Центральный Дом Знаний - Арабы

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Арабы

Арабы (самоназвание — аль-араб), группа народов, населяющих арабские страны Зап. Азии и Сев. Африки. А. составляют большинство населения Сирии, Ливана, Ирака, Иордании, Саудовской Аравии, Йемена, Народной Республики Южного Йемена, Омана и Маската, Договорного Омана, Бахрейна, Катара, ОАР, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Мавритании, Судана. Кроме того, А. живут в Иране, Турции, Афганистане, Израиле, Индонезии, Эфиопии, Сомали, Республике Чад, Танзании и других странах Вост. Африки. Значительные группы А.-эмигрантов живут в странах Сев. и Юж. Америки, во Франции и др. Общая численность А., включая живущих вне арабских стран, около 96 млн. чел. (1967, оценка), в том числе в Азии — около 32 млн. и в Африке — около 63 млн. чел. А. говорят на арабском языке. По религии большинство А. — мусульмане-сунниты. Часть А. принадлежит к другим направлениям ислама [шииты в Ираке, Йемене, Сирии, Ливане; друзы в Сирии и Ливане; абадиты (ибадиты) в Сев. Африке], а также к различным направлениям христианства (копты в ОАР, марониты, православные, униаты и др. в Сирии, Ливане, Иордании). Предполагается, что древние семитские племена, из которых впоследствии сложился древнеарабский народ, уже во 2-м тыс. до н. э. занимали территорию Аравийского полуострова. В 1-м тыс. до н. э. возникли первые арабские государственные образования: Пальмира (Тадмор), Набатея и Лихьян — на северной границе Аравии. К 5—6 вв. н. э. относится образование арабских государств Гассан и Лахм (Сев. Аравия), Кинда (Центр. Аравия). Шёл процесс складывания единого арабского народа. В это время арабское общество находилось на стадии разложения племенного строя, а у оседлых племён начался процесс классообразования. Однако старые патриархально-родовые отношения и племенные связи сохранялись ещё очень долго, а у кочевого и полуоседлого населения — вплоть до нашего времени (в т. ч. и такие институты, как кровная месть, авункулат, ортокузенный брак и др.). К 5—6 вв. арабские племена составляли б. ч. населения Аравийского полуострова. Проникновение А. в соседние страны особенно усилилось с 1-й пол. 7 в., когда возник ислам и начались арабские завоевания, в результате которых был создан обширный Арабский халифат, простиравшийся от Индии до Атлантического океана и от Ср. Азии до Центр. Африки. Завоевание оставило глубокий след в этнической истории многих стран и народов и особенно Сев. Африки, где население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, восприняв язык, религию (ислам) и многие элементы материальной и духовной культуры А., было сравнительно быстро арабизировано; вместе с тем и А. восприняли многое из культуры покорённых народов. Сложилась своеобразная арабская культура, оказавшая большое влияние на мировую культуру. Созданный силой оружия Арабский халифат к 10 в. распался на отдельные части в результате освободительной борьбы завоёванных народов и роста феодального сепаратизма. В 16 в. арабские страны Передней Азии (кроме значительной части Аравийского полуострова) и Сев. Африки (за исключением Марокко) вошли в состав Османской империи (см. Турция). Начиная с 19 в. арабские земли подвергались систематическому ограблению и захвату колониальными государствами: Великобританией, Францией, Италией, Испанией (часть территории Марокко была захвачена Португалией ещё в 15—16 вв.). Но национально-освободительная борьба А. против колонизаторов никогда не прекращалась. В конце 19 — начале 20 вв. она особенно усилилась. В 40—60-х гг. 20 в. мощный подъём национально-освободительного антиимпериалистического движения завершился для большинства арабских стран завоеванием государственной независимости.

Подавляющее большинство А. ведёт оседлый образ жизни, причём значительная их часть живёт в деревнях (феллахи), занимаясь земледелием и садоводством. В городах большинства арабских стран сложились национальная буржуазия, рабочий класс и интеллигенция; среди городского арабского населения имеется значительная прослойка ремесленников. Часть А. сохраняет полукочевое хозяйство, совмещая земледелие с отгонным скотоводством (овцы и козы). Есть и чисто кочевые А., занимающиеся преимущественно верблюдоводством (бедуины). В прошлом важнейшей статьей дохода кочевников было обслуживание караванных путей. В хозяйстве, материальной и духовной культуре А. разных стран имеются существенные различия. Земледелие у А., как правило, ирригационное. В качестве тягловой силы используются верблюды, ослы, лошади, реже буйволы (Юж. Ирак) или зебу (Вост. Аравия, Хиджаз). В ряде арабских стран (Сирия, Ирак, ОЛР, Алжир, Тунис, Марокко и др.) внедряется современная с.-х. техника. Типы традиционных домов в различных областях и странах разнообразны: распространены дома средиземноморского типа (замкнутый комплекс помещений вокруг внутреннего дворика); в Юж. Аравии — башнеобразные дома в несколько этажей; у крестьянской бедноты преобладают однокамерные постройки с внешним двором; встречаются, особенно в Юж. Ираке, пальмовые и тростниковые хижины. Кочевое и полукочевое население сохраняет четырёхугольные палатки, сшитые из широких полос шерстяной ткани, а теперь нередко и брезента. В городах европейская одежда всё более вытесняет традиционную белую рубаху, шерстяной плащ и головной платок, почти одинаковые у мужчин и женщин. Женщины носят много металлических и стеклянных украшений — перстни, ожерелья, ушные, иногда и носовые кольца и др. В Центр. Аравии и частично в Сев. Африке девушки татуируют синей краской лоб и подбородок, а иногда также щёки, губы, грудь, ступни ног. В пище, в зависимости от местности, преобладают ячменный или пшеничный хлеб, пшеничная, просяная, кукурузная или рисовая каша, финики, фасоль, чечевица, горох, у скотоводов — и молочные продукты. Развитие промышленности в арабских странах, оседание кочевников, рост числа с.-х. и городских рабочих — всё это наносит сокрушительный удар по пережиткам родоплеменных и феодальных отношений. В ряде арабских стран (ОАР, Алжир, Сирия) в 60-х гг. 20 в. осуществлены важные социально-экономические преобразования антикапиталистического характера. Развивается движение за единство арабских народов в борьбе против империализма, за социальный прогресс. Лит.: Беляев Е. А., Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье, М., 1965; Дьяконов И. М., Народы древней Передней Азии, в кн.: Переднеазиатский этнографический сб., т. 1, М., 1958; Крачковский И. Ю. Исторический роман в современной арабской литературе, Избр. соч., т. 3, М.—Л., 1956; Луцкий В. Б., Проблема арабского единства, «Советская этнография», 1957, № 1; Народы Африки, М., 1954; Народы Передней Азии, М., 1957; Першиц А. И., Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX — первой трети XX в., М., 1961; Тахир Абдаль-Джалиль, Аль-баду ва ль-ашаир фи ль-биляд аль-арабия (Бедуины и племена в арабских странах), Каир, 1955; al'-Arab, в кн.: Епсусlopédie de l'Islam, v. 1, P., 1960.


АРАБЫ — название народов семитической язы­ковой группы, населяющих Переднюю Азию и Сев. Африку. Древнейшая область расселения арабских племён,— повидимому, с.-в. часть Ара­вийского п-ова. Во 2-м тысяче­летии до и. э. А. распростра­нились по всему полуострову, ассимилировав более древнее население южной его части. Уже с середины 1-го тысяче­летия до н. э. началось про­никновение арабов за пределы Аравии, а начиная с 7 в. н. э. значительная часть их пере­селилась в нек-рые завоёван­ные страны — Сирию, Месо­потамию, Южный Иран, Еги­пет и Северную Африку, рас­пространяя там арабский язык и заимствуя, в свою очередь, высокую культуру покорён­ных народов (впоследствии на этой основе развилась самосто­ятельная арабская культура). В результате слияния А. с местным населением образовался ряд арабских народностей; нек-рые из них ныне перера­стают в нации. А. отдельных страв говорят на различных диалектах арабского языка: аравийском, сирийском, иракском, египетском, магриби (севе­роафриканском). Предположительное количество говорящих на них — около 50 млн. чел. (точные данные отсутствуют). Основной антропологический тин А.— средиземноморский, но в Ираке и Вост. Аравии преобладает арменоидный, а в Юж. Аравии значительно распространён эфиопский.

А. принадлежат к числу угветённых народов, испытывающих колониальный гнёт американского, английского и французского империализма и веду­щих национально-освободительную борьбу против этого гнёта. По уров­ню своего общественного развития арабские народы значительно различаются между собой. В то время как в Египте, Алжире, Ливане и в других сравни­тельно развитых арабских странах возникли капи­талистические отношения, сложились промышлен­ные и торговые городские центры (при наличии силь­нейших пережитков феодализма в деревне), стра­ны Аравийского п-ова в значительной мере еще находятся на средневековой стадии развития. В Аравии, в Трансиордании, а также во внутренних частях Северной Африки, Сирии, Ирака еще сохра­няются пережитки первобытно-общинного строя, в частности деление А. на оседлых и кочевых.

Кочевые А. занимаются по преимуществу верблю­доводством (бедуины); существуют и полукоче­вые племена, совмещающие земледелие с кочевым овцеводством и козоводством. Важной статьёй до­хода кочевников было обслуживание караванных путей. Колониальный гнёт, экспроприация паст­бищных земель империалистами и феодалами, об­ложение кочевников налогами, развитие механиче­ского транспорта, вытесняющего караванный, за­висимость животноводческого хозяйства от миро­вого рынка — всё это привело к кризису кочевого хозяйства, к полному разорению бедуинских масс. Вожди кочевых племён (шейхи) уже давно феода- лизировались и сомкнулись с феодально-буржуаз­ной верхушкой арабских стран.

Подавляющее большинство арабов ведёт осед­лый образ жизни. Большая часть из них живёт в деревнях, занимаясь земледелием и садоводством (феллахи), арендуя земли на кабальных условиях у феодальных и полуфеодальных помещиков. В го­родах сложились: национальная буржуазия — торгово-ростовщическая и промышленная, в значи­тельной части связанная с иностранным капиталом и полуфеодальным землевладением; рабочий класс, занятый на предприятиях, принадлежащих ино­странному и отчасти национальному капиталу, под­вергающийся колониальной эксплуатации и зани­мающий ведущее место в национально-освободитель­ных движениях арабских стран; мелкая буржуазия (ремесленники, мелкие торговцы и т. д.). Следует отметить появление арабской интеллигенции. Часть её связана с национальной буржуазией. Другая —передовая её часть связана с рабочим движением и активно участвует в борьбе арабских народных масс против империализма.

В хозяйстве, материальной и духовной культу­ре А. различных стран чрезвычайно сильны об­ластные различия, а также различия между корен­ными феллахами и осевшими кочевниками. Земле­делие у А., как правило, ирригационное, но в Па­лестине и Зап. Сирии преобладает богарное. Как тягловая сила используется верблюд, лошадь, реже буйвол (Юж. Ирак) или зебу (Вост. Аравия, Хид­жаз). Широко распространён деревянный плуг, в нек-рых областях — с железным лемехом. Уборка злаков производится серпами или кривыми ножами, размол зерна — чаще всего вручную. Из домашних ремёсл наиболее распространено тканьё шерсти для верхней одежды и ковров, производство кожаной и деревянной утвари. Типы домов в различных обла­стях и странах весьма разнообразны. Преобладаю­щий тип сельского или небольшого городского дома — замкнутый комплекс помещений вокруг внутреннего дворика; для бедняков типичны одно­камерные постройки с внешними дворами. В Юж. Аравии, особенно в Хадрамауте, преобладают башнеобразные дома в несколько этажей, в Пале­стине, Ираке и на побережьях встречаются пальмо­вые и тростниковые хижины. Полукочевое насе­ление сохраняет четырёхугольные палатки, сшитые из широких полос козьей и верблюжьей шерстяной ткани; для арабских племён Сев. Африки характер­ны двухцветные, «полосатые» палатки. Одежда А. также разнообразна по областям. В наст, время европейская одежда всё более вытесняет в городах традиционные белую рубаху, шерстяной плащ и головной платок, немногим различные у мужчин и женщин. Обувь носят гл. обр. горожане и зажи­точные крестьяне. Женщины носят в большом коли­честве металлические и стеклянные украшения — перстни, ожерелья, ушные, иногда и носовые кольца. В Центральной Аравии и Северной Афри­ке девушки татуируют синей краской лоб и подбо­родок, а нередко также щёки, губы, грудь, ступни ног. В пише в зависимости от местности преобла­дают ячменный или пшеничный хлеб, просяная, кукурузная или рисовая каша, финики, чечевица, горох. Для скотоводов важным продуктом питания служат молоко и масло.

В условиях полуфеодальных, полукапиталисти­ческих отношений феллахи и особенно полукочевые А. различных стран поныне сохраняют ряд пере­житков патриархально-родового и средневекового быта. Вдали от больших городов у феллахов удер­жались болыпесемейная организация, связанные взаимопомощью мелкие родовые группы, общинное землепользование. Кочевники, несмотря на быстрое распадение родо-племенных связей, сохраняют ро­довое и племенное деление. Вне городов частично сохраняются родовые обычаи— кровная месть и др. Повсеместно распространены характерные для А. орто-кузенные браки и сильные пережитки авункулата. Положение женщины принижен­ное; патриархальный семейный быт сохранился и среди нек-рой части городского населения. По ре­лигии большинство А.— мусульмане-сунниты, местами шииты (Йемен, Вост. Аравия, Ирак, Юж. Иран) и ваххабиты (Саудовская Аравия). В Ливане и Палестине значительная часть А.— христиане. Следы доисламских верований несильны, удержались всё же нек-рые магические обряды (вы­зывание дождя), а среди кочевников — культ пред­ков. Сохранности религиозных представлений спо­собствует крайне низкая грамотность народных масс, но патриархальные пережитки быта быстро исчезают у всех арабских народов в связи с расту­щей пролетаризацией широких слоёв населения.

Лит.: Елисеев А. В., Обитатели Каменистой Ара­вии, СПБ, 1883; Щербатова О. А., Верхом на родине бедуинов, СПБ, 1903; Адамов А., Ирак Арабский, СПБ, 1912; Аравия и европейские державы. Сб. с пред. Ф. Ротштейна, М., 1924; Вейт Е., Аравия, М., 1930; А н к а р и н Г., По Йемену, М., 1931; Криков- екая В. А., Жилище в Хадрамауте, «Советская этно­графия», 1940, № 2; Страны Ближнего и Среднего Востока, М., 1944 (серии справочников по зарубежным странам); Jacob G., Altarabisches Bedulnenleben (Studlen In arabischen Dichtern, Heft 3), В.. 1897; Burckhardtl.L., Bemerkungen fiber die Beduinen und Wahaby, Besammelt wahrend seinen Reisen in Morgenlande, Weimar, 1831; Mnsil A., Arabia Petraea, Bd 3, Ethnologischer Reise- bericht, W., 1908; Handbook of Arabia, L., 192(3].


Ара́бы (араб. العرب‎‎ аль-араб), народ семитского происхождения, говорящий на арабском языке и населяющий государства Западной Азии и Северной Африки. Письменность на основе арабского круглого письма.

Наибольшее число арабов проживает в Азии и Африке.

В Африке: мавританцы (Мавритания), мавры (Западная Сахара), марокканцы (Марокко), алжирцы (Алжир), тунисцы (Тунис), ливийцы(Ливия), суданцы (Судан), египтяне (Египет), шува (Нигерия, Чад, Камерун, ЦАР, Судан).

В Азии: палестинские арабы (живут в Палестине, беженцы в Иордании, Ливане, Сирии и других странах), израильские арабы (Израиль),ливанцы (Ливан), иорданцы (Иордания), сирийцы (Сирия), иракцы (Ирак), ахвази (Иран), кувейтцы (Кувейт), бахрейнцы (Бахрейн), арабыОАЭ (en:Emirati people), йеменцы (Йемен), катарцы (Катар), оманцы (Оман), саудовцы (Саудовская Аравия).

Арабы живут также в Турции (en:Arabs in Turkey), Узбекистане, Афганистане (афганские арабы), Индонезии (en:Arab Indonesians), Индии (en:Arab (Gujarat), чауш) и Пакистане (en:Arabs in Pakistan, en:Iraqi biradri), Сингапуре (en:Arab Singaporean), на Филиппинах (en:Arab settlement in the Philippines) и других странах.

Арабы-эмигранты есть в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Западной и Южной Африке, Австралии и др. 

Среднеазиатские арабы расселены небольшими группами среди узбеков, таджиков и туркмен, постепенно ассимилируясь ими; основная масса живёт в Бухарской и Самаркандской области Узбекистана. Говорят на языке страны проживания, но частично сохранилось таджикизированное месопотамское наречие арабского языка. Считают себя потомками племён, переселённых в Среднюю Азию Тимуром; лингвистические и антропологические данные говорят о том, что они переселились на правобережье Аму-Дарьи из Северного Афганистана. Численность неуклонно сокращается: 21793 чел. в 1939 году, 8 тысяч в 1959, около 4 тысяч в 1970.

Кроме того, выделяют своё родовое происхождение ходжа (перс. хозяин, господин). Следует отметить, что ислам распространяли помимо самих арабов также и оседлые тюркоязычные мусульмане, принявшие ислам раньше кочевых тюрков. Кроме этого, лиц из других тюркских племён приписывали к роду «ходжа» за прекрасные знания ислама, что говорит о происхождении «ходжа» не как родоплеменного образования, а скорее как смешанного родоплеменного и кастового образования, имевшего в качестве одного из многих своих предков также и арабов. Вместе с тем, наряду с ходжа имеется сословие сейид (араб. ‘господин, хозяин’). Представители данного сословия возводят свою генеалогию к Хазрету Али, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда. Сейиды ведут свой род от Хусейна, сына Хазрета Али и дочери Мухаммеда Фатимы. 

Большинство арабов, более 90 %, исповедуют ислам. Однако, среди них также есть исповедующие христианство.

В библейские времена арабы назывались заведеями.

«Тогда Ионафан обратился на Арабов, называемых Заведеями, поразил их и взял добычу их» (1 Мак.12:31).

«Когда же они отошли оттуда на девять стадий, направляясь против Тимофея, то напали на них Арабы, не менее пяти тысяч и пятисот всадников. Сражение было жестокое, и когда бывшие с Иудою при помощи Божией одержали победу, то потерпевшие поражение номады Арабы просили Иуду о мире, обещая доставлять им скот и в другом быть полезными им» (2 Макк.12:10-11).

В Библейской энциклопедии Брокгауза (М., 1999): «Библия знает арабов как кочующее племя семитского происхождения, а также как потомков Измаила» (с. 47).

Иосиф Флавий многократно упоминает арабов (начиная с эпохи патриархов): «Между тем Иуда, также один из сыновей Иакова, увидел арабских купцов из племени измаильского, которые везли пряности и другие сирийские товары в Египет из Галаада, и дал, ввиду отсутствия Рувила, братьям совет — вытащить Иосифа и продать его арабам, потому что таким образом Иосиф умрет на чужбине среди иностранцев, а они сами не запятнают рук своих его кровью» (Иудейские древности, кн. 2.3:3).

Древние семитские племена, из которых впоследствии сложился древнеарабский народ, занимали территорию Аравийского полуострова. Первые арабские государственные образования возникли на северной границе Аравии, а также в Центральной Аравии (Киндитское царство, государства Лахмидов и Гасанидов).

К V—VI векам арабские племена составляли большинство населения Аравийского полуострова. В первой половине VII века с возникновением ислама начались арабские завоевания, в результате которых был создан Халифат, занявший обширные территории от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до центральной Сахары. Арабские учёные славились как великолепные врачи и математики.

В Северной Африке население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, сравнительно быстро арабизировалось, восприняв язык и многие элементы культуры завоевателей. Одновременно происходил и обратный процесс усвоения арабами некоторых элементов культуры покорённых народов, в частности, в странах Закавказья, таких, как Лазика, Картли и Армения; а также в Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, восточная Туркмения), Испании, Португалии, Сицилии, южной Италии и Пакистанской Индии.

Арабский халифат к X веку в результате сопротивления завоёванных народов и роста феодального сепаратизма распался на отдельные части.

В XVI веке арабские страны Передней Азии (кроме значительной части Аравийского полуострова) и Северной Африки (за исключением Марокко) вошли в состав Османской империи.

Начиная с XIX века арабские земли подверглись колониальным захватам и стали колониями и протекторатами Великобритании, Франции, Италии, Испании. К настоящему моменту все они (за исключением Западной Сахары и Палестины) являются самостоятельными государствами.

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24