Центральный Дом Знаний - Былины в русской литературе

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Былины в русской литературе

Былины в русской литературе

Содержание………………………………………………….. 2

Цели и задачи………………………………………………... 3

Этапы работы………………………………………………... 3

Введение……………………………………………………... 4

Старшие богатыри…………………………………………... 5

Добрыня Никитич...………………….………………… 6

Илья Муромец....……………………………………….. 8

Алёша Попович………………………………………... 11

Другие воины-Богатыри………………………………. 13

Социально-бытовые былины………………………………. 17

Поздние былины……………………………………………. 21

Заключение и выводы..…………………………………….. 23

Список использованной литературы……………………… 24

Список былин, использованных при подготовке данной

работы ………………………………….….…………………25

Цели и задачи

  • Привлечь внимание молодёжи к былинам;

  • Усилить интерес к русскому эпосу;

  • Сделать силу, ум, отвагу богатырей предметом подражания;

  • Отвлечь людей от влияния западных персонажей.

Этапы работы

  • Изучение литературы и сбор нужной информации;

  • Выборочный анализ былин;

  • Формирование исследовательской работы;

  • Подведение итогов.

Введение

Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают немецкому богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям всех других народов.

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях именно здесь мы находим воспроизведение их общих свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря и таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства. Число песен увеличивается еще вследствие того, что имеется по несколько вариантов, более или менее различных, одной и той же Былины. Все былины, кроме единства описываемого предмета, характеризуются еще единством изложения: они проникнуты элементом чудесного, чувством свободы и духом общины. Миллер не сомневается в том, что независимый дух былевого русского эпоса является отражением старой вечевой свободы, сохраненной вольными казаками и свободными олонецкими крестьянами, не захваченными крепостным правом. По взгляду этого же ученого, дух общины, воплощенный в былинах, является внутренней связью, соединяющей русский эпос и историю русского народа.

Кроме внутреннего, замечается еще и внешнее единство былин, в стихе, слоге и языке. Стих былин состоит или из трохеев с дактилическим окончанием, или из смешанных трохеев с дактилями, или, наконец, из анапестов; созвучий нет совсем и все основано на музыкальности стиха; тем, что былины писаны стихами, они отличаются от "побывальщин", в которых уже давно стих разложился в прозаический рассказ. Слог в былинах отличается богатством поэтических оборотов; он изобилует эпитетами, параллелизмами, сравнениями, примерами и другими поэтическими фигурами, не теряя вместе с тем своей ясности и естественности изложения. Былины теперь "сказываются" на чистом великорусском языке, с сохранением довольно большого количества архаизмов, особенно в типических частях. Гильфердинг каждую былину делил на две части: одну — изменяющуюся сообразно воли "сказателя"; другую — типическую, которую рассказчик должен передавать всегда с возможной точностью, не изменяя ни одного слова. Типическая часть заключает все существенное, что говорится про богатыря; остальное представляется только фоном для главного рисунка. Чтобы дать понятие о количестве былин, отметим статистику их, приведенную в "Истории Русской Словесности" Галахова. Одних былин киевского цикла собрано: в Московской губернии 3, в Нижегородской 6, в Саратовской 10, в Симбирской 22, в Сибири 29, в Архангельской 34, в Олонецкой до 300— всех вместе около 400, не считая здесь былин новгородских, позднейших московских и др. Все известные нам Б. по месту своего происхождении делятся на: киевские, новгородские и общерусские, более поздние. Хронологически на первом месте, по О. Миллеру, надо поставить былины, рассказывающие о богатырях сватах, потом те, которые вообще называются киевскими и новгородскими: по-видимому, они возникли до XIV века; затем идут былины вполне исторические, относящиеся к московскому периоду Русского государства, и наконец былины, относящиеся к событиям последних времен.

СТАРШИЕ БОГАТЫРИ

В одной из былин о первых подвигах Ильи Муромца несколько раз повторяются стихи:

Старши богатыри дивуются:
«Нет на поездку Ильи Муромца!
У его поездка молодецкая,
Вся поступочка богатырская!»

Иначе говоря, старшие богатыри радуются появлению молодого богатыря, когда их боевой путь завершён. К старшим богатырям относят Волха Всеславьевича, Святогора, Микулу Селяниновича. Былины об этих героях разнообразны по тематике. Сочетание «старшие богатыри» не обладает строгостью научного понятия, но наиболее подходит для названия первого раздела.

1) Рождение богатыря.

Скимен-зверь — мифологическое существо, властвующее на земле, главным образом над миром зверей. Рождение богатыря вызывает смятение Скимена-зверя, власть которого сменяется властью могучего человека. В некоторых вариантах родившийся богатырь — Добрыня Никитич. Но это едва ли не позднее наделение Добрыни качествами архаического героя. Оно могло сопровождать рождение богатырей старших (Вольга, Святогор), которым свойственны огромные масштабы деятельности.

2) Волх Всеславьевич

Былина, наиболее полно сохранившая следы сказочно-мифологического эпоса. Герой былины — сын Змея. Благодаря сверхъестественным способностям (оборотничество) он достигает всех своих целей. Древний слой произведения — потрясение в природе при рождении богатыря, его чудесный рост, эпизоды охоты, превращения Вольги; само имя Волх — от волхв, то есть волшебник, владеющий тайнами природы, покоряющий ее. В более позднем слое нашло отражение становление первых форм феодальной власти. Намерение Индейского царя захватить Киев, привело былину в соответствие с идейной направленностью основного состава русского эпоса, оборонительного по своему характеру.

Индейское царство, Индейский царь вошли в былину тоже, вероятно, поздно, из книжных источников, для обозначения некоей богатой земли и ее правителя.

3) Святогор и Микула Селянинович.

Святогор — архаичный и наиболее загадочный образ. В одном из вариантов говорится, что Святогор ездит только по горам, что его мать сыра земля не держит. Нет ему равных по силе, и в то же время эта сила не находит применения. Святогор не совершает воинских или каких-либо других подвигов. Не случайно сумочка, которую не мог поднять Святогор, принадлежит Микуле Селяниновичу, пахарю. То, что легко несет пахарь, губит богатыря, не связанного с трудом или с защитой родины.

Былины о Святогоре почти не сохранились в напевном исполнении.

4) Святогор и Илья Муромец

В первой былине о Святогоре мы уже видели смерть этого богатыря. Все же Святогор обречен на гибель, и не от руки противников, а движением истории, наступлением эпохи государственности, в которую появляются другие богатыри.

В печатаемом варианте Илья Муромец не перенимает силу от Святогора. Как правило, в этой былине Илья отказывается от избытка силы, передаваемой ему Святогором, но именно последний наделяет его богатырской силой, которой у Ильи сначала не было. В передаче силы от старшего богатыря к младшему реализовалась идея преемственности богатырей.

5) Вольга и Микула

В образе Вольги, возможно, отложились следы деятельности первых киевских князей, особенно Олега и Ольги, направленной на объединение восточнославянских племен. Одновременно Вольга наследует признаки архаического чудесного героя Волха Всеславьевича. В былине он становится племянником князя Владимира и, не утратив волшебных качеств, вынужден уступить первое место новому герою — земледельцу. Ученые предполагают, что далекий поэтический предшественник Микулы Селяниновича был «божественным пахарем», научившим народ земледелию. Правда, в былине борьба происходит лишь в виде состязания, а Микула после демонстрации своего превосходства над Вольгою и его дружиной все-таки соглашается помогать князю. В этом поступке Микулы — понимание народом необходимости объединения восточнославянских земель.

Для понимания связи былины с действительностью имеют значение: пожалование городов князем Владимиром своему племяннику, поездка за данью, напоминающая древнерусское полюдье; названия былинных городов, в которые едет Вольга, и названия городов Древлянской земли, которая долго не покорялась Киеву, созвучны.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

Первый былинный богатырь, связь которого с исторической личностью с тем же именем не подвергается сомнению, — Добрыня. Об историческом Добрыне известно, что он был дядей князя Владимира I по матери: мать Владимира, ключница княгини Ольги Малуша — сестра Добрыни. Будучи старше Владимира, Добрыня был его наставником, затем сподвижником в военных походах и других делах государственного значения.  

Связь Добрыни Никитича с реальной действительностью конца X — начала XI века не означает, что все былины о нем – полная истина. Став героем эпическим, Добрыня живет по законам устного эпоса: он усваивает черты более древних богатырей. Возможно, что большинство древних песен о Добрыне давно забыто. Однако место Добрыни среди других богатырей русского эпоса свидетельствует о том, что он был главным героем эпических песен.

1) Добрыня и Змей

Змееборство — древнейший мотив в мировом фольклоре, оно встречается в других былинах, в сказках, преданиях. Образ Змея как олицетворение враждебных русскому народу и государству сил истолковывается учеными как иноземный враг, язычество как система верований прошлого, противопоставляемая христианству. Последнее толкование подтверждается тем, что былинный Добрыня убивает Змея шапкой земли Греческой, откуда на Русь пришла новая вера, а исторический Добрыня был активным участником христианизации Руси.

2) Бой Добрыни с Дунаем.

Дунай Иванович — русский, но «бродячий» богатырь. Он служил не киевскому князю, поэтому забыл закон братства русских богатырей, что выразилось в его угрожающей надписи у входа в шатер. Для Добрыни Никитича, Ильи Муромца как подлинных русских богатырей, а также для князя Владимира нет никаких сомнений в том, что поведение Дуная заслуживает наказания.

3) Добрыня Никитич и Василий Каземирович.

Исторические князь Владимир и Добрыня — земля Поленецкая (очень редкое в былинах свидетельство взаимоотношений Древней Руси с Половецкою степью). Ученые находят в былине следы событий 1380 года (Куликовская битва) и времени освобождения Руси от ордынского ига в 1480 году. Следы эпох и событий пяти-шести веков, как и во многих былинах, отложились в этом произведении.

Имя «поленецкого» царя, необходимость уплаты дани ему — весьма знаменательные свидетельства об ордынском иге на Руси. Однако русские богатыри не могут мириться с подневольным положением своей земли. Вопреки намерению князя они сами взимают дань с неприятельского правителя. Поездка за данью — одна из форм богатырской деятельности, а Добрыня — один из богатырей, успешно выполняющих такие поручения. Добрыня как собиратель дани одновременно стал и освободителем Руси от иноземного ига. Имя и некоторые черты былинного Василия Каземировича, возможно, идут от известного новгородского посадника и военачальника 70—80-х годов XV века Василия Казимира.

4) Бой Добрыни с Ильей Муромцем.

Если иметь в виду время появления героев в эпосе, то Добрыня значительно старше Ильи Муромца. В данной былине наоборот, Илья старше Добрыни, что свидетельствует о большой известности Ильи как главного русского богатыря. Киевское происхождение Добрыни в предшествующих былинах вне сомнения. Присвоение Добрыни Рязанью нашло отражение, под влиянием былин, в позднем летописном своде, где в числе богатырей, погибших на Калке, назван рязанский Добрыня. Из первых строк былины следует, что Рязань, будучи «слободой», то есть пригородом, второстепенным городом, не могла давать богатырей, равных Илье Муромцу. Теперь, возвысившись до ранга города, она породила Добрыню, способного победить самого сильного богатыря. Соперничество Мурома и Рязани в пределах княжества относится к XII веку. В середине XII века в этом княжестве роль главного города перешла от Мурома к Рязани, что своеобразно воплотилось в победе молодого рязанца Добрыни над старым Ильей Муромцем. Впрочем, идея единства Русской земли, основная для эпоса, отторгла местническую тенденцию: Добрыня признает главенство Ильи.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Самый известный герой русского эпоса, признанный главенствующим среди других богатырей, — Илья Муромец. О нем нет сведений в русских письменных источниках ранее XVI века, но свидетельств о его давней популярности больше, чем о каком-либо ином персонаже былин.

Первое письменное упоминание Ильи в русских источниках относится к 1574 году. Оршанский староста Филон Чернобыльский жаловался в письме на то, что он оказался без средств и забытым; но, считал он, о нем тоже вспомнят, как об Илье, когда он будет нужен. Христианская церковь признала Илью Муромца святым, он изображался на иконах. До недавнего времени на родине богатыря, в селе Карачарове и в городе Муроме (Владимирская область), бытовали предания о следах деятельности Ильи.

В середине XIX века жители Мурома указывали на старое русло Оки, которое завалил Илья Муромец, сдвинув гору, когда пробовал свою силу. Рассказывали о ключе недалеко от Мурома, как о выбитом копытом богатырского коня. Над этим ключом стояла часовня, и считалось, что вода из него дает здоровье и богатырскую силу.

Возвышение Ильи Муромца над всеми другими богатырями стимулировали два наиболее важных обстоятельства:

1. Илья — выходец из Северо-Восточной Руси, которая с XII веке стала играть ведущую роль среди древнерусских земель;

2. Илья не просто представитель одной из земель, он еще и представитель народа, основного создателя и хранителя эпоса.

А теперь рассмотрим былины с участием великого богатыря Ильи Муромца.

1) Исцеление Ильи Муромца.

«Исцеление» редко записывали как самостоятельную былину; с него обычно начинаются былины «Илья и Соловей-разбойник», «Три поездки Ильи Муромца» и некоторые другие.

Былина, начинающая биографию главного русского богатыря, возникла после других былин о нем: надо было объяснить крестьянское происхождение, истоки могущества и неуязвимости Ильи Муромца, исключительные качества его коня. Сложение былины не обошлось без участия калик перехожих, бродячих богомольцев, питающихся подаянием. Таким образом, появилась вторая, «христианская» версия получения силы Ильей (первая версия – Илья получает силу от умирающего Святогора).

2) Первые подвиги Ильи Муромца.

В былине русский богатырь намечает «программу» своей жизни — послужить князю Владимиру, стоять за стольный Киев-град. Эту программу, в которую входит и наказ отца творить только добрые дела, Илья начинает осуществлять уже при первой поездке. По пути в Киев он освобождает Чернигов от осады, устраняет преграду, отделившую этот город от Киева, прокладывает дорогу через непроходимые леса. Илья провозглашает основную идею богатырства как опоры и гарантии безопасности родной земли: «Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны могучие богатыри».

Соловей-разбойник, обладающий чертами птицы и человека, — древний мифологический образ, но он включен в историческую обстановку Древней Руси. Быт в его доме (кровосмесительные браки внутри семьи) демонстрирует давно изжившие себя порядки, которые настала пора уничтожить. Общая идея былины, диктуемая историческими условиями, — обеспечение безопасности и единства Русской земли. Более или менее конкретные факты, отразившиеся в былине, назвать трудно: тема разбойничества была актуальна на всем протяжении истории Древней Руси, Здесь эта тема связана с темой цельности Киевского государства. Конец XI — начало XII века, когда распад Киевской Руси становился реальностью, — наиболее вероятное время сложения былины.

3) Илья и Соловей-разбойник

Сцены, изложенные в предыдущем тексте очень скупо, здесь получили высокохудожественную и по-эпически обстоятельную разработку. Крестьянское происхождение Ильи, особо подчеркиваемое, вызывает настороженность, недоверие Владимира и его окружения к приехавшему богатырю. Намерение Ильи послужить князю Владимиру еще не поколеблено, но в дальнейшем в него будут внесены существенные поправки, обусловленные классовыми симпатиями исполнителей.

«Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца...» — В древнерусской литературе, в устной поэзии некоторые явления обозначались символически. Так, сражение — пир, угощение; в данном случае Илья «угостил» Соловья, поэтому Соловей выполняет только требования богатыря.

Соловью славу поют... — Речь идет не о славе в ее положительном значении (добрая молва), а о славе как песенной форме сохранения памяти о событиях, связанных с Соловьем-разбойником.

4) Илья в ссоре с Владимиром.

Тема противостояния Ильи Муромца и князя Владимира, в других былинах только сопутствующая ведущему конфликту, стала здесь основной. Забыть позвать на княжеский пир Илью значит обойтись при решении государственных вопросов без главного богатыря. «Пир», который устраивает Илья для неимущих людей города, слишком опасен для князя, и он осознает свою ошибку. Илья снова занимает по праву принадлежащее ему место за княжеским столом. 

продолжение

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24