Йитс Уильям Батлер
Йитс, Йетс, Ейтс
(Yeats) Уильям Батлер (13.6.1865, Сандимаунт,
около Дублина, — 28.1.1939, Рокбрюн, Франция;
в 1948 прах перенесён в Слайго, Ирландия),
ирландский поэт и драматург. Вырос в
аристократической среде. Учился в
Дублинском и Оксфордском университетах.
Й. — вдохновитель движения 90-х гг.
"Ирландское возрождение". В 1922—28
член ирландского сената, в 1904—38 один
из директоров "Театра аббатства".
Участвовал в создании Ирландской
литературной академии. Интерес к
мифологии и фольклору определил характер
творчества Й.: "Странствия Оссиана"
(1889), "Кельтские сумерки" (1893) и др.
Источником поэтических символов раннего
Й. служили национальные мифы и идея
"вечной красоты": цикл "Роза"
(1893), сборник "Ветер в камышах"
(1889). Идеи национально-освободительного
движения вдохновили Й. на создание
патриотической пьесы "Кэтлин, дочь
Хулиэна" (1902). Сборник стихов
"Ответственность" (1916) ознаменовал
переход Й. к исповедальной и гражданственной
поэзии. В произведения Й. врывается
история и её реальные герои (стихотворение
"Сентябрь, 1913", "Шестнадцать
мёртвых", "Роза" и др.). Дублинское
восстание 1916, казнь патриотов — тема
стихотворения Й. "Пасха 1916". В
поисках новой формы поэтической драмы
Й. в 10-е гг. обратился к традициям японского
театра Ноо: пьесы-маски "У ястребиного
источника" (1916), "Единственная
ревность Эмер" (1919) и др. Мужество
человека, его готовность к самопожертвованию
противостоят в них силе волшебства.
Духовный кризис Й., вызванный
разочарованием в результатах
национально-освободительной борьбы,
которые привели к усилению в Ирландии
буржуазного господства, отразился в
сборниках "Башня" (1928) и "Винтовая
лестница" (1933). В 30-е гг. символизм Й.
приобретает ироническую и сатирическую
окраску. В сборнике "Последние стихи
и пьесы" (1940), "Смерть Кухулина"
(1939) пессимистическое мироощущение
сочетается с сатирой на современное
общество, Й. перевёл эпитафию Дж. Свифта,
написал о нём пьесу "Слова на окне"
(1931). В стихотворении "Посещение
городской галереи" (1939) Й. подвёл итог
своему творчеству, главным принципом
которого считал связь с национальной
почвой. Нобелевская премия (1923).