну предприятий и конфискации дворянских имений. Указом 1714 г. было введено четкое разграничение движимости и недвижимости и для последней установлен особый режим. Всякие операции с недвижимостью (заклады, продажи и пр.) запрещались под угрозой штрафа. Касалось это не только вотчин и поместий, но и городской собственности — дворов и лавок. Именно этот указ уничтожил разницу между поместьем и вотчиной, объединив их общим понятием «недвижимое имение» и установив единые правила наследования. Стремясь предотвратить дробление собственности между наследниками с целью неоскудения платежей в казну, Петр I разрешил передачу недвижимого имения только одному из сыновей, как правило, старшему. Тем самым в России был введен майорат. Остальные сыновья должны были поступать на государственную службу, где вводилась система денежных окладов. Введенный порядок, заимствованный из английского права, настолько не соответствовал установившейся в России традиции оделять частью недвижимого имущества всех детей, что уже в 1731 г. был отменен. Начались махинации с землей (подложные продажи, завещания младшим, ссоры и пр.). Но введенное указом разграничение движимого и недвижимого имущества сохранилось и было воспринято юриспруденцией. Сохранилось и представление о «недвижимом имении», под которым подразумевались земли, дома, лавки, а чуть позже – заводы, фабрики и рудники. С середины XVIII в. имущество стали делить на родовое или приобретенное по праву родства (с особым режимом наследования, с сокращением до трех лет сроков действия права родового выкупа) и благоприобретенное, т.е. доставшееся не по наследству. При Екатерине II входит в употребление и сам термин собственность. Екатерина II отменила все ограничения, сделав дворян неограниченными собственниками земли, ее недр и лесов. Была запрещена и конфискация дворянских имений за преступления, хотя бы и самые тяжкие. Жалованная грамота городам подтвердила право собственности горожан на недвижимые имения, к которым были отнесены дворы, фабрики, заводы, земля с различными строениями. Допускались все способы распоряжения ими, как и движимым имуществом. С 1801 г. всем подданным, в том числе и крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, были разрешены сделки с землей. Предприниматели из купцов, мещан, крестьян, пользовавшиеся ранее разного рода обходными путями для покупки земли, легализовали свой бизнес. Более того, Александр I в 1810 г. разрешил купцам приобретать земли у казны и владеть ими на «праве помещичьем», оставаясь в «купеческом состоянии». Монополия дворян на поземельную собственность начала разрушаться.<........> |
Loading
|