Центральный Дом Знаний - Закономерности и модели развития науки

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2688

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Закономерности и модели развития науки

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ОБЩИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ 3

2 АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ Т.КУНА НА ПРОБЛЕМУ

РЕВОЛЮЦИЙ В НАУКЕ 8

3 ИДЕИ Н. ЛОКАТОСА НА ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

ВВЕДЕНИЕ

Развитие естествознания как любой науки связано с ее историей и логикой. История любой науки характеризуется определенными заметными открытиями и достижениями, которые дотированы по времени в рамках исторических эпох. Это положение очевидно и не требует доказательств. Логика любой науки неявна. В этом заключаются определенные трудности. Как правило, логику связывают с установлением определенных основанных на фактическом материале тенденций, основополагающих идей и их взаимосвязи. Иначе логика развития науки предопределяет знание закономерностей причин и сил научного прогресса. Естествознание в своем развитии носит закономерный систематический характер. Систематическим называют такое развитие науки, которое является безостановочным, непрекращающимся и имеющим характер прогрессивно развивающейся системы. Ответ на вопрос, каким образом происходит развитие науки, необходим для сопоставления данного состояния науки с существующими и предыдущими.

На определенном историческом этапе определяющее значения для любой отрасли, мировоззрения имели место определенные идеи, которые доминировали некоторое время, они оказали влияние и на все остальные науки. Это значит, что при определенном состоянии доминанты происходило интенсивное развитие (прорыв) знаний. Мы можем назвать определенные исторические периоды прорывов в химии, физике. Знания логики развития позволяет обществу сориентировать общество в необходимости прорыва в той или иной области. Суть в прогнозе тенденций науки. В этой ситуации мы можем не только координировать развитие, но и стимулировать (финансово). От периода открытия до использования лежит продолжительный промежуток времени.

1 ОБЩИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ

Пожалуй, наибольшее число сторонников начиная с 60-х годов XX в. собрала концепция развития науки, предложенная американским историком и философом науки Томасом Куном. Отправным пунктом размышлений Т. Куна над проблемами эволюции научного знания стал отмеченный им любопытный факт: ученые-обществоведы славятся своими разногласиями по фундаментальным вопросам, исходным основаниям социальных теорий; представители же естествознания по такого рода проблемам дискутируют редко, большей частью в периоды так называемых кризисов в их науках. В обычное же время они относительно спокойно работают и как бы молчаливо поддерживают неписаное соглашение: пока храм науки, в котором все находятся, не шатается, качество его фундамента не обсуждается.

Способность исследователей длительное время работать в неких предзаданных рамках, очерчиваемых фундаментальными научными открытиями, стала важным элементом логики развития науки в концепции Т. Куна. Он ввел в методологию науки принципиально новое понятие — парадигма. Буквальный смысл этого слова — образец. В нем фиксируется существование особого способа организации знания, подразумевающего определенный набор предписаний, задающих характер видения мира, а значит, влияющих на выбор направлений исследования. В парадигме содержатся также и общепринятые образцы решения конкретных проблем. Парадигмальное знание не является собственно «чистой» теорией (хотя его ядром и служит, как правило, та или иная фундаментальная теория), поскольку не выполняет непосредственно объяснительной функции. Оно дает некую систему отсчета, т.е. является предварительным условием и предпосылкой построения и обоснования различных теорий.

Являясь по сути метатеоретическим образованием, парадигма определяет дух и стиль научных исследований. По словам Т. Куна, парадигму составляют «...признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу»1. Ее содержание отражено в учебниках, в фундаментальных трудах крупнейших ученых, а основные идеи проникают и в массовое сознание. Признанная научным сообществом парадигма на долгие годы определяет круг проблем, привлекающих внимание ученых, является как бы официальным подтверждением подлинной «научности» их занятий. К парадигмам в истории науки Т. Кун причислял, например, аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику и т.д. Развитие, приращение научного знания внутри, в рамках такой парадигмы, получило название «нормальной науки». Смена же парадигмы есть не что иное, как научная революция. Наглядный пример — смена классической физики (ньютоновской) на релятивистскую (эйнштейновскую).

Решающая же новизна концепции Т. Куна заключалась в том, что смена парадигм в развитии науки не является детерминированной однозначно, или, как модно сейчас выражаться, не носит линейного характера. Развитие науки, рост научного знания нельзя, допустим, представлять себе в виде тянущегося строго вверх, к солнцу, дерева (познания добра и зла). Скорее это похоже на развитие кактуса, прирост которого в принципе может начаться с любой точки поверхности этого растительного «ежика» и продолжаться в любую сторону. И где, с какой стороны нашего научного «кактуса» возникнет вдруг «точка роста» новой парадигмы — непредсказуемо принципиально! Причем не потому, что процесс этот произволен или случаен, а потому, что в каждый критический момент перехода от одного состояния к другому имеется несколько возможных продолжений. Какая именно точка из многих возможных «пойдет в рост», зависит от стечения самых разнообразных обстоятельств. Таким образом, логика развития науки содержит в себе закономерность, но закономерность эта «выбрана» случаем из целого веера других, ничуть не менее закономерных возможностей. Из этого следует, что привычная нам ныне квантово-релятивистская картина мира в принципе могла бы быть и совсем другой, и наверняка не менее логичной и последовательной.

Переходы от одной научной парадигмы к другой Т. Кун сравнивал с обращением людей в новую религиозную веру: мир привычных объектов предстает в совершенно новом свете благодаря решительному пересмотру исходных объяснительных принципов. Аналогия с новообращением понадобилась Т. Куну главным образом для того, чтобы подчеркнуть, что исторически почти мгновенный акт смены парадигм не может быть истолкован строго рационально. Утверждение новой парадигмы осуществляется в условиях мощного противодействия сторонников прежней парадигмы, да к тому же новаторских подходов может оказаться сразу несколько. Поэтому выбор принципов, которые составят будущую успешную парадигму, осуществляется учеными не столько на основании логики или под давлением эмпирических фактов, сколько в результате внезапного «озарения», «просветления», иррационального акта веры в то, что мир устроен именно так, а не иначе.

Однако далеко не все исследователи методологии научного познания согласились с таким выводом. Альтернативную модель развития науки, также ставшую весьма популярной, предложил И. Лакатос. Его концепция, названная методологией научно-исследовательских программ, по своим общим контурам довольно близка к куновской, однако расходится с ней в принципиальнейшем пункте. И. Лакатос считает, что выбор научным сообществом одной из многих конкурирующих исследовательских программ может и должен осуществляться рационально, на основе четких, рациональных же критериев.

В общем виде лакатосовская модель развития науки может быть описана так. Исторически непрерывное развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ. Эти программы имеют следующую структуру:

«жесткое ядро», содержащее неопровержимые для сторонников программы исходные положения;

«негативную эвристику». Это своеобразный «защитный пояс» ядра программы, состоящий из вспомогательных гипотез и допущений, снимающих противоречия с аномальными фактами. (Если, допустим, небесная механика рассчитала траектории движения планет, а данные наблюдения свидетельствуют об отклонении реальных орбит от расчетных. В этом случае законы механики подвергаются сомнению в самую последнюю очередь. Вначале в ход идут гипотезы и допущения «защитного пояса»: можно предположить, что неточны измерения, ошибочны расчеты, присутствуют некие возмущающие факторы — неоткрытые еще планеты и т.д.;

«позитивную эвристику» — «... это правила, указывающие, какие пути надо избирать и как по ним идти»1. Иными словами, это ряд доводов, предположений, направленных на то, чтобы изменять и развивать «опровержимые варианты» исследовательской программы, в результате чего последняя предстает не как изолированная теория, а как целая серия модифицирующихся теорий, в основе которых лежат единые исходные принципы.

Так, все тот же И. Ньютон вначале разработал свою программу для планетарной системы, состоящей всего их двух элементов: точечного центра (Солнца) и единственной точечной планеты (Земли). Но такая модель противоречила третьему закону динамики и потому была заменена Ньютоном на модель, в которой и Солнце, и планеты вращались вокруг общего центра притяжения. Затем были последовательно разработаны модели, в которых учитывалось большее число планет, но игнорировались межпланетные силы притяжения; потом Солнце и планеты предстали уже не точечными массами, а массивными сферами; и наконец, была начата работа над моделью, учитывающей межпланетные силы и возмущения орбит.

Важно отметить, что эта последовательная смена моделей мотивировалась вовсе не аномальными наблюдаемыми фактами, а теоретическими и математическими затруднениями самой программы. Именно их разрешение и составляет суть «позитивной эвристики», по И. Лакатосу. Благодаря ей ученые, работающие внутри какой-либо исследовательской программы, могут долгое время игнорировать критику и противоречащие программе факты: они вправе ожидать, что решение конструктивных задач, определяемых «позитивной эвристикой», приведет в конечном счете к объяснению ныне непонятных или «непокорных» фактов. Это придает устойчивость развитию науки.

Однако рано или поздно позитивная эвристическая сила исследовательской программы исчерпывает себя. Встает вопрос о смене программы. «Вытеснение» одной программы другой представляет собой научную революцию. Причем эвристическая сила конкурирующих программ оценивается учеными вполне рационально: «... Программа считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост, то есть когда она с некоторым успехом может предсказывать новые факты... программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от ее эмпирического роста, то есть когда она дает только запоздалые объяснения либо случайных открытий, либо фактов, предвосхищаемых и открываемых конкурирующей программой...»

В результате получается, что главным источником развития науки выступает конкуренция исследовательских программ, каждая из которых имеет в свою очередь внутреннюю стратегию развития (позитивную эвристику). Этот «двойной счет» развития науки и обусловливает картину непрерывного роста научного знания.

Концепции Т. Куна и И. Лакатоса оказались в итоге самыми влиятельными реконструкциями логики развития науки во второй половине XX в. Существует, конечно, и множество других, менее известных концепций. Но как бы они ни отличались друг от друга, все концепции так или иначе вынуждены опираться на некие узловые, этапные моменты истории науки, которые принято называть научными революциями.

2 АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ Т.КУНА НА ПРОБЛЕМУ РЕВОЛЮЦИЙ В НАУКЕ

Кун считает, что развитие науки представляет собой процесс поочередной смены двух периодов - "нормальной науки” и "научных революций”. Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Социально-психологический характер концепции Куна определяется его пониманием научного сообщества, члены которого разделяют определенную парадигму, приверженность к которой обуславливается положением его в данной социальной организации науки, принципами, воспринятыми при его обучении и становлении как ученого, симпатиями, эстетическими мотивами и вкусами. Именно эти факторы, по Куну, и становятся основой научного сообщества.

Центральное место в концепции Куна занимает понятие парадигмы, или совокупности наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Парадигма обладает двумя свойствами: 1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы; 2) она содержит переменные вопросы, т.е. открывает простор для исследователей. Парадигма - это начало всякой науки, она обеспечивает возможность целенаправленного отбора фактов и их интерпретации.

Парадигма, по Куну, или "дисциплинарная матрица”, как он ее предложил называть в дальнейшем, включает в свой состав четыре типа наиболее важных компонентов:

1) "символические обобщения” - те выражения, которые используются членами научной группы без сомнений и разногласий, которые могут быть облечены в логическую форму,

2) "метафизические части парадигм” типа: "теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело”,

3) ценности, например, касающиеся предсказаний, количественные предсказания должны быть предпочтительнее качественных,

4) общепризнанные образцы.

Все эти компоненты парадигмы воспринимаются членами научного сообщества в процессе их обучения, роль которого в формировании научного сообщества подчеркивается Куном, и становятся основой их деятельности в периоды "нормальной науки”. В период "нормальной науки” ученые имеют дело с накоплением фактов, которые Кун делит на три типа:

1) клан фактов, которые особенно показательны для вскрытия сути вещей. Исследования в этом случае состоят в уточнении фактов и распознании их в более широком кругу ситуаций,

2) факты, которые хотя и не представляют большого интереса сами по себе, но могут непосредственно сопоставляться с предсказаниями парадигмальной теории,

3) эмпирическая работа, которая предпринимается для разработки парадигмальной теории.

Однако научная деятельность в целом этим не исчерпывается. Развитие "нормальной науки” в рамках принятой парадигмы длится до тех пор, пока существующая парадигма не утрачивает способности решать научные проблемы. На одном из этапов развития "нормальной науки” непременно возникает несоответствие наблюдений и предсказаний парадигмы, возникают аномалии. Когда таких аномалий накапливается достаточно много, прекращается нормальное течение науки и наступает состояние кризиса, которое разрешается научной революцией, приводящей к ломке старой и созданию новой научной теории - парадигмы. Кун считает, что выбор теории на роль новой парадигмы не является логической проблемой: "Ни с помощью логики, ни с помощью теории вероятности невозможно переубедить тех, кто отказывается войти в круг. Логические посылки и ценности, общие для двух лагерей при спорах о парадигмах, недостаточно широки для этого. Как в политических революциях, так и в выборе парадигмы нет инстанции более высокой, чем согласие соответствующего сообщества”.

На роль парадигмы научное сообщество выбирает ту теорию, которая, как представляется, обеспечивает "нормальное” функционирование науки. Смена основополагающих теорий выглядит для ученого как вступление в новый мир, в котором находятся совсем иные объекты, понятийные системы, обнаруживаются иные проблемы и задачи: "Парадигмы вообще не могут быть исправлены в рамках нормальной науки. Вместо этого... нормальная наука в конце концов приводит только к осознанию аномалий и к кризисам. А последние разрешаются не в результате размышления и интерпретации, а благодаря в какой-то степени неожиданному и неструктурному событию, подобно переключению гештальта. После этого события ученые часто говорят о "пелене, спавшей с глаз”, или об "озарении”, которое освещает ранее запутанную головоломку, тем самым приспосабливая ее компоненты к тому, чтобы увидеть их в новом ракурсе, впервые позволяющем достигнуть ее решения”.

Таким образом, научная революция как смена парадигм не подлежит рационально-логическому объяснению, потому что суть дела в профессиональном самочувствии научного сообщества: либо сообщество обладает средствами решения головоломки, либо нет - тогда сообщество их создает. Мнение о том, что новая парадигма включает старую как частный случай, Кун считает ошибочным. Кун выдвигает тезис о несоизмеримости парадигм. При изменении парадигмы меняется весь мир ученого, так как не существует объективного языка научного наблюдения. Восприятие ученого всегда будет подвержено влиянию парадигмы. По-видимому, наибольшая заслуга Т. Куна состоит в том, что он нашел новый подход к раскрытию природы науки и ее прогресса. В отличие от К. Поппера, который считает, что развитие науки можно объяснить исходя только из логических правил, Кун вносит в эту проблему "человеческий” фактор, привлекая к ее решению новые, социальные и психологические мотивы.

В критике понимания Куном "нормальной науки” выделяются три направления. Во-первых, это полное отрицание существования такого явления как "нормальная наука” в научной деятельности. Этой точки зрения придерживается Дж. Уоткинс. Он полагает, что наука не сдвинулась бы с места, если бы основной формой деятельности ученых была "нормальная наука”. По его мнению, такой скучной и негероической деятельности, как "нормальная наука”, не существует вообще, из "нормальной науки” Куна не может вырасти революции. Второе направление в критике "нормальной науки” представлено Карлом Поппером. Он, в отличие от Уоткинса, не отрицает существования в науке периода "нормального исследования”, но полагает, что между "нормальной наукой” и научной революцией нет такой существенной разницы, на которую указывает Кун. По его мнению, "нормальная наука” Куна не только не является нормальной, но и представляет опасность для самого существования науки. "Нормальный” ученый в представлении Куна вызывает у Поппера чувство жалости: его плохо обучали, он не привык к критическому мышлению, из него сделали догматика, он жертва доктринерства. Поппер полагает, что хотя ученый и работает обычно в рамках какой-то теории, при желании он может выйти из этих рамок. Правда при этом он окажется в других рамках, но они будут лучше и шире. Третье направление критики нормальной науки Куна предполагает, что нормальное исследование существует, что оно не является основным для науки в целом, оно так же не представляет такого зла как считает Поппер. Вообще не следует приписывать нормальной науке слишком большого значения, ни положительного, ни отрицательного. Стивен Тулмин, например, полагает, что научные революции случаются в науке не так уж редко, и наука вообще не развивается лишь путем накопления знаний.

Научные революции совсем не являются "драматическими” перерывами в "нормальном” непрерывном функционировании науки. Вместо этого она становится "единицей измерения” внутри самого процесса научного развития. Для Тулмина революция менее революционна, а "нормальная наука” - менее кумулятивна, чем для Куна.

Не меньшее возражение вызвало понимание Куном научных революций. Критика в этом направлении сводится прежде всего к обвинениям в иррационализме. Наиболее активным оппонентом Куна в этом направлении выступает последователь Карла Поппера И. Лакатос. Он утверждает, например, что Кун "исключает всякую возможность рациональной реконструкции знания”, что с точки зрения Куна существует психология открытия, но не логика, что Кун нарисовал "в высшей степени оригинальную картину иррациональной замены одного рационального авторитета другим”. Как видно из изложенного обсуждения, критики Куна основное внимание уделили его пониманию "нормальной науки” и проблемы рационального, логического объяснения перехода от старых представлений к новым. В результате обсуждения концепции Куна большинство его оппонентов сформировали свои модели научного развития и свое понимание научных революций.

3 ИДЕИ Н. ЛОКАТОСА НА ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ

Согласно Лакатосу фундаментальной единицей методологии науки является не изолированная теория, а исследовательская программа, которая представляет собой серию взаимосвязанных теорий. В прогрессивной исследовательской программе теории создаются для открытия неизвестных фактов, схематично развитие концепции Локатоса.

Схема: круг, вписанный в круг. Внутренний круг - ядро, которое состоит из философских принципов и высоко абстрактных теорий. Внешний круг - защитный пояс, который состоит из вспомогательных гипотез. Внутри жесткого ядра и защитного пояса осуществляется взаимодействие, цель его предсказание новых фактов. Исследовательская программа позволяет определить какими путями следует, а какими не следует развиваться науке. Для этого существует защитный пояс. И если в одной исследовательской программе не удается спрогнозировать новые факты, то тогда исследовательская программа меняется на другую, структура которой подобна первой схеме.

Схема: жесткое ядро и защитный пояс. Согласно Локатосу функционирование научного знания происходит внутри исследовательской программы, эту программу называют моделью внутреннего функционирования науки. Безусловно, получение новых знаний или интерпретация знаний связана с некоторыми трудностями, их можно определить как аномалии, загадки, проблемы. Проблемы в целом это некие нестыковки, те факты которые не получают объяснения в рамках действующих научно исследовательских программ. Есть несколько путей устранения проблем:

- разрешение внутри первоначальной программы. В этом случае аномалия превращается в подтверждающий пример.

- нейтрализация, это происходит тогда когда решение загадки возможно в рамках другой программы.

- решение данной задачи в рамках соперничающей программы. Тогда аномалия превращается в контрпример и опровергает правомочность, истинность данной программы и в этом случае эта программа изменяется на другую (уступает место другой). Образно представить процесс можно так, что внутри научной отрасли постоянно происходит конкуренция программ.

Признаки проблемного знания:

Логическая противоречивость.

Отсутствие связи с научными знаниями.

Бездоказательность.

Как правило, в научном мире из аномалий, загадок, проблем используют термин проблемные знания. В модели Локатоса есть один посыл: когда говорим о решении загадки при обращении к другой программе за методами, совокупности методов выходим за рамки схемы Локатоса.

Научно-исследовательскую программу задает ее «жесткое ядро», совокупность научных положений, принятых достаточно большой совокупностью ученых в качестве основы своего исследования. «Жесткое ядро» сохраняется, пока функционирует данная научно-исследовательская программа. Кроме «жесткого ядра», научно-исследовательская программа характеризуется «защитным поясом», совокупностью гипотез и моделей, предохраняющих «жесткое ядро» от воздействия опровергающих фактов и обеспечивающих рост его области применения. Гипотезы «защитного пояса» как бы гасят силу опровержений, исходящих от эксперимента и наблюдения: они дополняют «жесткое ядро» предположениями, согласующими его содержание с данными наблюдения и эксперимента.

Научно-исследовательская программа характеризуется также эвристикой, некоторой совокупностью правил, указывающих, как строить «защитный пояс».

Каков же критерий жизненности научно-исследовательской программы? И. Лакатос называет этот критерий прогрессивным сдвигом проблемы. Научно-исследовательская программа находится в состоянии этого сдвига, если она не только интерпретирует уже известные экспериментальные факты, но предсказывает новые, причем хотя бы часть этих предсказаний подтверждается.

Научно-исследовательская программа не существует изолированно, а находится в конкуренции с другой научно-исследовательской программой или с несколькими другими программами. Выделяя прогрессивный сдвиг проблемы в качестве критерия жизненности программы, мы неявно подразумеваем такую конкуренцию. Научно-исследовательская программа, находящаяся в состоянии этого сдвига, не только дает свою интерпретацию фактов, открытых при развитии альтернативной программы, но и предсказывает те факты, на которые альтернативная программа не указывает, причем хотя бы часть ее предсказаний подтверждается. Отсюда следует, что сторонники жизненных альтернативных программ постоянно критикуют друг друга.

В принципе критический запал сторонников программ может оказаться более действенным критерием ее жизненности, чем прогрессивный сдвиг проблемы. Программа может потерять на время способность к этому сдвигу. Однако упорство ее сторонников, недовольных альтернативной программой, может вдохнуть в нее новые силы и подвинуть ее к прогрессивному сдвигу проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если сравнить модель Локатоса с моделью Куна, то мнения Куна и Локатоса по этому поводу радикально расходятся. Локатос соглашается с аналогией между его "исследовательской программой” (правильнее, наверное, было бы говорить о ее "ядре”) и "парадигмой” Куна, но лишь в некотором вырожденном, далеком, по его мнению, от реальной истории науки случае: "То, что он (Кун) называет "нормальной наукой”, на самом деле есть не что иное, как исследовательская программа, захватившая монополию. В действительности же исследовательские программы пользуются полной монополией очень редко, к тому же очень недолго” Кроме того, он видит принципиальные различия в критериях отбора, работающих в ходе "революционных” изменений: иррациональных (социально-психологических) у Куна и рациональных у него.

Однако легко обнаружить некоторые важные структурные аналогии. Обе модели выделяют два типа развития: 1) непрерывный, по сути, кумулятивный рост в рамках одной "парадигмы” ("нормальной науки” Куна) или "исследовательской программы”, в котором теории "соизмеримы” и работает "решающий эксперимент”; и 2) некумулятивный скачкообразный переход от одной парадигмы или исследовательской программы к другой – "новой” ("научная революция”). "Научные революции состоят в том, что одна исследовательская программа (прогрессивно) вытесняет другую – говорит Локатос”. Возможность введения понятия научной революции связано с тем, что обе модели имеют два уровня: "парадигма” и продукция "нормальной науки” у Куна и "жесткое ядро” и продукция "позитивной эвристики” у Локатоса (в индуктивистской и попперовской модели проб и ошибок (как и в эволюционной эпстемологии) нет двух уровней и нет места для революций).

Поэтому Кун справедливо говорит о глубинной общности своей модели с локатосовской. Нам представляется, что локатосовский критерий "прогрессивного сдвига” может быть включен как один из мощнейших факторов, участвующих в куновском процессе конкуренции сообществ. Локатос, по сути, говорит о глобальных тенденциях, оставляя без ответа вопрос о конкретном взаимодействии исследовательских программ с конкретными научными сообществами и учеными, о выборе, с которым они сталкиваются "здесь и теперь". Кун же рассматривает, в первую очередь именно этот выбор, представленный им как процесс взаимодействия комплексов идей (будь то парадигма, исследовательская программа) с научными сообществами. С этой главной для куновской модели стороны – со стороны проблемы внедрения нового – его модель дополняет модель Локатоса, а не конкурирует с ней.

Таким образом, куновская и локатосовская модели оказываются не альтернативными, а взаимодополонительными. Эти две взаимодополнительные модели представляются автору этих строк вполне современными. Они являются итогом многих рассмотренных выше направлений позитивистской и постпозитивистской философии науки. Это, в значительной степени, итог всего процесса, представленного в предшествующих главах, что отражено и в описанной выше исторической ретроспективе Локатоса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Концепции современного естествознания. Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 317 с.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Локатос Н. Фальсификация и методология научно - исследовательских программ. М., 1995.

Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996.

Структура и развитие науки. М., 1978.

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24