Центральный Дом Знаний - Антисемитизм

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2656

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Антисемитизм

стр.: 1  2  3

Антисемитизм, одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. А. принимал в ходе истории различные формы — от религиозного и психологического предубеждения и сегрегации, проявлявшихся главным образом в сфере бытовых отношений, до проводимой государственными органами политики и насильственного выселения евреев и даже их физического истребления (геноцида). А. представляет собой социальное явление, используемое правящими эксплуататорскими классами в разных целях — политических, экономических, для разжигания националистических настроений, для отвлечения трудящихся от борьбы за решение коренных социальных проблем. В русло А. в течение веков сознательно направлялось социальное недовольство народных масс, опутанных религиозно-этническими предрассудками.

Исторические корни А. уходят в древность, когда евреи в результате диаспоры оказались в новых странах своего расселения на положении национально-религиозного меньшинства. Их религия — иудаизм — своими культовыми и бытовыми установками, провозглашением евреев народом, «избранным богом», и др. резко обособляла их от окружающего населения. Социально-религиозный А. был в течение многих веков наиболее отчётливо выраженным видом А. Неприязнь к евреям как к иноверцам поддерживалась в христианских странах всевозможными измышлениями: церковники обвиняли евреев в ритуальном убийстве Христа, в убийстве христианских детей и использовании их крови для изготовления пасхальных хлебцев, в осквернении христианских святынь и др. Социально-экономические мотивы А. были обусловлены тем, что евреи, сосредоточившие свою деятельность главным образам на занятиях торговлей, ростовщичеством и ремеслом, по мере развития товарно-денежных отношений становились серьёзными конкурентами местного (нееврейского) торгово-ремесленного населения. В древности одним из наиболее известных проявлений А. было преследование евреев в 1 в. н. э. в Александрии, Антиохии и других центрах Римской империи. В средние века резкое усиление А. в Западной Европе наблюдается с конца 11—12 вв. в связи с ростом религиозной нетерпимости во время крестовых походов (еврейские погромы, учинявшиеся крестоносцами по пути на В.) и особенно с 13—14 вв., в условиях быстрого развития товарно-денежных отношений. А. выражался не только в сегрегации евреев (запрещение браков евреев и христиан, ограничение бытового общения между ними, для чего евреев заставляли носить особую одежду или отличительные знаки на ней, жить в особых кварталах, получивших позднее название гетто), в юридическом неполноправии их с христианским населением, но и в изгнании (полном или частичном) евреев из ряда стран Западной Европы (из Англии в 1290, из Франции в 1394, из Испании в 1492 и т.д.); гонения на евреев использовались феодалами и церковью для захвата их богатств.

В результате буржуазных революций 16—19 вв. средневековые правовые ограничения евреев были отменены. Однако уже в последней трети 19 в. в условиях экономических кризисов 70—80-х гг. и массового разорения мелкой буржуазии наблюдается новая волна А., который подкреплялся теперь мифом о виновности евреев в экономико-политическом неустойчивости жизни; в русло А., который сопровождался социальной демагогией, направлялась мелкобуржуазная оппозиция крупному капиталу. Особой силы антисемитское движение достигло в Германии и Австро-Венгрии, где его глашатаями стали лидеры христианско-социальных партий (А. Штёккер в Германии, К. Люэгер в Австро-Венгрии). В это время впервые получает распространение и сам термин «А.» (подчёркивал враждебность к евреям, принадлежащим к т. н. семитским народам). В 1882 в Дрездене состоялся первый между народный антисемитский конгресс. Попытки усиления А. встречали противодействие прогрессивных сил (например, во Франции во время дела Дрейфуса). С конца 19 в. борьба против А. осложнилась распространением сионизма, становящегося всё более реакционным. Ныне сионизм — это идеология, разветвленная система организаций, политическая практика крупной еврейской буржуазии, сросшейся с монополистическими кругами США и других империалистических держав; основным содержанием современного сионизма, игнорирующего подлинные интересы еврейского народа, является ярый шовинизм и злобный антикоммунизм. Сионистские лидеры, развивающие идеи об «извечности» А., призывающие к обособлению самих евреев от других народов, практически усиливали и усиливают А. и используют его в своих интересах.

В России А. являлся по существу признанной государственной доктриной; евреи (некрещёные) были здесь ограничены в месте жительства («черта оседлости»), им запрещалось покупать землю и заниматься земледелием, занимать офицерские должности, состоять на государственной службе, работать на железных дорогах и почте; существовали (с 80-х гг. 19 в.) нормы приёма евреев в средние и высшие учебные заведения и т.д. А. подогревался процессами по обвинению евреев в ритуальных убийствах (Велижское дело в 20—30-х гг. 19 в., Бейлиса дело 1913 и др.). Наиболее жестокой формой А. были еврейские погромы, первая волна которых (начало 80-х гг.) была развязана реакционными кругами после убийства Александра II, вторая — в период Революции 1905—07. Во главе погромщиков стояли черносотенцы из «Союза русского народа», а за их спиной — царская охранка. Позже, уже в годы Гражданской войны, причастностью евреев к революционному движению мотивировались массовые еврейские погромы, устраивавшиеся петлюровцами и деникинцами, бандами Махно и других «атаманов». Русской социал-демократии, как и марксистским партиям других стран, пришлось вести борьбу как против А., так и против еврейского национализма (проявлявшегося, в частности, в деятельности еврейских политических партий типа Бунд); борьба с А. рассматривалась русскими социал-демократами как составная часть общей освободительной борьбы и демократические решения национального вопроса. В. И. Ленин, указывая на «... несомненную связь антисемитизма с интересами именно буржуазных, а не рабочих слоев населения» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 121), подчёркивал, что А. раздувается эксплуататорскими классами, использующими темноту масс, отмечал развращающее влияние А., отравляющего сознание народа; одновременно Ленин подчёркивал, что борьба самих евреев с А. не должна принимать форму национализма и нарушать революционный союз еврейского пролетариата с пролетариями других национальностей. Представители русской прогрессивной интеллигенции, в их числе М. Горький, В. Г. Короленко, решительно выступали против А.

Великая Октябрьская социалистическая революция заложила базу для разрешения национального вопроса в СССР и, в частности, установила полное равноправие евреев во всех областях жизни. Постановление Совета Народных Комиссаров от 25 июля 1918, подписанное В. И. Лениным, объявляло А. «гибелью для дела рабочей и крестьянской революции» и предписывало ставить вне закона погромщиков и ведущих погромную агитацию.

В 30—40-х гг. 20 в. центром А. стала фашистская Германия, где он подкреплялся расистскими теориями и имел характер официально организуемого геноцида. В это время резко усилили А. фашистские группы и организации и в ряде других стран. В Германии и оккупированных ею в ходе 2-й мировой войны странах по специально разработанным фашистским государством планам было уничтожено (главным образом в построенных для этой цели «лагерях смерти») около 6 млн. евреев. Разгром гитлеровской Германии и международное осуждение преследования нацистским правительством евреев (квалифицированного Нюрнбергским процессом как преступление против человечности) нанесли удар по А. Однако в капиталистических странах он не исчез, хотя стал проявляться в более смягчённей ферме (главным образом в бытовой сегрегации и дискриминации евреев) и реже принимает насильственные формы (местные погромы, как, например, в Ливерпуле в 1947, поджоги синагог и т.п.); оживление А. обычно совпадает с усилением политической реакции в тех или иных странах.

В качестве проявления А. империалистическая и сионистская пропаганда пытается представить борьбу арабских народов против агрессивной политики правящих кругов Израиля.

А. осуждается всеми прогрессивными силами международной общественности. Международное совещание коммунистических и рабочих партий 1969 обратилось с призывом усилить борьбу «... против расовой и национальной дискриминации, сионизма и антисемитизма, которые разжигаются капиталистическими реакционными силами и используются ими для политической дезориентации масс» (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, 1969, с. 323).

Социалистический строй создаёт основу для полного равноправия людей независимо от их расовой и национальной принадлежности. а следовательно, и для полного искоренения А. Согласно ст. 123 Конституции СССР, всякая проповедь расовой или национальной исключительности (а следовательно, и А.) карается законом.

Лит.: Энгельс Ф., Об антисемитизме, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22; Ленин В. И., О погромной травле евреев, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38; его же, К вопросу о национальной политике, там же, т. 25; его же, Законопроект о национальном равноправии, там же; Бебель А., Социал-демократия и антисемитизм, СПБ, 1907; Ларин Ю., Евреи и антисемитизм в СССР, М.—Л., 1929; Лозинский С. Г., Социальные корни антисемитизма в средние века и в новое время, Л., 1929; Нюрнгбергский процесс, т. 4, М., 1959, с. 655—733, т. 7, М., 1961, с. 307—541; Кон И. С., Психология предрассудка, «Новый мир», 1966, № 9; Lazare В., L'antisémitisme, son histoire et ses causes. P., 1894; Levinger L. J., The causes of anti-semitism in the United States, Phil., 1929.


АНТИСЕМИТИЗМ — одна из крайних форм ра­сового шовинизма, порождаемая классовым эксплуататорским строем и выражающаяся во враждебном отношении к евреям, распространении вражды к ним, а также в правовых ограничениях, изгнаниях, мас­совых избиениях и истреблении их. В руках господ­ствующих эксплоататорских классов А. служит одним из средств борьбы с революционным движе­нием масс.

Большое распространение А. получил в средние века, когда духовенство и феодалы стремились всеми мерами натравить на евреев народные массы с целью отвлечь их от революционной борьбы Фео­далы и купеческие элементы были заинтересованы в разжигании А. также с целью собственного обога­щения.

Французская бурж. революция конца 18 в. поло­жила начало эмансипации евреев. В результате ре­волюций 1848 и роста демократия, движения евреи формально получили равноправие в ряде европейских стран. Однако по мере роста революц. дви­жения пролетариата буржуазия обратилась к А. и другим формам расовой дискриминации как сред­ству борьбы с революц. движением народных масс.

В России преследования евреев особенно усили­лись в конце 19 в., когда А. стал широко исполь­зоваться царским правительством наряду с другими средствами борьбы против растущего революц. дви­жения. «На противопоставлении интересов различных наций, на отравлении сознания темных и забитых масс построены все расчеты черносотенцев», — висал В. И. Левин (Соч., 4 изд., т. 20, стр. 215). Царским правительством евреи были ограничены в правах, не допускались на государственную службу, в огра­ниченном количестве принимались в учебные за­ведения, могли жить только в т. н. черте оседлости. Всё это тяжёлым бременем ложилось на еврейских трудящихся; верхушка еврейской буржуазии на­ходила способы обходить ограничения. В годы пер­вой русской революции царизм использовал «Союз русского народа» и другие черносотенные реакцион­ные организации и обрушил на евреев дикие погромы, охватившие ряд городов и сёл. Преследования ев­реев ещё более усилились в период столыпинской реакции.

А. встречал резкий отпор со стороны широких слоев русских рабочих и крестьян и представителей демократич. интеллигенции. М. Горький клеймил А. как «дело растления чувств и мысли русского общества». Русские рабочие и евреи-пролетарии вмест е боролись против А. «Не евреи враги трудящихся, — указывал В. И. Ленин.— Враги рабочих — капита­листы всех стран. Среди евреев есть рабочие, труже­ники,— их большинство. Они наши братья по угнете­нию капиталом, наши товарищи по борьбе за социа­лизм» (Соч., 3 изд., т. 24, стр. 203) В СССР побе­да социализма уничтожила почву для А. Эксплуататорские классы, питающие и поддерживающие А., были ликнидированы. В СССР все нации и расы «пользуются одинаковыми правами во всех сферах хозяйственной, политической, общественной и культурной жизни страны» (Сталин, О проекте Конституции Союза ССР, 1949, стр. 27).

В современных капиталистич. странах А. широко используется реакционной империалистич. буржуа­зией для разжигания национальной розни, с целью отвлечь массы от борьбы за своё социальное освобо­ждение. Распространяя изуперские измышления о ра­совом неравенстве народов, гитлеровцы тотчас же после установления в Германии своей террорпстич. диктатуры (1933) поставили еврейское население вне закона и обрушились на него с дикими гонениями. Антисемитски-каннибальская, людоедская поли­тика гитлеризма приняла особенно чудовищный характер в период второй мировой войны. Ставя себе целью порабощение или истребление всех на­родов, прежде всего славянских, гитлеровцы в од­ном лишь лагере уничтожения Освенциме истреби­ли свыше 5 млн. чел., в том числе более 2,5 млн. лиц еврейского происхождения из населения вре­менно оккупированных ими стран и территорий. Международный военный трибунал, рассматривав­ший в 1946 преступные деяния гитлеровцев, устано­вил, что лишь гестапо убило около 6 млп. евреев. Только победа Советского Союза в Великой Отече­ственной войне против гитлеровской Германии и её союзников и сателлитов, положив конец преступ­ному гитлеровскому режиму, покончила с его кан­нибальской политикой.

После второй мировой войны империалистич. реакция в Великобритании, США и других капиталистич. страпах стала усиленно разжигать А. Си­стема расовой дискриминации и террора по отноше­нию к национальным меньшинствам, присущая США, как всякому капиталистическому многонациональ­ному государству, получила особенно широкое рас­пространение в связи с усилившейся после второй мировой войны фашизацией этого государства. А., наряду с расовой дискриминацией негров, китай­цев, славян и др., стал одним из способов насажде­ния расистских бредней англо-американских им­периалистов, идущих по следам своих германских предшественников. Как в США, так и в Великобри­тании и ряде других капиталистич. стран А. нахо­дит своё выражение в погромной практике, в гнус­ных выступлениях растленной буржуазной печа­ти, в системе бытовых, служебных и других ограни­чений, возводимых для еврейского населения. В США евреи, как правило, не допускаются на госу­дарственную службу, в учебных заведениях факти­чески введена процентная норма, еврейская бедно­та загнана в особые кварталы — гетто. В Велико­британии при откровенном поиустительстне лейбо­ристского правительства ведётся самая разнуздан­ная антисемитская агитация В Ливерпуле, Глазго и других городах Великобритании в августе 1947 имели место еврейские погромы. А., как одна из разновидностей расизма, используется англо-аме­риканскими империалистами в целях борьбы про­тив демократии, прогресса и для разжигания новой мировой войны.

Последовательную борьбу с А. в капиталистич. страпах ведут только партии рабочего класса, пар­тии коммунистов. «Национальный и расовый шо­винизм, — говорит И. В. Сталин, — есть пере­житок человеконенавистнических нравов, свойствен­ных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма. Ан­тисемитизм выгоден эксплоататорам, как громоот­вод, выводящий капитализм из-под удара трудящих­ся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как лож­ная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма. В СССР строжайше преследуется ан­тисемитизм, как явление глубоко враждебное совет­скому строю» (из ответа И. В. Сталина 12 яннаря 1931 на запрос Еврейского телеграфного агентства из Америки, см. кн.- Молотов В. М., Конститу­ция социализма, 1936, стр. 27).

продолжение

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24