Центральный Дом Знаний - Арабо-норманнский стиль

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Арабо-норманнский стиль

Арабо-норманнский (иногда арабо-греко-норманнский) стиль, распространённое в литературе название особого эклектичного архитектурного стиля, возникшего на Сицилии после норманнского завоевания и вобравшего в себя многочисленные арабские, романские, византийские, норманнские черты. 

В 1061-1091 году норманны под предводительством Роберта Гвискара и его младшего брата Рожера I завоевали Сицилию, находившуюся в течение двух предшествовавших веков под властью арабов. В 1072 году, после взятия Палермо, Роберт Гвискар, ранее получивший от папы титул герцога Сицилии, передал власть над островом Рожеру I с титулом великого графа. Сын и второй преемник Рожера I Рожер II, воспользовавшись ослаблением, а затем и вымиранием потомков Гвискара, сумел добиться полной независимости, а в 1127 году и поглотить континентальные владения норманнов. В 1130 году Рожер II объединил Сицилию, Апулию и Калабрию в единое Сицилийское королевство. Несмотря на падение нескольких династий и внутренние перипетии, Сицилия вплоть до Сицилийской вечерни 1282 года являлась одним из сильнейших государств Италии и Средиземноморья.

К моменту завершения норманнского завоевания Сицилия являлась неоднородным с этноконфессиональной точки зрения государством. Преимущественную долю населения составляли греки-христиане византийского обряда и арабы-мусульмане. В последующие годы за счёт иммиграции появилась влиятельная прослойка христиан латинского обряда. Для сохранения стабильности королевства норманнские правители (Рожер I, Аделаида Савонская, Рожер II, Вильгельм I Злой, Вильгельм II Добрый) сознательно придерживались политики религиозной и национальной терпимости, сохраняя и укрепляя сложившиеся традиции, права и привилегии различных общин. В результате такой политики Сицилийское королевствопредставляло собой редкий для средневековья пример толерантного общества.

Описанный политический строй нашёл своё отражение в многочисленных архитектурных сооружениях XI-XIII века, в которых причудливым образом соединились арабские,византийские, романские и норманнские черты. Сложившийся эклектический стиль, получивший название арабо-норманнского, является уникальным и свойственным исключительно Сицилии.

В последующие века большинство сооружений арабо-норманнского стиля были либо разрушены, либо перестроены, чаще в стиле барокко. В XIX -XX веках на фоне вспыхнувшего интереса к норманнскому наследию реставраторам удалось восстановить ряд сооружений арабо-норманнского стиля в облике, близком к первоначальному. В настоящее время памятники арабо-норманнского стиля, наряду с классическим античным наследием, являются основными туристическими достопримечательностями Сицилии.

К числу основных памятников арабо-норманнского стиля относятся:

  • церкви в Палермо:

  • кафедральный собор,

  • Палатинская капелла

  • Марторана (Санта-Мария-дель-Аммиральо),

  • Сан-Катальдо,

  • Сан-Джованни-дельи-Эремити,

  • Сан-Джованни-дель-Леббрози,

  • Маджионе,

  • Санто-Спирито

  • королевские дворцы в Палермо:

  • Норманнский дворец,

  • Циза,

  • Куба и Кубола,

  • прочие церкви и соборы:

  • собор Монреале,

  • собор Чефалу,

  • Санти-Пьетро-э-Паоло-д'Агро (провинция Мессина). 

Среди характерных арабских черт норманнских построек наиболее общей является украшение стен в виде сложного каменного узора из переплетающихся ложных арок. В наиболее монументальных соборах (Палермо и Монреале) этот узор дополняется утончёнными абстрактными инкрустациями из лавы и туфа, растительными орнаментами, зубцами.

Одной из самых заметных черт арабо-норманнского стиля являются бифоры — окна, разделённые пополам по вертикали узкой колонной. Окна-бифоры широко распространены как в духовных, так и в светских постройках.

Искусство арабских плотников также нашло отражение в памятниках арабо-норманнского стиля. В Палатинской капелле и соборе Монреале резной деревянный потолок напоминает свод пещеры со сталактитами, что свойственно фатимидским мечетям Египта и Северной Африки. Потолок покрыт геометрическим рисунком и куфическими надписями. Особенностью сицилийских резных потолков является наличие на них запрещённых Кораномизображений людей и животных, что может быть объяснено как удалённостью Сицилии от основных центров исламской культуры, так и влиянием христианского изобразительного искусства.

Очарованность норманнских королей и сеньоров арабскими традициями нашла своё отражение в светских постройках, в том числе королевских дворцах — Циза, Куба, Палаццо Норманни. Все они совершенно не похожи на современные им замки западноевропейских феодалов. В дворцовых помещениях и садах сохранились типично арабские фонтаны и бассейны. Мозаики Цисы и Норманнского дворца (зал Рожера) показывают светскую жизнь королевского двора, далёкую от традиционного христианского благочестия. В этих дворцах, по сообщениям хронистов, существовали гаремы, радостей которых не чуждались Рожер II, Вильгельм I Злой и Вильгельм II Добрый.

Арабские внутренние дворы, окружённые колоннадой, стали частью и церковных строений. Клуатры в арабском стиле сохранились в Чефалу, Маджионе,Сан-Джованни-дельи-Эремити. Наиболее примечательным является клуатр монастыря Монреале. Он представляет собой в плане правильный квадрат со стороной 47 метров, ограниченный арабской колоннадой. 104 узких стрельчатых арки поддерживаются 208 (104 пары) колоннами с резными капителями. Все колонны клуатра Монреале разнятся по материалу, отделке и, главное, характеру капители. Тщательно продуманное исполнение мелких деталей в сочетании с гармонией всего ансамбля делают, по мнению специалистов, клуатр Монреале одним из самых выразительных в Италии.

Об арабском влиянии свидетельствуют и купола церквей Сан-Катальдо и Сан-Джованни-дельи-Эремити, по форме напоминающие традиционные купола мечетей Египта и Магриба. 

Главным наследством, доставшимся арабо-норманнскому стилю от византийского искусства, стали мозаики. Мозаики комниновского периода (XII век) наилучшим образом сохранились именно на Сицилии. К ним относятся мозаики соборов Чефалу и Монреале, церкви Марторана и Палатинской капеллы.

Наиболее любимым сюжетом сицилийских мозаичистов стало изображение Христа Пантократора в небесной славе. При этом, хотя мозаичисты строго следовали византийским канонам, образы Пантократора в каждом из перечисленных храмов являются индивидуальными, наделёнными своими специфическими чертами и особенностями. Образы Христа Пантократора в Чефалу и Монреале стали признанными образцами византийской мозаики.

Не менее распространённым сюжетом для сицилийских мозаик стало изображение Богородицы и апостолов. Не удаляясь от традиционного для Византии деисусного ряда, сицилийские мозаичисты сумели добиться эффекта живого соучастия святых в молитве общины. На мозаиках Чефалу и Монреале особые позы апостолов создали иллюзию их беседы друг с другом, свидетелями и участниками которой становятся все молящиеся во храме.

Сицилийские мозаичисты создали один из самых больших в мире мозаичных циклов в соборе Монреале – около 10 000 кв. м. площади. Мозаики Монреале распадаются на пять тематических циклов – Христос во славе, праздничный, чудеса Христовы,книга Бытия и жития апостолов Петра и Павла. Эти же циклы в меньшем, камерном варианте исполнены и в Палатинской капелле. 

Соборы и церкви, возведённые в арабо-норманнском стиле, несут на себе отпечаток романской архитектуры. Они представляют собой трёхнефные базилики, разделённые на нефы массивными арками, покоящимися на колоннах. Колонны в большинстве храмов взяты из античных построек, причём для собора Монреале колонны были привезены из материковой Италии. Колокольни многих арабо-норманнских церквей представляют собой типично романские кампанилы.

Лучше всех сохранившие первоначальный облик соборы Монреале и Чефалу напоминают своими фасадами соборы северной Европы, выдавая происхождение своих основателей. Внешний облик этих построек поражает одновременно аскетичностью и мощью, суровостью и торжеством. Западные фасады в Чефалу и Монреале ограничены массивными башнями, что усиливает их схожесть с замковой архитектурой. 

Строго говоря, арабо-норманнский стиль всегда был эндемичным, присущим только сицилийской архитектуре. Тем не менее, строения в этом стиле встречаются и за пределами Сицилии – на других территориях, входивших в состав Сицилийского королевства. Так, на Мальте в городах Мдина и Витториоза, сохранивших историческую до-иоаннитскую застройку, можно видеть частные дома арабо-норманнского стиля. К их числу относится палаццо Санта-София и так называемый Норманнский дом на главной улице Мдины. Много арабо-норманнских черт сохранилось в многократно перестроенном соборе Салерно. Строения арабо-норманнского стиля следует отличать от многочисленных норманнских зданий чисто романской архитектуры (например, знаменитая базилика Святого Николая в Бари).

Различные архитектурные влияния и элементы, напоминающие арабо-норманский стиль, характерны для многих регионов Средиземноморья, население которого до арабских завоеваний VII в. н. э. было преимущественно христианским. Затем население южной его части, а также Левант перешло в ислам. В ряде буферных регионов Южной Европыисламское и христианское население проживали бок о бок друг с другом длительное время (Иберия, Балканы, острова Средиземного моря - Крит, Кипр и т.д.). Причём мусульманское население зачастую занимало ведущую роль в политике, религии, искусстве и др. сферах. К примеру в Испании владычество мусульман продлилось до конца XV века, на Балканах - до начала ХХ. Христиане и крипто-христиане региона были хорошо знакомы с культурой и искусстов исламского мира и часто осознанно или неосознанно заимсвовало его архитектурные элементы при воздвижении своих церквей и молелен. Многие изначально христианские церкви при этом были превращены в мечети, и наоборот.

 Литература и источники:

  1. Норвич, Дж. Расцвет и закат Сицилийского королевства. Нормандцы в Сицилии: 1130—1194. — М., 2005. ISBN 5-9524-1752-3

  2. «Искусство и история Палермо и Монреале» Флоренция, 2007. ISBN 88-476-0207-6

  3. «Золотая книга Сицилия» Флоренция, 2004. ISBN 88-8029-758-9

Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24