Центральный Дом Знаний - Наследственность преступника. Криминологическое исследование

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Наследственность преступника. Криминологическое исследование

Скачать работу

Наследственность преступника. Криминологическое исследование

Введение

Преступность была во все времена во всех уголках мира. В современном обществе преступность приобрела качественно новые черты. Значение изучения этой проблемы очевидно. Преступность — социальное явление, связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Для раскрытия его причины, нахождения эффективных путей и методов реагирования, предупреждения преступлений необходимо глубокое изучение всего, что характеризует преступника как индивида и как личность.

Преступность и преступления, их виды, причины, типы их взаимосвязей с различными процессами и явлениями, результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью изучает криминология. Криминологи на этой основе разрабатывают рекомендации по борьбе с преступностью и технологии криминологических исследований.

Вопрос о личности преступника, стоявший перед криминологами, является одним из наиболее интересующих, спорных, сложных и поэтому наименее разработанных криминологических проблем.

Особенности личности преступника, которые порождают преступное поведение (ее природа и пути, источники, формы и механизмы формирования ее антиобщественных черт) интересуют криминологию более всего. Результаты изучения этих черт являются базой для разработки предупреждения преступлений.

История развития криминологической мысли

О преступности в древние времена можно было только рассуждать. На основе отдельного преступления невозможно было раскрыть причин преступности, тем более что, конечно, в то время еще не было никакой методики их исследования. Однако греческие философы (например, Платон) пытались найти первопричины преступности. Одной из таких причин считалось недостаточное воспитание.

Представление о преступлении как о грехе перед Богом и противоправном нарушении норм, установленных государством, утвердилось в эпоху средневекового христианства. О государственном наказании говорили как о воле божьей, то есть представление о наказании в эту эпоху основывалось на внеземном толковании сущности самого преступления, не связывалось с обстоятельствами места и времени и считалось не зависящим от человеческого рассудка. Такое представление являлось важнейшим принципом миропонимания христианства Средневековья. Фома Аквинский (1225 – 1274), и Мартин Лютер (1483 – 1546) были приверженцами такого взгляда. Естественно, что в эту эпоху криминология не находила своего места.

Реально подойти к таким явлениям, как отклоняющееся поведение и преступность, представилась возможность только в XVIII веке, когда люди стали ставить перед собой вопросы духовного и социального характера на серьезном уровне.

Существует несколько классификаций криминологических школ. По одной из них в истории криминологии выделяют три периода существования криминологии: классическая школа XVIII века, позитивистская школа XIX века и криминология новейшего времени (с середины ХХ века).

Классическая школа

По законам классической школы, основополагающими признаками человека, на которых основывается любое объяснение его индивидуального и общественного поведения, являются интеллект и рассудок. Представители этой школы считают, что люди сами определяют свою судьбу в соответствии со своей свободной волей. Классическая школа ориентирована на защиту интересов правового государства

Школа позитивистов определяет поведение человека многими психическими, физическими и социальными факторами, не поддающимися его контролю. Криминология позитивистов изучала эти факторы. Представители позитивистской школы хотели доброжелательными способами направить человека на путь добродетели и стать полезным обществу, пытались исправить преступника.

В своей работе "Введение в криминологию" американский криминолог профессор В. Фокс дает еще одну классификацию криминологических школ. Используя в работе сравнительный и исторический методы, он выделяет следующие криминологические школы:

классическую;

позитивистскую;

американскую;

школу социальной защиты.

Каждая из этих школ имеет свой отдельный подход.

Методика классической школы была направлена против несуразностей и непоследовательностей существовавшей тогда практики уголовного правосудия, куда судьи вносили свои собственные предубеждения. В рамках этой школы впервые возникла сравнительно полная система воззрений в области криминологии, поэтому школа и получила название классической. Можно сказать, что эта школа криминологии отказалась от представлений о сверхъестественных силах и "воле господней" как об основе, определяющей человеческое поведение, включая и преступное, и заменила все это концепцией свободной воли человека и его умысла.

Идея стремления человека получить максимальное удовольствие и испытать минимальные страдания стала основной для уголовного права того времени. Она принадлежала Иеремии Бентаму (1748 – 1832), который оказал значительное влияние на реформу уголовного права Англии.

В классической школе впервые в Англии было введено понятие "невменяемость".

Работа Чезаре Беккариа (1738 – 1794) "О преступлениях и наказаниях" получила широкое распространение и принесла ему мировую известность. Она положила начало кардинальным изменениям в сложившейся к тому времени правовой системе. Многие идеи знаменитого Французского уголовного кодекса 1791 года были взяты из этой работы.

Позитивистская школа

Основоположником позитивистской школы стал Чезаре Ломброзо, который в 1876 году опубликовал свою работу "Преступный человек". "Типичного преступника, — писал он, — можно определить по конкретным физическим характеристикам (например, крупный подбородок, скошенный лоб, складки лица, удлиненные или, наоборот, неразвитые мочки ушей, чрезмерная волосатость или облысение)". Основываясь на своих наблюдениях, Ломброзо разработал классификацию преступников, ставшую весьма популярной. Он выделял душевнобольных преступников; прирожденных преступников; преступников по страсти (например, политические маньяки); случайных преступников. Классификация Ломброзо не выдержала проверки временем. Чарльз Б. Горинг (1870 – 1919), врач королевской тюрьмы в Англии, провел исследование физических типов заключенных. В своей работе "Заключенные в Англии" он сделал выводы, которые были противоположны утверждениям Ломброзо. В результате ломброзианское учение о физических типах преступников было почти забыто, но вклад Ломброзо в развитие криминологии, а именно внесение в нее объективного научного метода исследования остается весьма важным, а его научные приемы и объективный подход направили на применение более строгих методов в криминологии. Причина, по Ломброзо, — это "цепь взаимосвязанных причин".

Отталкиваясь от идеи своего учителя Ломброзо о биологических основах причинности, в 1878 году Энрико Ферри опубликовал свою работу "Теория невменяемости и отрицание свободной воли", где раскрыл взаимосвязь социальных, экономических и политических факторов.

Позитивистская школа стремилась заменить отвлеченные рассуждения юридическими выводами и исследованиями, основанными на серьезных доказательствах. От концепции свободной воли классического направления позитивистская школа переходит к "причинности" преступления.

Американская школа

На американскую криминологическую школу, придерживающуюся социологических причин преступности и тесно связанную с позитивистской школой, сильное влияние оказал бельгийский математик А. Ж. Котле (1796 – 1874). Кетле считается основоположником социальной статистики и первым криминологом социологического направления. Основываясь на анализе преступности и состоянии морали во Франции, проведенном им в 1836 году, Котле пришел к выводу, что совершению преступлений способствуют такие факторы, как климат, возраст, пол и время года. По его мнению, общество само готовит преступление, а человек, виновный в его совершении, — это лишь инструмент, при помощи которого оно совершается.

Были в американской школе и направления по изучению физических особенностей людей (параллельно работам Ломброзо), но особо подчеркивались такие факторы, как дегенеративность и строение тела. Ими также рассматривались и вопросы вырождения семей.

Школа социальной защиты

Эта школа, по мнению одних ученых является третьей после классической и позитивистской направлением в криминологии, а по мнению других — дальнейшим развитием позитивистской теории. Направление школы социальной защиты отличается от позитивистской тем, что вновь вводит право в криминологическую мысль. Однако это не значит, что оно возвращается к теориям классической школы, поскольку право в теории социальной защиты включает в себя положения, ориентированные на учет личности правонарушителя, а не на серьезность совершенного им преступления.

Интересно отметить, что наибольший вклад в развитие теории социальной защиты внесен европейскими учеными, тогда как многие из принципов этой теорией нашли практическое воплощение, главным образом, на американском континенте.

Марксистская теория преступности в классификации ряда зарубежных криминологов считается одной из социологических теорий. Мы не можем себе позволить не уделить ей некоторое внимание в связи с тем, что на ее положениях строятся многие положения криминологической мысли как дореволюционной, так и криминологии советского периода. Она имеет еще одно название — теория конфликта.

Если не считать некоторых работ, то Карл Маркс мало писал о преступности. Однако его учение, развитое им в "Капитале", внесло существенный вклад в дискуссию о происхождении преступности. На основании разработанных им теорий (концентрации производства, накопления, кризисов, обнищания, краха капитализма и революционного преобразования общества) и закона снижения нормы прибыли он определил, что сознание не влияет на бытие, его определяют социальная и экономическая действительность. Поскольку способ производства определяет социальные и психологические жизненные процессы и контролирует социальные отношения и институты, изменить общество можно только коренной реформой экономической системы. Маркс считал, что для человека важно, чтобы он в своей жизни и труде получал удовлетворение и мог принести пользу. В капиталистическом индустриальном обществе большое число рабочих оказываются незанятыми или не полностью занятыми. Поскольку эти люди не могут удовлетворить свою потребность к труду легальным способом, они оказываются деморализованными и склонными к различным порочным занятиям, в том числе к преступлениям. Это, прежде всего, относится к низшим слоям. Такая "нелегальная производительность", т. е. социально отклоняющееся поведение представляет собой форму бунта против господствующих условий жизни.

Несколько подробнее изложил свои взгляды на преступность Ф. Энгельс в монографии "Положение рабочего класса в Англии", опубликованной в 1845 году. Он отмечает, что наиболее грубой и самой бесплодной формой возмущения было преступление. Энгельс защищал следующие три основных тезиса:

причина преступности — в экономических условиях капитализма;

преступность есть выражение негодования рабочего класса против класса капиталистов;

преступность — бесплодная и не сулящая успеха форма классовой борьбы.

К этим тезисам нельзя не отнестись критически.

Марксистскую теорию преступности развивали и придерживались, причем не только в прошлом, но и в ХХ веке ряд известных зарубежных криминологов. Так, голландский криминолог Виллем Адриан Бонгер (1905) утверждал, что капитализм порождает эгоизм, а социализм — альтруизм. Склонность к преступному поведению растет, когда эгоист видит возможность путем нелегальных действий получить какую-то выгоду за счет других, если у него нет шансов удовлетворить свои потребности законным образом. При капитализме можно преследовать эгоистические цели за счет других противоправным способом. Иначе — при социализме. Он гарантирует каждому возможность удовлетворять свои потребности вполне законным порядком. Поэтому капитализм плодит преступность, в то время как при социализме не могут совершаться уголовно наказуемые деяния.

Польский криминолог Лернель, считая, что преступность может исчезнуть лишь в отдаленном будущем, с полным отмиранием государства, развивает теорию генетических и динамических криминогенных факторов.

Криминология в России

По мнению западных специалистов, советские криминологи, а теперь — российские, очень сильно ориентированы на опыт. Они занимаются изучением выборочных проб из групп преступников и правонарушителей и сравнением их с группами законопослушных граждан. В этих эмпирических исследованиях они применяют указанный выше многофакторный метод. Эти исследования приходят к результатам, которые полностью совпадают с выводами теории конфликта культур, новыми результатами психоаналитической криминологии, с положениями теории преступного обучения и контроля.

Преступность обусловливается психологическими, социальными противоречиями, конфликтами норм. Советская криминология была в целом ориентирована в направлении уголовной социологии и судебной психологии, а уголовно-биологические объяснения преступности отрицались. И это не случайно. В этом можно убедиться, если рассмотреть весь исторический путь развития криминологической мысли в России, как дореволюционной, так и "советского периода". Эти же тенденции наблюдаются, хотя и с некоторыми изменениями, и в настоящее время.

Итак, к вопросам криминологии в России стали обращаться во второй половине XIX века. Среди тех, кто обращался к этим вопросам, можно назвать таких общественных деятелей и ученых, как Радищев (1749 – 1802), который рассматривал преступность как социальное явление, связывал ее причины, состояние и динамику с характером общества, с процессами, которые в нем происходят. Говоря о путях борьбы с преступностью, он подчеркивал предпочтительность предупреждения преступлений наказанию за их совершение. Радищев указывал на необходимость надлежащего изучения преступности и практики борьбы с ней, призывал правительственные органы к организации статистического учета преступлений на основе развернутых криминологических показателей, систему которых он специально разработал, за что справедливо считается основателем русской уголовной статистики.

Герцен (1812 – 1870) указывал, что преступления вызываются условиями жизни людей и, прежде всего, их экономическим положением. "Причины преступности, — писал он, — заложены в антагонистическом характере общества, в его делении на богатых и бедных, всесильных и бесправных". Герцен так же, как и Радищев, считал, что главное в борьбе с преступлениями не наказание, а их предупреждение, опирающееся на социальные преобразования.

Ряд исследователей преступности в царской России (Тарновский, Фойницкий, Гернет) высказали много идей о борьбе с преступностью, трактуя ее причины с позиций личностных характеристик преступников. Значительное число работ в то время в России было посвящено статистическому анализу преступности.

Периоды развития криминологии "советского периода" можно представить следующим образом:

возникновение и развитие;

современное состояние.

По возможности постараемся кратко описать и несколько конкретизировать эту классификацию.

Практическое изучение состояния преступности, ее причин, личности преступника в первые годы Советской власти было сосредоточено в уголовном розыске (затем в милиции), органах суда, прокуратуры, ВЧК и даже Наркомпроса. При различных учреждениях — судебных, исправительно-трудовых, медицинских и пр. — были созданы криминологические кабинеты и клиники, сотрудники которых совместно с практиками изучали на основе статистического, эмпирического и клинического материала различные виды преступлений и типы преступников. Так, Московский кабинет по изучению преступности и личности преступника в 1924 году опубликовал сборник "Преступный мир Москвы", содержащий большой фактический материал.

В 1925 году был создан государственный институт по изучению преступности и преступника. На него были возложены следующие задачи: изучение причин и условий преступности в целом и отдельных видов преступлений, изучение методов борьбы с преступностью, разработка вопросов уголовной политики, средств и методов воздействия на осужденных, а также "изучение отдельных лиц, представляющих интерес для выяснения преступности". Его работа была очень продуктивной, но особо отмечается издававшийся сборник "Современная преступность", в номерах которого содержался анализ данных уголовной статистики в сопоставлении с результатами первой всесоюзной переписи населения 1926 года.

В 30-е годы криминологические исследования в нашей стране были практически свернуты. Сказались последствия культа личности Сталина, в частности, ошибочное мнение о том, что в социалистическом обществе нет социальных причин для преступности, и эта проблема, якобы, не представляет ни научного, ни практического интереса. В результате институт по изучению преступности и преступника и криминологические кабинеты на местах были ликвидированы. Анализ преступности приобрел чисто ведомственный ограниченный характер, а научные разработки были практически прекращены.

Следующий этап развития советской криминологии начинается с конца 50-х годов. Исследование преступности включается в планы некоторых научно-исследовательских правовых учреждений страны. Криминологическая проблематики стала разрабатываться на кафедрах юридических учебных заведений.

В 1963 году создается Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, на который была возложена координация научных исследований в области криминологии.

С 1964 года преподавание криминологии вводится в программы юридических ВУЗов.

Проблемами этой науки занимались такие ученые, как Аванесов, Антонян, Алексеев, Бабаев, Игошев, Карпец, Миньковский, Стручков и многие другие. Эти ученые внесли значительный вклад не только в криминологию, но и в уголовное и уголовно-исполнительное право. Они чаще всего не могли говорить и писать то, что думали, т. к. одним из важнейших принципов криминологической науки был принцип партийности. А что следовало за ним, напоминать не надо. Некоторые из вышеназванных ученых и в "брежневские" времена претерпевали гонения и давление.

Со второй половины 80-х годов по настоящее время криминологи получили возможность пересмотреть многие положения науки криминологии. Важным шагом стало снятие грифа секретности со всех данных по преступности и уголовной статистики.

Подводя итог изложенного можно сделать вывод, что советские криминологи считали, что их предшественники лишь задумывались над сущностью преступности, ее происхождением, причинами и пр., но преимущество отдавали изучению личности преступника, а преступность рассматривали в основном как субъективно-личностный феномен.

Представление о личности преступника

Личность преступника

Существуют различные определения этого понятия, криминологическое же учение исходит из того, что личность как целостное образование представляет собой социальное качество человека. Оно формируется в процессе общественных отношений, т. е. является продуктом социализации человека, а не приобретается с момента рождения. При этом в человеке уживаются социальное и биологическое начала. И в соотношении социального и биологического, биологическое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем в преобразованном, "очеловеченном" виде. Из этого можно сделать вывод, что природа и сущность человека — не тождественные понятия. Ведь, в то время как первое включает в себя генетические и социальные связи человека, второе охватывает лишь существенные социальные признаки.

Как уже говорилось ранее, личность включает в себя совокупность сторон внутренней (сознание) и внешней (деятельность). Подобный подход к определению сущности личности сформировался в философии давно. Еще в 1844 г. К. Маркс писал: "Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность — сознательна. Это не есть такая определенность, с которой он непосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности".

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что личность человека представляет собой систему социально-психологических свойств и качеств, в которых отражены связи взаимодействие человека с социальной средой посредством практической деятельности.

Классификация и типология преступников

Как правило, в криминологической литературе различают типологию и классификацию. Считается, что типология обобщает совокупность типичных для всех или определенных групп социальных особенностей, в то время как классификация подразделяет преступников на группы согласно единичному, индивидуальному признаку.

Классификация, являясь более низким уровнем обобщения, представляет собой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко фиксированное место. Типология такой жесткой дифференциации не содержит.

Классификация преступников может быть построена по различным основаниям, среди которых следует выделить две большие группы признаков:

  • социологических (социально-демографических);
  • правовых.

К первой из них можно отнести пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, социальное происхождение, занятость общественно полезным трудом, род занятий, наличие специальности, место жительства.

Ко вторым — характер, степень тяжести совершенных преступлений, совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины.<.......>

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24