Центральный Дом Знаний - Арауканы

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Арауканы

Арауканы (самоназвание мапуче), народ, составляющий основную массу индейского населения Чили. Численность св. 300 тыс. чел. (1961, оценка). Говорят на арауканском языке и испанском языке. Основные занятия — земледелие и скотоводство. Религия у значительной части А. — католическая, но сохранились и старые религиозные представления. До прихода испанцев А. занимали всю территорию совр. Чили. Более 300 лет длилась борьба А. с завоевателями и колонизаторами. Современные А. сосредоточены в южной части Центр. Чили; значительная часть их живёт в резервациях.

Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959.


АРАУКАНЫ (самоназвание м а и у ч ё — «люди земли») — группа племён южноамериканских ин­дейцев. Ко времени прихода испанцев (1-я поло­вина 16 в.) занимали почти всю территорию Чили.

Еще в начале испанского завоевания (нач. 16 в.) А. сев. областей были оттеснены на юг, где они сосредоточились в пров. Консепсьон, Арауко, Био-Био, Мальеко, Каутин и Вальдивия. С конца 16 в. этот район их обитания испанцы стали на- аывать Араукания. Войны с испанцами оказали влияние на общественный строй А.: материнский род позже сменился отцовским; отдельные группы стали объединяться для защиты, возник союз племён. А. подразделяли свою землю на 4 области: прибрежную, равнинную, предгорную и горную. Во главе каждой области стоял союзный вождь. А. оказывали упорное сопротивление испанцам. Борьба А. за независимость длилась больше 200 лет. В 1773 Испания вынуждена была, хотя и формально, признать независимость А. Последнее восстание А. было подавлено лишь в 1882. С уси­лением колонизации страны и развитием капита­лизма положение А. сильно ухудшилось. В 1930 они вынуждены были отказаться от своих общин­ных земель и признать частную собственность на землю, что привело к полному их обезземелива­нию. В настоящее время А. живут в южной части Центрального Чили, где составляют около 13% на­селения. А. встречаются также к востоку от Анд, в Аргентине (потомки А., выселившихся сюда в 18 в.). По данным 1941, в Чили А. около 200 тыс.

Испанцы застали у А. довольно развитое земле­делие; в прибрежных районах большое значение в экономике имело также рыболовство. Един­ственным домашним животным была лама. Позд­нее, с введением испанцами новых пород скота, скотоводство получило значительное развитие. А. были знакомы с гончарством, обработкой сереб­ра, ткачеством. На их развитие оказали влияние индейцы Перу, так как в середине 15 в. инки за­воевали северную и центральную части Чили. Ос­новой религиозных воззрений А. была вера в ду­хов и культ предков. Несмотря на то, что теперь часть А. христианизована, старые религиозные представления всё еще остаются в силе. Основ­ные занятия А. в настоящее время — скотовод­ство и земледелие в небольших размерах. На­ряду с метисами А. составляют основную часть наёмной рабочей силы в сельскохозяйственных капиталистических латифундиях и в промышлен­ности.


Арауканы, мапуче ( самоназвание — mapuche, букв. «люди земли»), индейский народ в Чили и Аргентине.

Численность по разным оценкам до 1,5 млн чел., В Чили — 1,3 млн чел., в Аргентине — до 200 тыс. чел.

Говорят на изолированном арауканском языке; большинство владеет испанским языком.

Большая часть — католики, с 1990-х гг. возрождаются традиционные культы.

Название «арауканы», под которым они известны в большей степени, чем под этнонимом «мапуче», имеет несколько версий происхождения. Согласно первой версии, оно происходит от кечуанского слова awqa, что означает «враг, противник» и суффикса множественного числа -kuna (awqakuna — враги, неприятели), а окончательный вариант araucano — это результат закрепления слова в лексиконе испанцев. Согласно второй версии, название происходит от Arauco — слова, которым испанцы называли область расселения мапуче, которое, в свою очередь, является адаптированным вариантом Rag Ko, что означает «глинистая вода». 

В Чили арауканы живут в основном между реками Био-Био и Рио-Буэно, в провинциях Био-Био, Арауко, Мальеко, Каутин, Вальдивия,Осорно, Льянкиуэ, Чилоэ. В Аргентине в провинциях Неукен, Буэнос-Айрес, Ла-Пампа, Мендоса, Рио-Негро, Чубут.

Арауканы делились на

  • северных (пикунче), живших к северу от р. Итата,

  • центральных, или собственно арауканов (мапуче) и

  • южных арауканов (уильиче) — к югу от совр. г. Вальдивия. 

Существовали матрилинейные роды (кыга) и племена (айльяреуэ). В 16-17 вв. малочисленные пикунче ассимилированы испанцами, остальные образовали союз под руководством верховного вождя (токе), состоявший из трёх (с нач. 18 в. — четырёх) объединений (вутанмапу — «большая земля»), каждое из которых включало несколько племён и возглавлялось выборным военным вождём. В 17-18 вв. арауканы проникли на территорию Аргентины, частично ассимилировав пуэльче и теуэльче (этот процесс известен как арауканизация). 

Фернандо де Сантильан являлся автором известной «Подати Сантильана» (es:Tasa de Santillán), внедрённой в 1558 году в Чили — это были первые законы, регулировавшие отношения между испанцами и мапуче. Они были установлены из-за большого уменьшения населения от миграций и плохого обращения испанцев синдейцами.

Подать состояла в системе миты и заключалась в обязательстве касика группы индейцев посылать одного из шести индейцев на рудники и шахты, и каждого пятого на сельскохозяйственные работы. От работ освобождались женщины и лица не достигшие 18 лет и старшие 50 лет, и устанавливалось, что индейцев содержали энкомендеро, которые должны были лечить их от болезней, заботиться об обращении их в христианство, не обращаться с ними как со зверьми, и не принуждать их к работам по воскресеньям и праздникам. Утверждалось существование системы алькальдов на шахтах, обязанных присматривать за дисциплиной промывателей золота.

4 июня 1559 года Фернандо вынес постановление о добром правлении, замирении и защите Чили.

Племена мапуче оказывали ожесточённое сопротивление испанским завоевателям. Арауканы — единственный индейский народ в Южной Америке, который не был завоеван ниинками, ни испанцами.

В конце XIX - начале XX века «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» так описывал их борьбу против конкистадоров: «Отличаясь большою любовью к свободе и храбростью и располагая притом с 1585 постоянной кавалерией, А. более чем двести лет вели войну с испанцами и неоднократно (напр. в 1602 г.) разрушали испанские колонии в своей стране, пока наконец Испания в 1773 г. признала их независимость, хотя в очень ограниченных пределах. Их мужество и храбрость в этих войнах были воспеты различными поэтами, но с наибольшим блеском Алонсо-де-Эрсилла в произведении «Araucana» и Альваресом-де-Толедо в «Curen Indomito».

Правители Мапуче

Титул: мапу-токи (глава народа).

  • Мичималонко (ок. 1535—1543)

  • Айявила (ок. 1545—1549)

  • Линкойян (1549—1553)

  • Лаутаро (1553—1557)

  • Кауполикан (1557—1558)

  • Колоколо (ок. 1570—1590)

  • Пелантар (ок. 1598)

  • Льентур (ок. 1630)

До XIX в. — независимая территория.

  • Антуан Орли де Тунан (Орели-Антуан I) (король Араукании и Патагонии 1861—1862, 1867—1871, ум. 1878).

1871 — раздел между Чили и Аргентиной.

Традиционная культура близка к культуре индейцев Центральных Анд: разводили лам, морских свинок, выращивали картофель (особенно уильиче), кукурузу; у пикунче было развито поливное земледелие. Была развита металлургия меди. Общинные сельскохозяйственные работы (мингако) завершались праздником. Соседние общины объединялись для сооружения оросительных каналов или строительства нового дома.

Традиционное жилище — большой овальный (реже восьмиугольный) в плане дом (рука), с несколькими опорными столбами по продольной оси и тростниковой или соломенной крышей, часто спускающейся до земли.

Мапуче не были людоедами, но знали обычай «прокулон» — знатного пленника убивали ударом дубины, а его сердце воины вырезали и съедали, чтобы храбрость казненного перешла к ним. Казнь через «прокулон» испанского солдата видел и описал в своей книге «Счастливый пленник» Франсиско Нуньес.

Одежда — тканая из шерсти: рубахи, широкие штаны и пончо — у мужчин, широкие кофты, несшитые юбки и плащ — у женщин. Носили серебряные украшения (особенно женщины), тканые узорные пояса. Мужчины носили длинные волосы, повязывали голову платком, иногда надевали широкополые шляпы, женщины заплетали косы и повязывали голову шерстяными лентами.

Ритуалы — общинный праздник с молением верховному богу-громовнику Пильяну (нгильятун), строительство нового дома (рукатун), инициации, врачевательные обряды и др. — сопровождаются пением, танцами, речитацией; ритуалами руководит шаманка (мачи), её атрибуты — вертикально поставленное бревно с выдолбленными ступеньками и бубен (мембранофон культрун) с камешками внутри и кожаной мембраной; крестообразная фигура на ней символизирует солнце и четыре радуги. Известен миф о спасении людей от потопа на горе, поднявшейся над водами, у чилийских арауканов — миф о былом господстве женщин, среди которых Луна, и победе мужчин.

Необрядовые мужские и женские песни исполняются с инструментальным сопровождением или без него. Среди инструментов — труба трутрука (дл. 2,5-6 м), флейта пифилка, колокольчики, погремушки.

У современных арауканов преобладает культура креольского типа. Общины ведут в основном традиционное натуральное хозяйство и мало интегрированы в национальную экономику. Занимаются скотоводством (овцы, в меньшей степени — лошади, крупный рогатый скот), пашенным земледелием (гл. обр. пшеница и картофель), ремеслом (ткачество, обработка кожи, серебра, в меньшей степени производство керамики). Некоторые арауканы работают в угледобывающей промышленности.

Существуют общественные организации арауканов:

  • в марте 1993 года создан Межрегиональный совет мапуче (Mapuche Inter-regional Council (CIM))с центром в г. Темуко, входящий в Организацию непредставленных народов и наций (the Unrepresented Nations and Peoples Organization (UNPO), объединяет группы и организации в различных районах Чили с целью способствовать культурному, социальному и экономическому развитию арауканов;

  • в Бристоле существует организация Международные связи мапуче (Mapuche International Link (MIL) (в 1978—1996 — Комитет по внешним связям мапуче Comité Exterior Mapuche (CEM);

  • в 2000 в Нидерландах эмигрантами, покинувшими Чили в годы правления Пиночета, основан Фонд мапуче «Фолил» (Mapuche Foundation FOLIL) (Folil — «корни»).

 Известные представители народа

  • Зеферин Намункура (1886—1905) — блаженный Римско-Католической Церкви.

  • Жан Босежур (1984) — чилийский футболист. Участник ЧМ-2010. Араукан по матери.

Если учитывать также героев художественной литературы - арауканами были некоторые персонажи научно-фантастического романа Александра Беляева «Челове́к-амфи́бия», включая его главного персонажа - Ихтиандра. 

 Литература:

  • Берёзкин Ю. Е. Этническая история Чили // Этнические процессы в странах Южной Америки. М., 1981. С. 223-61.

  • Берёзкин Ю. Е. Арауканы // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. С. 54-55.

  • Cooper J. The Araucanians // Steward J.H. (Ed.) Handbook of South American Indians. Vol. 2. N.Y., 1963.

  • Dowling Desmadryl J. Religión, chamanismo y mitología Mapuche. Santiago, 1973;

  • Steward J.H., Faron L.C. Native Peoples of South America. N.Y., etc. 1959

Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24