Центральный Дом Знаний - Антокольский Марк Матвеевич

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Антокольский Марк Матвеевич

Антокольский Марк Матвеевич [21.10(2.11).1843, Вильнюс, — 26.6(9.7). 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (ныне в ФРГ)], русский скульптор. Родился в небогатой еврейской семье. Учился в петербургской АХ (1862—68) у Н. С. Пименова. Академик (1871). В связи с тяжёлой болезнью с 1871 жил в Италии, с конца 1877 — в Париже. Под воздействием В. В. Стасова, И. Н. Крамского стал убеждённым реалистом-демократом, близким к передвижникам. Уже в ранних горельефах («Портной», дерево, 1864, «Скупой», кость, дерево, 1865, — оба в Русском музее, Ленинград) искал новые, не связанные с академической традицией методы трактовки жанровых и исторических тем. Наиболее значительны произведения на исторические темы, в которых отразились патриотические, гражданские устремления А., его тяга к психологизации образа, к верности исторических деталей. Напряжённым драматизмом психологического строя отличается статуя «Иван Грозный» (бронза, 1871, Русский музей, Ленинград; мрамор, 1875, Третьяковская галерея), воспринимавшаяся как обличение самовластия. Образ дальновидного и решительного преобразователя России создал А. в статуе Петра I (гипсовый экземпляр 1872 утрачен; бронза, Русский музей и Третьяковская галерея). А. исполнены также статуи «Нестор-летописец» (мрамор, 1889) и «Ермак» (бронза, 1891; обе — Русский музей). Ряд произведений А. посвятил морально-философским темам, которые трактовал в духе отвлеченно понятых идеалов справедливости и правды («Христос перед судом народа», бронза, 1874, Русский музей; мрамор, 1876, Третьяковская галерея; «Мефистофель», мрамор, 1883, Русский музей). Некоторым из этих работ А. («Спиноза», мрамор, 1882, Русский музей; «Не от мира сего», мрамор, 1887, Третьяковская галерея) присущи черты сентиментальности. А. принадлежит ряд портретов, надгробий, проектов памятников.

Лит.: Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творения, письма и статьи. Под ред. В. В. Стасова, СПБ—М., 1905: Дружинин С., Антокольский об искусстве и своём творчестве, «Искусство», 1952, № 4; Варшавский Л. P., Марк Матвеевич Антокольский, в кн.: Русское искусство. Очерки... второй половины 19 в., [кн.] 1, М., 1962.


АНТОКОЛЬСКИЙ, Марк Матвеевич (1843—1902)— выдающийся русский скульптор-реалист, близкий к передвижникам. А. родился в г Вильпо, в не­богатой еврейской семье. Следуя рано пробудив­шемуся интересу к скульптуре, он в 1862 посту­пил вольнослушателем в Академию художеств в Петербурге. Его первым руководителем был извест­ный скульптор Н. С Пименов, после смерти к-рого А. занимался в мастерской И. И Реймерса. Уже в период пребывания в Академии, благодаря сближе­нию с И. Е. Репиным, И. Н. Крамским и В. В. Ста­совым, А. становится убеждённым сторонником пе­редового демократии, направления в искусстве. Идейность содержания, стремление к художе­ственной правде являются основой его творчества и воззрений на искусство. «Правда в искусстве, — писал Антокольский В. В. Стасову, — выше всего, но чем больше правды, тем сильнее должны быть художественные формы, и тогда только создание может быть истинным творчеством. — Такой задачи теперешнего реального искусства и того принципа я держусь во всех моих работах» («Мастера искус­ства об искусстве», т. 4, 1937, стр. 204).

"Нестор-летописец", 1890


А. в первых же своих работах отошёл от обычных для Академии религиозных и мифологических сюже­тов, выступив против условных канонов скульптуры. А., в противоположность казённому академизму, воспринимал греческую пластику не как образец для слепого подражания, а как выражение внут­реннего настроения греков, греческих идеалов. «Мы же, — говорил он, — должны любить свои идеалы, как греки любили свои» (там же, стр. 219).

Творческую деятельность А. начал созданием не­больших горельефов из дерева и кости — «Портной» (1864), «Скупой» (1865) и др. С большой наблюда­тельностью запечатлел он взятые из реальной дей­ствительности и хорошо знакомые ему народные ти­пы и жанровые сценки. Уже в начальную пору творчества, в горельефе «Инквизиция»(1863—69), А. проя­вил интерес к историч.сюжетам, к сильным и мужест­венным характерам. В дальнейшем свои передовые демократия, взгляды А. воплотил в образах людей, жизнь к-рых была связана с возвеличением России, с большими государственными преобразованиями и военными подвигами, совершёнными на пользу отечеству. Гражданские и патриотич. чувства А. наиболее яркое и полное выражение получили в соз­данной им галлерее историч. образов — «Иван Грозный», «Пётр I», «Ермак» и Др. Именно этими произведениями определяется место А. в истории русского искусства.

Уже первая работа скульптора па историч. тему — статуя Ивана Грозного (1870—71), показанная на 1-й выставке Товарищества передвижных художе­ственных выставок, доставила А. широкую извест­ность в России и за границей. Стремясь к правдиво­сти исторического и психологического содержания статуи, А. показал Грозного не в короне и порфире, не в ореоле царского величия, а в простом монаше­ском одеянии в минуту глубокого раздумья, как бы наедине с его тревожными мыслями о судьбах ро­дины. Вместе с тем, нсихологич. образ, созданный А., раскрывает в Грозном сложный драматизм характера. О впечатлении, произведённом появле­нием статуи на широкие художественные и общест­венные круги, свидетельствуют восторженные отзы­вы современников, в том числе И. С. Тургенева и В. В. Стасова. Последний подчёркивал, что А., «по силе своего оригинального таланта, создал такое произведение, которое превзошло все преж­ние на эту тему» (см. журнал «Искусство», 1936, № 2, стр. 121). Под влиянием большого успеха ста­туи, Академия художеств, враждебная идейным и творческим устремлениям А., была вынуждена при­судить ему звание академика (1871).

К 1871 относятся также и другие работы А. на историч. тему — эскизы конных статуй («Иван III», «Ярослав», «Пётр 1» и др.), предназначавшиеся для Александровского моста через Неву. Статуя Ипана Грозного и эти эскизы как бы предваряют появление крупнейшего произведения А. — большой статуи Петра I (1872), в к-рой воплощены противоречивые стороны историч. личности Петра: сила его харак­тера, его государственный ум, прозорливость и анергия выдающегося человека,преобразователя рус­ской общественной жизни 18 в. и, вместе с тем, черты неукротимого царя-самодержца, проводившего по­литику возвышения класса помещиков и купцов за счёт жестокой эксплоатации крепостного крестьян­ства. Изображённая во весь рост огромная фигура Петра, одетого в мундир офицера Преображенского полка, воспринимается как достоверный портретный образ и в то же время как олицетворение историч. мощи русского государства. Благодаря такой трак­товке, исполненная в бронзе статуя приобретает особую выразительность и силу, превосходя мно­гие монументальные произведения других скульп­торов 2-й пол. 19 в.

В годы длительного, связанного с тяжёлой хронич. болезнью, пребывания в Риме и Париже А. обращается к темам морально-философского содер­жания. Одна за другой появляются работы: «Хрис­тос перед народом» (1874), «Смерть Сократа» (1876), «Спиноза» (1882), «Мефистофель» (1883), «Не от мира сего» (1888) и др. Во всех этих образах, трак­тованных с этических позиций и продиктованных поисками отвлечённо понятой правды и спра­ведливости, по замыслу Антокольского, должны были предстать перед зрителем «друзья человечества», «борцы за лучшее будущее». По, уйдя на время от русской историч. темы, в которой он не знал себе равных в области ваяния, А. сбивается на путь беспочвенной идеализации, как в «Смерти Сократа», или абстрактной «всечеловеческой» скорби по поводу «зла мира» в «Мефистофеле». По большей части в произведениях А. этого времени имеется ложный оттенок сентиментальной покорности. Вполне осно- вательвыми поэтому следует считать замечания Ста­сова, к-рый возражал против того, что Спиноза был изображён слабым и больным, и хотел видеть его активным и сильным. Лучшая из работ этого плана— «Христос перед народом» — близка к подобным по­лотнам И. Н. Крамского и Н. И. Ге. В ней рели­гиозную тему А. стремился разрешить, как тему этически социальную. Изображая Христа со связан­ными назад руками, он хотел показать его «рефор­матором, восставшим против фарисеев и саддукеев за их аристократическую несправедливость, восстав­шим за правду, за братство, за свободу» (см. кн.: Стасов В. В., Избр. соч., т. 2, 1937*, стр. 177).

За границей А. тяготился своей вынужденной оторванностью от России.В письмах кСтасову, друж­бу с к-рым А. поддерживал до конца жизни, он жа­ловался, что его жизнь в Риме «пуста, сера и гладка». Он негодовал по поводу упадка европейской скульп­туры и живописи. Из Парижа А. писал: «...Париж,— он, право, не по мне... там преобладает форма, форма без содержания, а меньше всего здесь душевной простоты» (письмо к С. И. Мамонтову, февраль 1880).

Глубоко ощущая свою связь с родиной, А. постоянно поддерживал переписку со Стасовым, Крамским, Репиным и многими другими близкими ему людьми. Эпистолярное наследие скульптора, составляющее ок. 800 писем, поражает богатством мыслей и сви­детельствует о том, что А. постоянно чувствовал себя активным деятелем русской художественной культуры, непреклонно убеждённым, что именно Россия «скажет свое особенное, свежее слово среди международного искусства» (письмо к В. В. Стасо­ву, получ. 8 янв. 1883). Откликаясь на всякое зна­чительное событие, происходящее на родине, А. в 1875 принял участие в конкурсе па памятник А С. Пушкину и создал два эскизных проекта па­мятника. В обширный перечень произведений А. входят также портреты его знаменитых современни­ков — В. В. Стасова (1872—73), И. С. Тургенева (1880) и др. Портреты эти, простые и безыскусствен­ные, отличаются строгостью сходства, прямотой характеристик, живостью выражения.

В последние годы жизни А. вновь обратился к национальным историч. темам,, С 1881 по 1891 он работал над статуей «Ермак Тимофеевич», изобра­зив его в боевых доспехах, с топором в правой руке и с колчаном стрел у левого бедра. В этом новом героическом образе А. воплотил патриотизм, сме­лость и силу русского воина, с чьим именем связа­но присоединение Сибири к многонациональному Русскому государству. Одновременно он создаёт эпическую статую «Нестора-летописца». А. пола­гал, что патриотическая и историческая темы отве­чают демократическим и национальным ивтересам передовой русской культуры. В произведениях А. получили развитие лучшие традиции русской скульптуры.

Самыми важными чертами русского искусства А. считал стремление «понять человеческую душу, дух народа, его радости и горе, его вастроение и стрем­ление» (письмо к В. В. Стасову, получ. 8 янв. 1883). Неудивительно, что А. одив из первых оценил свое­образие таланта великого мастера русской истори­ческой живописи — В. И. Сурикова.

Страстная вера А. в русский народ, глубокая идейность его творчества, выразительность его пла­стического языка, его высокое реалистическое ма­стерство свидетельствуют о первенствующей роли А. в мировой скульптуре 2-й половины 19 века.

Главные произведения А. собраны в Государствен­ной Третьяковской галлерее в Москве и в Государ­ственном Русском музее в Ленинграде. Помимо упо­мянутых, к числу наиболее значительных произве­дений А. относятся: «Безвозвратная потеря» (1876), «Последняя весна» (1878), горельеф «Ярослав Муд­рый» (1889) и др. Некоторые памятники Анто­кольского, рассчитанные на связь с тем или иным архитектурным ансамблем, сохранились на мес­тах, где были установлены: памятник К. К. Гроту в Ленинграде, надгробие М. А. Оболенской в Ри­ме и др.

Лит. Булгаков Ф. И., Наши художники, т. 1, СПБ, 1889; его же, Альбом русской скульптуры. Произ­ведения М. М. Антокольского, СПБ, 1893; С о б к о Н.П., Словарь русских художников, т. 1, вып. 1, СПБ, 1893; Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творения, письма и статьи, под ред. В. В. Стасова, СПБ— М., 1905; Мастера искусства об искусстве, т. 4, М.—Л., 1937; Вар­шавский л., Антокольский Марк Матвеевич. 1843— 1902, М,—Л., 1944.


Антоко́льский Марк Матве́евич (Мо́рдух Ма́тысович Антоко́льский, 21 октября (2 ноября) 1843, Вильно, Российская империя — 26 июня (9 июля) 1902, Франкфурт-на-Майне, Германская империя), знаменитый скульптор-реалист, в 1871 академик, профессор скульптуры с 1880. 

Фамилия происходит от названия пригородаАнтоколь (Antakalnis, ныне один из районов города).

Он был младшим, седьмым, ребёнком в еврейской семье. Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. Pодители относились резко негативно к увлечению сына. Но, когда ребёнок подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора В. И. Назимова А. А. Назимова — известная покровительница искусств. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс).

В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1865 году — золотая за горельеф «Скупой». Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика. Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Статуя произвела на царя огромное впечатление, и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма). 

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. В то время обычная для выпускников Академии художеств практика. Считалось, что будущиескульпторы и живописцы должны окунуться в культурную атмосферу и увидеть работыклассиков в оригинале. В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. В это же время Антокольского избрали членом-корреспондентом Парижской академии. В 1878 году он показал свои новые работы на Всемирной выставке в Париже и получил её высшую награду и французский орден Почётного легиона. Вскоре его избрали почётным членом многих западноевропейских академий: Венской, Берлинской, Лондонской и других.

В 1889 году скульптор создаёт статую «Нестор-летописец». В 1891 году он завершает ещё две работы: майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак».

Скончался Антокольский во Франкфурте-на-Майне (по другим источникам — в городе Бад-Хомбург) и был похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище.

Антокольский много писал, известны его статьи по вопросам искусства в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «Искусство и художественная промышленность», в «Вестнике Европы» в 1887 опубликована его «Автобиография», незадолго до смерти написал роман «Бен-Изак» — хронику из еврейской жизни.

Под редакцией В. В. Стасова и с его большим предисловием после смерти скульптора была издана книга «Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творчество, письма и статьи» (Санкт-Петербург —Москва, 1905).

Внучатый племянник М. М. Антокольского — известный поэт Павел Антокольский.

Произведения

Наиболее известные произведения:

  • «Еврей-портной» (1864, дерево)

  • «Скупой» (1868, кость, дерево)

  • «Мальчик, крадущий яблоки» (1865, кость)

  • «Спор о Талмуде» (1868, воск, дерево)

  • «Нападение инквизиции на евреев» (1863—1869, воск)

  • «Иван Грозный» (1870 или 1871, гипс, утрачен; 1871, бронза; 1875, мрамор; в 1871 за эту скульптуру получил звание академика),

  • Портрет В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина),

  • «Христос перед судом народа» (1874, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ)

  • «Смерть Сократа» (1875, мрамор)

  • Надгробный памятник княгине Оболенской (1876, Рим)

  • Барельефы «Последний вздох» и «Безвозвратная потеря» (оба — 1876)

  • Барельеф-портрет барона М. Гинцбурга (1878)

  • Портрет И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ)

  • «Спиноза» (1882, мрамор)

  • «Мефистофель» (1883, мрамор)

  • «Не от мира сего (христианская мученица)» (1887, мрамор, выставлена в Третьяковской галерее)

  • «Ярослав Мудрый» (1889, майолика)

  • «Нестор-летописец» (1890, мрамор)

  • «Ермак» (1891, мрамор)

  • «Ангел» (для надгробного памятника Терещенко, 1895)

  • Статуя императора Александра II (1896)

  • Статуя императора Александра III (для установки в залах Музея императора Александра III),

  • Памятник императрице Екатерине II для Вильны (1897; открыт уже после смерти автора в 1902 году)

  • [[Памятник Петру I (Таганрог)|Памятник Петру I в Таганроге (1898)]]

  • Памятник создателю училища для слепых детей К. К. Гроту в Санкт-Петербурге (1906)

  • Памятник Петру I в Архангельске (1911)

Лит.: Э. В. Кузнецова. М. М. Антокольский. Жизнь и творчество. Москва, 1989. Olga Litvak. Rome and Jerusalem: The Figure of Jesus in the Creation of Mark Antokol’skii // The Art of Being Jewish in Modern Times. Eds. Barbara Kirshenblatt-Gimblett and Jonathan Karp. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 2007 (Jewish Culture and Contexts)

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24