Центральный Дом Знаний - Антирелигиозная пропаганда

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Антирелигиозная пропаганда

Антирелигиозная пропаганда в СССР, систематическое идейное воздействие посредством разнообразных форм идеологической работы (устная пропаганда, печать, радио, телевидение и др.) на сознание человека в целях преодоления религиозных пережитков и выработки атеистического, диалектико-материалистического мировоззрения.


АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА — идей­ная борьба против религии п религиозных предрас­судков. А. п. возникает и развивается в связи с ро­стом классовой борьбы и развитием материалнстич. научных знаний. Необходимость А. н. вызывается реакционностью религиозной идеологии.

Марксистско-ленинская А. и. разоблачает до кон­ца все и всяческие формы религии, является острым идейным оружием в борьбе трудящихся за прогресс, за социализм, за коммунизм. Научное объяснение мира представителями врогрессивной научной мысли еще в средние века способствовало возникновению

  1. п. Формой А. п. в то время являлось гл. обр. из­дание литературы, в к-рой критиковалась религия и бичевались пороки духовенства. А. п. была на­правлена больше против господствующей государст­венной религии и церкви, чем против религии во­обще. В 17 и 18 вв. буржуазные атеисты, особенно франц. материалисты и просветители (Мелье и др.), а также Вольтер, дали образцы антире­лигиозной литературы. По их критика была непосле­довательной, не разоблачала религиозную идеологию до конца и не проникала в широкие народные массы. Она носила чисто просветительский характер и по была связана с борьбой за уничтожение эксплоата- торского строя как базы религиозной идеологии.

Основоположники марксизма-ленинизма поста­вили А. п. на научную основу, сделали её составной частью пропаганды диалектическо-материалистич. мировоззрения, неотъемлемой частью классовой борьбы пролетариата, направленной на спержение эксплоататорского строя.

Связывая А. п. с классовой борьбой, рассматри­вая борьбу против религии как борьбу против обще­ственных условий, к-рые её породили, марксизм- ленинизм делает А. и. составной частью общолро- летарской борьбы, придаёт ей действенный характер, ставит её на прочную материальную основу массо­вого движения пролетариата. «Никакая просвети­тельная книжка,— писал В. И. Ленин,— не вытра­вит религии из забитых капиталистической катор­гой масс, зависящих от слепых разрушительных сил капитализма, пока эти массы сами не научатся объединяться, организованно, планомерно, сознательно бороться против этого корня религии, против господства капитала во всех формах» (Ст., 4 изд., т. 15, стр. 375).

С другой стороны, марке,изм беспощадно разобла­чает анархич. понимание А. п. «Анархист, пропове­дуя войну с богом во что бы то ни стало,— писал

  1. И. Ленин,— на деле помог бы попам и буржуазии (как и всегда анархисты на деле помогают бур­жуазии)» (т а м же, стр. 376).

Крикливая, шумливая «война с богом», пропове­дуемая анархистами, выдвигает вопросы борьбы про­тив религии па первый план в общественной жизни и в нолитич. борьбе, не считаясь ни с окружающей обстановкой, ни с конкретными задачами, стоящими на данном этапе перед рабочим классом. Такая А. п. лишь мешает, а не помогает действительному преодо­лению религии.

Подлинно массовая А. п., влекущая за собой от­ход широчайших слоёв населения от религии и обес­печивающая полное торжество атеизма, возможна только в условиях социалистнч. общества.

До Великой Октябрьской социалистнч. револю­ции в России А л .но могла быть развёрнута широко. Она велась в сущности только большевиками, ве­лась нелегально, подпольно. Наиболее глубоко и плодотворно вопросы антирелигиозной пропаганды ставились н освещались в работах В. И. Ленина и И. В. Сталина.

Только после Великой Октябрьской сопиалистич. революции в Советском Союзе созданы все необхо­димые предпосылки для подлинно массового развёр­тывания марксистской А. и. Наука стала достоянием трудящихся, церковь была отделена от государства, школа — от церкви. Свобода совести стала неотъем­лемым завоеванием советских граждан. С первых дней Великой Октябрьской социалистнч. револю­ции в стране широко развернулась А. и., направлен­ная па разоблачение религии, на преодоление ре­лигиозных предрассудков и суеверий, на воспитание масс в духе научного, марксистско-ленинского миро­воззрения.

В первые годы существования Советского госу­дарства, когда церковь, поддерживая белогвардей­цев и интервентов, вступила в активную борьбу с Советской властью, задача А. и. заключалась в том, чтобы разоблачать перед верующими трудящимися контрреволюц. роль тогдашних религиозных органи­заций. Для оказания помощи голодающим Поволжья были конфискованы церковные ценности. Советская власть предавала суду церковников-контрреволю­ционеров и разоблачала их как врагов народа. По требованию трудящихся были закрыты нек-рые дома культа, служившие очагами контрреволюции.

После окончания гражданской войны и иностран­ной интервенции большевистская партия организует всё более планомерную н снстематич. А. п. Ведётся работа по подготовке кадров антирелигиозников. В антирелигиозных лекциях разъясняются вопросы, связанные с происхождением религии, христианст­ва, церковных праздников. Широко развёртывается пропаганда естественно-научных знаний, способст­вующая разрушению религиозных предрассудков и выработке научного мировоззрения. В значительном количество выпускается антирелигиозная литерату­ра. А. и. делается более углублённой, содержатель­ной. Начинают выходить специальные периодич. издания, иосвящённые А. п.: «Революция и церковь» (1919—24), «Наука н религия» (1922), «Безбожник» (1923, 1932—41), «Безбожник у стайка» (1923—31). «Антирелигиозник» (1926—41) и ряд периодич. из­даний на языках народов Советского Союза. Создаётся специальное издательство «Безбожншг». Антирелигиозные вопросы освещаются в областных и районных газетах. Проводятся антирелигиозные док­лады и беседы в клубах, нзбах-читалышх, на пред­приятиях.

А. п. в СССР приняла характер массового антире­лигиозного движения. В антирелигиозных кружках, музеях и высших учебных заведениях, в много­численной антирелигиозной печати накапливается и разрабатывается опыт А. п., воспитываются ква­лифицированные кадры актива безбожников, раз­вивается исследовательская мысль. Миллионы со­ветских людей порывают с религией и ведут актив­ную А. п.

Коммунистическая партия неустанно руководит А. п. и направляет деятельность культурно-просве­тительных организаций в этой области. Партия не­однократно предупреждала о недопустимости в А. п. грубых выпадов, оскорблений и издевательств, способных оскорбить чувства верующих и укрепить их религиозный фанатизм.

Построение социализма в СССР не сняло задачи развёртывания А. п. Наоборот, оно подняло эту за­дачу на новую высоту. В условиях социализма по­явилась реальная возможность окончательно и пол­ностью ликвидировать религиозные пережитки, сде­лать всех граждан Советского Союза сознательными строителями коммунизма. Статья 124 Конституции СССР устанавливает, что «в целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР от­делена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антире­лигиозной пропаганды признается за всеми граж­данами».

Центральный комитет большевистской партии в 1945 обратил внимание всех партийных, советских и общественных организаций на необходимость широ­кого развёртывания научно-просветительной работы в массах, постановки лекций на естественно-научные темы, неустанного разоблачения суеверий и предрас­судков. Борьба за окончательное преодоление ре­лигиозных пережиткон осуществляется объединён­ными усилиями всех культурно-просветительных профсоюзных и комсомольских организаций, усилия­ми всей советской общественности. Значительную ра­боту по борьбе с религиозными пережитками про­водит Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, возникшее по инициативе передовых советских учёных в мае 1947.

В А. п. основное место занимает разоблачение религиозной идеологии, борьба с религиозным ми­ровоззрением, что требует от А. п. высокого теоретич. уровня, политич. остроты и большевистской партийности. Круг вопросов, составляющих содер­жание А. п., включает естественно-научные и общественно-политич. темы, а также темы, специально посвящённые разоблачению религии и её обрядов. Основной метод борьбы с религиозными пережитка­ми — толковое разъяснение верующим антинаучной, реакционной роли религиозной идеолЪгии, показ правильности и силы научного мировоззрения.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 10 («Социализм и религия»), т. 15 («Об отношении рабочей партии к ре­лигии»), Соч., 3 изд., т. 27 («О значении воинствующего материализма»); Сталин И. В., Соч., т. 10 («Беседа с пер­вой американской рабочей делегацией 9 сент. 1927 г.», стр. 131—33); е г о ж е, О проекте Конституции Союза ССР, в его кн.; Вопросы ленинизма, 11 изд., [М ], 1947 (стр. 531—32); Конституция (основной закон) Союза Советских Социали­стических Республик, М., 1949; Программа Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), в кн.; Про­грамма и устав Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), М., 1938, Ярославский Е., Комму­низм и религия, М., 1941.

Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24