Центральный Дом Знаний - Дети и война (на примере художественной и документальной литературы XX века)

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Дети и война (на примере художественной и документальной литературы XX века)

Содержание:

Введение...................................................................................................................3

Художественная литература...................................................................................5

Документальная литература...................................................................................9

Заключение.............................................................................................................11

Список литературы................................................................................................13

Той поры суровое наследство

Осмысляя, память вороша,

Все сильней с годами рану детства,

Все сильнее чувствует душа.

В. Белов

Введение.

Время стремительно бежит вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2010 году исполняется 65 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стёрлась из людской памяти, и забыть те дни нельзя. Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства... Мы привыкли считать, что война – удел взрослых. Но ведь война вторгается и в мир детей, разрушая прежнюю жизнь, делая их другими. Именно для того, чтобы мы сейчас не забыли их тяжелую судьбу, для того чтобы мы помнили то, что пришлось им пережить, многие люди писали о детях войны. Далеко не всегда те, кто это делал, были профессиональными писателям. Многие из тех, кто еще в юном возрасте увидел войну, уже став взрослыми людьми писали о том, что им пришлось пережить в те тяжёлые годы. В то же время немало было художественных произведений, связанных с этой темой. В документальных рассказах и очерках очевидцев тех событий и художественной литературе есть общие черты, но в то же время присутствует много различий. В своей работе я хочу сравнить рассказы, написанные очевидцами событий, настоящими детьми войны, и художественную литературу, рассказывающую о военном детстве. В качестве примера документальных произведений я рассматриваю замечательную книгу С. А. Алексиевич «Последние свидетели». Примером художественной литературы будут рассказ В. И. Белова «Мальчики» и повесть М. А. Шолохова «Судьба человека». Все вышеперечисленные произведения являются отличными образчиками документальной и художественной литературы, посвященной тяжкому, отмеченному войной детству.

Художественная литература.Повесть «Судьба человека» М. А. Шолохов.

Одним из лучших произведений Шолохова, созданных им в послевоенный период, стала повесть «Судьба человека», опубликованная в 1956-1957 гг. «Судьба человека» – это повесть о невосполнимых утратах, о человеческом горе и о вере в жизнь, в человека.

Повесть Шолохова во многом отличается от других литературных произведений об оскорбленном войной детстве. Основным художественным приемом, который использовал Шолохов, стала кольцевая композиция повести (встреча с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся реку в начале повести, прощание с мальчиком и «чужим», но ставшим теперь близким человеком, Андреем Соколовым, в конце произведения). Она не только замыкает в единый круг сопережитого все рассказанное о своей жизни Соколовым, но и позволяет с огромной силой выделить ту неутраченную человечность, которая красила и возвышала героя Шолохова.

В «Судьбе человека» нет частной истории, частного происшествия. Из истории жизни Андрея Соколова автором отбирается только то, что позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь в связи с трагической сущностью эпохи. Это позволяет показать всю несовместимость доброго, мирного, пронзительно человечного и бездушно-жестокого, варварски беспощадного отношения к людям на войне.

Одна из самых главных тем произведения – тема военного детства. Тема оскорбленного детства издавна в русской литературе была одной из наиболее беспокойных, трагически напряженных тем. Само понятие человеческого, (шла ли речь об обществе, об отдельном ли человеке – неважно) остро, ярко выявлялось в отношении к детству. Не было более страшного преступления, чем преступление против беззащитного ребенка.
В «Судьбе человека» осуждение войны, фашизма – не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой звучит оно и в истории Ванюши. Высокий гуманизм пронизывает короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расставание. Сила добра, красота человеческого открываются в Соколове, в том, как он увидел малыша, в его решении усыновить Ванюшу. «...опрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». – «А мама?» – «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». – «А откуда вы ехали?» – «Не знаю, не помню...» – «И никого у тебя тут родных нету?» – «Никого». – «Где же ты ночуешь?» – «А где придется». Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». Он возвращал детству радость, он заслонял его от боли, страдания и скорби. «После обеда повел я его в парикмахерскую, постриг, а дома сам искупал в корыте, завернул в чистую простыню. Обнял он меня и так на руках моих и уснул. Осторожно положил его на кровать, поехал на элеватор, сгрузил хлеб, машину отогнал на стоянку – и бегом по магазинам. Купил ему штанишки суконные, рубашонку, сандали и картуз из мочалки». Казалось, война все вычерпала из этого человека, он все утратил. Но в страшном одиночестве он остался человеком. Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, Ванюше, была одержана победа над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами – неизбежными спутниками войны. «Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я – твой отец».
Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!».

Финал произведения – четкий и законченный. Мы твердо знаем, что Ванюшу сохранит такой благородный человек, как Соколов. Мы знаем, что то немногое, хрупкое и детское, то, что олицетворяет Ванюша, будет сбережено Соколовым до конца.

Голландская газета «Де Ваархейд» рекомендовала читателям пополнить свои книжные полки повестью Шолохова «Судьба человека», чтобы «книга всегда была под рукой читателя», «всегда напоминала ему о силе духа, о высоких моральных качествах советского человека».

Как считают многие критики, значение повести «Судьба человека» огромно. В нем М. А. Шолохов продолжил славные традиции русской прозы прошлого века, которая сочувственно относилась к человеку, обделенному счастьем. Автор обращается к теме гуманизма. И, конечно, в этом произведении писатель мастерски показал силу, глубину души, страсть к жизни и стойкость русского человека.

Рассказ «Мальчики» В. И. Белов

Рассказ «Мальчики»(1983г.) был написан Беловым, чтобы, как он сам выражался, «освободиться от груза жизненных впечатлений», ведь ему самому «мальчишкой-малолеткой» пришлось хлебнуть горя в деревне военной поры.

Основным отличием рассказа Белова от других подобных произведений служит то, что он сумел во внешне простом, незамысловатом, бытовом сюжете показать глубинные черты характеров своих героев и целостную картину мира. Его герои проявляют все свои нравственные и душевные качества в обычной жизни. В рассказе «Мальчики» нет ни одного эпизода, где были бы показаны фронтовые бои, «настоящая война», но он сумел нарисовать перед читателем войну и без этого. Его война идёт в тылу, в душах людей, которые ждут возвращения родных с фронта, выбиваются из сил, но работают на военных предприятиях.

Особый драматизм повествования достигается благодаря контрасту между восприятием события читателем и героем. Нередко то, что может показаться нам варварски диким, вполне обыденно воспринимается героями произведения. Простой пример – воровство угля, которое для детей, героев рассказа, стало обыденным делом. Иллюстрацией этой страшной обыденности служит то, что Ванька и Ленька знают все «премудрости» сброса угля с поездов. «Вот только без рукавиц-то как? Знал Ленька, каково без рукавиц хвататься за примороженное железо: всю кожу на скобах оставишь». Именно этот контраст создает у читателей ощущение того ужаса, который несет с собой война.

Дети войны в рассказе – это Ленька и Ванька, и они далеко не олицетворение хрупкого и невинного детства, коим был Ванюша Шолохова. Они дети, которые борются с немецкими захватчиками наравне со взрослыми. Они не могут работать на заводе со своими родными, но вносят свой посильный вклад, принося домой уголь. Ведь если бы не Ленька с Ванькой, смогли бы их родственники пережить следующую холодную ночь?

Финал рассказа открытый. Мы не можем предсказать дальнейшие события – идёт слишком тяжелое испытание для человека, война. И автор оставляет читателя на перекрестке трудных военных дорог – этого требует правда жизни. Можно только надеяться на счастливый финал, ибо надежда умирает последней. Но что бесспорно для читателя – это то, что у мальчиков в жизни есть непреходящие ценности: любовь, доброта, совесть, которые они хранят даже на пределе своих возможностей.

Как считают многие критики, этот рассказ представляет собой безусловную удачу писателя, в нём, как в капле воды, отразилась жизнестойкость, несгибаемая воля к победе всего народа, всей страны.

Документальная литература.«Последние свидетели» С. А. Алексиевич

«Последние свидетели» Светланы Алексиевич в каком-то смысле продолжают ее же знаменитую книгу «У войны – не женское лицо». Но это очень условно. Потому что у войны много лиц. И женское и, увы, детское...

Книга С. А. Алексиевич уникальна. Она представляет собой сборник небольших рассказов, написанных людьми, заставшими войну в совсем юном возрасте. Именно в том, что написана книга настоящими детьми войны и заключается вся её уникальность и художественная ценность. Никто не мог бы так правдиво и честно передать нам то, что происходило тогда, как те, кто видел всё своими глазами.

Рассказы, объединённые Алексиевич в единую книгу, не могут похвастаться какими-либо художественными или литературными приемами. Люди, по воспоминаниям которых был создан этот сборник, не были профессиональными писателями. Они говорили обо всем без прикрас, их рассказы являются отражением той действительности, которую они видели в те суровые годы.

Люди, написавшие рассказы для книги «Последние свидетели», уже давно выросли (Алексиевич хорошо это подчеркивает упоминанием в начале каждого рассказа сегодняшнего места работы очевидца), но читателю может показаться, что написал всё ребенок. Гениальность Алексиевич заключается в том, что она сумела заставить людей рассказать все, не оценивая события прошлого с высоты своих лет, она сумела сделать так, чтобы они рассказали, как бы вспоминая те военные годы, свое детство. Вот, например, отрывок из рассказа Веры Ждан, которой тогда было 14 лет (сейчас она доярка, живет в деревне Дубовляны): «...Собирайтесь хоронить своих бандитов». Мы пришли на то место, они в яме плавают, там колодец уже, а не могила. Лопаты мы свои взяли, прикапываем и плачем. А они говорят: «Кто будет плакать, того будем стрелять. Улыбайтесь...» Они заставляли нас улыбаться. Я нагнусь, он подходит и в лицо заглядывает: улыбаюсь я или плачу». Вот слова самой Алексиевич: «Они старше своей детской памяти на сорок лет. И сейчас, когда я просила их вспомнить, им было нелегко. Им приходилось снова входить в то состояние, в те конкретные ощущения детского возраста. Казалось бы, невозможно. Но происходило поразительное. В поседевшей женщине вдруг проглядывала маленькая девочка, умоляющая солдата...».

Алесь Адамович описывал жанр этой книги как документальная проза. Вот что он говорил в послесловии книги «Последние свидетели» об этом жанре: «Не вижу, не знаю другого жанра, который был бы столь плодотворный и благотворный, столь обогащающий и укрепляющий молодой литературный талант, как этот – годами жить памятью, судьбами сотен и сотен людей, писать, творить в соавторстве с самим народом».

Заключение.

Прочитав и проанализировав документальные и художественные произведения, повествующие о детях войны, я пришел к определенным выводам.

Я считаю что рассказ «Мальчики» и повесть «Судьба человека» насыщены выразительными средствами, в них использованы различные художественные приемы. В повести Шолохова кольцевая композиция, на мой взгляд, работает на идейно-художественное содержание произведения. В рассказе Белова – контраст между восприятием событий читателем и героями, служит для усиления обыденности, будничности событий рассказа. Всё это служит писателям и для того, чтобы повысить значимости, выразительность и образность своей речи. В рассказах очевидцев, опубликованных в книге «Последние свидетели», нет обилия выразительных средств, ведь они там и не нужны. Алексиевич хотела показать нам войну такой, какой её видели дети, без всяких прикрас. Также важную роль сыграло то, что авторы рассказов книги Алексиевич не были профессиональными писателями и они просто не думали о красоте речи, рассказывая о войне.

Роль финала, на мой взгляд, в этих произведениях тоже важна. Рассказы и повести, написанные профессиональными писателями, имеют разные финалы. В рассказе Белова финал открытый, он позволяет нам самим додумать историю двух главных героев. В повести Шолохова финал чёткий и законченный. Мы понимаем, что Ванюша попал в хорошие руки.

Книга Алексиевич отличается от художественных произведений отсутствием финала. Каждый рассказ из книги «Последние свидетели» – просто отрывок, эпизод из фронтовой жизни детей, и мы можем лишь догадываться о том, что произошло с ними дальше.

Одной из главных особенностей произведений, связанных с темой детей и войны является то, от чьего лица ведется повествование – от лица взрослого или от лица ребенка. Эта особенность накладывает серьезный отпечаток на стиль повествования. Ведь взрослый взгляд на вещи серьезно отличается от детского. Дети зачастую более импульсивны и порывисты, редко серьезно обдумывают свои действия. Взрослые же, повидавшие жизнь люди, склонны трезво оценивать ситуацию и обдумывать принимаемые решения. В произведении «Судьба человека» повествователем является взрослый человек – Соколов. Даже свой побег из плена он тщательно обдумывает, прежде чем воплотить его в жизнь. Герои же произведения Белова – дети. Ленька, например, бежит от уколов, не задумываясь о возможных последствиях.

С книгой «Последние свидетели» всё сложнее. Рассказы для книги писали взрослые, но кажется, что всё написано детьми. Поэтому я считаю можно утверждать, что в книге Алексиевич повествование ведется от лица ребенка.

Выросли поколения, знающие о войне только по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. Поутихла с годами боль утрат, зарубцевались раны. Давно отстроено, восстановлено разрушенное войной. Но война по-прежнему живет в памяти нашего народа, а не только в художественной или документальной литературе. Не только взрослые, но и дети участвовали в приближении нашей великой Победы. И мне вериться, что мы, нынешнее поколение, будем помнить, какой ценой завоевано счастье жить в мире, радоваться чистому небу и мирному детству.

Список литературы.

1. Алексиевич С. А. «Последние свидетели». Изд-во «Молодая гвардия», 1985г.

2. Белов В. И. «За тремя волоками». Изд-во «Художественная литература», 1989г.

3. «Вокруг тебя – мир...». Пособие для учащихся 7-ых классов. Изд-во МККК, 2000г.

4. «Жанрово-стилевые проблемы советской литературы. Лирические рассказы Василия Белова». Изд-во «КГУ», 1985г.

5. «Жанрово-стилевые проблемы советской литературы. Жанровое развитие рассказов Василия Белова». Изд-во «КГУ», 1985г.

6. Сивоволов Г. «Михаил Шолохов. Страницы биографии». Изд-во Ростов-на-Дону, 1995г.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24