|
«Времени – о собственной судьбе». Организация пространства и времени в творческом наследии Иосифа БрСодержание
Введение Бродский Иосиф Александрович. Кто он? Какое значение имеет этот поэт, прозаик, эссеист и переводчик в русской и зарубежной поэзии, литературе? Однозначно ответить на эти вопросы сложно, но я постараюсь это сделать. Итак, с одной стороны произведениями Бродского много интересуются, их предлагают включить в школьную программу. Я лично считаю их достойными огромного внимания. Ведь прошло то время, когда они были запрещены в СССР. К тому же и некоторые музыкальные исполнители, такие как, например, группа Сплин, используют в качестве песен стихотворения Бродского. Жаль, что у меня сначала был Сплин, а только потом Бродский. Услышав «Конец прекрасной эпохи», я не догадывалась, что ее автор не Александр Васильев, а Иосиф Бродский. Брать настоящую поэзию в качестве текстов песен, вообще, не рекомендуется. В стихах своя музыка, которую притянутая мелодия может убить. Особенно странно слышать песни на стихи таких поэтов, как Иосиф Бродский. Но почему бы не заработать на громком имени? Да и вышло у Васильева очень даже неплохо. А еще, «Смерть – это то, что бывает с другими» – заимствованная им строчка в песне «Новые люди». С другой стороны творчество Бродского еще совсем мало изучено и исследовано. С чем же это может быть связано? Возможно, первой причиной является сложная биография поэта – судимость, ссылка. Второй причиной можно считать «сложность», «непонятность» стихотворений Иосифа Александровича. Видимо, поэтому даже литературные критики и исследователи попросту не берутся за их изучение. И третья причина – время написания произведений, и вообще время, в которое поэту суждено было жить, а также политические настроение того времени. До 1978 г. в СССР Бродский практически не издавался, он фактически был поэтом для «просвещенных»: хранение дома его стихов не только считалось предосудительным, но было наказуемо. Бродский поднимал в своих произведениях запретные в то время темы, но они были искусно завуалированы, и, чтобы все-таки понять содержание стихотворений Бродского, необходимо знать время, в которое оно было написано. К сожалению, сложно сделать полный анализ творчества Иосифа Александровича, определить его место в лирике, но я считаю, что многие его произведения заслуживают особого внимания и интереса как обычных людей и школьников, так и критиков и специалистов в области литературы и поэзии. В 8 классе на уроках литературы мы анализировали стихотворения разных поэтов с точки зрения исторического времени и места. Мне захотелось сделать такой анализ некоторых стихотворений Иосифа Бродского. За основу методики анализа были взяты лекции Р.А. Храмцовой1 Цель работы: определить, каким образом воспоминания лирического героя воссоздают время его прошлого, неизменно связанного с пространством, в котором реализовывались те или иные жизненные ситуации. Задачи:
Биография Бродский Иосиф Александрович (24 мая 1940, Ленинград – 28 января 1996, Нью-Йорк), русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, автор пьес; писал также на английском языке. В 1972 эмигрировал в США. В стихах (сборники «Остановка в пустыне», 1967, «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», оба 1972, «Урания», 1987) осмысление мира как единого метафизического и культурного целого. Отличительные черты стиля – жесткость и скрытая патетика, ирония и надлом (ранний Бродский), медитативность, реализуемая через обращение к усложненным ассоциативным образам, культурным реминисценциям (иногда приводящее к герметичности поэтического пространства). Эссе, рассказы, пьесы, переводы. Нобелевская премия (1987), кавалер ордена Почетного легиона (1987), обладатель Оксфордской премии Honori Causa. Юные годы Родился в обыкновенной интеллигентной семье. Его отец, Александр Иванович Бродский, окончил географический факультет Ленинградского университета и Школу красных журналистов. В качестве фотокорреспондента прошел всю войну (от 1940 в Финляндии до 1948 в Китае). В 1950 в рамках «чистки» офицерского корпуса от лиц еврейской национальности был демобилизован, перебивался мелкими заметками и фотографировал для ведомственных многотиражек. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером. Иосиф ушел из школы после 8 класса; как и впоследствии, не мог мириться с государственно внедряемым лицемерием, злом; не то чтобы боролся с ними, но устранялся от участия: Я не солист, но я чужд ансамблю. Вынув мундштук из своей дуды, Жгу свой мундир и ломаю саблю. В 15 лет Бродский поступил на работу на завод. Сменил много профессий: работал и в морге, и в геологических партиях. Занимался самообразованием, изучал английский и польский языки. С 1957 начал писать стихи, выступал с их чтением публично. Современникам запомнились его новаторские по содержанию и интонации «пропевания» стихи («Еврейское кладбище около Ленинграда...»). К началу 1960-х годов относятся первые переводческие работы Бродского. Ахматова высоко оценила талант юного поэта, стала для него одним из духовных наставников. Бродский, отторгаемый официальными кругами, приобретает известность в литературных кругах, среде интеллектуального андеграунда; но он никогда не принадлежит никакой группировке, не связан с диссидентством. Крупные (поэмы «Гость», «Петербургский роман», «Шествие», «Зофья», «Холмы», «Исаак и Авраам») и малые формы равно привлекают поэта. На огромных поэтических пространствах отрабатывает он изощренное владение средствами современной поэзии (виртуозность в метрике, ритмике, рифме) при свойственным петербургскому стилю структурной отточенности, внешней сдержанности, ироничности. Бродский писал: «В каждом из нас — Бог» и гордился, что фактически заново ввел слово-понятие душа в отечественную поэзию. Независимость, неслыханный тогда дух свободы и обращение к библейским ценностям, несмотря на отсутствие «антисоветчины» в творчестве, привлекают к нему негативное внимание властей (несколько раз, начиная с 1959, он подвергался допросам в КГБ). Когда в Ленинграде открылось «Литературное кафе» поэтов, у молодых литераторов появилась возможность вынести свои стихи на суд широкой публики. В 1962 году Бродский впервые читает там своё стихотворение «Холмы» Анализ стихотворения «Холмы»2
Холмы – это вечная слава. Это стихотворение проникнуто чувством отчаяния и безысходности: «боль», «край земли», «наши страданья», «крик», «рыданье». Но, с другой стороны чувствуется сильная внутренняя энергия. Большое количество коротких предложений создаёт ощущение бесконечности движения вверх-вниз, при котором сбиваются дыхание, ритм. Здесь Бродский использует анафору: «Холмы – это...». Создаётся ощущение необъятности пространства, покрытого холмами. А так как холмы – это юность, улицы, канавы, боль, гордость, страданье, любовь, мечты, горе, то становится ясно, откуда такое ощущение. Холмы – это сама жизнь. Это метафора, она лежит в основе данного текста и здесь создается ощущение бесконечности времени. «Холмы – это вечная слава. Холмы – это выше нас. Присно, вчера и ныне по склону движемся мы» – так впервые в стихах Бродского появилась скрытая связь с Богом. В стихотворении огромное количество контекстуальных антонимов: «боль – гордость», «выше – больше», «свет – боль», «мечты – горе», «вчера – ныне», «улиц – канав», «смерть – жизнь». Их так много, потому что жизнь соткана из противоречий. Тема стихотворения обозначена в финальной антитезе: «Смерть – это только равнины. Жизнь – холмы, холмы». Финальная антитеза заявляет тему смерти. Это определяющий мотив поэзии романтиков. Итак, в ранней лирике Бродского возникает образ романтического героя, для которого время и пространство бесконечно. Суд. Ссылка Поэт перебивался случайными заработками; его поддерживали и друзья. До 1972 на родине были опубликованы только 11 его стихотворений в третьем выпуске московского самиздатовского гектографированного журнала «Синтаксис» и местных ленинградских газетах, а также переводческие работы под фамилией Бродского или под псевдонимом. Бродский много ездил по стране с геологами и друзьями, повидал бывший СССР. Вольное «внезаконное» существование было омрачено тремя кратковременными арестами (один по делу Шахматова-Ухтомского об угоне самолета). В 1960-х годах происходила напряженная борьба власти с интеллигенцией, и Бродский, сам того не желая, оказался в центре этого противостояния. В конце 1963 он укрывался в Москве; попытался «спрятаться» и в психиатрической больнице, однако сбежал оттуда. Его арестовали в Ленинграде 12 февраля 1964. Поэт был «избран» центральной фигурой для показательного процесса по обвинению в тунеядстве. В прессе появились симптоматичные статьи: «Окололитературный трутень», «Тунеядцу воздается должное». Бродский был признан вменяемым после насильственного помещения в больницу для судебно-психиатрической экспертизы. 13 марта 1964 состоялся суд над поэтом, ход которого удалось записать Фриде Вигдоровой (благодаря ее записям процесс над Бродским стал достоянием мировой общественности). (См. приложение 2) За поэта заступились Ахматова, Маршак, Шостакович, Сартр. Слова Ахматовой, сказанные по поводу процесса: «Какую биографию делают нашему рыжему!» – оказались пророческими. Суд над Бродским сделал его имя повсеместно знаменитым и даже нарицательным. Произнесенные им простые и мужественные слова подхватывались и пересказывались как легенда. Бродский был приговорен к пятилетней ссылке в Архангельскую область («с обязательным привлечением к физическому труду»). Он пробыл в деревне Корейская с весны 1964 по осень 1965. Благодаря протестам мировой общественности, поэт был освобожден досрочно. В ссылке талант и дух его («главное не изменяться... я разогнался слишком далеко, и я уже никогда не остановлюсь до самой смерти») окрепли и вышли на новый уровень. Он изучал мировую литературу, английскую поэзию в подлинниках, очень много писал. Помимо большого корпуса разрозненных стихов, здесь в основном созданы цикл «Песни счастливой зимы», поэмы и «большие стихи» (главные, по определению поэта), такие, как «Прощальная ода», «Пришла зима и все, кто мог лететь...», «Письмо в бутылке», «Новые стансы к Августе», «Два часа в резервуаре». Однако все это увидело свет позже, за рубежом. Это трудное время. Мы должны пережить, перегнать эти годы, с каждым новым страданьем забывая былые невзгоды и встречая, как новость, эти раны и боль поминутно, беспокойно вступая в туманное новое утро. Год с лишним поэт прожил в ссылке. Это время в творческом отношении было для него очень плодотворным. Стихи постепенно наполняются более спокойной, размеренной интонацией. Анализ стихотворения «Одной поэтессе» Оставим счёты. Я давно в неволе. Картофель ем и сплю на сеновале. Могу прибавить, что теперь на воре уже не шапка – лысина горит. Я эпигон и попугай. Не вы ли жизнь попугая от себя скрывали? Когда мне вышли от закона «вилы», я вашим прорицаньем был согрет. Служенье Муз чего-то там не терпит. Зато само обычно так торопит, что по рукам бежит священный трепет и несомненна близость Божества. Один певец приготовляет рапорт. Другой – рождает приглушённый ропот. А третий знает, что он сам – лишь рупор, и он срывает все цветы родства. Это стихотворение-посвящение наполнено иронией. В нем поэт обращается к теме поэта и поэзии. Стихотворение можно разделить на три части. В первой лирический герой описывает реальное время и пространство. Он в неволе и время для него остановилось. Настроение неудовлетворенности, сожаления о проходящем времени. Во второй части лирический герой иронизирует по поводу высказываний поэтессы в его адрес. А в третьей, перефразируя цитату Пушкина о классификации поэтов, определяет свое назначение: «он – сам лишь рупор». В этой части стихотворения для поэта не существует ни времени, ни пространства, есть только близость Божества. 1 Храмцова Р.А. Анализ поэтического текста в 5-11-м классах. М.: Педагогический университет «Первое сентября». 2006
|
Loading
|