Центральный Дом Знаний - Античный баснописец Эзоп

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Античный баснописец Эзоп

Оглавление.

1.Введение.

2.Основная часть

Глава 1:Басня как малый эпический жанр

Глава 2: §1.Жизнь Эзопа, раба-мудреца.

§2.Тематика басен Эзопа.

3.Заключение.

4.Список литературы.

Введение.

Еще в античные времена человечество начало слагать басни, многие из которых пережили не только века, но и тысячелетия. Если столько времени люди помнят, создают басни, то о чем это говорит? Человек задает вопросы и учится каждое мгновение своей жизни, если живет не зря. А басня - великая книга народной мудрости, она обладает чудодейственной силой, так как заключает в себе вечные истины, почерпнутые художником из «моря житейского». Басни по-прежнему актуальны и сегодня. Говоря об этом малом эпическом жанре, мы, то есть русские читатели, в первую очередь вспоминаем дедушку Крылова и его замечательные басни. На уроке литературы мы узнали, что многие образы, сюжеты заимствованы Крыловым из басен древнегреческого баснописца Эзопа. Этот факт вызвал интерес и желание узнать подробнее об этом человеке, его творениях, созрело решение начать исследовательскую работу, целью которой является обосновать роль и влияние басен Эзопа на развитие басенного жанра. Исходя из целей работы, мы поставили перед собой следующие задачи:

- определить особенности басни как эпического жанра;

-проанализировать изученные источники по биографии Эзопа;

-установить соотнесенность сюжетов Эзопа с основным фондом сюжетов баснописцев последующих поколений.

Глава I

Каждому приходилось слышать: «соловья баснями не кормят», «хватит басни рассказывать». Легко догадаться, какой смысл у слова «басня»: пустой рассказ, байка, ложь. Но это только одно значение слова.

Есть, однако, и другое значение - литературное. Басня - один из малых эпических жанров. Эпический, потому что басня- это всегда рассказ, повествование. Малый - потому что рассказ этот совсем небольшой, почти как анекдот.

Басня - родная сестра народной сказки: обе они родились в незапамятные времена. В баснях народ передавал свой опыт жизни, свою житейскую мудрость.

Басня - небольшой рассказ в стихах, осмеивающий недостатки и пороки людей или обличающий несправедливость, зло в общественной жизни. В баснях действуют чаще животные, но под этими басенными Медведями, Лисицами, Львами подразумеваются люди, их характеры и их отношения. Например, образ хитрого человека в басне – Лиса.

Басня всегда состоит из двух частей: повествовательной и поучительной. Задача басни – на ярком живом примере научить какому-то важному жизненному правилу. Поучительной части порой может и не быть, но она подразумевается. То есть предполагается, что читатель сам сделает для себя поучительный вывод.

Итак, мы выяснили, басня больше похожа на рассказ, чем на сказку. Мы отметили, что своей краткостью она похожа на анекдот. И все - таки басня – это не рассказ, не сказка, не анекдот. Это басня.

Глава II

§1

Биографические сведения об Эзопе легендарны. Вот, к примеру, какие сведения о нем дает «Российский Энциклопедический словарь»

Эзоп - древнегреческий баснописец (6 в. до н.э.), считавшийся создателем басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым, народным мудрецом (в обличье хромого раба), безвинно сброшенным со скалы. Эзопу приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»), обрабатывавшиеся многими баснописцами - от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И.А.Крылова.

«Энциклопедический словарь Брокгаузена и Эфрона» дает более полную информацию.

Эзоп – родоначальник названной по его имени «Эзоповой» басни. По древнейшему преданию, он жил около середины 6 в. до Р.Хр., был рабом самосца Иадмона и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшена легендой: находясь в Дельфах, Эзоп своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Эзопа и затем забили тревогу. Приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовало чудесное обнаружение невинности Эзопа; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который был его господином.

Во фригийце Эзопе должны будем видеть просто собирателя и пересказчика греческих басен; его популярность была причиной того, что всякая басня «эзопического» характера была приписываема ему. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил!», говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, безо всякой художественной отделки. Свод Эзоповых басен в прозе составил в конце 4в. Дмитрий Фалерский. До нас из древности дошли лишь вольные поэтические переделки Бабрия (III н.в.) на греческом, Федра (I н.в.) и Авиена (IV н.в.) – на латинском языке; те же сухие прозаические пересказы, которые озаглавлены в рукописях как «Эзоповы басни», все составлены в средние века. Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нем прибегали к легенде. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны – одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона. В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Эзопа, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нем. Эзоп представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющий удачно мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Эзопе – она даже и не греческого происхождения. Биография Эзопа получила широкую популярность и была рано переведена на многие языки.

Английский исследователь Г.К.Честертон считает, что если Эзоп существовал, то он, очевидно, был фригийским рабом или, по крайней мере, человеком, не заслужившим фригийский колпак свободы. Жил он примерно в шестом веке до нашей эры, во времена того самого Креза, история которого вызывает у нас чувство восхищения и недоверия.

Существуют также истории о том, что Эзоп якобы был уродом и сквернословом; истории, которые объясняют, но ничуть не оправдывают поведение тех, кто столкнул его в глубокую пропасть в Дельфах. Впрочем, пусть те, кто читал его басни, сами судят о том, чем он провинился: уродством и невоздержанностью или, напротив, нравственностью и благочестием. Эзоп мог быть вымыслом, как дядюшка Римус, но мог быть, как тот же дядюшка Римус, и реальностью. Ведь подлинно известно, что в старое время перед рабами могли преклоняться, как преклонялись перед Эзопом, или любить их, как любили дядюшку Римуса. Любопытно, что оба великих раба свои лучшие истории писали про зверей и птиц.

Геродот утверждал, что Эзоп жил в 6-ом веке до н.э. и был рабом, а Плутарх говорил, что Эзоп жил в 6-ом веке до н.э. и был советником у легендарного лидийского царя Креза. А египетский биограф 1-го века н.э. утверждает, что Эзоп был рабом на острове Самос, потом получил свободу от своего хозяина и направился в Вавилон, где встретился с легендарным спартанским законодателем Ликургом и загадывал ему загадки, а смерть свою встретил в Дельфах – есть сведения, что он был убит.

Как видим, достоверных источников о жизни Эзопа нет (обратите внимание на ссылки: считается, по древнейшему приданию). Возможно, Эзоп – это не более чем только выдуманное имя.

Глава II

§2

Большинство эзоповских басен нам хорошо знакомо: они пересказывались на всех языках мира и в стихах, и в прозе, в том числе и нашим Крыловым. Но есть среди них и такие, которые меньше нам известны, вот некоторые из них.

Волк увидел огромную собаку в ошейнике на цепи и спросил: « Кто это тебя так приковал и так откормил?». Ответила собака: « Хозяин!». «Нет, - сказал волк, - не для меня такая судьба! Мне и голод милей, чем рабский ошейник».

Свинья смеялась над львицей, что та рождает только одного детеныша. Львица ответила: «Одного, но льва!»

Задумались зайцы, какие они трусливые, и решили, что лучше всем им разом утопиться. Подошли к пруду, а лягушки, заслышав их, одна за другой попрыгали в воду и спрятались. Увидели это зайцы и сказали: « Подождем топиться: видно, есть на свете кто-то и трусливее нас».

Волы тянули телегу, а немазаная ось скрипела. Обернулись они и сказали ей: «Эх, ты! Мы везем, а ты стонешь?»

Шел осел через реку с грузом соли, поскользнулся и упал; соль подтаяла, и ему стало легче. Он обрадовался и в следующий раз, подойдя к реке, упал уже нарочно. Но на этот раз был на нем груз губок, губки от воды разбухли, отяжелели, и осел утонул.

Зевс устроил праздник и для всех животных выставил угощение. Не пришла одна черепаха, сказавши: «В гостях хорошо, а дома лучше». Рассердился Зевс и заставил ее вечно таскать на спине свой собственный дом.

Была война между волками и собаками. Собаки выбрали своим военачальником греческого пса, но он не спешил вступать в сражение, и собаки громко роптали. Вождь сказал: « Послушайте, почему я медлю. Обо всем надо думать заранее. У волков и порода, и масть у всех одна, а мы и с виду разные, и из мест разных, и даже мастью несхожи: одни черные, другие рыжие, третьи белые, четвертые серые. Как же я сумею начальствовать вами на войне, если у всех все разное и ни в чем нет согласия.

Главными действующими лицами в баснях Эзопа являются животные, наделенные определенными человеческими чертами характера. Многие поэты и писатели переписывали их и переводили на языки народов всего мира. Всем, например, известны басни Эзопа о лисице и винограде, вороне и лисице, свинье и львице; памятны ситуации, в которых они оказались: лиса способна съесть больше всех из мелкой тарелки, но меньше всех из глубокой; мышь не может справиться со львом, зато легко выбирается из пут, из которых не выбраться льву… Все это – мир басен Эзопа.

Заключение

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующий вывод: сюжеты, персонажи басен Эзопа используются в произведениях писателей и баснописцев многих стран на протяжении многих веков. Подтверждение этому мы находим в творчестве многих авторов, начиная Федром и Бабрием и заканчивая Лафонтеном и Крыловым. И в наши дни басня остается одним из популярных жанров литературы, отражающим вечные проблемы человеческого бытия.

Список использованной литературы

  1. В мире литературы. 6 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений/ Автор – составитель А.Г.Кутузов, В.В. Леденева, Е.С. Романичева, А.К.Киселев. – М.: ДРОФА, 1997год.

  2. Сборник «Басни». М., 1955год.

  3. Иллюстрированная кроссворд – энциклопедия школьника ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ. М.: «Современник» ,1997год.

  4. Российский энциклопедический словарь.

  5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.

  6. Честертон Г.К., Собр. соч.: В 5 т. Т. 5: Вечный Человек. Эссе/ Пер. с англ.; сост. и общ. ред. Н.Л. Трауберг - СПб.: Амфора, 2000год.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24