Центральный Дом Знаний - Антисциентизм

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2656

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Антисциентизм

Антисциентизм (англ. antiscientism), философско-мировоззренческая идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и её роли в системе культурыи научного познания как фактора отношения человека к миру. Концепции, учения и деятельность радикальной антисциентистской направленности носят обобщённое наименование «антинаука» (англ. antiscience). 

Степень критичности по отношению к науке довольно значительно варьируется в различных видах антисциентизма. Умеренный антисциентизм выступает, скорее, не против науки как таковой, а против агрессивного сциентизма, стремящегося абсолютизировать роль науки, принижая при этом культурную значимость искусства, нравственности, религии, философии, обыденного сознания, эмоционально-личностного отношения к миру и прочих форм деятельности и ориентации человека в мире. Такой антисциентизм связан с гуманизмом, потому что он отстаивает необходимость разнообразия форм человеческого опыта и отношения человека к миру.

Более радикальные варианты антисциентизма переходят к критике науки вообще. В крайних своих проявлениях они рассматривают науку с экзистенциалистско-персоналистических позиций (например, у Н. А. Бердяева или Л. А. Шестова). Наука предстает в качестве силы, противостоящей человеческой свободе. Религиозный антисциентизм отвергает возможности мировоззренческой независимости науки, настаивает на необходимости религиозной мотивации научного познания. 

Ранние виды антисциентизма базировались на отличных от науки формах сознания, таких, как религия, искусство, нравственность. В современном мире антисциентические тенденции возникают также при критическом самоанализе самой науки. В качестве примера можно привести критику науки как «мифа современности» представителем постпозитивизма П. Фейерабендом. Некоторые современные варианты антисциентизма признают, что наука оказывает большое влияние на развитие научно-технической цивилизации, но при этом обращают внимание на противоречивость этого прогресса, который приводит, с одной стороны, к несомненным успехам, а с другой — влечет за собой разрушительные последствия. Выдвигается требование, что наука должна нести ответственность за это. Такая разновидность антисциентической критики позволяет оценить роль и возможности науки более объективно и многомерно, привлекая, в том числе, внимание к этическим аспектам науки. 

Лит.: Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — М.: Мысль, 2010. — Т. 1. — С. 122. — ISBN 978-2-244-01116-6

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24