Центральный Дом Знаний - Концепции происхождения жизни

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Концепции происхождения жизни

Содержание:

  1. Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2

  2. Аналитическое сравнение основных концепций происхождения жизни_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3

  3. Основные концепции происхождения жизни_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _5

    1. Креационистская концепция_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _5

    2. Эволюционистская концепция_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _6

    3. Теория саморождения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ 10

    4. Концепция панспермии_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 14

  4. Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _17

  5. Список используемой литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 18

Введение.

Природа жизни, ее происхождение, разнообразие живых существ и объединяющая их структурная и функциональная близость занимают одно из центральных мест в биологической проблематике. Проблема происхождения жизни актуальна и в современном естествознании. По ней ведутся интенсивные исследования в различных научных центрах нашей страны и за рубежом. Огромное количество разнообразных эмпирических данных требует новых подходов, новых принципов обобщения. Проблема происхождения жизни является комплексной, и ее решение становится не под силу одному человеку.

Несмотря на то что над этой проблемой работают преимущественно биохимики и специалисты в области молекулярной биологии, решение ее не может быть достигнуто без участия исследователей, которые заняты изучение среды возникновения и развития жизни, то есть геологов, палеонтологов, геохимиков и др. Крайне необходимым является также привлечение данных современной космохимии.

В изучении истории жизни всегда проявлялась склонность к доктринерству. Доктринерство можно определить как сознательные попытки введения слепой приверженности к какому-либо убеждению или учению. Подобный подход не только далек от научного, но и интеллектуально нечестен. Большая часть соображений, на которых основываются теории происхождения жизни, умозрительны, так как воспроизвести в сколько-нибудь наглядном виде события, происходившие при возникновении жизни, невозможно. Это относится как к научным, так и к теологическим теориям.

1. Аналитическое сравнение основных концепций происхождения жизни.

Жизнь – есть форма существования высокоорганизованных неравновесных, открытых систем, в структуре которых решающую роль играют белки и нуклеотиды; эти системы способны к обмену веществ, самовоспроизведению путем передачи наследственной информации и изменчивости на основе мутации.

Вопрос о сущности жизни и ее происхождении, о возникновении окружающих нас живых существ принадлежит к числу величайших проблем естествознания. Проблема происхождения жизни привлекла к себе человеческий ум уже с незапамятных времен. Нет такой философской системы, нет такого крупного мыслителя, которые не уделяли бы этой проблеме самого серьезного внимания. В разные эпохи и на разных ступенях культуры вопрос о происхождении жизни решался по разному, но всегда вокруг него развертывалась острая идейная борьба двух непримиримых философских лагерей – материализма и идеализма.

В современной культуре существуют две главные концепции происхождения живых существ: религиозная, креационистская, и научная, эволюционистская. И по своему содержанию, и по используемым методам эти концепции практически противоположны. Однако в современных условиях усиления взаимной терпимости науки и религии наметилось некоторое их сближение. Некоторые современные ученые, размышляя о целях универсальной, в том числе биологической, эволюции Вселенной, порой используют категорию Высшего Разума, близкую по сути к понятию бога. Что же касается теологов, они внимательно анализируют новейшие достижения естествознания, правда, главным образом для ТОО, чтобы подвергнуть жесткой критике с позиции креационизма. Креационистская теория, не опираясь на те или иные религиозные догмы, представляетсобой основанное на вере религиозное учение о чудесном сотворении мира, в том числе и жизни, богом из ничего, из пустоты. А эволюционистская концепция представляет собой научную теорию, основанную на человеческом разуме. Она связывает возникновение жизни с длительным процессом универсальной эволюции природы, взаимодействии порядка и хаоса и ее самоорганизации, упорядочения на определенном этапе. Эволюционизм является результатом тщательных экспериментальных и теоретических исследований и весьма детально разработан современным естествознанием. Однако сегодня эволюционистская теория ищет новые аргументы для своего подтверждения. В частности, для ее дальнейшего обоснования используется теория самоорганизации, основанной на зарождении жизни путем сложных химических реакций, приведших к появлению первых молекул органического вещества. Эта теория, как и эволюционистская, коренным образом противоречит креационистской концепции.

Концепция панспермии не похожа ни на одну из вышеупомянутых теорий и концепций. Она исходит из представления о возможности переноса живых организмов с одного космического тела на другое. Согласно панспермии, рассеянные в мировом пространстве зародыши жизни переносятся с метеоритами или перемещаются сами по себе под давлением светового излучения. Подобным образом появилась будто бы и жизнь на Земле. По сути эта теория не дает объяснения рассматриваемой проблеме, а лишь переносит ее в другое место во Вселенной.

Несмотря на претензии на непогрешимость, которые пытается предъявить каждая из этих концепций, с научной точки зрения все они носят лишь вероятностный, гипотетический характер.

2. Основные концепции происхождения жизни.

2.1. Креационистская концепция.

Согласно этой теории, жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом. Ее придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений. В 1650 г. архиепископ Ашер из города Арма (Ирландия) вычислил, что бог сотворил мир в октябре 4004 г. до нашей эры и закончил свой труд 23 октября в 9 часов утра, создав человека. Ашер получил эту дату, сложив возрасты всех людей, упоминающихся в библейской генеалогии,- от Адама до Христа («кто кого родил»). С точки зрения арифметики это разумно, однако при этом получается, что Адам жил в то время, когда, как показывают археологические находки, на Ближнем Востоке существовала хорошо развитая городская цивилизация.

Традиционное иудейско-христианское представление о сотворении мира, изложенное в книге бытия, вызвало и продолжает вызывать споры. Хотя все христиане признают, Что Библия – это завет господа людям, по вопросу о длине «дня», упоминающегося в Книге Бытия, существуют разногласия. Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за шесть дней продолжительностью 24 часа:

1-й день: Бог создал небо и землю, а также свет и воду, т.е. материал, который стал началом единой Вселенной.

2-й день: Бог создал небо, которое разделило воды верхние и нижние.

3-й день: Бог указал место воде, куда течь, чтобы обнажилась суша. Затем он покрыл сушу травами и деревьями.

4-й день: Бог создал солнце, луну и звезды.

5-й день: Бог создал «пресмыкающихся, душу живую» в воде.

6-й день: Бог создал и «зверей земных по роду их», и человека «по образу Своему, по образу Божию».

Они отвергают любые другие точки зрения и целиком полагаются на вдохновение, созерцание и божественное откровение. Другие христиане не относятся к Библии как к научной книге и считают, что в Книге Бытия изложено в понятной для людей всех времен форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим творцом. Для них описание сотворения живых существ скорее относится к ответу на вопрос «почему?», а не «каким образом?». Если наука в поисках истины широко использует наблюдение и эксперименты, то богословие постигает истину через божественное откровение и веру.

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом… Верою осознаем, что вещи устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое» (послание к евреям).

Вера признает вещи, которым нет доказательств в научном смысле слова. Это означает, что логически не может быть противоречия между научным и богословским объяснением сотворения мира, так как эти две сферы мышления взаимно исключают одна другую. Для ученого научная истина всегда содержит элемент гипотезы, предварительности, но для верующего теологическая истина абсолютна.

Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь единожды и потому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы всю концепцию божественного сотворения за рамки научного исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению, а поэтому она никогда не будет в состоянии ни доказать ни отвергнуть эту концепцию.

2.2. Эволюционистская концепция (биохимическая эволюция).

Среди астрономов, геологов и биологов принято считать, что возраст Земли составляет при 4,5-5 млрд. лет. По мнению многих биологов, в далеком прошлом состояние нашей планеты было мало похоже на нынешнее: по всей вероятности, температура ее поверхности была очень высокой (4000- 8000ºС), и по мере того, как Земля остывала, углерод и более тугоплавкие металлы конденсировались и образовали земную кору. Поверхность планеты была, вероятно, голой и неровной, так как на ней в резуль­тате вулканической активности, непрерывных под­вижек коры и сжатия, вызванного охлаждением, происходило образование складок и разрывов.

Полагают, что в те времена атмосфера была совершенно не такая, как теперь. Легкие газы - водород, гелий, азот, кислород и аргон уходили из атмосферы, так как гравитационное поле нашей еще недостаточно плотной планеты не могло их удер­жать. Однако простые соединения, содержащие (сре­ди прочих) эти элементы, должны были удержи­ваться; к ним относятся вода, аммиак, двуокись углерода и метан. До тех пор пока температура Земли не упала ниже 100ºС, вся вода, вероятно, находилась в парообразном состоянии. Атмосфера была, по-видимому, «восстановительной», о чем свидетельствует наличие в самых древних горных породах Земли металлов в восстановленной форме, таких как двухвалентное железо. Более молодые горные породы содержат металлы в окисленной форме, например трехвалентное железо. Отсутствие в атмосфере кислорода было, вероятно, необходи­мым условием для возникновения жизни; лабораторные опыты показывают, что, как это ни парадок­сально, органические вещества (основа живых орга­низмов) гораздо легче создаются в восстановитель­ной среде, чем в атмосфере, богатой кислородом.

В 1923 г. А.И.Опарин высказал мнение, что атмосфера первичной Земли была не такой, как сейчас, а примерно соответствовала сделанному выше описанию. Исходя из теоретических сообра­жений, он полагал, что органические вещества, воз­можно углеводороды, могли создаваться в океане из более простых соединений; энергию для этих реакций синтеза, вероятно, доставляла интенсивная солнечная радиация (главным образом ультрафио­летовая), падавшая на Землю до того, как образо­вался слой озона, который стал задерживать боль­шую ее часть. По мнению Опарина, разнообразие находившихся в океанах простых соединении, пло­щадь поверхности Земли, доступность энергии и масштабы времени позволяют предположить, что в океанах постепенно накопились органические веще­ства и образовался тот «первичный бульон», в котором могла возникнуть жизнь. Эта идея была не нова: в 1871 г. сходную мысль высказал Дарвин:

«Часто говорят, что все необходимые для создания живого организма условия, которые могли когда-то существовать, имеются и в настоящее время. Но если (ох, какое это большое «если») представить себе, что в каком-то неболь­шом теплом пруду, содержащем всевозможные аммоний­ные и фосфорные соли, при наличии свела, тепла, электри­чества и т. п. образовался бы химическим путем белок, готовый претерпеть еще более сложные превращения, то в наши дни такой материал непрерывно пожирался бы или поглощался, чего не могло случиться до того, как появи­лись живые существа».

В 1953 г. Стэнли Миллер в ряде экспериментов моделировал условия, предположительно существо­вавшие на первобытной Земле. В созданной им установке, снабженной источником энер­гии, ему удалось синтезировать многие вещества, имеющие важное биологическое значение, в том числе ряд аминокислот, аденин и простые сахара, танк как рибоза. После этого Орджел в Институте Солка в сходном эксперименте синтезировал нук-леотидные цепи длиной в шесть мономерных еди­ниц (простые нуклеиновые кислоты).

Позднее возникло предположение, что в первич­ной атмосфере в относительно высокой концентра­ции содержалась двуокись углерода. Недавние экс­перименты, проведенные с использованием установ­р Миллера, в которую, однако, поместили смесь СО2 и Н20 и только следовые количества других газов, дали такие же результаты, какие получил Миллер. Теория Опарина завоевала широкое приз­нание, но она оставляет нерешенными проблемы, связанные с переходом от сложных органических веществ к простым живым организмам. Именно в этом аспекте теория биохимической эволюции пред­лагает общую схему, приемлемую для большинства современных биологов. Однако они не пришли к единому мнению о деталях этого процесса.

Опарин полагал, что решающая роль в превраще­рт неживого в живое принадлежала белкам. Благо­даря амфотерности белковых молекул они способ­ны к образованию коллоидных гидрофильных ком­плексов – притягивают к себе молекулы воды, соз­дающие вокруг них оболочку. Эти комплексы могут обособляться от всей массы воды, в которой они суспендированы (водной фазы), и образовывать своего рода эмульсию. Слияние таких комплексов друг с другом приводит к отделению коллоидов от водной среды – процесс, называемый коацервацией (от лат. Coacervus – сгусток или куча). Богатые кол­лоидами коацерваты, возможно, были способны обмениваться с окружающей средой веществами и избирательно накапливать различные соединения, в особенности кристаллоиды. Коллоидный состав данного коацервата, очевидно, зависел от состава среды. Разнообразие состава «бульона» в разных местах вело к различиям в химическом составе коацерватов и поставляло таким образом сырье для «биохимического естественного отбора».

Предполагается, что в самих коацерватах входя­щие в их состав вещества вступали в дальнейшие химические реакции; при этом происходило погло­щение коацерватами ионов металлов и образование ферментов. На границе между коацерватами и внешней средой выстраивались молекулы липидов (сложные углеводороды), что приводило к образо­ванию примитивной клеточной мембраны, обеспе­чивавшей коацерватам стабильность. В результате включения в коацерват предсуществующей молеку­лы, способной к самовоспроизведению, и внутрен­ней перестройки покрытого липидной оболочкой коацервата могла возникнуть примитивная клетка. Увеличение размеров коацерватов и их фрагмента­ция, возможно, вели к образованию идентичных коацерватов, которые могли поглощать больше компонентов среды, так что этот процесс мог про­должаться. Такая предположительная последова­тельность событий должна была привести к возник­новению примитивного самовоспроизводящегося гетеротрофного организма, питавшегося органиче­скими веществами первичного бульона.

Хотя эту гипотезу происхождения жизни при­знают очень многие ученые, астроном Фред Хойл высказал мнение, что мысль о возникнове­рт живого в результате описанных выше случай­ных взаимодействий молекул «столь же нелепа и неправдоподобна, как утверждение, что ураган, про­несшийся над мусорной свалкой, может привести к сборке Боинга-747».

2.3. Теория саморождения (самоорганизации).

Эта теория была распространена в древнем Китае, Вавилоне и Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала. Аристотель (384-322 гг. до н.э.), которого часто провозглашают основателем биологии, придерживался теории спонтанного зарождения. На основе собственных наблюдений он развивал эту теорию дальше, связывая все организмы в непрерывный ряд – «лестницу природы» (scala naturae):

«Ибо природа совершает переход от безжизненных объектов к животным с такой плавной последовательностью, поместив между ними существа, которые живут, не будучи при этом животными, что между соседними группами, благодаря их тесной близости, едва можно заметить различия» (Аристотель).

Этим утверждением Аристотель укрепил более ранние высказывания Эмпедокла об органической эволюции. Согласно гипотезе Аристотеля о спонтанном зарождении, Определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм. Аристотель был прав, считая, что это активное начало содержится в оплодотворенном яйце, но ошибочно полагал, что оно присутствует в солнечном свете, тине и гниющем мясе.

«Таковы факты – живое может возникать не только в результате спаривания животных, но и разложения почвы… Также обстоит дело и у растений: некоторые зарождаются из семян, а другие как бы самозарождаются под действием сил природы, возникая из разлагающейся земли или из определенных частей растений» (Аристотель).

С распространением христианства теория саморождения оказалась не в чести. Ее признавали лишь те, кто верил в колдовство и поклонялся нечистой силе, но эта идея все же продолжала существовать где-то на заднем плане в течение еще многих веков.

Ван Гельмонт (1577-1644), весьма знаменитый и удачливый ученый, описал эксперимент, в котором он якобы за три недели создал мышей. Для этого нужны были грязная рубашка, темный шкаф и горсть пшеницы. Активным началом в процессе зарождения мыши Ван Гельмонт считал человеческий пот.

В 1688 г. итальянский биолог и врач Франческо Реди, живущий во Флоренции, подошел к проблеме возникновения жизни более строго и подверг сомнению теорию спонтанного зарождения. Реди установил, что маленькие белые червяки, появляющиеся на гнилом мясе,- это личинки мух. Проведя ряд экспериментов, он получил данные, подтверждавшие мысль о том, что жизнь может возникнуть только из предшествующей жизни (концепция биогенеза).

«Убежденность была бы тщетной, если бы ее нельзя было бы подтвердить экспериментом. Поэтому в середине июля я взял четыре больших сосуда с широким горлышком, поместив в один из них змею, в другой – немного рыбы, в третий – угрей из Арно, в четвертый – кусок молочной телятины, плотно закрыл их и запечатал. Затем я поместил то же самое в четыре других сосуда, оставив их открытыми… Вскоре мясо и рыба в незапечатанных сосудах зачервивели; можно было видеть, как мухи свободно залетают в сосуды и вылетают из них. Но в запечатанных сосудах я не видел ни одного червяка, хотя прошло много дней, после того как вних была положена дохлая рыба» (Реди).

Эти эксперименты, однако, не привели к отказу от теории саморождения, и хотя эта идея несколько отошла на задний план, она продолжала оставаться главной идеей в неклерикальной среде.

В то время как эксперименты Реди, казалось бы, опровергали спонтанное зарождение мух, первые микроскопические эксперименты Антона Ван Левенгука усилили эту теорию применимо к микроорганизмам. Сам Левенгук не вступал в споры между сторонками биогенеза и спонтанного зарождения, однако его наблюдения под микроскопом давали пищу обеим теориям и в конце концов побудили других ученых поставить эксперименты для решения вопроса о возникновении жизни путем спонтанно зарождения.

В 1765 г. Ладзаро Спалланцани провел следующий опыт: подвергнув мясные и овощные отвары кипячению в течении нескольких часов, он сразу же их запечатал, после чего снял с огня. Исследовав жидкости через несколько дней, Спалланцани не обнаружил в них никаких признаков жизни. Из этого он сделал вывод, что высокая температура уничтожила все формы живых существ и что без них ничто живое уже не могло возникнуть.

В 1860 г. проблемой происхождения жизни занялся Луи Пастер. К этому времени он уже многое сделал в области микробиологии и сумел разрешить проблемы, угрожавшие шелководству и виноделию. Он показал также, что бактерии вездесущи и что неживые материалы могут быть заражены живыми существами, если их не простерилизовать должным образом.

В результате ряда экспериментов, в основе которых лежали методы Спалланцани, Пастер доказал справедливость теории биогенеза и окончательно опроверг теорию спонтанного зарождения.

В XX веке теория самоорганизации, созданная русским ученым, специалистом в области физической химии, лауреатом Нобелевской премии И.Р. Пригожиным, использовалась для дальнейшего обоснования эволюционной теории, которая сегодня ищет новые аргументы для своего подтверждения в достижениях всей совокупности естественных наук. Согласно идеям Пригожина, положившим начало новой науке о самоорганизации систем – синергетике, наша Вселенная явилась результатом длительного процесса саморазвития, самоорганизации. Основными характеристиками этого процесса, по его мнению, являются как постепенное, плавное развитие, так и его перерывы в виде взрывов, революций и катастроф, ведущих к качественным сдвигам в развитии материи. В этих процессах велика роль и закономерности, и случайности. В свете фундаментальной естественно-научной теории самоорганизации дарвиновская теория биологической эволюции представила как частный случай, как момент, или этап, в универсальной эволюции Вселенной. Решающим моментом в истории Земли, образовавшейся около 6 млрд лет тому назад в составе Солнечной системы, а затем и в истории развития жизни на ней, было появление атмосферы. В ее составе кроме водорода появились также азот, углерод и кислород. Атмосфера молодой Земли постоянно подвергалась воздействиям непрерывных изменений высоких температур, давления, радиации. Результатом этих процессов стали химические реакции, приведшие к появлению первых молекул органического вещества. Дальнейшее взаимодействие органических веществ привело к образованию основных химических компонентов живого: нуклеотидов и белков. Нуклеотиды первыми среди органических веществ в процессе самоорганизации приобрели способность самовоспроизведения, самокопирования, а белки обнаружили свойство высокой химической активности и способность на этой основе создавать самые различные структуры с разнообразными функциями. Поэтому именно из этих двух органических веществ – нуклеотидов и белков – и возникли на Земле около 5 млрд лет тому назад первые простейшие живые организмы, способные передавать наследственную информацию и осуществлять обмен веществ. Именно на этом этапе завершился продолжавшийся многие миллиарды лет процесс добиологической эволюции и начался качественно новый, гораздо более динамичный период биологической эволюции. Этот знаменательный переход от неживого к живому, от сложных органических веществ к простейшим живым организмам в истории универсальной эволюции до сих пор остается «белым пятном» в естествознании. Биология пока не пришла к единому мнению о деталях данного процесса. Центральной неисследованной проблемой происхождения жизни является научное воспроизведение возникновения механизма наследственности. Оценивая сложившуюся ситуацию, английский биолог, лауреат Нобелевской премии Френсис Крик признает: «Мы не видим пути от первичного бульона до естественного отбора. Можно прийти к выводу, что происхождение жизни – чудо, но это свидетельствует только о нашем незнании».

Так или иначе, но возникновение на основе молекулярных трансформаций первых живых существ стало величайшей революцией в развитии природы, которая положило начало качественно новому процессу – конкуренции между живыми организмами, который и был впервые описан Ч. Дарвиным, создавшим теорию биологической эволюции.

2.4.Концепция панспермии.

(Панспермия (от греч. «пан» - весь, всеобщий, «сперма» - семя) – древнее учении о повсеместном распространении во Вселенной вечных и неизменных зародышей жизни. Впервые встречается у древнегреческого философа Анаксагора (500-428 до н.э.))

Эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвигает идею о ее внеземном происхождении. Поэтому ее нельзя считать теорией возникновения жизни как такового; она просто переносит проблему в какое-то другое место во Вселенной.

Теория панспермии утверждает, что жизнь могла возникнуть один или несколько раз в разное время и в разных частях Галактики или Вселенной. Для обоснования этой теории используются многократные появления НЛО («неопознанных летающих объектов»), наскальные изображения предметов, похожих на ракеты и «космонавтов», а также сообщения якобы о встречах с инопланетянами. Русские и американские исследования в космосе позволяют считать, что вероятность обнаружить жизнь в пределах нашей Солнечной системы ничтожна, - однако они не дают никаких сведений о возможной жизни вне этой системы. При изучении материала метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» - такие вещества, как цианогены, синильная кислота и органические соединения, которые, возможно, сыграли роль «семян», падавших на голую Землю. Появился ряд сообщений о нахождении в метеоритах объектов, напоминающих примитивные формы жизни, однако доводы в пользу их биологической природы пока не кажутся ученым убедительными.

Фред Хойл выдвинул идею о возможности существования микроорганизмов в межзвездном пространстве. Согласно его представлениям, облака космической пыли сложены преимущественно бактериями и спорами. Предполагается, что в промежутке времени 4,6-3,8 млрд лет назад на Земле были возможны два события - или зарождение жизни на самой планете, или привнос микроорганизмов из космического пространства. Ф. Хойл и С. Викрамасинг в 1981 г. допустили, что последнее более вероятно. Согласно их расчетам, ежегодно в верхнюю атмосферу Земли поступает 1000000000000000000 космических спор, как остаток космического материала, рассеянного в Солнечной системе. Таким образом, кометы являются переносчиками зародышей жизни, которые образовались в межзвездном пространстве и лишь затем попали в облако рта.

Следует отметить крайнюю фантастичность высказанных представлений, которые не согласуются с известными экспериментальными данными. Однако несомненно, что жизнь связана с космосом по атомному составу и в энергетическом отношении. Обращает на себя внимание большая близость, а в отдельных случаях и тождественность космического вещества и вещества Земли. Главные элементы живого вещества – это широко распространенные элементы космоса. При этом H, C, N, O – типичные биофильные элементы – наиболее широко распространены в природе. Нетрудно сделать вывод, что живые организмы используют в первую очередь наиболее доступные атомы, которые, кроме того, способны образовать устойчивые и краткие химические связи. Известно, что углерод может формировать длинные цепи, что приводит к возникновению бесчисленных полимеров.

В соответствующих условиях наиболее распространенные атомы соединяются друг с другом, образуя молекулы, которые обнаружены в космических облаках методами современной радиоастрономии. Однако проблема образования молекул в космических условиях относится к труднейшим проблемам космохимии. Собственно в межзвездной среде, элементы находятся в условиях, далеких от термодинамического равновесия. В силу низкой концентрации вещества химические реакции в межзвездном пространстве крайне маловероятны. Поэтому было высказано предположение, что в построении межзвездных молекул принимают участие частицы космической пыли. В наиболее простом случае могут возникать молекулы водорода при контакте его атомов с твердыми частицами. Наиболее распространенные молекулы космоса СО, вероятно, способны зарождаться в условиях звездных атмосфер при достаточной плотности вещества и затем выбрасываться в космическое пространство.

Заключение.

Процесс возникновения жизни в ходе длительного необратимого развития природных систем относится к великим загадкам природы. На каждом этапе ученые чувствовали, что вопросов перед ними открывается больше, чем закрывалось «белых пятен».

Теории, касающиеся возникновения жизни на Земле, разнообразны и далеко не достоверны. Согласно теории стационарного состояния, Вселенная существовала извечно. Согласно другим гипотезам, Вселенная могла возникнуть из сгустка нейтронов в результате «Большого взрыва», родилась в одной из черных дыр или же была создана Творцом. Вопреки бытующим представлениям, наука не в состоянии отвергнуть идею о божественном сотворении первозданной Вселенной, так же как теологические взгляды не обязательно отвергают возможность того, что жизнь в процессе своего развития приобрела черты, объяснимые на основе законов природы.

Научный прогресс не стоит на месте. Возможно, через какое-то время человечество сможет стопроцентно доказать одну из существующих теорий происхождения жизни, или выдвинет новые, более современные и обоснованные.

Список используемой литературы.

  1. «Биология»; Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор; Москва, «Мир», 1990 г.

  2. «Возникновение и развитие жизни на Земле», Г.В. Войткевич, Москва, «Наука», 1988 г.

  3. «Происхождение жизни», А.И. Опарин, Москва, 1959 г.

  4. «Концепции современного естествознания» - учебник для студентов высших учебных заведений, 3-е издание, под редакцией В.Н Лавриенко и В.П. Ратникова, Москва, «Юнити-Дана», 2005 г.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24