Центральный Дом Знаний - Аракишвили Димитрий Игнатьевич

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2656

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Аракишвили Димитрий Игнатьевич

Аракишвили (Аракчиев) Димитрий Игнатьевич [11(23).2.1873, Владикавказ, — 13.8.1953, Тбилиси], советский композитор, музыковед-этнограф, публицист и общественный деятель, народный артист Грузинской ССР (1929), академик АН Грузинской ССР (1950). Один из первых грузинских профессиональных музыкантов. В 1901 окончил Московское филармоническое училище, совершенствовался по композиции у А. Т. Гречанинова. С 1897 выступал в русской и грузинской печати по вопросам музыки. С 1901 участвовал в работе музыкально-этнографической комиссии при Московском университете; был одним из организаторов Московской народной консерватории (1906). В Грузии записал и опубликовал св. 500 образцов грузинской народной музыки. Автор первых работ в области грузинской музыкальной фольклористики («Краткий очерк развития грузинской, карталино-кахетинской, народной песни», М., 1905; «Народная песня Западной Грузии [Имеретии]», М., 1908; «Грузинское народное музыкальное творчество», М., 1916, и др.).

С 1918 жил в Тбилиси; инициатор организации Грузинской консерватории, в которой был профессором. Многие грузинские музыканты были учениками А. Первый председатель Союза советских композиторов Грузии (1932).

С именем А. связано появление грузинского классич. романса (на слова Пушкина, Фета, Хетагурова, Хафиза, Кучишвили и др.). Лучшие из романсов основаны на интонациях грузинского городского фольклора.

А. автор первой грузинской оперы «Сказание о Шота Руставели» (пост. 1919, Тбилиси), положившей начало формированию грузинского музыкального театра, 3 симфоний, хоров и других произведений. Государственная премия СССР (1950). Награжден 4 орденами, а также медалями.

Лит.: Бегиджанов А., Д. И. Аракишвили, М., 1953.


АРАКИШВИЛИ (А р а к ч и е в), Дмитрий Иг­натьевич (род. 1873) — выдающийся деятель гру­зинской музыкальной культуры, композитор, музы­ковед-этнограф, народный артист Груз. ССР. Один из основоположников гру­зинской национальной ком­позиторской школы. Родил­ся в бедной крестьянской семье; в юные годы служил приказчиком во Владикав­казе, Армавире и Екате- ринодаре. Муз. образование (теория и дирижирование) получил в Муз. драматич. училище Моск. филармония, общества (1894—1901). Позд­нее (1910—11) брал уроки композиции у А. Т. Греча­нинова. В 1901-08 совершил 4 экспедиции в Грузию, где собрал до 500 народных несен. Записи А.были опуб­ликованы в «Трудах Музыкально-этнографической комиссии, состоящей при Этнографич. отд. ими. общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском ун-те» (тт. 1, 2, 4, 5, 1906—16 и отд. оттиски, а также сборник «Грузинское народное музыкальное творчество», 1916) и послужили важнейшим материалом для творчества и научно-исследовательской работы деятелей грузинского муз. искусства.

С 1905 А. развил энергичную музыкально-об­щественную деятельность в Москве (участие в ра­боте Музыкально-этпографич. комиссии, в органи­зации Народной консерватории, Бесплатных муз. классов, Груз, общества науки, искусства и лите­ратуры, журнала «Музыка и жизнь» и т. д.). В Москве (1912) и Павловске (1913) А. выступил с симфония, концертами из собственных произведе­ний. В 1917 А. окончил Моск. археологич. ин-т.

Разносторонняя музыкальная деятельность А. (композиторская, научная, лекторская, дирижерская, педагогическая) приняла широкий размах с установ­лением Советской власти в Грузии. В течение четы­рёх лет А. возглавлял Тбилисскую гос. консервато­рию, продолжая в дальнейшем состоять её профес­сором. У А. учились многие грузинские музыканты.

Творчество А. занимает видное место в разви­тии грузинской национальной музыки. Интонацион­ной основой его произведений служат грузинская народная песня и городская бытовая музыка (последняя придаёт нек-рым произведениям А. условно-орпентальный колорит). Воспитанник рус­ской муз. культуры, А., наряду с 3. Палиашвили и М. Баланчивадзс, многое сделал для сближения грузинской музыки с творческими достижениями и профессиональным мастерством русского музы­кального искусства. Лучшие стороны дарования, А.—склонность к мелодичности, задушевности, простоте и ясности изложения, проявились в его вокальной лирике, а также в лирических эпизо­дах его опер и оркестровых сочинений. Романсы и песни А. (св. 70) написаны на тексты А. Пушкина, А. Фета, А. Майкова, Коста Хетагурова и грузин­ских поэтов: И. Чавчавадзе, Г. Кучишвили, И. Гри- шапншли, А. Абашели и др. Среди них выделяются: «На холмах Грузии», «Не пой, красавица, при мне», «В тихую звездную ночь», «Об аробной песне», «Встрепенись», «В царство розы и вина приди», «Ноченька тёмная» и др. Следует также отметить его хоровые обработки народных песен, ораторию и другие сочинения.

А.— автор первой грузинской оперы, постав­ленной на профессиональной сцене, а также первых грузинских симфонич. произведений. Опера А. «Сказание о Шота Руставели» (1914) появилась на сцене в 1919 (Тбилиси), положив начало формиро­ванию грузинского муз. театра (важной вехой явилась также постановка в том же 1919 оперы 3. Палиашвили «Абесалом и Этери»), В дальней­шем А. внёс в своё произведение ряд изменений. В последней редакции (1947, либретто С. Шаншиа- швили) эта опера-ода названа «Шота Руставели». В опере преобладает романсно-ариозный стиль; национальный характер грузинской музыки ярко воссоздан в увертюре, балетных сценах и отдельных вокальных номерах; нек-рые из них, напр. ариозо Абдул-араба, «Урмули» (аробная песня), как и ряд романсов А., получили широкую популярность и вне Грузии. Менее удачна комическая опера А. «Жизнь — радость» (1926), в позднейшей редакции «Динара», на мотив сказки о весёлом Абу-Гасане.

А. принадлежат: симфонические картины «Гимн Ормузду», «Гимн Нового Востока» и три симфонии: 1-я симфония (1932) типа сюиты на песенные и танцовальные темы; 2-я (1943) — «Лирическая», с участием хора; 3-я (1947) — посвящена победе советского народа в Великой Отечественной войне.

В 1897 появились первые статьи А. о муз. фоль­клоре Грузии (в груз, газете «Иверия»), С тех пор А. неоднократно выступал в русской и грузинской печати по муз. вопросам. Как музыковед-этнограф А. дал ценные изыскания в области грузинской народной песни и грузинских национальных му­зыкальных инструментов. Помимо очерков при публикациях песен в «Трудах Муз.- этнографич. комиссии...» им напечатаны: «Краткий историче­ский обзор грузинской музыки», 1940 (1 изд., под загл.: «Грузинская музыка», 1925). «Описание и обмер народных музыкальных инструментов», 1940 (на груз, яз., с указателем на рус. яз.), «Обзор народной песни Восточной Грузии» (1948) и др.


Аракишви́ли (Аракчиев) Дими́трий Игна́тьевич (груз. დიმიტრი ეგნატეს ძე არაყიშვილი; 11 (23) февраля 1873, Владикавказ — 13 августа1953, Тбилиси), грузинский композитор, педагог и музыкально-общественный деятель. Образование получил в музыкально-драматическом училище Московской филармонии (1901) и Московском археологическом институте (1918). Основал журнал «Музыка и жизнь» в 1908 г. Участвовал в создании Московской народной консерватории. Собирал и пропагандировал грузинскую народную музыку. Написал первую грузинскую оперу, поставленную на профессиональной сцене,- «Сказание о Шота Руставели» (1919), оперу «Жизнь-радость» («Динара») (1927) (обе оперы поставлены в Театре оперы и балета им. Палиашвили), музыку к кинофильму «Щит Джургая» и другие музыкальные сочинения. Автор трудов по музыкальному фольклору. Вёл педагогическую работу с 1902 года; с 1918 года — профессор Тбилисской консерватории. 

Опера «Сказание о Шота Руставели» — одна из первых грузинских национальных опер. В это время на грузинской сцене преобладала итальянская опера. Прорыв национальной оперы на сцену произошёл в 1918—1919 годах: в 1918 на сцене Тифлисского театра была показана опера «Кристине» Р. Гогниашвили, в 1919 поставлены оперы «Абесалом и Этери» З. Палиашвили, «Кето и Котэ» В. Долидзе и опера Аракишвили «Сказание о Шота Руставели», которая явилась первой национальной камерно-лирической оперой. Постановка оперы была осуществена режиссёром А. Цуцунава, он же повторно поставил оперу в 1947году. Дирижёром премьерной постановки был С. А. Столерман. В первой постановке участвовали известные грузинские певцы Сохадзе, Екатерина Тарасовна (Нино), О. Бахуташвили-Шульгина (Гульчина), В.Сараджишвили (Шота), А. Инашвили (Абдул Араб).

Значительным событием театральной жизни стала постановка этой оперы в Тбилисском театре оперы и балета им. З. Палиашвили в 1923 г. выдающимся режиссёром русской и грузинской сцены К. Марджанишвили совместно с режиссёром C. Ахметели. В последующих постановках этой оперы участвовали белетмейстер и исполнитель танцев И. Сухишвили(1930), балерина Н. Рамишвили, дирижёр Е. Микеладзе, певцы Е. Гостенина (Русудана) и Г. Венадзе (Абдул Араб).

Опера «Динара» («Жизнь — радость») создана в советское время по либретто В. Гуниа (1924). Опера была поставлена в Театре оперы и балета им. З. Палиашвили в 1927 К. Марджанишвили, с участием дирижёра И.Палиашвили (брат композитора, именем которого назван театр).

Признание заслуг:

  • 1929 — Народный артист Грузинской ССР

  • 1943 — Доктор искусствоведческих наук

  • 1950 — Действительный член АН Грузинской ССР

  • 1950 — Сталинская премия первой степени

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24