Центральный Дом Знаний - Антисфен

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Антисфен

Антисфен из Афин (Antisthénes) (родился около 435 — умер 370 до н. э.), древнегреческий философ, основатель школы киников. Ученик софиста Горгия и Сократа, после смерти которого открыл собственную школу. Высший критерий истинности видел в добродетели, а целью познания и философии считал совпадение этического и природного в «автаркии» (независимости) от социальных влияний и человеческих установлений. С этическим сенсуализмом А. связан и его взгляд на общие понятия как фиксированные в слове отвлечения от единичных вещей. А. выступал против традиционного со времён элейской школы разделения мира на умопостигаемое («по истине») и чувственное («по мнению») бытие, чем предвосхитил аристотелевскую критику идей Платона.

Соч.: Antisthenis fragmenta, Turici, 1842; Fragmenta philosophorum graecorum, v. 2, P., 1867.

Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 146—49; Гомперц Т., Греческие мыслит: и, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1913; Chappuis Сh., Antisthene, P., 1854; Duemmier F., Antisthenica, Halis, 1882.


АНТИСФЕН и з А ф и н (ок. 435—370 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель философской школы киников. Ученик софиста Горгия, а затем Сократа, после смерти которого А. открыл собственную школу в Киносаргах. Подобно Пла­тону, он писал сократовские диалоги, но в его диалогах Сократ выступает среди ремесленни­ков, а не среди аристократов, как у Платона. Антисфен — противник реакционной платоновской теории идей, превращавшей понятия в самостоя­тельные духовные субстанции. В центре его фило­софии — этика, в к-рой он исходит из того поло­жения, что человек в своих действиях должен руко­водиться разумом и что добродетели можно научить­ся. Он отмечает также роль воли в осуществле­нии правильного познания. По А., единственное подлинное благо — добродетель, сущность которой— во внутренней свободе и независимости от всего внешнего. Для достижения этой независимости А. требовал ограничения потребностей, призывал вер­нуться к простоте естественного состояния челове­чества, отвергал общественную и политическую деятельность. Различие рабов и господ он считал противоестественным. Этика А. выражала идеоло­гию обедневших, разорённых богачами слоёв афин­ской рабовладельческой демократии. Этика эта, однако, не содержала действенного протеста против общественного неравенства, в ней отсутствовало стремление к активной борьбе против господству­ющих классов.


Антисфе́н (др.-греч. Άντισθένης; 444/435 до н. э., Афины — 370/360 до н. э., Афины), древнегреческий философ, основатель и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ. 

Антисфен — последователь Сократа. Перед тем как примкнуть к Сократу, Антисфен учился у софиста Горгия. Софистика оказала существенное влияние на философию раннего Антисфена; следы этого влияния исследователи находят в сохранившихся трудах. В зрелом возрасте Антисфен становится последователем Сократа. Антисфен присутствовал при предсмертной беседе Сократа, зафиксированной в произведениях Платона.

После смерти Сократа Антисфен открыл в Афинах собственную школу, на Киносарге, в гимнасии для неполноправных граждан (по названию «Киносарг» последователи Антисфена стали именоваться киниками). Хотя в теории Антисфена отчетливо влияние учителей, он противоречит софистам, далеко отходит от прочих учеников Сократа (Ксенофонта, Платона, Евклида, Федона, Аристиппа).

Антисфен — первый номиналист, отвергающий существование общих понятий и утверждающий, что идеи существуют только в сознании человека. По Антисфену, синтетические суждения ложны. Предметы отдельно-единичны, непричастны к какой-либо обобщенности; их можно называть и сравнивать, но не определять. Отсюда, развивая представление Сократа о понятиях, он дал определение: «Понятие есть то, что выражает чем предмет был или что он есть».

Антисфен выступал против традиционного со времен элейской школы разделения мира на умопостигаемое («по истине») и чувственное («по мнению») бытие, чем предвосхитил аристотелевскую критику идей Платона.

Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что́ является для человека [истинным] благом. Сам Антисфен и его ученики доказывали, что благо для человека — быть добродетельным.

Антисфен проповедовал аскетизм, естественность, приоритет личных интересов перед государственными. Отрицая традиционную религию и государство, он и Диоген первыми назвали себя не гражданами какого-либо определенного государства, а гражданами всего мира — космополитами.

Принцип радикального аскетизма Антисфен последовательно применял к различным разделам философии (от логики и этики до политики, педагогики и теологии). Аскетизм Антисфена был связан с представлением о жизни согласно природе (естеству). Высший критерий истинности Антисфен находил в добродетели, а целью познания и философии считал совпадение этического и природного в «автаркии» (независимости) от социальных влияний и человеческих установлений.

В логике Антисфен считал, что «об одном может быть высказано только одно, а именно лишь его собственное имя»; субъекту нельзя приписать отличный от него предикат, высказывание может быть только тавтологичным. (В этом исследователи усматривают полемику Антисфена с Платоном и его учением об идеях как основе в т.ч. предикации.)

В основе этики Антисфена — учение об автаркии, самодостаточности. Не завися ни от чего внешнего, ограничивая себя, мы тем самым уподобляемся божеству, которое тоже самодостаточно (но в отличие от нас, благодаря [само]избытку блага). Достигнуть состояния самодостаточности человек может только путем ограничения своих потребностей, проводя жизнь в труде, избегая такого наслаждения и той роскоши, которые пагубны для человека. Т.е. Антисфен (вслед за Сократом) считал, что добродетели можно научить, и что счастье возможно только от добродетели.

Антисфен и его ученик Диоген Синопский были наиболее последовательными, бескомпромиссными киниками. Принцип древнегреческих философов «соответствия формы жизни её внутреннему содержанию» они доводили до явной демонстративности. Образ мудреца вообще, созданный Антисфеном, был далее развит в стоицизме, а по созданному им образу киника в частности — короткий двойной плащ на голое тело, длинная борода, посох, нищенская сума — киников опознавали на протяжении всей античности.

Известны названия около 70 сочинений Антисфена, из которых сохранились несколько отрывков и два ранних софистических текста полностью: «Аякс» и «Одиссей». Стиль сохранившихся текстов небрежен, речь обыденна, местами вульгарна.

Политические взгляды Антисфена были крайне своеобразны: он отрицал законы и все социальные условности, а образец для построения человеческого общества предлагал искать у животных.

 Афоризмы

  • Узнав однажды, что Платон откликается о нём дурно, он заметил: «Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное».

  • Когда Антисфен старался выставлять напоказ дыру в своем плаще, Сократ заметил: «Сквозь эту дыру я вижу твое тщеславие!».

  • Антисфен писал: «Кто достиг мудрости, тот не должен интересоваться науками, книгами, чтобы его не отвлекали посторонние вещи и мнения».

  • Антисфен писал «Согласно мнениям людей, существует множество богов; по природе же бог — один».

  • Однажды он посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями». Когда это сочли нелепостью, он заметил: «Но ведь вы простым голосованием делаете невежественных людей полководцами?».

  • Киренаику Аристиппу как-то раз задали вопрос, какую пользу принесла ему философия; Аристипп ответил: «Дала способность говорить с кем угодно». Когда такой же вопрос задали Антисфену, тот, в пику Аристиппу (которого упрекали за роскошную жизнь) ответил: «Дала способность говорить самому с собой».

 Изречения

  • Труд есть благо (в пример Антисфен приводил из эллинов Геракла с его двенадцатью подвигами, из варваров — Кира, трудолюбие которого описано Ксенофонтом в «Киропедии», давая понять, что его современникам и землякам до этого блага далеко).

  • Лучше попасться стервятникам, чем льстецам; те пожирают мёртвых, эти — живых (вообще любимая древними игра слов: κόρακες и κόλακες, «вороны» и «льстецы»).

  • Как ржавчина съедает железо, так завистников пожирает их собственный нрав.

  • Те, кто хочет обрести бессмертие, должны жить благочестиво и справедливо.

  • Братская близость единомыслящих крепче всяких стен.

  • В дорогу надо запасаться [только] тем, чего не потеряешь даже при кораблекрушении.

  • Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, чем тем, в кого бросают камнями.

  • Все, кто стремится к добродетели, между собой друзья.

  • Не пренебрегай врагами: они первые замечают твои погрешности.

  • Нелепо, отвеивая мякину от хлеба и исключая из войска слабых воинов, не освобождать государство от дурных граждан.

  • Добродетель для мужчины и женщины — одна.

  • Что блаженнее всего для человека? Умереть счастливым.

  • Какая наука самая необходимая? Наука забывать ненужное.

  • Как стать прекрасным и добрым? Узнать от сведущих людей, что надо избавляться от пороков, которые в тебе есть.

  • Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.

Элементы «антиобщественной» программы Антисфена:

  • Безвестность есть благо.

  • В общественной жизни мудрец руководствуется не общепринятыми законами, а законами добродетели.

  • Справедливого человека цени больше, чем родного.

Элементы индивидуальной программы Антисфена:

  • Для мудреца нет ничего чуждого и недоступного.

  • Мудрец женится, чтобы иметь детей, притом от самых красивых женщин.

  • Мудрец не будет избегать любовных связей — ибо только мудрец знает, кого стоит любить.

Сохранились высказывания Антисфена, которые были подхвачены последующими школами как этический образец:

  • Чтобы быть счастливым, достаточно быть добродетельным; научить добродетели человека возможно.

  • Добродетель проявляется в поступках и не требует ни обилия слов, ни обилия знаний; все, кто стремится к добродетели, между собой друзья.

  • Своими соратниками нужно делать людей мужественных и справедливых; лучше сражаться среди немногих хороших против множества дурных, чем среди многих дурных против немногих хороших.

  • Все дурное считай себе чуждым.

  • Понимание, разумение, знание суть незыблемое; их не сокрушить силой, не одолеть изменой; они должны быть сложены из неопровержимых/доказанных суждений. 

 Литература

  • Antisthenis fragmenta, Turici, 1842.

  • Fragmenta philosophorum graecorum, v. 2, P., 1867.

  • Chappuis Ch., Antisthene, P., 1854; Duemmier F., Antisthenica, Halis, 1882.

  • Гомперц Т., Греческие мыслит: и, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1913.

  • История философии, т. 1, М., 1940, с. 146—49.

  • «Антология кинизма». Москва, изд. «Наука», 1984.

  • Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Москва, изд. «Мысль»,1986.

  • В. Я. Кисиль, В. В. Рибери. «Галерея античных философов», в 2-х томах. Москва, 2002. ISBN 5-8183-0414-0.

Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24