|
Органы власти и средства массовой информацииОрганы власти и средства массовой информации Введение Актуальность темы исследования определяется множеством факторов. Во-первых, той ролью, которую играют средства массовой информации (печать, телевидение, радио) в формировании мнений населения об органах власти. В отличие от государств, где демократия и свобода средств массовой информации насчитывает столетия, Россия делает лишь первые шаги по этому пути. Действительно, в развитых странах уже давно средства массовой информации выступают как институты гражданского общества, оказывают воздействие на власть, агрегируя и представляя интересы граждан. Другое дело Россия. Долгое время средства массовой информации находились под полным контролем государства и являлись проводником политики коммунистической партии. Сегодня, в связи с принятием Федерального закона «О средствах массовой информации» и других законодательных актов, они получили относительную независимость. Однако, специфика развития России, в частности, отсутствие опыта жизнедеятельности в условиях демократии, слабая партийная идентификация и культурно-духовные особенности, очень часто приводит к тому, что средства массовой информации не выражают интересы граждан, а служат реализации интересов определенных финансовых, олигархических групп. Во-вторых, актуальность темы связана с тем, что в настоящее время практически отсутствуют научные работы, в которых бы анализировались не только роль средств массовой информации в условиях переходного периода, но и формы взаимодействия средств массовой информации и власти. Достаточно заметить, что средства массовой информации в период с 1988 по 1991 года сыграли не последнюю роль в изменении характера власти в России. Именно средства массовой информации в «горбачевский период» сыграли мобилизующую роль в активизации борьбы против коммунистической идеологии. Средства массовой информации на стороне «демократии» против политики, проводимой М.С. Горбачевым, фактически привели к власти Б.Н. Ельцина как в 1991 году, так и в 1996 году. В-третьих, сегодня органы власти совершенно четко осознают ту роль, которую играют средства массовой информации в обществе. Следует заметить, что в период с 1991 по 1992 годы на уровне государственных органов власти активно создаются пресс-службы, в задачи которых входят не только обеспечение взаимодействия между средствами массовой информации и властью, но и упорядочение этого взаимодействия через возрождение взаимного доверия. Цель работы – на основе анализа в обществе изучить характер взаимодействия между органами государственной власти и средствами массовой информации, определить особенности этих отношений на примере работы пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края. Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:
Объект исследования – формы взаимодействия средств массовой информации и власти на примере деятельности пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края. Предмет исследования – отношения, складывающиеся между органами власти и средствами массовой информации в процессе взаимодействия. Методологическую основу исследования составил системный подход, согласно которому коммуникационная подсистема и ее составляющие (телевидение, пресса, радио и другие) рассматриваются не как изолированная подсистема, а во взаимном влиянии на нее других подсистем или факторов. В частности, институциональной (органы власти), нормативной (регулирование деятельности средств массовой информации органами законодательной и исполнительной власти) и другой. Необходимо отметить, что на сегодняшний день проблема взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации недостаточно освещена в современных изданиях. Фиксируется лишь существующее положение дел. В ходе работы над дипломом были изучены разные источники: законы, Указы Президента Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты. Теоретической основой исследования стали труды как российских, так и зарубежных авторов. Среди которых можно назвать: В.М. Горохова, который рассматривает средства массовой информации как орган государственной власти; Гаджиева В.С. – раскрывающего основные функции средств массовой информации как института гражданского общества; А.А. Чичановского рассматривающего основные модели взаимодействия средств массовой информации и властных структур; Эдмунд Б. Ламбет - описывающего механизмы регулирования деятельности средств массовой информации в США и другие. Огромную помощь автору работы оказали труда советских авторов: Горничой Г.И., Федотова М.А. и других. При написании работы автор использовал следующие методы исследования:
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты как федерального, так и регионального уровня, данные архива пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края; аналитические и статистические материалы; обзоры публикаций хабаровских средств массовой информации и методические материалы. Большую помощь автору дипломной работы оказали публикации в периодической печати, в частности, в таких журналах как: «Журналист», «Социально-политический журнал», «Вестник Московского Университета. Серия Журналистика», «Четвертая власть». Были использованы материалы газет: Независимой газеты, Известия, Российской газеты, Тихоокеанская звезда, Приамурские ведомости.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что в ней обобщены различные формы взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации в России и за рубежом, показана роль конкретного структурного подразделения пресс-службы Законодательной думы Хабаровского края в работе.
1. Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти 1.1. Сущность и функции средств массовой информации Средства массовой информации – один из важнейших институтов современного общества. Огромна роль их в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Уже первые шаги телевидения на политической арене в 50-ых начале 60-ых годов вызвали среди специалистов эйфорию по поводу нового всемогущего средства массовой информации. Утверждается, что журналисты, репортеры, специалисты по рекламе и другие представители средств массовой информации заменили традиционных политиков в качестве привратников политического процесса. Сегодня средства массовой информации характеризуют как: великий арбитр, четвертая власть наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью. Современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения. Средства массовой информации представляют сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов. Что же представляют собой средства массовой информации? В Федеральном законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации». Пугачев В.П. трактует средства массовой информации как «учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам». Средства массовой информации на практике реализуют фундаментальные права человека – на информацию, на свободу политического выбора, на гласное выражение своей позиции. Так, во Всеобщей декларации прав человека отмечается: «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их, это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государства». Конституция Российской Федерации «гарантирует свободу массовой информации, запрещает цензуру». Аналогичные принципы закреплены и в конституциях других государств. Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» закрепляет право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, их должностных лиц». Следует отметить, что сегодня происходит возрастание потока информации. Происходит ее глобализация, продолжают модернизироваться традиционные средства коммуникации. Фактически на рубеже 80-ых годов мир средств массовой информации был разделен на 2 части: старые (традиционные) и новые. Старые: книги, журналы, периодические издания и т. д. Современные – достижение новых информационных технологий (кабельное телевидение, спутниковая связь, компьютерная пресса и т. д.). В течение длительного периода для широкой публики главным источником информации служила пресса – газеты и журналы. Многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий, поскольку в какой-то форме были вовлечены в политический процесс. Газеты предлагали не только политическую и экономическую информацию, но и представляли материалы развлекательного характера. Радио и телевидение расширили возможность эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях. Изобретение радио изменило механизм освещения информации. Позволило передавать информацию через государственные границы и на дальние расстояния без необходимости физического присутствия. По своей значимости радио постепенно стало уступать стремительно набиравшему силу телевидению. Для телевидения период от его возникновения до превращения в инструмент политики оказался еще короче. Началом эры телевидения в политике считается 1952 год, когда оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной компании в США. Возрастающая роль средств массовой информации порождает многочисленные дискуссии о том, к каким последствиям это может привести. Мнения высказываются весьма различные и прямо противоположные. Одни видят в растущем влиянии средств массовой информации ростки новой, гуманной цивилизации, усматривают реальное движение к ищущему, мыслящему, творческому государству, способному разрешить наиболее острые сегодняшние конфликты. Другие же, констатируя опустошающее и разрушающее воздействие средств масс-медиа и особенно телевидения на личность и культуру, оценивают возрастающую роль средств массовой информации весьма пессимистично. Аргументируя это тем, что с помощью гипнотической внушающей силы зрелища, телевидение, которое и днем и ночью без всякого перерыва приходят к людям в дом, разрушало не только кино, но также отношение индивида к действительности. Вся жизнь – природа, наши друзья – все постепенно угасает под воздействием этого маленького экрана, который становится все большим и проникает повсюду. Он поглотил все: реальность, нас самих и наше отношение к действительности». С уверенностью сегодня можно сказать, что массовый охват средств массовой информации привел к тому, что эти средства стали:
Кроме этого, следует отметить следующие отличительные черты средств массовой информации:
Средства массовой информации отличаются оперативностью распространения информации, способностью проникать во все социальные общности, профессиональные, возрастные и другие группы. В своих репортажах и комментариях средства массовой информации могут обратить внимание общественности на стороны деятельности правящих кругов, играют роль в ограничении власти и конкретных действий. Средства массовой информации не могут наградить, но могут сделать популярным; не могут карать, но могут высмеять; не могут назначить на должность, но могут содействовать избранию. Рассмотрение особенностей средств массовой информации будет неполным без изучения их функций. Функции средств массовой информации разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций. Опыт истории показывает, что средства массовой информации способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запутывать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх. Г. Ласуэлл – известный американский политолог и политический психолог выделил четыре основные функции средств массовой информации: 1. Наблюдение за миром (сбор и распространение информации); 2. Редактирование (отбор и комментирование информации); 3. Формирование общественного мнения; 4. Распространение культуры. Пресса, радио, телевидение претендуют на выполнение функций «сторожевой собаки общественных интересов»; на то, чтобы быть «глазами и ушами общества». Автор работы считает, что наиболее целесообразно выделение следующих функций средств массовой информации: Информационная функция. Средства массовой информации создают своеобразную информационную среду, которая характеризуется единством двух потоков политической информации – «сверху» и «снизу». Информация «сверху» несет данные о государственных и административных решениях, информация «снизу» – о том, как эти решения воспринимаются. Информационная функция состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Информационная деятельность средств массовой информации позволяет людям активно судить о политических событиях и процессах в том случае, если она выполняет образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих оценивать и упорядочивать сведения, получаемые от средств массовой информации других источников. Она также позволяет правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации. Средства массовой информации, конечно, не могут обеспечить системное и глубокое усвоение политических знаний. Эта задача специальных образовательных учреждений – школ, институтов и т. д. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. Образовательная роль средств массовой информации тесно связана с функцией социализации. Политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности. Политическая социализация означает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. Вышеназванные функции позволяют средствам массовой информации выполнять функцию критики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только средства массовой информации, но и оппозиция, а также специализированные институты судебного и иного контроля. Критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях. Объектом внимания средств массовой информации являются и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами средства массовой информации. Их контрольная функция основывается на общественном мнении. В отличие от государственных и иных органов контроля, средства массовой информации не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям. Их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, так как они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам. В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции средства массовой информации опираются как на закон, так и на общественное мнение. Контрольная функция средств массовой информации особенно необходимо при слабой оппозиции и несовершенстве социальных государственных институтов контроля. Средства массовой информации не только критикуют недостатки в политики и обществе, но и выполняют функцию артикуляции различных общественных интересов, интеграции политических субъектов. Эта функция позволяет обеспечивать представителям общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы. Артикуляция политических интересов осуществляется в обществе не только средствами массовой информации, но и другими институтами: партиями и группами интересов. Однако без использования средств массовой информации и они обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия. Все рассмотренные выше функции средств массовой информации прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям или сознательного бездействия, в их вовлечении в политику. Средства массовой информации обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Круг политических функций средств массовой информации не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые выделяют такие функции, как инновационная – проявляющаяся в инициировании политических изменений, путем постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная функция состоит в обслуживании средствами массовой информации политики, определенных партий и ассоциаций; функция формирования общественного мнения. Общественное мнение сегодня становится более активным и действенным регулятором политического процесса. Сила общественного мнения в значительной мере предопределяется средствами массовой информации, не только отражающими сложившиеся настроения, но и формирующими это общественное мнение. В некоторых случаях актуализация массового сознания в виде общественного мнения может дезорганизовывать процесс политического управления. Когда те или иные политические идеи закреплены в массовом сознании, существуют в истинных, позитивных стереотипах, средства массовой информации способны достичь нужного результата, не обращаясь к общественному мнению. Иное дело, когда радио, печать, телевидение обращены на новые проблемы, когда рождаются конфликтные ситуации, касающиеся миллионов людей. Общественное мнение становится в этом случае мощным средством политики, инструментом реализации политических замыслов и достижений политических целей. Формирование общественного мнения происходит по-разному. К примеру: «средства массовой информации отфильтровывают индивидуальные точки зрения, обобщают их в мнения групповые и затем придают им характер всеобщности, массовости, распространенности». Средства массовой информации всегда стремятся использовать общественное мнение в политических целях, и, как правило, это им удается. В целом можно сказать, что печать, телевидение и радио продуцируют и распространяют политическую информацию. Именно те знания, нормы и ценности, усвоение которых необходимо и достаточно для рекрутирования в политику, для сознательного и действенного участия в политической жизни. Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в потоке противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. Средства массовой информации позволяют ему выйти за рамки индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики.<........> |
Loading
|