Центральный Дом Знаний - Внутренний диалог как ведущий лирический мотив в "Стихотворениях в прозе" И. С. Тургенева

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Внутренний диалог как ведущий лирический мотив в "Стихотворениях в прозе" И. С. Тургенева

Аннотация

С названием тургеневского цикла лирических миниатюр в прозе произошла своеобразная история. Подзаголовок «Стихотворения в прозе», определяющий характер жанра, стал восприниматься как заглавие. Не все помнят, что сам автор первоначально назвал свой цикл «Posthuma» («Посмертное»), так как эти произведения создавались писателем в последние годы жизни и носили глубоко личный характер, он не хотел их публиковать при жизни. Решившись напечатать свои стихотворения, Тургенев изменил их название: «Senilis» (Старческое). Автор в своем исследовании выдвигает гипотезу, что внутренний диалог в «Стихотворениях в прозе» является ведущим лирическим мотивом. Цель данной работы - исследовать внутренний диалог, наблюдая за построением «Стихотворений в прозе», определяя их лексическое и грамматическое своеобразие, в том числе в сравнении с лирическими рифмованными стихотворениями. Актуальность исследования определяется поднятыми Тургеневым важных жизненных проблем в лирических миниатюрах, их внутренних диалогах.

Содержание

Введение 3

1. Из истории создания «Стихотворений прозе».

Темы и мотивы цикла 5

П.Внутренний диалог как ведущий мотив

в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева. 1. Лексические и грамматические особенности диалога

(«Старуха») 8

2. Обобщение переживаний «Собака»

3. Афористичность стихотворения «Простота»

4. Лиричность и проникновенность лирической миниатюры

(«Куропатки»)

5. Диалог без авторских ремарок («Попался под колесо»)

III. Заключение 11

Используемая литература 

Введение

«Стихотворение в прозе» - последний цикл в творчестве писателя Ивана Сергеевича Тургенева. В русской литературе XIX века известны несколько тургеневских циклов: «Деревня», «Записки охотника», «Литературные и житейские воспоминания», «Отрывки из воспоминаний - своих и чужих». Признаки цикла определяются наличием некоторой общности: общее название, проблемы, темы, однородность жанра, стиля, образ лирического героя или рассказчика. «Стихотворение в прозе» - это определение жанра, данное Тургеневым, жанра нового не только в творчестве писателя, но и в русской литературе XIX века. Цикл «Стихотворений в прозе» Тургенев назвал «Senilis», что означает «старческое» в переводе с латинского. В Полном собрании сочинений в 30-ти томах в примечаниях мы встречаем другое название: «Posthuma» (посмертное). Эти лирические произведения написаны в прозе и создавались в конце жизни писателя, в 70-е - начале 80-х годов.

Они связаны со всем творчеством Тургенева, так как вобрали в себя почти все темы, проблемы, мотивы, идеи, образы предшествующих произведений писателя. Они - своеобразный итог прожитому, сделанному. Может быть, поэтому они были особенно дороги Тургеневу, в них он размышлял вслух. Не случайно один из современников писателя говорил о них: «Это Тургенев в беседах с самим собой».

Первоначально эти произведения, которые сам Тургенев назвал «Старческими раздумьями», для печати им не предназначались. Они начали публиковаться лишь благодаря настойчивым просьбам профессора Стасюлевича, редактора журнала «Вестник», где печатался Тургенев последние годы. Сам писатель был уверен, что эти произведения увидят свет только после его смерти. Слишком необычны они, «очень уж... не подходят к тому, что она (публика) привыкла читать»,- размышлял Тургенев.

Большинство исследователей творчества Тургенева склоняются к тому, что именно встреча Тургенева со Стасюлевичем в Париже повлияла на смертельно больного писателя в необходимости публикации «Стихотворений в прозе». Таким образом, при жизни Тургенева было опубликовано только 50 миниатюр, полностью они будут напечатаны только через 50 лет после его смерти. Исследователи творчества И.С.Тургенева (Г.Н.Винникова, Л.Лотман, Л.Сарбаш) обращают внимание на основные темы, детали, мотивы, поля «жизнь» и «смерть» и приемы их создания.

В данной работе я ставлю цель: исследовать внутренний диалог (диалог с самим собой) как ведущий лирический мотив в «Стихотворениях в прозе» Тургенева.

Отсюда вытекают задачи: а) провести наблюдения за построением стихотворений, выделить в них внутренний диалог; б) определить своеобразие лексических и грамматических планов внутреннего диалога; в) сравнить стихотворения в прозе с лирическими стихотворениями для выявления их особенностей - внутреннего диалога как одного из ведущих мотивов. Читая стихотворения Тургенева, я предположила, что внутренний диалог в большинстве из них является ведущим мотивом, наполненным лирическими переживаниями героя и автора, который, возможно, менялся на протяжении времени.

Материалом исследования стали миниатюры «Старуха», «Собака», «Простота», «Куропатки», «Попался под колесо». Основными методами исследования являются метод наблюдения, сравнения, сопоставления, анализа.

Практическая значимость работы определяется, во-первых, важностью этапов и освоенных методов исследования, которые авторы могут использовать в новой ситуации (на уроках литературы и других предметах); во-вторых, приобщение к духовным ценностям русской литературы.

Новизна работы, на мой взгляд, состоит в том, что я исследую достаточно скрытую особенность «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева.

Актуальность моего исследования состоит в том, что проблемы веры,человеческого эгоизма, ответственности за свои поступки, настоящей человеческой дружбы особенно важны как нравственные ценности, которые, к сожалению, сегодня в обществе теряются.

  1. Из истории создания «Стихотворений в прозе». Темы и мотивы цикла

После публикации «Стихотворений в прозе» пройдет много лет, когда в конце 20-х годов французский ученый Андре Мазон, впоследствии славянист с мировым именем, обнаружил тургеневскую рукопись, содержащую еще 31 неизвестное ранее стихотворение в прозе. В 1931 году вышло отдельное издание «Стихотворений в прозе» под редакцией известного ученого Б.В.Томашевского.

Современники Тургенева вспоминали, что некоторые миниатюры существовали в виде устных рассказов (Тургенев был блестящим рассказчиком). Вероятно, сначала это были наброски, записки, этюды. Не случайно, как вспоминает Стасюлевич, в рукописях писатель дает им название «Сюжеты». Как известно, последние 20 лет Тургенев прожил во Франции. Объединяя свои стихотворения в цикл, Тургенев начал и завершил их стихотворениями о России. Почти все миниатюры, исключая «Памяти Вревской», написаны за границей. Разнообразны и темы стихотворений: философские размышления о России, о ее будущем, о ее народе, о русском характере; тема природы и всепобеждающей любви.

Одна из тем – тема ушедшей безвозвратно молодости и того, что она дарит человеку. Кроме того, мы находим размышления писателя о вере, благодарности, дружбе; о земном и космическом, об одиночестве, об отношении к ближнему, об эгоизме и глупости. Мы назвали лишь ведущие темы цикла, тот круг вопросов, который очертил Тургенев. Одновременно каждое стихотворение вбирает в себя множество сквозных мотивов. Это невозвратность молодости, быстротечность времени («О, моя молодость! О, моя свежесть!», «Когда меня не будет... и др.), одиночество, бесприютность человека («Без гнезда», «Когда один…», « Двойник»), беззащитность перед законами бытия («Попался под колесо»). Каждая из миниатюр представляет мысли писателя, которые волновали его всю жизнь. Каждое стихотворение открывает различные чувства, явления, образы. В цикле стихотворений пересечением всех мотивов является «я» лирического героя. Особенность миниатюр Тургенева состоит в том, что они представляют собой путь обретения истины и часто построены как размышление, разговор с самим собой (внутренний диалог)

II. Внутренний диалог как ведущий лирический мотив в «Стихотворениях в прозе»

1. Лексические и грамматические особенности диалога в стихотворении «Старуха» (1878).

Читая стихотворение за стихотворением, мы обнаруживаем, что автор «выдает свое присутствие» в произведении через внутренний диалог. Так в миниатюре «Старуха» образ женщины-старухи, с одной стороны, символизирует смерть, с другой - как будто толкает к размышлениям: «Ах! -думаю я. -Эта старуха - моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!» «Не уйти! Не уйти! Что за сумасшествие? Надо попытаться». «Стой! ... Обману ж я ее! Не пойду я никуда!» Диалогичность подчеркивают вопросительные предложения, направленные к себе, и ответы самому себе, а также чередование личного местоимения «я»: «думаю я», «я оглядываюсь», «я чувствую» и глаголов повелительного наклонения: «стой». Наивысшее напряжение чувств: страха, отчаяния, ошеломления лирического героя передается именно через внутренний диалог. Он организует сюжет, подчеркивает страшный образ старухи-смерти. Смерть безжалостна, как безжалостно быстротечное время.

Поэтому мысли лирического героя опережают движения, чувства ужаса нарастают: глаголы будущего времени сменяются глаголами настоящего времени. Именно глагол «Стой!» очерчивает границу между жизнью и смертью.

2. 0бобщение переживаний человека в стихотворении «Собака» (1878)

В стихотворении «Собака» начальное указание на внутренний диалог передает личное местоимение «я»: «Нас двое в комнате: собака моя и я»; «я тоже гляжу ей в глаза». Личное переживание лирического героя и состояния собаки сливаются воедино: «Мы тождественны…» И человек, и животное равны перед смертью: «Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горит огонек?» Через метафору передается лиричность не только личных переживаний героя, но и обобщенных переживаний человека. По-другому передается подобное состояние лирического героя в одноименном стихотворении И.А.Бунина «Собака»:

Вздыхая, ты свернулась потеплей

У ног моих - и думаешь... Мы сами

Томим себя - тоской иных полей,

Иных пустынь... за пермскими горами.

В отличие от тургеневской миниатюры в стихотворении Бунина чувства лирического героя - монолог-размышление: «Я человек: как Бог, я обречен / Познать тоску всех стран и всех времен». Одно из свойств «Стихотворений в прозе», которое передается во внутреннем диалоге, - частное переживание становится поводом для обобщений : «... В животном и человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой».

3. Афористичность стихотворения «Простота» (1881)

Внутренний диалог в стихотворении «Простота» с первой строки подчеркивают обращения: «Простота! Простота!» и завершает предложение глаголом в повелительном наклонении: «... не забывай...». Все стихотворение - диалог – разрушенное устойчивое сочетание, выделяется самое значимое для автора слово: простота (Ср.: «Святая простота» и «Простота! Простота! Тебя зовут святою...». В структуре простого предложения встречаем антитезу 10

с отрицанием: «Святость - не человеческое дело», подчеркивающую сложность жизненных сплетений.

4. Лиричность и проникновенность миниатюры «Куропатки» (1882)

Риторические вопросы и восклицания усиливают лиричность и проникновенность в стихотворении «Куропатки»: «Чем это я заслужил? За что наказан? Я, именно я? Это несправедливо, несправедливо!» Всплеск эмоций во внутреннем диалоге передается в начале миниатюры. Сравнивая себя с подстреленной умирающей куропаткой, писатель повторяет: «... Это несправедливо!» И только последняя строка выражает смирение перед смертью: «Лежи, больное существо, пока смерть тебя сыщет» (глагол повелительного наклонения). Всплеск чувств сменяется их спадом.

5. Диалог без авторских ремарок. «Попался под колесо» (1882)

В более ранних стихотворениях внутренний диалог сопровождался ремарками лирического героя. В стихотворении «Попался под колесо» диалог без авторских ремарок совпадает с внутренним диалогом, который подчеркивает драматизм повествования. Жизнь человека - «скрип надломленного дерева» - противопоставлена плеску ручья. В миниатюре прослеживается спад эмоций, невозможность управлять ими и Временем, когда человек «попал под колесо» смерти. Кроме этого, в данном произведении голос лирического героя совпадает с голосом автора-повествователя.

III. Заключение

Таким образом, исследуя «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева, мы пришли к следующим выводам, что внутренний диалог в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева» является ведущим лирическим мотивом.

  • Он ведет повествование, участвует в создании образов.

  • Это сквозной мотив, выражающий чувства беспомощности, растерянности человека в мире - как перед личными бедами, так и всеобщими законами бытия.

  • Он представляет переживания лирического героя, которые постепенно нарастают в стихотворениях раннего периода.

  • Внутренний диалог показывает спад переживаний в последних миниатюрах: мы слышим личные переживания автора, связанные и с торжеством жизни над смертью, и с беспомощностью человека перед смертью в глубоко личных произведениях.

Приложения

1 «И.С.Тургенев В воспоминаниях современников», т.1. М., «Художественная литература», 1969, с.418.

2. «И.С.Тургенев В воспоминаниях современников», т.I, М., «Худ. литература», 1969, с.211

Литература

1. Бунин И.А. Собрание сочинений в 4 томах, т. 4

  1. Винникова Г.Э. Тургенев и Россия. Изд. 2-ое, перераб. и доп. М., «Сов. Россия», 1977, 448с.

  2. И.С.Тургенев в воспоминаниях современников, т.1, II, М., «Художественная литература», 1969, 321с.

  3. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: Ок.13 000 слов / А.А.Семенюк (руководитель автор. Коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матишина и др. – М,: Рус. Яз., 1994, - 586с.

  4. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. М., «Просвещение», 1974, 509 с.

  5. Соловьёв В.М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. – М.: Белый город, 2005. – 736стр.: ил.

  6. Тургенев И.С. Литературные и житейские воспоминания / Прим. Л.Сарбаш, Л.Лотман. -М.: Правда, 1987

  7. Тургенев И.С. Полн. собр. сочинений: в 30т. -М., 1982, т. 10

  8. Эпштейн М.Н. Афористика // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24