Центральный Дом Знаний - Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси (Историко-бытовые очерки XI-XIII вв.)

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси (Историко-бытовые очерки XI-XIII вв.)

Романов Б. А. 

Москва - Ленинград, "Наука", 1966 


Очерки ленинградского профессора Бориса Александровича Романова (1889—1957) — книга примечательная и оригинальная. Она посвящена рядовому человеку древней Руси, с его житейскими невзгодами и радостями, мытарствами и раздумьями, человеку, как он есть — во всем его прозаическом обличье.

ОГЛАВЛЕНИЕ 

О книге и ее авторе (Н. Е. Носов) ........... 3
От автора.................... 7
Глава первая. «Мизантроп» XII—XIII веков....... 17
«Слово» Даниила Заточника. Свободный муж в беде (стр. 17). Князь X в. и князь XII в. (стр. 20). «Послание» Заточника XIII в. и «Русская Правда». «Дворянин» XIII в. (стр. 24). Он верный сын церкви, но чернечество не для него (стр. 31). Неравный брак тоже не для него. «Злая жена» (стр. 32). Внутренняя цельность афоризмов Заточника (стр. 38).
Глава вторая. Феодальная «челядь»....... . . ' 39
Чага и кощей «Слова о полку Игореве» (стр. 39). Челядин и холоп X в. «Челядь» и «скот» (стр. 41). Холоп в быту господ (стр. 45). Дифференциация холопства. «Челядин полный» и «челядин най-" мит». Церковь и холопство (стр. 50). Освобождение холопов. Порабощение через закабаление (стр. 55). Холоп в бегах. «Переим-щики». Холоп на воле по делам господина. Холоп «в бегах» меняет фирму и расширяет свои операции. Холоп бежит, покрав соседей (стр. 58). Жена холопа. «Роба» (стр. 64). Бедняк продается в холопы. Свободный милостыник (стр. 66). Закупы: побежал — холоп, продан — волен уйти (стр. 69). Закуп на своем дворе. Он на дворе господина. Закуп и живой господский инвентарь (стр. 71). Его жизненный уровень. Он не платит продаж, как и холоп (стр. 77).
Глава третья. «Свободные» смерды........... 80
«Продажа». Виры (стр. 80). Убийство •— бытовое явление. Убийство — источник государственного дохода (стр. 84). «Продажа» и вервь. «Творимые» виры и продажи (стр. 87). Смерд — это как бы и не человек. «Правда» Ярославичей подымает его до холопа. Ян Вышатич на Велоозере (стр. 90). Полемический характер рассказа 1071 г. (стр. 96). Смердолюбие Мономаха в летописных записях 1103 и 1111 гг. (стр. 101). «Протокольная» трактовка этих текстов у Б. Д. Грекова и С. В. Юшкова (стр. 107).
Глава четвертая. Светские феодалы.......... 111
Дружинные   нравы.   Дифференциация   в   княжом «огнище» (стр. 111). Предания о дохристианских князьях и дружинниках: Игорь, Святослав, Ольга, Святославичи, Владимир (стр. 119). Святошины бояре. Дружина Игоря Ольговича (стр. 124). «Ловы» (стр. 126). Мономах в своем «Поучении». Его советы в сфере личной жизни. Политические. Клятвы и крестоцелования. «Устранение» от церкви (стр. 127). Князь в своем «доме». На походе. «Труды» Мономаха. Читатели Заточника и Мономаха (стр. 136). Приемы междоусобной борьбы (стр. 141). Эпизод из феодальной борьбы 1194—1196 гг. «Слово о полку Игореве» продолжает традицию Мономаха. Заточник стоит вне ее (стр. 146).
Глава пятая. «Отцы духовные» ............. 150
Епископы XI—XII вв. (стр. 150). Низы черноризчества (стр. 154). Печерский монастырь. Феодальный быт и «Студийский» устав. Феодосий в жизни и хозяйстве монастыря (стр. 156). Печерскис иноки (стр. 161). Монастырь под напором искушений извне. Церковники на мирских ассамблеях (стр. 165). Поп, какой он есть и каким должен быть (стр. 168). Поп в своем домостроительстве. Среди прихожан (стр. 172). Его борьба с язычеством. Поп и женщина — духовная «дщерь». Епитимья. Исповедь. Причащение (стр. 173). Грех в личной жизни попа (стр. 178).
Глава шестая. «Жизнь человека»............ 182
Рождение. Кормление. Крещение. Причащение. Дети «язычной девицы». Христианские дети, не надлежаще зачатые. Младенец, неродившийся: а) по вине церкви; б) по вине матери (стр. 182). Дети в великом посту. Продажа детей. Пробуждение пола (стр. 186). Отрок холостой. Девица в лоне семьи. Венчальный брак любой ценой (стр. 189). Единобрачие и многобрачие. «Му-жеска жена», «чужая жена». Жена «злая» и жена «добрая» (стр. 192). Вопрос о разводе. Многоженство. Параллельная семья. Моногамия (стр. 198). Имущественные отношения в семье (стр. 204). Семья как основная ячейка древнерусского общества (стр. 209).
Глава седьмая. На распутье............... 213
Заточник за чтением «Слова о полку Игореве» (стр. 213). Работное ярмо в «Послании» Заточника. Общественная формула Заточника (стр. 215). Законодательные тревоги XII в. Церковь и «Послание» Заточника (стр. 217). Заточник в закупах. «Устав о закупах» не удовлетворяет господ. «Устав о холопах» вскрывает их маневры (стр. 219). Мнение об этом уставе В. О. Ключевского и А. Е. Преснякова. Основная тенденция «Устава о холопах» (стр. 223). Две ситуации в ст. НО «Пространной Правды». Мило-стыники 111-й статьи ее. Заточник в милостыниках (стр. 226). Заточник на распутье (стр. 230). «Поучение исповедающемуся» учит его смириться и принять жизнь, как она есть (стр. 232).
Список сокращений   ................... 236
Loading

Календарь

«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24