Центральный Дом Знаний - Живопись в русской поэзии

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Живопись в русской поэзии

Поэзия – невидимая, но звучащая живопись, 

а живопись – немая, но зримая поэзия.

Афоризм

Цель проекта: развивать себя эстетически и нравственно.

Задачи:

- учиться самостоятельности в учебной деятельности;

- формировать интерес к поэзии, развивать эстетический вкус;

- учиться отличать красоту подлинную от красоты внешней;

-расширять объём знаний и представлений об искусстве живописи.

Содержание:

  1. Введение.

  2. Мои «поэтические пятиминутки».

  3. «Живопись в русской поэзии».

  4. Исследование: Леонардо да Винчи «Джоконда» - Марк Лисянский «Улыбка Джоконды».

  5. Поэты – экскурсоводы о картинах:

*Карл Брюллов «Всадница»;

*В. Серов «Девочка с персиками»;

*А. Венецианов «Жнецы».

6. Заключение. «Любите живопись, поэты!»

Введение.

Школа № 54, в которой я учусь, - старейшее учебное заведение города Новосибирска, школа с углублённым изучением предметов социально-гуманитарного цикла. Педагоги стараются, чтобы школьная жизнь наша была познавательной, творческой, интересной. В школе недавно прошла акция «Чтение с удовольствием!», мне особенно понравилось то, что в школьную библиотеку в этот день можно было прийти поздно вечером и почитать что-нибудь интересное при свечах… В декабре все ученики 5-9 классов приняли участие в Открытом (публичном) экзамене по русской поэзии. Мы сильно волновались, потому что всё было как на настоящем экзамене: билеты, комиссия, чтение стихов. Ещё мне очень нравятся «поэтические пятиминутки», которые мы проводим на уроках литературы, словесности. Нужно выбрать стихотворение какого-нибудь поэта, объяснить, чем оно тебе понравилось, какой след оставило в душе, какие интересные эпитеты, сравнения, метафоры использовал автор. Ребята моего класса старательно готовятся к «пятиминуткам». Это своеобразный « театр одного актёра». Любой из нас может заслужить аплодисменты одноклассников, и неважно, как ты учишься по другим предметам. В классе горят свечи, звучит музыка, создаётся праздничная атмосфера, особенно зимой, когда за окном темно и медленно падает снег.

«Поэтические пятиминутки».

Вот какую «пятиминутку» я провела в 5 классе.

« Из воспоминаний Цыбина Кузьмы Васильевича, друга детства С. Есенина: «И ещё вспоминаю, очень любил Есенин цветы. Весной до покоса наши луга – разноцветный ковёр. Каких только цветов в них нет! Для него цветы – что живые друзья были».На «пятиминутку» я принесла букет цветов. Посмотрите, какой он красивый! В нём есть васильки, левкой, колокольчики, резеда. Это редкий букет, потому что составлен из любимых цветов поэта С. Есенина. А узнала я об этом из поэмы «Цветы» и выучила наизусть отрывки из неё, которые мне особенно понравились:

… Весенний вечер. Синий час.

Ну как же не любить мне вас,

Как не любить мне вас, цветы?

Я с вами выпил бы на «ты».

Шуми левкой и резеда.

С моей душой стряслась беда.

С душой моей стряслась беда.

Шуми левкой и резеда.

…Я не люблю цветы с кустов,

Не называю их цветами.

Хоть прикасаюсь к ним устами,

Но не найду к ним нежных слов.

Я только тот люблю цветок,

Который врос корнями в землю,

Его люблю я и приемлю,

Как северный наш василёк.

Эти стихи помогли мне понять душу поэта. Мне он кажется простым, искренним, любящим природу, ведь он так нежно говорит о полевых скромных цветах, и они – его друзья .Есенин сам похож на тот северный василёк, который врос корнями в родную землю. Значит, поэт любил не только цветы, но и родную землю, свою родину».

А этой осенью на свою «пятиминутку» я вновь принесла букет цветов, букет астр. Многие с пренебрежением относятся к этим цветам, а мне астры очень нравятся. Это цветы моего месяца, потому что я родилась в августе. Поэтесса XX века Марина Цветаева помогает осознать красоту этих скромных, незатейливых цветов.

Август – астры,

Август – звезды,

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август!

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август! – Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звездных –

Август! – Месяц

Ливней звездных!

Вы заметили, что в этом стихотворении ключевое слово август. Что оно означает? Август, как известно, финал лета, изобилие, щедрый урожай…Анафора и тире между подлежащим и сказуемым подчеркивают всеохватность жизни. «Август – астры…» слово астра в греческом языке означает «звезда», а форма этого осеннего цветка напоминает звезду.

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой…

Какая интересная метафора – «грозди ржавой рябины»! Ржавый – желто-бурый, рыже-бурый (по В.Далю) – цвет неспелой рябины здесь обещает не погибель, а расцвет и очарование любимой Мариной Цветаевой рябины. Анжанбеман передает повышенную эмоциональную напряженность речи.

А далее уже новые открытия: «благосклонным яблоком», «яблоко имперское»… Марина Цветаева отождествляет слово август с именем римского императора Октавиана Августа (отсюда и «имперское» имя последнего месяца лета). Эпитет «имперским» передаёт царственность красоты, свойственной этому месяцу.

… Именем своим имперским:

Август! – Сердце!

Если вы прочитали бы это стихотворение в книге, то обязательно обратили бы внимание на обилие восклицательных знаков препинания, оно подчеркивает авторское открытие – вот что, оказывается, август – «Сердце!». А далее – о «жизни сердца». И, наконец, финальный аккорд:

Август! – Месяц

Ливней звёздных!

А вот и народная примета: издавна считалось, что август – месяц обильного звездопада, когда можно загадать желание и оно обязательно исполнится.

Интересна звукопись стихотворения. Резкое, взрывное р («…грозди Винограда и рябины Ржавой…») сменяется плавными л, м, н («…полновесным, благосклонным яблоком…», «…как ладонью, гладишь сердце…»), и в финале как будто слышится приглушенный звон з, д, ц в восклицаниях радости открытия мира и восхищения им.*

Необычные стихи, странные мысли, радостные чувства…

«Живопись в русской поэзии».

В 6 классе мы учились соединять поэзию с живописью. А началось всё с картины Н. К. Рериха «Бэда- проповедник». В Новосибирском художественном музее 60 картин Рериха. Они подарены Сибири Ю. Н. Рерихом, сыном Николая Константиновича. Экскурсовод рассказала, что картина написана художником под впечатлением от одноимённого стихотворения поэта XIX века Якова Полонского, и прочла его. Всем нам сразу стало понятно то, что изображено на картине Рериха.

*См.: Корчагина Л. М. Стихотворение М. Цветаевой «Август – астры…» // РЯШ. – 1998. - №3.

Оказывается, стихи помогают лучше понимать картины. Значит, существует связь живописи и поэзии. Когда читаешь именно такие стихи, то словно растворяешься в двух искусствах, возникает

ощущение, что смотришь на живопись изнутри, даже становишься её участником.

Мне нравилась картина «Джоконда» Леонардо да Винчи, и очень захотелось узнать, есть ли в русской поэзии стихи, посвящённые этой картине. И я провела своё первое исследование. Мне, конечно, помогло то, что я занимаюсь в художественной школе и изучаю «Историю искусств». Вот что у меня получилось.

Леонардо да Винчи. «Джоконда» - Марк Лисянский. «Улыбка Джоконды».

«Джоконду» воспели многие поэты. Я нашла 5 стихотворений(Голенищев-Кутузов А. «Мона-Лиза», Озеров Л. «Ещё не видно лица на портрете…», Вертинский А. «Джиоконда», Ряшенцев Ю. «Джоконда», Лисянский М. «Улыбка Джоконды»). Перед вами «Мона Лиза» («Мона» - сокращенное «Мадонна») - портрет молодой женщины, жившей за пятьсот лет до нас, этот портрет называют еще «Джоконда»». Пожалуй, это – самое знаменитое живописное полотно на Земле. Трудно в наши дни найти человека, который не знал бы об этом портрете или не видел его репродукций. Написал его около 1503г. великий итальянский художник Леонардо да Винчи. Перед нами богатая горожанка, одетая по моде ХVI века, жена флорентийского купца Джокондо. В период создания портрета женщине было около 24-26 лет. Она чуть улыбается, задумчива, мечтательна, немного грустная. Вглядываясь в это прекрасное лицо, мы видим богатый и сложный мир этой женщины, ее незаурядный ум.

Мона Лиза изображена на фоне пейзажа. Далекие горы, небо, реки, деревья – все слегка подернуто дымкой. Будучи непревзойденным мастером композиции, блестящим знатоком перспективы, Леонардо да Винчи впервые применил «сфумато» - прием живописи, когда предметы как бы тонут в воздушной среде и их очертания становятся неуловимыми, а все исполнение удивительно мягким. До сих пор люди просто замирают перед картиной. И загадочная улыбка Моны Лизы словно говорит зрителю, что в мире еще столько прекрасного и непознанного, столько простора для вдохновения и творчества.

Из всех названных стихотворений о «Джоконде» больше других мне нравится «Улыбка Джоконды» Марка Лисянского. Все передано в нём: и история создания портрета, и что с ним происходило, и характер Джоконды, и сведения о Леонардо… Стихотворение помогло мне лучше понять картину.

Летел в её улыбку камень,

Вонзали нож по рукоять.

Посмотрит темными зрачками -

И улыбается опять.

Из Лувра выкрали. И даже

На Пикассо упала тень,

Но вновь она на вернисаже

Улыбкою встречает день.

Смеялись флейты,

Пели скрипки

На всех сеансах год подряд,

Чтоб вызвать этот миг улыбки,

Непостижимый этот взгляд.

Умолкло все,

Все притаилось

На всех ветвях, на всех кустах,

Когда улыбка появилась

У Моны Лизы на устах.

Постичь до дна улыбку надо,

Чтоб увидать в её лице

Измученного Леонардо

С улыбкой на худом лице

Левша, он сам сработал раму

Сам врезал в раму вензеля.

С тех пор улыбкой этой самой

Так восхищается земля.

Джоконда властна и коварна

Сквозь линзы стекол четырех

Глядит с улыбкой лучезарной

Равно на умниц и дурех.

Смеётся флейта,

Плачет скрипка –

Не расставались будто с ней,

А легендарная улыбка

Меж тем с годами все ясней.

Не меркнет и не угасает,

Светлее дня,

Сильнее тьмы.

Джоконда, видно, что-то знает,

Чего ещё не знаем мы.

В одном из крупнейших музеев мира, Лувре, где «Джоконда» хранится уже пять веков, в каждом зале помещен указатель с краткой надписью: «К Джоконде», к главному сокровищу музея.

- В чем же секрет неувядающей славы и обаяния этой картины? Почему во время демонстрации «Джоконды» в музеях самых разных стран мира многочисленные толпы зрителей шли к ней непрерывным потоком?

Мне кажется, что в облике этой прекрасной женщины перед нами словно предстает «лицо» самой эпохи Возрождения…

Летом я прочитала рассказ Р.Брэдбери «Улыбка». Его называют одним из лучших рассказов писателя-фантаста, а мне он показался очень страшным.

2061-й год. Развалины городов, светящиеся от радиации поля, мертвые дороги, угрюмые лица «новых троглодитов». Их единственная потребность – зрелища. Вот и сегодня для них праздник. Огромная очередь, поглотившая мальчика Тома, выстроилась на главной площади уже в пять часов утра. «Том мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. Вспомнил, как рвали и жгли книги на площади, и все смеялись, точно пьяные. А праздник науки месяц тому назад, когда притащили в город последний автомобиль, потом бросили жребий, и счастливчики могли по одному разу долбануть машину кувалдой!..»

Сегодня праздник искусства. В центре города выставили картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» и каждый желающий может плюнуть в прекрасное лицо.

«Том замер перед картиной, глядя на неё.

  • Ну, плюй же!

У мальчишки пересохло во рту.

  • Том, давай! Живее!

  • Но, - медленно произнёс Том, - она же красивая!»

Мало того, добрые власти разрешили жителям уничтожить картину. В мгновение ока толпа разломала раму, разодрала оплёванный холст, разорвала его на тысячи лоскутьев. Том успел схватить клочок картины и убежал домой.

Когда все уснули, он разжал пальцы и увидел на своей ладони улыбку Джоконды.

«Он смотрел на неё в белом свете, который падал с полуночного неба. И тихо повторял про себя, снова и снова: «Улыбка, чудесная улыбка…».

Я уважаю Тома за его поступок. Мне хотелось бы поступить так же. Мальчик – «человек, у которого душа лежит к красивому», и, мне думается, нам нужно брать с него пример.

Стихотворения о живописи.

Мне нравятся картины Карла Брюллова, особенно «Всадница».

Все знают, что К.Брюллов был блестящим портретистом. На знаменитом полотне «Всадница» (1832г.) изображены воспитанницы графини Ю.П.Самойловой - Джованнина и Амацилия Паччини. В центре картины на горячем скакуне - старшая сестра Джованнина. Лошадь горячится, но всадница сидит прямо и гордо, уверенная в себе. Слева от юной амазонки – балкон, на который выбежала её младшая сестра; в глубине – тенистый парк. Общий силуэт всадницы и коня образует подобие треугольника – устойчивую, издавна любимую форму построения парадного портрета ( об этом нам говорили на занятии в художественной школе). Так решали многие композиции Тициан, Веласкес, Рубенс, Ван Дейк. Под кистью Брюллова старая композиционная схема истолковывается по-новому. Художник вводит в картину фигуру ребёнка. Маленькая девочка, услышав топот коня, стремительно выбежала на балкон и протянула руку через решетку. И восторг, и боязнь за наездницу выражает её лицо. Нота живого, непосредственного чувства умеряет холодную величавость портрета, придаёт ему непосредственность и человечность. Изображенный на холсте лохматый пес помогает создать впечатление того, что в картине пространство развертывается не только в глубину, но существует и перед персонажами.

«Всадница» зрелищна, эффектна. Мастер смело сочетает розовое платье девочки, бархатисто-черный цвет шерсти скакуна и белое одеяние всадницы. Брюллов дает сложную гармонию розово-красных, синевато-черных и белых оттенков. Живописец как бы намеренно выбирает не сближенные, а контрастные сочетания. Брюллов добился здесь особой тональной гармонии. А в отличие от традиционных портретов герои показаны в движении.

Когда я смотрю на эту картину, мне хочется оказаться на месте Джованнины.

Описание этой картины в стихах подарил нам Всеволод Рождественский:

Ловя восторженные взгляды,

Вуаль небрежно отклоняя,

Она, царица кавалькады,

Уздою вздёрнула коня.

И вот строптиво и сердито

В сверканье бляшек и колец

Взметнул точёные копыта

Гнедой атласный жеребец.

Он весь – строфа стихотворенья,

Дань романтической мечты,

Сдержал порыв и нетерпенье,

Смиренный властью красоты.

Великий праздник светотени –

Брюлловской кисти полотно,

В нём всё условно, как на сцене,

И тайной прелести полно.

Не всё ль равно, кто был моделью

Для амазонки прежних лет,

Кому польстил, с какою целью

Волшебно созданный портрет.

Пусть переливчато струится

Отважной всадницы атлас,

А эта юность вечно длится

И веет свежестью на нас!

Картина В. А. Серова «Девочка с персиками» и стихотворение Надежды Поляковой «Девочка с персиками»?

На персиках – игра теней и света.

И девочка с курчавой головой.

К столу – на миг. И снова в парк, где лето

Зазеленит ей туфельки травой.

22-х летним юношей Серов написал картину, которая является гордостью русской живописи, украшением Третьяковской галереи, - «Девочку с персиками». В портрете Верочки Мамонтовой все естественно и непринужденно. Каждая деталь картины на своем месте, написаны все стулья зимней столовой, подсвечники на окне, даже фигурка игрушечного солдатика в глубине комнаты, на стене – фарфоровая тарелка, за окном сад в дни позднего лета. Ничего нельзя убрать или сдвинуть без того, чтобы не нарушить внутреннего равновесия всего полотна.

Особенно выразительно В.Серов передал свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на вас просто и откровенно. Но покой этот только минутный. Даже бант, как бабочка, кажется, вот-вот улетит. И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно – на улицу, где во всю сияет летний день…

А после будет музыкальный вечер

И поздний ужин. Гости до утра.

Но пойман миг. И вот теперь он вечен,

Как вечен миг на кончике пера.

Перед нами прямой стихотворный отклик на художественное полотно.

Подобные стихотворения помогают всем лучше понимать картины художников ( В. Василенко «Троица Андрея Рублёва», В. Соколов «Грачи прилетели», Б. Пастернак «Гефсиманский сад», Я. Полонский «К портрету Лопухиной», В. Рецептер «Блудный сын», В. Рождественский «Мадонна Литта», В Шаламов «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», А. Вознесенский «Васильки Шагала» и др.).

А если бы не стихотворение Эмили Александровой «Жнецы», то я вряд ли бы обратила внимание на картины художника Венецианова Алексея Гавриловича. Рассматривая в альбоме картины Венецианова, я обратила внимание на одну деталь, меня она очень заинтересовала. Какая деталь, как вы думаете? Конечно, бабочки, мотыльки. В картине «Жнецы» на переднем плане художник изобразил крестьянку с сыном в момент отдыха, а за ними – золотое поле пшеницы. Грустны их лица. Нет в них веселья, радости…Мать о чём-то задумалась, отведя взгляд в сторону, а мальчик, крепко сжимая в руке серп, неотрывно смотрит на мотыльков. Чем они его так заинтересовали? Ответ в стихотворении Э. Александровой:

Как полдень августа медов,

Как знойный воздух густ!

Над нивой пение жнецов,

Над нивой стеблей хруст.

Звенят серпы, сверкает сталь,

И жатва входит в раж,

И в золотых опилках даль,

Как золотой мираж.

Но это там, за рамой, вне

Того, что видит глаз.

Для вечности на полотне

Лишь миг художник спас.

Ладонь натруженной руки.

На ней, как лепестки,

Как золотые угольки,

Пылают мотыльки.

И в знойном мареве хлебов,

Задумчиво, без слов

Глядят рабы на мотыльков

Не знающих оков.

Крестьяне-рабы мечтают стать свободными, как мотыльки. Первая часть стихотворения рисует картину коллективного труда: «над нивой пение жнецов», а затем поэтесса через яркую деталь («ладонь натруженной руки») приближает к нам образы крестьян. Они трудолюбивы, умеют работать, но они – рабы! Какое может быть счастье в рабстве?! Вот и завидуют свободным мотылькам. Мне жаль их…

Почему на многих картинах Венецианова изображены крестьяне, ведь известно, что он брал уроки у талантливого портретиста Боровиковского и позже за свои портреты получил звание академика живописи. И вдруг признанный художник в возрасте 43 лет оставляет портретную живопись. Что же случилось? А случилось вот что. После Отечественной войны 1812 года демократические идеи широко распространились в русском обществе. Русский крестьянин – патриот, партизан и солдат, спасший Родину от иноземного нашествия, вызывает большой интерес и симпатии со стороны лучших людей России. Именно поэтому Алексей Гаврилович избирает теперь героем своих картин крестьянина, отказавшись от писания парадных портретов.

Заключение.

Цель искусства – благотворно воздействовать на душу человека, пробудить в ней радость, эстетическое наслаждение. Именно с этим стихотворения о живописи справляются хорошо. Живопись – искусство «немое», его нелегко охватить сознанием. Стихотворения же добавляют к наслаждению, какое обычно бывает от живописи, тонкую интеллектуальную игру – анализ. Сделанный поэтом, он значительно облагораживает это восприятие, переводит его в словесный ряд, обязательный для дальнейшей духовной работы. Стихотворениям именно о живописи в русской поэзии положил начало Гавриил Романович Державин, написавший на рубеже 18-19 веков два стихотворных обращения к художникам. Много их было написано во время Серебряного века русской поэзии. Эту традицию продолжил и поэт 20 века Николай Заболоцкий:

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно…

Замечательные экскурсоводы – поэты ведут нас в волшебный мир живописи.

Такая исследовательская работа мне нравится. Сейчас я заинтересовалась портретом И. Н. Крамского «Неизвестная», начала собирать материал. Очень понравилось стихотворение Якова Белинского «Крамской «Неизвестная»:

Из – под берета – тёмные пряди,

брови мерцают звёздной пыльцой,

тесно, и властно, и сладко – ты рядом,

ветер и – дивное это лицо…

Своими находками я охотно поделюсь с одноклассниками, ребятами младших классов.

Список литературы (эти книги помогли мне в работе над проектом):

Фенина С. Беседы о русских художниках. - М., 1990.

Ионина Н.А. 100 великих картин. - М.,2001.

Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. - М., 1988.

Энциклопедия для детей Аванта+. - М., 1999. – Т. 7.

Юный художник. – 1982. - № 3. – С. 17.

Алленов М. М. История русского искусства( 18 – 20 век), - М.,2008.

Корчагина Л. М. Стихотворение М. Цветаевой «Август – астры…» Русский язык в школе. – 1998. - №3.

Писаренко В. Н. Живопись в русской поэзии. – Одесса: Радость, 2001.


Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24