Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация к уроку русского языка "Предложения с прямой речью"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Конспект и презентация к уроку русского языка "Предложения с прямой речью"

Цели: По дидактической цели — это урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности — урок «Образец исследования» (начальный уровень).

Задачи:1. Повторить изученное об обстоятельствах, закрепить умение детей находить обстоятельства в тексте, определять их разряд.

2. Познакомить детей с новым видом предложений – предложениями с прямой речью. Учить записывать предложения с прямой речью, отличать их от других предложений.

3. Продолжить работу над предложениями как синтаксической единицей русского языка.

Х о д у р о к а

Психологический настрой (Слайды 1, 2, 3)

Сегодня на уроке мы узнаем новые для нас правила русского языка, повторим ранее изученные, а помогут нам в этом сказки вашего любимого поэта А.С. Пушкина.

Мотивация

А еще сегодня мы будем делать следующее:

а) здесь вы побываете корректорами;

б) здесь вы перенесетесь в старину;

в) здесь вы станете писателям

А вот здесь вы откроете еще один секрет русского языка.

Будьте внимательны:

Актуализация знаний (Слайд 4)

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там царь Кощей над златом чахнет

Там русский дух… там Русью пахнет.

Это пролог к поэме "Руслан и Людмила”. Ваша задача – найти в этом отрывке обстоятельства. Возьмите листочки с отрывком у себя на партах, подчеркните обстоятельства. Работаем парами. Время – 1 минута.

Проверка – устно.

На какие 3 группы можно разделить данные обстоятельства, догадались? Запишите в тетрадях эти группы. Кто затрудняется это сделать сразу, у вас есть карточки-помощь 1, 2, 3. На полях укажите, какой карточкой вы пользовались.

КАРТОЧКА-ПОМОЩЬ № 1

Определи, что обозначают найденные обстоятельства.

КАРТОЧКА-ПОМОЩЬ № 2

Распредели обстоятельства в группы:


обстоятельства

места

обстоятельства

времени

обстоятельства

образа действия

КАРТОЧКА-ПОМОЩЬ № 3

Запиши обстоятельства в группы:

обстоятельства

места

обстоятельства

времени

обстоятельства

образа действия

Где?

Когда?

Как?

Куда?

Как долго?

Каким образом?

Откуда?



(Слайд 5)

1. Обстоятельства места: у лукоморья, на дубе, по цепи, направо, налево, там, на ветвях, в темнице.

2. Обстоятельства времени: днем, ночью.

3. Обстоятельства образа действия: кругом, верно.

Проверка - устно.

Создание проблемной ситуации (Слайд)

Посмотрите на доску, здесь загадка № 2:

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей c поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка».

(«Сказка о рыбаке и рыбке)

Обратите внимание на запись и построение предложения. Что нового увидели в оформлении предложения? (Есть кавычки, слова автора, слова рыбки, слова старика, слово «старче».) Прочитайте 1-e предложение. Из скольких частей оно состоит? (Из 2.) Из каких? (Слова автора, слова рьiб­ки.)

Определение темы исследования

Такие предложения называются предложениями c прямой речью. Это и есть главная тема нашего сегодняшнего урока.

A наша задача – учиться правильно записывать такие пред­ложения; научиться отличать предложения c прямой речью от других предложений.

-Чьи это слова: "Чего тебе надобно, старче?" (Слова рыбки.)

-Как вы это узнали? (Есть слова, которые на это указывают: "приплыла рыбка, спросила" - слова автора.)

- Где стоят слова автора? (В начале предложения.)

- A прямая речь? Как оформлена прямая речь? (заключена в кавычки; пишется c большой буквы; после слов автора - двоеточие.)

- Ребята, a что это за слово «старче»? (Старик - устаревшее уважи­тельнoе обращение к старому человеку.)

Раньше в древнерусском языке, помимо известных вам падежей, был еще один, он назывался звательный. Как вы думаете, почему такое назва­ние? (Звать кого-либо.) Слово «старче» в данном случае стоит в зватель­ном падеже.

Но сейчас такого падежа нет, a когда мы зовем кого-либо, спрашиваем, обращаемся к кому-либо, это называется обращением (не является членом предложения).

Обратите внимание, как на письме выделяется обращение. (Запятыми, если оно в середине предложения. Чего, старче, тебе надобно?)

Кто сможет сам разобрать второе предложение? (Слова автора, прямая речь, обращение.)

Интерпретация полученных данных

Давайте обобщим, что же мы узнали o предложениях c прямой речью.

1. Две части (слова автора, прямая речь).

2. Прямая речь пишется всегда c большой буквы, где бы ни стояла.

3.Заключается в кавычки.

4. После слов автора – двоеточие.

Мы c вами пользуемся разными схемами записи предложений. А вот какие схемы принято использовать для записи предложений c прямой речью. (Показ схем на магнитной доске.)

(Слайд7)

Удивлены, как много схем? Да, столько вариантов записи предложений c прямой речью. Мы c вами пока рассмотрим только некоторые. Где наши варианты? A сейчас нас ждет новая встреча.

"Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

B свете ж вот какое чудо".

Согласны ли вы с тем, как записано предложение? Правомерна ли здесь постановка кавычек? (Нет, так как отсутствуют слова автора.) Ис­правьте ошибку. Помните слова автора?

Корабельщики в ответ:

"Мы объехали..."

Запись в тетради, один человек исправляет на доске.

A теперь посмотрим, какие глаголы вводят прямую речь. (Спросила, отвечает, сказала.) Такие глаголы принято называть глаголами говорения.

Но бывает так, что некоторые люди только и используют в речи один глагол: сказала, сказала... говорила, говорила... Это обедняет речь.

Чтобы y нас c вами этого не произошло, давайте продолжим этот ряд синонимами. Самостоятельная работа детей. (Сказала, вымолвила, по­интересовалась, произнесла, прошептала). Проверка u дописывание.

Составим c одним-двумя этими глаголами свои предложения (можно в сказочной форме) или вспомним из произведений A. C. Пушкина. (Провер­ка.)

Физминутка

Применение новых знаний в учебной деятельности

A теперь еще две сказки, узнали, какие?

И вопрос свой задала я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Балда мыслит этого провести не шутка!

Вот из моря вылез старый Бес и спросил зачем ты Балда к нам залез.

Ясный месяц продолжал погоди, об ней, быть может, ветер знает.

Дети называют сказки. Расставьте знаки препинания. Пользуйтесь схемами. 1-й вариант – «Сказка o мертвой царевне», 2-й вариант – «Сказка o попе и работнике его Балде». Проверка на доске, расстановка знаков c объяснением.

Постепенно мы добрались до последней сказки.

Воевода говорит, что петушок опять кричит.

Из какой сказки эти строки? («Сказка о золотом петушке».)

A вот это предложение называется предложением c косвенной речью. Чем оно отличается от предложений c прямой речью? (По смыслу – речь уже в искаженном виде, не дословно передана. По знакам препинания – записана в форме сложного предложения.)

Косвенная речь передает содержание чужого высказывания (т.е. общий смысл), но не воспроизводит его дословно. Записывается в форме сложно­пoдчиненного предложения

Запишите данное предложение.

Что вы о нем можете сказать, дайте характеристику. (Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, 1-я часть – нераспространенное, 2-я часть – распространенное, так как есть второстепенный член – обстоятельства образа действия.)


________ _________

, что

________ __________


A теперь запишите это предложение, как y A.C. Пушкина, т. e. как предложение c прямой речью. Запись в тетрадях, исправление на доске.

Итог урока. Рефлексия

Наш урок подошел к концу.

Что вы хотите сказать o6 уроке?

Что особенно понравилось?

Что бы вы изменили?

Кому понравилось, как он работал?

Кто считает, что работал не в меру своих сил?

Домашнее задание: выпишите 4-5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина и запишите к ним схемы.

Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24