Центральный Дом Знаний - Возмездие за злодеяния в трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Возмездие за злодеяния в трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"

Возмездие за злодеяния в трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"

Введение

Мы живём в печальном веке.

А. С. Пушкин

Трагедия великого мыслителя и гуманиста А.С.Пушкина «Борис Годунов» тесно связана с историей нашей страны, протестом против зла, жестокости, преступления. Современная Пушкину Россия периода восстания декабристов (в образе эпохи Смутного времени) – благодатная почва для выражения авторской философии: деспотизм, тирания высшей власти никогда не будут приняты народом, а будут наказаны Всевышним судом и судом тех, против кого они были направлены.

«Борис Годунов» посвящён историческим событиям конца 16 – начала 17 века, одной из самых драматических эпох русской истории. Великий гуманист считал написание трагедии «Борис Годунов» своим литературным подвигом, понимая её политический смысл, и данью памяти великого писателя, историка Н. М. Карамзина, кому и была посвящена трагедия. Богатые впечатления дала Пушкину поездка в древнерусский город Псков в сентябре 1825 года. Главное в пушкинской трагедии – неотделимость «судьбы человеческой» от «судьбы народной». Связь отдалённого прошлого и настоящего остро ощущал Пушкин. Судьба страны – вот что занимало великого мыслителя, вот что было главной темой его произведения.

Трагедия по-настоящему актуальна и сегодня, так как поднимает проблемы отношения власти и народа, смысла жизни и назначения человека, смерти и бессмертия, духовной силы и слабости, порока и преступления. В ней ставятся вечные вопросы: как бороться со злом, какими средствами и возможно ли его победить? стоит ли вообще жить, если жизнь полна зла и победить его невозможно? что в жизни правда, а что ложь? как истинные чувства отличить от ложных? Разве эти вопросы не тревожат современное общество? Трагедия показывает разрушающее воздействие на человека преступления, его трагические последствия. В ней речь идёт о власти и тирании, величии и низости человека, о долге и чести, о верности и мести. Автор ищет ответ на центральную проблему любого исторического произведения – определение движущей силы истории, показывает решающую роль «мнения народного» в ходе исторического процесса. Эти вопросы очень интересны и мне лично. Будучи великим гуманистом своего времени, Пушкин осветил грозные вопросы морали, важнейший из них – человек и преступление. В центре моего исследования – преступление и заслуженное возмездие.

Объект исследования - трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов». Предмет исследования – преступление Бориса Годунова и возмездие за него.

Перед собой я поставил цель проследить, как и кем в трагедии совершается акт возмездия.

Мною определены следующие задачи:

  1. детально изучить текст трагедии Пушкина «Борис Годунов»;

  2. выявить и сформулировать авторскую оценку данным событиям, определить позицию автора-гуманиста по данной проблеме;

  3. проследить, какие художественные средства и приёмы помогают Пушкину передать нравственные мучения преступника Бориса Годунова, показать разрушающее воздействие преступления на человека;

  4. выявить и обосновать главную философию истории и жизни, сформулированную Пушкиным: «судьба человеческая» неотделима от «судьбы народной;

  5. обосновать суть религиозно-нравственной позиции Пушкина.

Гипотеза: зная философскую и гуманистическую позиции Пушкина, могу предположить, что он всем ходом своего повествования выступает против преступлений, обостряя процесс наказания за злодеяния.

Методы исследования:

  1. аналитическое чтение текста трагедии;

  2. изучение монографических и критических статей;

  3. отбор текстового материала в соответствии с задачами работы;

  4. систематизация и обобщение накопленного материала по теме.

План работы

1. Введение.

Историческое время в трагедии Пушкина «Борис Годунов», причины интереса автора к эпохе Смутного времени.

2. Основная часть.

1) Кто и какое преступление совершает?

2) «Кровавый грех» - изображение в трагедии ужаса злодеяния.

3) Игра – новая роль царя Бориса Годунова.

4) Мрачность – обычное состояние царя.

5) Изображение душевных страданий Бориса Годунова.

6) Саморазоблачение царя.

7) Поиск спасения в религии.

8) Юродивый Николка – грозный обличитель преступной совести царя.

9) Потеря народного доверия.

10) Признание в преступлении самому себе.

11) Божий суд над цареубийцей.

12) Принцип зеркальной обратности в изображении трагедии Годунова.

13) Тень царевича Димитрия – знак небесного и мирского суда.

14) Появление Самозванца – кара за преступление.

15) «Народ безмолвствует».

3. Заключение.

Взгляд гуманиста Пушкина на проблему государственного преступления.

Основная часть

Сначала уточним, кто совершает преступление? Преступление совершают царь Борис Годунов, самозванец Гришка Отрепьев и сам народ. В чём смысл их преступления?

У Н.М.Карамзина Пушкин нашёл версию о причастности Бориса Годунова к убийству царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, в Угличе. Был ли Годунов действительно виновен в смерти девятилетнего царевича Димитрия, прямого наследника престола? Историки до сих пор отказываются с полной уверенностью отвечать на этот вопрос, столь искусно были скрыты следы преступления, если оно действительно было совершено. По мнению Карамзина, трагедия Годунова целиком коренится в его личном преступлении, это царь, вступивший на престол незаконно. Пушкин даёт своё понимание его трагической судьбы, в чём расходится с Карамзиным, хотя и многое в таком понимании судьбы Бориса было ему близко. Но эту нравственно-психологическую драму Пушкин ещё больше усиливает тем, что для него Борис – незаурядная личность. Для Пушкина в драме главное – это трагедия Бориса как царя.

В чём суть преступления Гришки Отрепьева? В Смутное время о престоле стал мечтать и «бедный черноризец», и не просто мечтать, но и исполнять роль убитого когда-то царевича Дмитрия. Возможно, Романовы, у которых он служил, убедили его в том, что он сын Ивана Грозного, желая в дальнейшем использовать юношу в борьбе за престол. Оказавшись на службе у польского князя Адама Вишневецкого, Григорий, будучи тяжело больным, рассказал пришедшему на исповедь священнику, что он и есть чудом спасшийся царевич Дмитрий, якобы подмененный похожим на него поповским ребенком. Начало самозванческой интриге было положено. Предприимчивость и находчивость помогли Лжедмитрию привлечь на свою сторону немалые силы русских и польской шляхты, он держался как законный царь, вполне уверенный в своем царском происхождении. Он был уверен, что и вся земля смотрит на него точно так же. Он, ставленник польских панов, политический авантюрист, сумевший привлечь на свою сторону часть бояр и недовольных дворян, все же не сумел усидеть на престоле, потому что не оправдал боярских ожиданий. На собрании заговорщиков князь Шуйский накануне восстания открыто заявил, что признал Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Поэтому бояре вырастили самозванца, дали ему дорогу к престолу, а князь Шуйский привел его к падению.

Народ в трагедии тоже преступен. Именно ему в истории страны принадлежит главная роль. С одной стороны, народ – это мятежная сила, грозная стихийная масса, от поддержки которой зависят судьбы царей и судьбы истории, а с другой стороны - народ показан как масса политически незрелая, игрушка в руках бояр, масса, глубоко равнодушная ко всему происходящему, поэтому по-прежнему находящаяся в рабской зависимости. С этой точки зрения народ тоже является предметом нравственного суда.

«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» - эта знаменитая фраза царя Бориса Годунова есть суть трагедии его преступной совести.

Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» начинается с воспроизведения ужаса от одной только мысли о совершённом преступлении. «Ужасное злодейство! Полно, точно ль царевича сгубил Борис?»; «Ужасное злодейство! Слушай, верно губителя раскаянье тревожит. Конечно, кровь невинного младенца ему ступить мешает на престол» - сокрушаясь, дважды повторяет Воротынский в 1 сцене «Кремлёвские палаты», и эти слова звучат как предостережение вступающему на престол царю, свидетельствуют о том, что бояре знают о содеянном. Шуйский, который был послан на расследование дела в Угличе, рассказывает Воротынскому:

Весь город был свидетель злодеянья;

Все граждане согласно показали;

И, возвратясь, я мог единым словом

Изобличить сокрытого злодея.

«Сокрытого злодея» - злодея, совершившего преступление руками других. По всему тексту пушкинской трагедии часто употребляются слова с корнем «злодей»: «злодейство», «злодей», «злодеянье», а рядом с ними слова «ужас», «ужасное», потому что там, где происходит злодеяние, всецело царит ужас, ибо законам человечности чужд трагический процесс. Слова Пимена: «Злое дело, кровавый грех…» - звучат как лейтмотив пушкинской драмы, как тревожный колокольный звон. Перед нами развёртывается трагедия преступной совести царя Бориса.

Итак, Борис Годунов после преступления оказался в неестественном человеческой сущности состоянии, и он вынужден играть роль, надевать маску. Боярин Шуйский удивлён силой характера и выдержкой Бориса, поражён его умением искусно играть роль непричастного к тому, что произошло в Угличе. Шуйский был смущён:

Спокойствием, бесстыдностью нежданной,

Он мне в глаза смотрел, как будто правый,

Расспрашивал, в подробности входил…

Примечателен здесь сравнительный оборот «как будто правый», подтверждающий его виновность. Наблюдая за игрой царя, Шуйский уверен и в том, что отказ Бориса от престола – это то же притворство, то же исполнение роли. Зная о преступлении государя, Шуйский говорит Воротынскому:

Перешагнёт; Борис не так уж робок!

. . .

Борис ещё поморщится немного,

Что пьяница пред чаркою вина,

И, наконец, по милости своей

Принять венец смиренно согласится.

Проницательный Шуйский, полный цинизма и в то же время стремящийся создать видимость верноподданничества, откровенно называет поведение Бориса Годунова хитростью. И в этом он совершенно прав.

Ещё более утончена игра Бориса Годунова, когда он первый раз появляется перед приближёнными:

Ты, отче патриарх, вы все, бояре,

Обнажена моя душа пред вами:

Вы видели, что я приемлю власть

Великую со страхом и смиреньем.

Сколь тяжела обязанность моя!

Царю нужно создать людям иллюзию его искренности с ними, поэтому так много значит одно его признание: «Обнажена душа». Но это не доставляет ему радости – новая обязанность «тяжела», так как обременена «страхом» за то, что вина его будет раскрыта. И действительно, что бы Годунов ни делал, как бы ни старался делать благо, народ видел в нём причину всех бед, несчастий, происходивших с кем бы то ни было и где бы то ни было:

Кто ни умрёт, я всех убийца тайный:

Я ускорил Феодора кончину,

Я отравил свою сестру царицу –

Монахиню смиренную … всё я!

Презрение, осуждение царя народом – это акт заслуженного возмездия за злодеяние. Хотя следует признать, что не одни лишь своекорыстные намерения руководили им: Годунов наметил планы обширных государственных преобразований, и он действительно многое сделал. И всё же, несмотря на его намерения и даже на определённые щедроты, народ его не принимает, отвернулся от него, а государь натолкнулся на глухую стену непонимания. Трагедия Бориса в том, что он по-прежнему остаётся для народа тираном, царём-деспотом. Ему кажется несправедливым такое отношение к нему народа. В своём знаменитом монологе «Достиг я высшей власти» Годунов сам признаётся, что «счастья нет …душе», что «ни жизнь, ни власть … не веселят», так как чернь «любить умеет только мёртвых». Преступная совесть затуманивает сознание Бориса, заставляя его думать, что, если бы на его месте был не он, а Димитрий, народ относился бы к нему иначе. Перед нами заблуждение не только терзаемого угрызениями совести человека, но и историческое заблуждение в том, что власть вообще может быть «любезна» народу, хотя и не всякий царь «грозен». «Живая власть» по своей сути несовместна с интересами простого народа, а раз она не поддержана народом, то она обречена на гибель – такова пушкинская концепция исторической драмы.

Читая монологи Бориса Годунова, наблюдая за его действиями, легко заметить в каждом его слове горечь, ибо страшная тяжесть лежит на его душе. Все его видят грустным, погружённым в тяжёлые думы, а мрачность становится обычным состоянием его духа. Не зря один из стольников замечает: «Как он угрюм». На его лице действительно нет ни радости, ни улыбки. Всё это проявление неспокойной совести – той страшной силы, которая терзает его душу, отравляет его жизнь.

ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто … едина разве совесть.

. . .

Но если в ней единое пятно,

Единое, случайно завелося,

Тогда – беда! Как язвой моровой

Душа сгорит, нальётся сердце ядом,

Как молотком стучит в ушах упрёк,

И всё тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах…

И рад бежать, да некуда … ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

В этом монологе отражён весь спектр душевных страданий, угрызений, мучений преступника. Участь Бориса Годунова как бы решается на весах: на одной чаше весов – мудрое правление («Шестой уж год я царствую спокойно»), на другой – давнее преступление («единое пятно» на совести). Что же перевешивает? Перевешивает преступление. «Предчувствую небесный гром и горе» - он ощущает на себе Божий суд, пославший ему наказания за преступления. Всё существо царя пронизано страданием, в каждом его слове ощутим крик грешной души («несчастного отца», «жалок тот», «мальчики кровавые в глазах», «мне счастья нет»).

Примечательно, что образ Годунова показан в развитии. Если, вступая на престол, Годунов был непроницаемым для окружающих, то с годами его воля оказывается сломленной. Невольно царь начинает проговариваться, то есть приходит момент саморазоблачения. Тому же «лукавому» Шуйскому, которого он ранее смутил своей твёрдостью и непоколебимостью, теперь, взволнованный вестью о Самозванце, Борис, совершенно «покрасневший» (и это заметил Шуйский), говорит:

Постой. Не правда ль, эта весть

Затейлива? Слыхал ли ты когда,

Чтоб мёртвые из гроба выходили

Допрашивать царей…

. . .

Послушай, князь Василий,

Как я узнал, что отрока сего…

Что отрок сей лишился как-то жизни…

По совести мне правду объяви:

Узнал ли ты убитого младенца

И не было ль подмены?

Все эти терзания – свидетельство огромной душевной боли Годунова, этим он и выдаёт себя. Обратим внимание на специально оборванную фразу и её глубокий смысл. Продолжение фразы «что отрока сего», в которой существительное стоит в винительном падеже, требует употребления глагола «убили», но произнести это – значит признать факт убийства; тогда Годунов поспешно меняет фразу, используя существительное в именительном падеже («отрок») и возвратный глагол «лишился». Смысл совершенно изменился: отрок сам лишил себя жизни. В этой оборванной фразе и кроется истина о содеянном, и скрывать её всё труднее, так как стойкость царя уже сломлена. Услышав от Шуйского, что «Дмитрий во гробе спит», Годунов после ухода Шуйского «спокойно» говорит:

Ух, тяжело!.. дай дух переведу…

Я чувствовал: вся кровь моя в лицо

Мне кинулась – и тяжко опускалась…

Повтор слов «тяжко», «тяжело», обилие многоточий свидетельствуют о внутренних переживаниях, нравственных страданиях государя. Пытаясь удержать волю, он начинает бороться с собственной слабостью: «Так, решено: не окажу я страха». В нём борются противоречивые чувства, и он не в силах внешне скрыть эту внутреннюю борьбу. Так, слушая патриарха в царской думе, рассказывающего тайну о младенце, «в продолжение всей речи Борис несколько раз отирает лицо платком», чего не могли не заметить присутствующие бояре:

Заметил ты, как государь бледнел

И крупный пот с лица его закапал?

Перед нами трагедия преступной совести, и совести не частного лица, а человека, стоящего во главе государства. Пушкин идеей возмездия утверждает мысль: никакие благородные цели не могут быть оправданы, если они достигнуты преступным путём.

В мучительных нравственных страданиях тяжело Борису Годунову без опоры, поэтому он запирается с кудесниками, стремясь найти в их ворожбе успокоение своей возмущённой совести. В тексте трагедии царь не показан в сцене с ними, но мы узнаём об этом из разговора стольников:

Так, вот его любимая беседа:

Кудесники, гадатели, колдуньи. –

Всё ворожит, что красная невеста.

Годунов начинает искать спасение в религии. Когда над государством нависла военная опасность, Годунов не хочет беспокоить монахов: «Пусть молятся за нас они…» Как только стали распространяться слухи о воскрешении царевича, Борис обращается за помощью к патриарху Иову, так как ему важно узнать его мнение. Патриарх предложил перенести в Кремль святые мощи царевича, разъясняя: «…народ увидит тогда обман безбожного злодея, и мощь бесов исчезнет яко прах». Борис молчит, только пот вытирает, и это видят и понимают окружающие.

Нужно заметить, что при всей насыщенности трагедии молитвами не молится сам только Борис Годунов, да и за него никто не молится. Из «Истории» Карамзина Пушкин знал, что Годунов очень заботился, чтобы о нём молились, и даже приказал сочинить специальную прославляющую его молитву. Карамзин, приводя её в текст своей «Истории», даёт ей такую оценку: «…святое действие души человеческой, её таинственное сношение с Небом Борис дерзнул осквернить своим тщеславием и лицемерием, заставив народ свидетельствовать перед Оком Всевидящим о добродетелях убийцы!.. А. С. Пушкин вполне разделяет мнение Карамзина, поэтому в сцене «Москва. Дом Шуйского» читаем, что боярин Шуйский отдаёт приказ мальчику-прислужнику: «Читай молитву», и это есть молитва за царя. Но нужно обратить внимание и на то, что ни один боярин не возносит её, она возносится только слугой, а Шуйский ограничивается только восклицанием: «Да здравствует великий государь!» - и провожает своих гостей с извинениями. Никто из придворной знати не помолился за царя. Этим маленьким, но очень многозначительным эпизодом Пушкин даёт понять, что придворная знать считала себя более заслуживающей занять царский престол («родом он незнатен; мы знатнее»), открыто выражала своё отношение к царю, не происходившему из рода Рюрика.

Глубокий драматический смысл имеет сцена с Юродивым («Площадь перед собором в Москве»), играющим очень важную роль в раскрытии трагедии Годунова. На мой взгляд, это кульминационная сцена пьесы. Юродивых традиционно считают «выразителями безошибочного нравственного чутья народа». Они добровольно отказывались не только от всех благ земной жизни, от близкого и кровного родства, отрекались даже от самого главного отличия человека в ряду других существ – от разума, добровольно принимая на себя вид безумного. На древнерусском языке «юродивый» - «яко урод ся творя». Они не боялись говорить резкую правду в глаза сильным мира сего, при этом обличали не только словами, но и миссией. Пушкин наделил своего героя и пророческой миссией. Появление юродивого сопровождается шумом. Окружающие его мальчишки дразнят его, щёлкают его по железной шапке, вырывают копеечку, после чего Юродивый «плачет»:

Взяли копеечку; обижают Николку!

В то время как обиженный «плачет», в народе раздаются возгласы: «Царь, царь идёт». В авторской ремарке читаем, что боярин перед выходом царя из собора раздаёт нищим милостыню. И вдруг Юродивый, этот беспомощный, больной человек, которому «позволено» говорить любую правду государю, жалуется ему:

Борис, Борис! Николку дети обижают.

Царь, решив, что плачущего человека можно утешить подаянием, обращается к боярину, который от имени царя одаривает людей:

Подать ему милостыню. О чём он плачет?

И тут Юродивый, ещё раз повторив свою жалобу на детей, обращается к царю со страшными словами:

Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.

Бояре, назвав его «дураком», были готовы схватить сказавшего неслыханную дерзость, не спасло бы его и то, что он юродивый, а юродивые, благодаря своей близости к духовному миру, пользовались особым уважением в народе, они молитвой добывали себе пропитание и часто были ясновидящими (старуха из народа назвала его «блаженным»).

продолжение

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24