Центральный Дом Знаний - Манин Ю. И. Математика и физика

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2656

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Манин Ю. И. Математика и физика

Манин Ю. И. 
М.: «Знание», 1979. 64 с. 

Связь математики и физики... Только ли в том она проявляется, что физики говорят на языке математики? Не только в этом. Брошюра рассказывает о гом, как математика сопоставляет с некоторыми важнейшими физическими абстракциями (моделями) свои образы, далеко уходящие от тех представлений, которые дает непосредственный опыт и физический эксперимент. Рассчитана брошюра на тех, кто интересуется методологией науки и знаком в известной мере и с математикой и с физикой.


СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие     ,    ,     (     ...... 3
f. Математика с птичьего полета..... 5
2. Физические величины, размерности и константы: откуда в физике берутся числа   ... 24
3. Капля молока, или наблюдатель, наблюдение, наблюдаемое и ненаблюдаемое     .... 34
4. Пространство — время как физическая система 46
5. Действие и симметрия 56 Литература   .     ,    f    ....... 63


ПРЕДИСЛОВИЕ
Есть предание о том, как один известный математик начинал читать логику второкурсникам. «Логика — это наука о законах мышления, — сообщал он. — Теперь я должен объяснить вам, что такое наука, что такое закон и что такое мышление. Что такое «о», я объяснять не буду».
Взявшись писать книжку «Математика и физика», автор понимал, что ее объема едва хватит на попытку объяснить, что такое «и» в ее названии. Две науки, бывшие единой ветвью на дереве познания, к нашему времени далеко разошлись. Одна из причин этого в том, что обе они в этом столетии активно занимались самоосознанием, т. е. своими средствами строили свои собственные модели. Физика волновало взаимоотношение мышления и действительности, а математика — мышления и формул. Оба эти отношения оказались много сложнее, чем казалось раньше, и модели, автопортреты, маски-для-себя двух дисциплин вышли очень несхожими. В результате уже со студенческой скамьи физиков и математиков учат думать по-разному. Было бы замечательно владеть обоими типами профессионального мышления, хотя бы так, как мы владеем правой и левой рукой.
Но эта книжка — партия одной руки. Автор, по образованию математик, как-то прочел студентам четыре лекции под названием «Как математик должен учить физику». В лекциях говорилось, что современная теоретическая физика — это роскошный, совершенно рабле ианский полнокровный мир идей, и математик может н шти в нем все, что душе угодно, кроме порядка, к котор му он привык. Поэтому хороший способ настроить себя н активное изучение физики — сделать вид, что ты пыта шься, наконец, навести в нейгэтот самый порядок. В книжке, выросшей из этих лекций и дальнейших размышлений, я попробовал выделить несколько крупных абстракций двух наук и сопоставить их. На самом высоком уровне такие абстракции теряют терминологичность и способны стать культурными символами времени: вспомним судьбу слов «эволюция», «относительность» или «подсознательное». Здесь мы спускаемся ступенькой ниже и обсуждаем слова, еще не символы, но уже почти не термины: «множество», «симметрия», «пространство— время». (Ср. попытку М. М. Бахтина терминологически ввести последнее понятие в литературоведение в нарочито остраненной форме «хронотоп».) Часть этих слов стоит в названиях главок. У каждого читателя в сознании должны быть первоначальные образы этих понятий, образы, имеющие физическое происхождение в широком смысле слова.
Автор хотел показать, как математика сопоставляет с такими физическими абстракциями новые образы, для тренированного рассудка почти осязаемые, но далеко ушедшие от тех, которые дает прямой жизненный и физический опыт. Скажем, движение планет Солнечной системы математик представит в виде линии тока несжимаемой жидкости в 54-мерном фазовом пространстве, объем которого задается мерой Лиувилля.
Читателю может потребоваться усилие воли, чтобы увидеть в математике воспитателя образного мышления. Чеще с ней связывается представление о жесткой логике и вычислительном формализме. Но это — лишь дисциплина, линейка, которой нас учат не умирать.
Вычислительный формализм математики — мысль, экс-териоризованная до такой степени, что она на время отчуждается и превращается в технологический процесс. Математический образ формируется в затяжном приживлении к человеку этой временно отторгнутой мысли. Думать — значит вычислять, волнуясь.
Безумная идея, которая ляжет в основу будущей фундаментальной физической теории, будет осознанием того, что., физический смысл имеет некоторый математический образ, ранее не связывавшийся с реальностью. С этой точки зрения проблема безумной идеи — это проблема выбора, а не порождения. Не нужно понимать это слишком буквально. В шестидесятых годах (по частному поводу) было сказано, что крупнейшее открытие последних лет в физике — комплексные числа. Нечто подобное автор имеет в виду.
Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24