Центральный Дом Знаний - Арана Сабино

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2656

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Арана Сабино

Арана Сабино Гоири (баск. Arana ta Goiri’taŕ Sabin; 26.01.1865, Бильбао — 25.11.1903, Педерналес), баскский политический деятель, националист, революционер, идеолог независимости Страны Басков от Испании. Сабино Арано часто называют «отцом басков», он также считается главным идеологом террористической организации ЭТА. 

Сабино Арана Гойри родился в 1865 году в небольшом поселении Абандо в предместьях Бильбао, в семье видного судовладельца, дона Сантьяго де Арана и Ансотеги. Он был восьмым и последним ребенком в семье. Отец Сабино, яростный приверженец карлизма, был одним из главных спонсоров военных формирований традиционалистов в годы Второй карлистской войны (1872—1876). Разгром карлистов обернулся для него не только финансовой катастрофой, но и стал психологическим и эмоциональным ударом, который он так и не смог перенести. Начиная с 1876 года, он впал в глубокую депрессию, граничившую с психозом, и в 1883 году скончался.

В 1876 году 11-летний Сабино поступил в иезуитский колледж-интернат в Ордунье, в котором он провел 5 лет своей жизни. Мальчик никогда не отличался крепким здоровьем, и тяжелое заболевание туберкулезом в 1881 году чуть не стоило ему жизни.

После смерти отца в 1883 году семья Арана переехала в Барселону, чтобы Сабино смог получить университетское образование в мягком средиземноморском климате. По настоянию матери он поступил на факультет права, философии и литературы. Однако он не испытывал особого интереса к выбранной специальности, поэтому почти не посещал занятия и лишь изредка являлся на экзамены. 

В 1888 году, в возрасте 23 лет Сабино Арана издал первую часть своей «Элементарной грамматики бискайского эускера», которая, впрочем, так никогда и не была завершена.

В 1888 году, когда умерла мать, он окончательно забросил учебу и вернулся в Бискайю. В том же году Сабино, посчитавший себя уже достаточно зрелым и сформировавшимся специалистом в области баскского языка, подал заявку на должность преподавателя эускера на кафедре баскского языка, только что созданную при Институте Бильбао. Но не прошел конкурс.

Единственное спасение (спасение не только баскского традиционного образа жизни, но и традиционной значимости сельской знати) ему виделось в создании независимого баскского государства, для чего требовался не только общий язык, но и историко-юридические аргументы, подтверждающие право басков на независимое существование. В результате изучения старинного права Бискайи и баскской истории в 1892 году на свет появилась брошюра под названием «Бискайя в борьбе за независимость».

Сабино Арана начал выпускать националистический журнал «Bizkaitarra», ставший трибуной для выражения националистических идей, а в 1894 году создал культурное общество Euskeldun Batzokija, которое позже трансформировалось в Баскский Центр. На церемонии его открытия братья Арана — Сабино и Луис — впервые представили публике баскский флаг,икурринья, который, по их замыслу, должен был стать символом будущего баскского единства и государства.

Так как в баскских провинциях вплоть до конца XIX века отсутствовала единая письменная традиция, то Арана разработал новые принципы баскской орфографии, которые он изложил в «Лекциях по орфографии бискайского эускера» (1896). Помимо «Элементарной грамматики» и «Лекций по орфографии» из-под пера Араны вышли «Этимологический трактат баскских фамилий», книга для детского чтения и патриотический календарь, своего рода баскские святцы.

В эускера Сабино Арана видел, прежде всего, один из элементов баскской идентичности, поэтому его лингвистические идеи были сильно политизированы и направлены не на развитие языка как такового, а на дальнейшее усиление дифференциации басков. Это был лишь один из политических инструментов для утверждения уникальности басков, обособления баскской расы от испанцев и сохранения ее чистоты.

Следуя этой традиции и в соответствии с той инструментальной ролью, которую он отводил языку, Арана был одержим лингвистическим пуризмом. Он считал необходимым исключить все заимствования из романских языков и заменить эти слова баскскими неологизмами, изобретению которых он посвящал немало времени. Лингвистический пуризм Араны, граничивший с одержимостью, привел к тому, что баскская филология превратилась в еще одну разновидность национализма — лингвистическую.

Арана выступал за превосходство баскской расы, как самой древней и чистой расы Европы, однако в силу присущих ему индивидуальных особенностей, его радикализма и яростной враждебности Испании, этот расизм стал граничить с ксенофобией. В своих произведениях Арана проповедовал неприятие мигрантов и их потомков, рожденных на баскских землях, называя их человекоподобными существами (maketos) и приписывая им всевозможные пороки, которых, конечно же, были лишены чистокровные баски в силу своей принадлежности к более высокой расе. 

С самого начала Арана зарекомендовал себя как авторитарный и бескомпромиссный лидер. Через четыре месяца после основания общества Сабино исключил семерых членов; еще несколько — ушло следом в знак солидарности. Через год, из 50 членов-основателей осталось лишь 20 — бoльшая часть была исключена руководителем по идеологическим и дисциплинарным мотивам. Тем не менее, благодаря харизме Араны, его абсолютной убежденности в своей правоте в 1895 году общество насчитывало уже 120 членов.

Окончательное политическое оформление баскского националистического движения произошло 31 июля 1895 года, с учреждением Бискайского Провинциального Совета (Bizkai-Buru-Batzar), который стал зародышем Баскской Националистической Партии.

Обязательным условием для вступления в созданную Араной националистическую партию являлось обладание четырьмя баскскими фамилиями, что гарантировало бы «чистоту крови» кандидата как минимум в двух поколениях. Луис Арана, брат Сабино, прежде чем жениться на своей возлюбленной родом из Уэски, заставил ее поменять свои фамилии — вместо Эгуэс Эрнандес она стала Эгуарас Эрнандорена. Сам же Сабино, по свидетельству биографов, расторг помолвку со своей невестой, не отвечавшей вышеупомянутому критерию, и в дальнейшем призывал товарищей по партии следовать его примеру.

В своей деятельности Сабино Арана отличался не только принципиальностью, но и крайней нетерпимостью. Это отражалось как в его идеологических установках, так и в отношении к оппонентам. Так, например, известному наваррскому фуэристу, выдающемуся баскологу Артуро Кампиону, он вообще отказывал в праве судить о баскских проблемах по той лишь причине, что его фамилия была испанского происхождения. Сабино был абсолютно уверен в своей правоте и совершенно невосприимчив к критике, считая, что выпады как в его адрес, так и в адрес его кумиров были необъективны и обусловлены лишь личным субъективным отношением. 

Идеологический миф, разработанный Сабино Араной и оставленный в наследство Эускади, иногда определяют как антииспанство и антилиберализм. В своих выступлениях Арана называл басков «титульной нацией в своей отчизне». Современные испанские историки называют Арану «баскским Гитлером», однако Арана всегда был противником каких-либо этнических чисток против испанцев. Баскская националистическая партия родилась на свет 31 июля 1895 года, в день св. Игнатия де Лойолы, основателя Общества Иисуса, именуемого «иезуитским орденом». Структура и методы Товарищества настолько поразили воображение Сабино Араны, что свою партию он основывал втайне. Во главе БНП стоял совет избранных Bizkai-Bure-Batzar (Бискайское провинциальное собрание) из семи членов, главой был лично Арана.

Сабино Арана на съезде Баскской националистической партии:

«Испанец еще ходил со сгорбленной спиной и на полусогнутых ногах, когда бискаец (житель провинции Бискайя) уже обладал элегантной походкой и благородными чертами лица. Бискаец — статен и мужественнен; испанец же либо вообще не знает, что такое стать, либо женственен в своей внешности. Бискаец энергичен и подвижен; испанец — ленив и неуклюж. Бискаец умен и способен во всех сферах деятельности; испанец глуп и тугодумен. Бискаец по натуре своей предприниматель; испанец же ничего не предпринимает и ничего не стоит. Бискаец рожден для того, чтоб быть сеньором, а не слугой; испанец же рожден лишь для того, чтобы быть вассалом или сервом». 

В то время как противники Араны обвиняли его в невысокой образованности, болезненной религиозности и экзальтированном патриотизме, в баскских националистических семьях был создан целый культ Сабино со своей иконографией и житийной литературой. В домах висели портреты «Учителя», а непременным элементом любой библиотеки была биография, написанная Сеферино Хемейном или Педро Басальдуа. Эта традиция продолжалась и во франкистскую эпоху запретов и гонений. Так, например, испанский поэт Йон Хуаристи вспоминает: «Детство и отрочество басков моего поколения, особенно из националистических семей, было наполнено подпольным культом памяти отца-основателя Сабино».

Политическая деятельность Араны, несмотря на пока что ограниченные масштабы, не без основания рассматривались центральными властями как опасные. Поэтому аресты и тюремные заключения, судебные процессы и запреты организаций и периодических изданий, создаваемых Араной, следовали одни за другими. Тем не менее, партия постепенно росла, и в 1898 году Сабино Арана был впервые избран в качестве депутата в местные органы власти, а в 1899 году в результате муниципальных выборов пятеро националистов вошли в состав городского совета Бильбао, пятеро — Бермео, и еще несколько было избрано в Мундаке и Артеаге.

В мае 1902 года Сабино Арана в очередной раз попадает на полгода в тюрьму. Поводом к приговору послужила перехваченная поздравительная телеграмма, которая была написана Араной и предназначалась американскому президенту Рузвельту, в которой он поздравляет США с победой над Испанией в кубинской войне.

Это заключение окончательно подкосило и без того слабое здоровье Араны. У него быстро прогрессировала болезнь Эддисона. Поэтому в сентябре 1903 г. Сабино Арана по причине болезни вынужден был уйти с руководящих постов в партии, назначив в качестве своего преемника Анхеля де Сабала, а в ноябре 1903 г. он скончался на тридцать восьмом году жизни.


Arana Sabino Goiri, self-styled as Arana ta Goiri'taŕ Sabin, (January 26, 1865 – November 25, 1903), was a Basque writer. He was the founder of the Basque Nationalist Party (PNV) and father of Basque nationalism.

He died in Sukarrieta at the age of 38 after falling ill with Addison's disease during time spent in prison. He had been charged with treason for attempting to send a telegram to President Theodore Roosevelt, in which he praised the United States for helping Cuba gain independence from Spain. 

One of the consequences of the Second Carlist War was the substitution of the Ancien Régime system of Basque Fueros by a limited autonomy, due to the support in Navarre and part of the Basque country to the defeated Carlist cause. The Basque Country and Navarre were integrated into the Spanish customs system. Basque industrialists profited from the Spanish captive market with the iron ore and the Bessemer converter and Biscay became "the iron California". Workers from all of Spain were attracted to the area as labourers for the burgeoning industry.

Arana was born in a jauntxo ("petty noble") family from Abando, a neighbourhood that had been recently incorporated into the city of Bilbao as the new extension for the growth of the industrial era. He claimed that he had a quasi-religious revelation on Easter, 1882,  that he communicated to his brother Luis Arana. From then he devoted himself to the nationalist cause of Biscay, later extended to the Basque Country. 

He was an early defender of the use of the Basque language in all areas of society, to avoid its increasing marginalization in the face of the dominant Spanish. He learned the language as a young man, but was ready to contest for a professor in Basque position at the Instituto de Bilbao, competing against Miguel de Unamuno and the winner, Resurrección María de Azkue who became an erudite scholar of the language. He made a strong effort to establish a codified orthography and grammar for the Basque language, and proposed several neologisms to replace words of Spanish origin. Some of these innovations, like the characters ĺ and ŕ, were ultimately not accepted in the standardization efforts for the Basque language of the 1970s that eventually came with the now-standard Basque Batua.

His first published work was Bizkaya por su independencia ("Biscay for its independence"), composed of a mix of historical, pseudo-mythical stories and fabrications of earlier battles of the ancient people of Biscay.

In 1894, he founded the first center for the new nationalist party, (Partido Nacionalista Vasco), the second-oldest political party in Spain, to provide a place for gathering and proselytizing.

Sabino Arana, like many Europeans of his time, believed that the essence of a country was defined by its blood or ethnic composition. Sabino Arana, coming from a Carlist background, created a xenophobic ideology centered on the purity of the Basque race and its so-called moral supremacy over other Spaniards (a derivation of the system of limpieza de sangre of Modern-Age Spain), anti-Liberal Catholic integrism, and deep opposition to the migration of other Spaniards to the Spanish Basque Region. He was disturbed by the immigration into Biscay of many workers from western and central Spain during the industrial revolution, into a small territory with little political power, believing that their influence would result in the disappearance of the pure "Basque race”.

He contrasted the Basque and the maketo (people from the rest of Spain, Maketania)

Basque Race:

"The Bizkaino walks confidently and in a manly fashion; the Spaniard does not know how to walk, or if he does, he is of feminine type.”

Bizkaitarra, no. 29.

"It is necessary to isolate ourselves from the maketos. Otherwise, in this land we walk on, it is not possible to work toward the Glory of God."

Bizkaitarra, no. 19.

"We, the Basques, must avoid the mortal contagion, maintain firm our faith in our ancestors and the serious religiosity that distinguishes us, and purify our customs, before so healthy and exemplary, now so infected and at the point of corruption by the influence of those who have come from outside."

La Patria, no. 39.

"It is known that of course, from this cross of the maketo with the Bizkaino, all that blooms in our country is irreligiousity and immorality. The facts prove this and explain it perfectly."

Bizkaitarra, no. 6 bis.

"We have already indicated, on our part, that favoring the irruption of the maketos is fomenting immorality in our country, because if it is true that the customs of our People have degenerated notably in these times, it is without doubt due to the frightening invasion of the maketos, who bring with them blasphemy and immorality."

Bizkaitarra, no. 10.

"It terrifies them to hear that maketos should be driven out of towns with stones. Ah, those people who love peace! They are those who are worthy of the hate of patriots."

Bizkaitarra, no. 21

"A great number of them seem to be undeniable testimony of Darwin's theory, since rather than men they resemble apes, rather less beastly than gorillas: do not search in their faces for the expression of human intelligence nor of any virtue; their eyes only reveal idiocy and brutishness."

Bizcaitarra, no. 27.

"Every Bizkaino should be anti-liberal and anti-Spanish."

Bizkaitarra, no. 1

Another essential part of his ideology was devout Catholicism; he considered this to be an essential part of the Basque identity. However his Basque nationalism kept him away from Carlism that was the dominant ultra-Catholic and conservative movement in the area and the ideology of his father.

Despite his religious integrism and his extreme xenophobic and racist views, he is considered by many Basques to be the gadfly that sparked the movement for the cultural revival of the Basques, and for the freedom of his people. The PNV, the party in power in the Basque country from the end of Francoism until 2009, founded by him has moved away from his most controversial ideas but not from his figure.

He was a prolific writer, with over 600 journalism articles, most of them with a propaganda purpose. He liked to shock and provoke, in order to get attention from a society that he deemed unaware of its fate. Overall he was in favour of an ethnic cleansing that would eliminate any trace of Spanish blood in order to restore the imaginary pureness of the Basque race.

There are three key aspects of Sabino Arana's political figure:

  • He was an innovator, being the first to proclaim that the Basques are a separate race.

  • He was not a conventional conservative; he strongly opposed slavery (legal in Spanish-held Cuba until ten years before its independence) and defended the right of South African Zulus to their land.

  • He was an indefatigable worker, taking action in many areas; he learned the Basque language as an adult, undertook a number of activities to promote the Basque language and culture, created a political movement, and inventing the symbols (flag, anthem, country name) used to this day by Basque nationalists.

During his time in prison he proposed the foundation of a "League of pro-Spain Basques", which would have been in favor of Basque autonomy within Spain. It is still unclear whether he had sincerely changed his views or he was trying to improve the conditions of his imprisonment. His death left the question unanswered and neither his brother Luis nor the party followed through with his proposal.

These articles were made in his first ideology as latter he joined several non Basque politicians as Ramon de la Sota, who became a former member of his party.

 The mixed influence of Sabino Arana in the Basque society

Sabino Arana's ideas are considered to have spawned the nationalist movement. Today, he is viewed as a controversial figure, due to his xenophobia and ethnocentrism and his ideas of a pure race.

The Partido Nacionalista Vasco, holders of the intellectual property of his works, has chosen not to reprint them since 1976, keeping only the more "moderate" part of his message in their charter. On the other hand, some Basques still revere him as the father of the nationalist movement, who managed to start the turnaround of the decay of the Basque language and culture. Many Basque cities have streets named after him. 

The estate of his Abando home is now Sabin-Etxea ("Sabino-House"), the EAJ-PNV headquarters.

Jon Juaristi has remarked that perhaps the most influential part of his heritage is the neologistic list of Basque versions of names in his Deun-Ixendegi Euzkotarra ("Basque saint-name collection", published in 1910). Instead of the traditional adaptations of Romance names, he proposed others he made up and that in his opinion were truer to the originals and adapted to the Basque phonology. For example, his brother Luis became Koldobika, from Frankish Hlodwig. The traditional Peru, Pello or Piarres ("Peter") became Kepa from Aramaic כיפא (Kepha). He believed that the suffix -[n]e was inherently feminine, and new names like Nekane ("pain"+ne,"Dolores") or Garbine ("clean"+ne, "Immaculate [Conception]") are frequent among Basque females. Even the name of the son-in-law of the king of Spain is Iñaki Urdangarin, Iñaki being an Arana alternative for Ignatius instead of the Basque traditional Inazio.

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24