Центральный Дом Знаний - Арамейский язык

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Арамейский язык

Арамейский язык, один из семитских языков. Древнейшими местами поселений арамеев были Сирия и Месопотамия, откуда шло распространение А. я. по всему Бл. Востоку. Древнейшие арамейские памятники (из Шамала, Дамаска, Хамата и др.) относятся к 9—8 вв. до н. э. В период ассирийского и персидского господства (7—4 вв.) А. я. стал официальным языком этих государств и международным языком Бл. и Среднего Востока. К 5 в. до н. э. относится архив арамейских документов. из Элефантины (Египет). На А. я., постепенно вытеснившем еврейский язык, написаны отдельные арамейские части Библии (Эзры, 5—4 вв. до н. э., Даниила, 2 в. до н. э.), и талмудов (т. н. Гамара, 2—5 вв. н. э.), переведены библейские тексты. А. я. пользовались пальмирцы и набатейцы (надписи 1—2 вв.). На основе эдесского наречия А. я. возник сирийский язык, на котором создана богатая христианская литература (3—14 вв.). На мандейском — одном из диалектов А. я. — писались религиозные книги мандейцев (3—8 вв.). Современные арамейские диалекты делятся на 3 группы: зап. (малула), центр. (турайо) и вост. [ассирийский (новосирииский) язык].

Для А. я. характерны: передача протосемитских межзубных согласных смычными, эмфатическое состояние имён (status emphaticus), употребление рефлексивных форм в качестве пассива, развитие аналитических конструкций (особенно в современных диалектах).

Лит.: Винников И. Н., Словарь арамейских надписей, «Палестинский сборник», 1958, № 3, 1959, № 4, 1962, № 7, 1964, № 11, 1965, № 13; Церетели Г. В., Армазская билингва, Тб., 1941; Церетели К. Г., Материалы по арамейской диалектологии, т. 1, Тб., 1965; Garbini G., L'aramaico antico, Roma, 1956; Altheim F., S tiehl R., Die aramäische Sprache unter den Achaimeniden, Bd 1, Fr./M., 1963; Rosenthal F., A grammar of biblical Aramaic, 2 ed., Wiesbaden, 1963; Nöldeke Th., Kurzgefaßte syrische Grammatik, Darmstadt, 1966; Macuch R., Handbook of classical and modern mandaic, B., 1965; Spitaler A., Grammatik des neuaramäischen Dialekts von Ma'lűla (Antilibanon), Lpz., 1938; Ritter H., Turoyo A., Texte, Bd 1, Beirut, 1967; Rosenthal F. (ed.). An Aramaic handbook, [v. 1—4], Wiesbaden, 1967.


АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — язык семитических племён, появившихся в странах Передней Азии по­сле ханаапеян, с 14 в. до н. э. Старейшие памят­ники А. я. найдены в Северной Сирии (Зенджирли, Нираб) и относятся к 8 в. до н. э. Следует отме­тить также арамейские папирусы Элефантины (на юге Египта), относящиеся к 5 в. до н. э. Постепенно А. я. распространился по всей Передней Азии от границ Ирана до Средиземного м. и от гор Арме­нии до Аравийской пустыни. В Ассирийском го­сударстве А. я. ириобрёл значение международного языка, начиная с 8 в. до н. э. Позже в древнепер- сидском государстве А. я. становится официальным языком для западной части империи, включая Еги­пет и Малую Азию. Начиная с 7 в. н. э. А. я. посте­пенно вытесняется арабским.

В А. я. можно отличить следующие основные диа­лекты: 1) западно-арамейский в виде двух его основ­ных подразделений: а) более древний, или «библейско-арамейский диалект», на к-ром написаны отдель­ные главы книг Эздры и Нехелии Ветхого завета; к нему примыкает также язык элефантинскнх па­пирусов, и б) более поздний, или «сиро-палестинский диалект» первых веков н. э., к к-рому примыкает также язык надписей Пальмиры (1—3 вв. н. э.) и Набатейские надписи (1 в. н. э.); 2) восточно-арамей­ский, или вавилоно-арамейский, на к-ром написаны т. н. «торгумы», или переводы Библии, и арамейские части вавилонского Талмуда, а также религиозные книги мандеев; 3) центрально-арамейский, на к-ром во 2—14 вв. н. э. развилась обширная христианская литература; этот диалект известен под названием си­рийского и сирского языка. В восточной части Римской империи А. я. был одним из самых упо­требительных вплоть до арабского завоевания.

Главными особенностями А. я. по сравнению с другими семитическими языками являются: неболь­шое количество гортанных согласных, к-рые в неко­торых говорах (напр. в галилейском) почти исчезли; отсутствие страдательного залога внутреннего обра­зования; 4 активных и 4 рефлексивных глаголь­ных основы; минимальвое количество гласных и, следовательно, слогов в слове; весьма развитая си­стема союзов и частиц для выражения разных син­таксических отношений.

В настоящее время остатки арамейских диалек­тов в сильно изменённом виде сохранились как живой язык в нек-рых местах Ирака (к В. и С. от Мосула) и Закавказья под названием новосирий­ского или айсорского яз., а также в нек-рых дерев­нях в Ливанских горах.

Лит.: Крымский А. К., Семитские языки и на­роды, ч. 1, 190й. (Труды по востоковедению, вып. 5); Marti К., Kurzgefasste ОгаттаШ des bibllsch-aramSi- schen Sprache, 2 Aufl., В., 1911; Dalraan G. H., Grammatik des jfldlsch-palSstfnlschen AramMsch, 2 Aufl.. Lpz., 1905.


Араме́йские языки (самоназвание — ܐܪܡܝܐ Armāyâ/Ārāmāyâ), группа языков в составе семитской языковой семьи. В древности имперский арамейский язык выполнял роль лингва-франка на значительной территории Ближнего Востока, один из арамейских языков был одним из разговорных языков Палестины во времена Иисуса Христа.

Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии. Язык их (а точнее, группа родственных диалектов) чрезвычайно близок ханаанейским языкам, в частности, ивриту. Арамеи никогда не образовывали единый народ и не имели единого государства. Язык их, тем не менее, вёл себя чрезвычайно экспансивно, непрерывно расширяя свою территорию.

Арамейский выполнял роль «лингва-франка» во всём регионе Ближнего Востока, вытеснив из употребления аккадский язык в Ассирии и Вавилонии. По-арамейски общались послы и купцы в Израиле и Иудее. Особенно усилилось положение арамейского языка в эпоху правления Ахеменидов (VI век до н. э. — IV век до н. э.), при которых он стал официальным языком империи.

В эллинистическую эпоху и вплоть до арабского завоевания (VII век н. э.) арамейский успешно конкурировал с греческим, оставляя за всеми остальными семитскими языками роль местных наречий. 

Все арамейские языки можно разделить на две большие группы: западные (Палестина, Дамаск) и восточные (центральная Сирия иМесопотамия). Наибольшее количество письменных памятников обеих групп сохранилось в еврейских источниках: таргумы,Иерусалимский талмуд (западная группа), Вавилонский Талмуд (восточная группа). Помимо этих больших текстов встречается огромное количество меньших документов самого различного жанра, а также глосс (арамейских слов, вкраплённых в тексты на других языках в точности так же, как в этот текст вкраплено само слово «глосса»). Лексические единицы арамейского происхождения составляют также заметную часть лексики современного идиша (предполагается, что еврейско-арамейские языкибыли основным средством общения евреев начиная с последних веков до н.э. и вплоть до широкого распространения идиша).

На рубеже II и I тысячелетий до н. э. арамейский язык был распространён на части территории современной Сирии, прилегающих районах Ирака и юго-востока Турции. Первые арамейские памятники известны с IX в. до н. э. Они найдены на территории современной Сирии.

В хронологическом плане арамейские языки делятся на староарамейский, среднеарамейский и новоарамейский периоды. Эта периодизация основана на внутрилингвистических критериях и в общих чертах следует классификации арамейских языков, предложенной немецким арамеистом Клаусом Байером.

  • Староарамейский период (XII век до н. э.— II век н. э.), в том числе:

    • имперский арамейский (VII—III века до н. э.)

    • библейский арамейский некоторых книг Библии.

    • арамейский Иисуса Христа.

  • Среднеарамейский период (II в. н. э.—1200 г.), в том числе:

    • сирийский.

    • иудейско-арамейские

  • Новоарамейский период (с 1200 г.)

Совокупность арамейских языков и диалектов, использовавшихся и используемых евреями, называется еврейско-арамейскими языками, хотя для среднеарамейского периода чаще используется термин «иудейско-арамейские».

Староарамейский период

Язык памятников IX—VII веков до н. э. называется древний арамейский. В конце VII — начале VI веков до н. э. он уже использовался в качестве лингва-франка в Новоассирийской и Нововавилонской державах. Официальный язык Персидской империи VI—IV веков до н. э. именуется имперский арамейский. Его памятники известны по всему Ближнему Востоку: от Афганистана до Египта (в частности папирусный архив из Элефантины).

Для записи староарамейских текстов использовалось арамейское письмо, которое происходит из финикийского письма.

 Среднеарамейский период

Во II в. н. э. появляются новые литературные среднеарамейские языки, основанные на современных им разговорных арамейских языках. Их расцвет приходится на 1-е тысячелетие, а упадок связан с арабским завоеванием и повсеместным вытеснением арамейских языков арабским в VII—IX веках. В этот период отчетливо прослеживается деление арамейских языков на западную и восточную группу, возникшее ещё видимо в староарамейский период.

Наиболее известные восточные арамейские языки, распространенные в северо-восточной Сирии и Месопотамии:

  • классический сирийский язык

  • вавилонский иудейско-арамейский язык — язык вавилонского Талмуда и вавилонских таргумов;

  • классический мандейский язык — разговорный и литургический язык мандейской общины.

В Леванте в это время использовались западно-арамейские языки:

  • иудейский арамейский язык — язык Талмуда, мидрашей и таргумов ранневизантийской эпохи;

  • христианский арамейский язык — переводы христианской литературы с греческого в ранневизантийский период;

  • самаритянский арамейский язык — язык религиозной литературы самаритянской общины.

Все среднеарамейские языки использовали алфавит из 22 знаков. Сирийский и мандейский имели особые виды графики, вавилонский иудейский арамейский использовал т. н. квадратный шрифт, возникший из староарамейского курсива. Христианский палестинский арамейский пользовался сирийским письмом, самаритянский палестинский арамейский записан палеоеврейским курсивом.

С приходом арабов начинается закат арамейского. Тем не менее в течение всего средневековья арамейский был в употреблении во многих местах на территории Сирии, Ирака,Ливана.

Следует также отметить, что на протяжении всего Средневековья и вплоть до сегодняшнего дня на еврейском диалекте арамейского языка продолжала и продолжает создаваться обширная раввинистическая литература. В частности, значительная часть галахических трудов традиционно создаётся на этом языке. Поскольку такая литература предназначается лишь для относительно неширокого круга получивших соответствующее образование служителей культа, социальный статус арамейского языка в ортодоксальных еврейских общинах чрезвычайно велик.

 Новоарамейские языки 

В новоарамейский период сохраняется деление арамейских языков на западную и восточную группы.

Западная группа представлена всего одним языком.

  • Западный новоарамейский язык — распространён среди христиан и мусульман в трёх деревнях в Сирии, к северу от Дамаска, в каждой из которых существует своё наречие: Малула, Баха и Джуббадин. Сохранилось около 1-2 тысяч носителей.

Восточная группа представлена большим количеством новоарамейских языков, распространённых к началу XX века в пределах Османской империи и Ирана, в основном среди носителей курдских языков: на юго-востоке современной Турции, на севере Ирака, в северо-западной части Ирана и северо-востоке Сирии. Отдельные островки переселенцев были представлены далеко за пределами Курдистана, в частности в восточной Армении, Азербайджане, Грузии, Хузистане и южном Ираке. Носители восточных новоарамейских языков в конфессиональном отношении отличаются от большинства окружающего населения тем, что относятся к религиозным меньшинствам Ближнего Востока: христиане, иудеи и мандеи. В течение XX вв. бо́льшая часть носителей восточных новоарамейских языков была либо уничтожена, либо вынуждена эмигрировать, прежде всего, в Европу (Швеция, Германия), США и Россию (вкл. Закавказье). Количество носителей новоарамейских языков к концу XX века составляло, по некоторым оценкам, около 400 тыс. человек. Общее число восточных новоарамейских языков неизвестно. Они делятся на три подгруппы:

  • язык туройо и близкий к нему диалект млахсо — на юго-востоке Турции (горный район Тур-Абдин в провинции Мардин), на котором говорят около 70 тыс.человек (бо́льшая часть носителей живет за пределами Тур-Абдина, как в странах Ближнего Востока, так и в странах Европы и Америки);

  • новомандейский язык — разговорный язык мандеев; осталось несколько десятков носителей в городе Ахваз (Иранский Хузистан), ранее также на юге Ирака;

  • северо-восточные новоарамейские языки — включают десятки языков, между носителями которых часто отсутствует взаимопонимание; число этих языков на протяжении XX в. сократилось из-за геноцида и массовых миграций их носителей за пределы региона. На одном из этих языков — урмийском новоарамейском — в XIX в. был создан так называемый (современный) ассирийский или «новосирийский» литературный язык, с использованием лексики классического сирийского языка. Он стал литературным языком для носителей многих восточноарамейских языков. Пользуется сирийской графикой.

 Типологическая характеристика

Серьёзной проблемой арамеистики является то, что собственно арамейских текстов до нас дошло довольно много, но все они достаточно короткие. Короткие тексты вполне позволяют идентифицировать язык, исследовать его фонетику и, в меньшей степени, морфологию, но вот в том, что касается синтаксиса и словарного запаса, они малопродуктивны. Действительно обширная и богатая литература представлена либо иудео-арамейским (примерно половина книги Даниила и книги Ездры из Ветхого Завета, оба талмуда, причём они написаны на разных диалектах, книга Зогар, время написания которой, впрочем, часто относят к значительно более поздней эпохе, таргумы и масса галлахической раввинскойлитературы, которая продолжает пополняться), либо сирийским (переводы Ветхого и Нового Заветов Библии, большое количество христианской литературы, исторические хроники, поэзия) языками.

Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24