|
ЙолЙол (или иол), тип косого вооружения двухмачтового судна, у которого бизань-мачта располагается в корму от головки руля. Характерен для маломерных спортивных судов 1950-1970-х годов. Современное определение Й. возникло после Второй Мировой войны. До этого термин применялся к локальному типу парусных судов, строившихся на Северном море, и не имел отношения к парусному вооружению. Соответственно, его название не всегда одинаково. Тип й. (нидерл. jol) зародился в Голландии . Первоначально это был прибрежный бот, приспособленный в основном для рыболовства. Причем это был весельный бот, парус был вспомогательным, и ставился на временной съемной мачте. В случаях, когда мачт было две, бизань устанавливали как можно дальше в корму, чтобы освободить место в иоле для работы с рыболовной снастью. Со временем иол стал использоваться и в военных целях, особенно у побережья, где ценилась его малая осадка. Типичный Й. XVIII в. имел размер: длина 15 м; ширина 4 м; осадка 2 м. В России этот тип появился в 1700-е годы, завезенный Петром I. Но вскоре за ним закрепилось название ял. Со временем под ялом стали понимать в основном гребное судно, под Й. в основном парусное. Механизация рыболовства и коммерческого флота вообще отодвинула Й. в прогулочно-спортивные суда. Особенно он получил развитие в 1950-е годы. Его характерной чертой является малая бизань, установленная далеко в корму, часто прямо на транце. При этом основную тягу обеспечивает грот, а бизань больше придает маневренность при поворотах и позволяет тонкую настройку на постоянных курсах. Типичный Й. тех времен имеет бермудское вооружение и длинные носовой и кормовой свесы (см. фото), что дает ему возможность ходить острыми курсами. Й. стал популярен у яхтсменов за способность балансировать центр парусности относительно центра бокового сопротивления. Настроенная таким образом яхта способна держать курс без помощи руля. Й. предпочитали такие знаменитые яхтсмены-одиночки, как Джошуа Слокам и Фрэнсис Чичестер. С появлением автоматических систем управления (автопилотов, авторулевых) эта способность Й. потеряла прежнее значение, и их место во многом заняли более простые в управлении шлюпы. Часто Й. путают с кечем, у которого бизань находится в нос от головки руля. За исключением этого признака, оба типа вооружения внешне похожи, хотя бизань у Й. несколько меньше относительно грота. Кеч требует больше рук для управления и обычно несколько больше по размерам. Яхта Odyssey, вооруженная йолом |
Loading
|