Центральный Дом Знаний - История возникновения Республики поволжских немцев

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2688

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

История возникновения Республики поволжских немцев

История возникновения Республики поволжских немцев

История всегда вызывала интерес. События, факты, сами условия жизни предков во многом бывают поучительными не только в познавательном смысле слова. Они несут воспитательную нагрузку, пробуждают чувства любви к своему краю, чувство гордости за людей старшего поколения. Приятно отметить, что в городе Марксе и селах района растет интерес к изучению истории края, села, своих предков. Но распахивать архивы прошлых веков, чтобы восстановить забытые страницы истории – это нелегкая задача. Если бы еще это касалось одной личности или какого-либо события, то, куда не шло, можно отыскать. А вот коли речь идет о городе и целом регионе, то тут придется копать и копать. Поэтому вернемся вглубь веков. Перо-наперво зададимся вопросом: каковы истоки немецкой истории в Поволжье.

Заселение заволжья выходцами из немецких земель началось при Екатерине II. Иностранцы были приглашены в Россию в соответствии с указом Екатерины II от 4 декабря 1752 г. и известным манифестом от 22 июля 1763 года «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах».

Данные законодательные акты призывали иноземцев поселяться «во всех наших губерниях», «где кто пожелает», гарантируя колонистам ряд привелегий. Указ и Манифест даровали будущим колонистам освобождение от налогов, самоуправление, свободное вероисповедание, обещали государственную помощь в процессе обустройства на новом месте и при строительстве церквей, разрешали иметь собственных священнослужителей, освобождали от государственной и военной службы.

В первые годы заселения большая часть колонистов прибыла в Поволжье из различных земель Германии, а также из Швейцарии, Эльзаса и Лотарингии. Поначалу это в основном были те, кто обнищал во время Семилетней войны между Россией и Пруссией, в ходе которой последняя потерпела сокрушительное поражение, кто позарился на «легкий хлеб», предложенный русской императрицей немецкого происхождения. Они не были ни земледельцами, не ремесленниками, и поэтому не могли осуществить Екатерининский план освоения залежных заволжских земель, став обузой для российского бюджета. Пришлось императрице сделать поправку к своему Манифесту: принимать на поселение только «людей, имеющих справку о наличие у оного определенной склонности к ремеслу». И в следующих прибывающих партиях поселенцев уже были мастеровые люди: крестьяне и ремесленники, каменщики, плотники, кузнецы, маляры, кожных дел мастера и другие специалисты из разных стран.

Основная масса переселенцев – выходцы из германских земель, вопреки указам курфюрств, запрещавшим выезд из страны, переселение остановить не удалось. Наибольших размеров оно достигло в Гессене, затем в рейнских землях, Вюртемберге, Лотарингии, Эльзасе, Баварии, Пфальце, Саксонии. К немцам присоединились французы, швейцарцы, венгры, датчане, шведы. Пунктами сбора служили Росслау, Бюдиген, Нюрнберг-Верде, Ульме, Франкфурт-на-Майне. Отсюда завербованные вместе с вербовщиками направлялись в портовый город Любек или Данцин, откуда их водным путем доставляли в Петербург, другие морские порты России, из Петербурга в Москву, а из Москвы водным путем в Саратов.

По вероисповеданию это были большей частью лютеране, а также протестанты и католики.

За 1764-1772 годы на Волге было основано 105 колоний,в том числе на луговой стороне 60 колоний. Численность колонистов составляла 6172 семьи или 23404 человека.

Вызыватели: барон Кано де Борегард, товарищество француза Леруа и Дебоора, другие лица способствовали увеличеню набора колонистов. Они без стесниния рекламировали Россию и ее колонизацию.

Барон Кано де Борегард основал в нашем регионе 27 колоний, первые из них: Панино, Екатеринштадт и Борегард, в которых к 1769 году проживало 812 и 196 человек.

Население колонии Екатеринштадт к 1769 году составляло 812 человек, что намного превышало чеслинность жителей в других колониях, основанных бароном Борегардом. Открытие в Екатеринштадте в 1852 году памятника Екатерине II стало знаменательным событием культурной жизни колонии, подчеркнув ее значимость среди всех немецких колоний на Волге. Наш город был экономическим и культурным центром поволжских колоний, столицей Автономной области немцев Поволжья.

Эта колония успешно развивалась. В начале 40-х годов XIX века Екатериненштадт стал «складочным листом» хлебной торговли, одним из центров производства и продажи высококачественного табака и признанной «столицей» такого ремесла, как соломоплетение. К 1887 году здесь проживало 6977 человек; было построено 4 церкви (2 лютеранских, католическая и православная), 3 школы, детский приют и больница.

В первую мировую войну город назвали Екатерниненград. Грянул октябрь 1917-го. В северной столице – Петрограде – революция. В Екатериненград ворвался отряд с алым флагом. Комиссар в пыльном шлеме, кожанке, с интеллигентным лицом, горящим взглядом направился к памятнику императрице.

С гордостью начертал на пьедестале: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. Карл Маркс».

Почему комиссар-интеллигент облюбовал для марксовской цитаты памятник Екатерине II? Но с той поры Карл Маркс стал вытеснять Екатерину, так сказать, со всех занимаемых ею позиций.

Тут необходимо маленькое пояснение. После революции российские коммунисты-большевики, считавшие себя правоверными марксистами, решили увековечить первого коммуниста земли. Портреты, картины, фотографии человека с величественной бородой появились повсюду в огромном количестве. Сам Ленин был убежден – в России случилась именно та революция, которую предсказывал гениальный Маркс. И, представьте себе, огромное большинство огромной России в это уверовало. Правда, нашлись и такие, которые посчитали это краеугольное утверждение просто... нелепостью. Спросите, кто? Ну, к примеру, Герберт Уэллс. Но с него что возьмешь? Ему – веры нет. Фантаст, хоть и большой писатель.

Теперь опять вернемся к Екатерининштадту. Так вот, именно здесь, на Волге, большевики решили особо увековечить гения, по предначертаниям коего разрушили, изменили старый мир и, конечно же, строили новый. Коммунистический.

Кто-то из главных большевиков собрал на совет партийцев рангом пониже и произнес краткую, однако же преисполненную железных мыслей, глубокой логики и большевистской беспощадности речь:

  • Товарищи! Значит так... Как мы полны лютой ненависти ко всем буржуям и другой ихней сволочи, то не потерпим, чтоб красный город на Волге и далее назывался именем русской царицы, которая вместе с дворянами и помещиками измывалась над крестьянами. Я подсчитал: 153 года мы терпели Екатеринштадт! Хватит! Осточертело! Я предлагаю впредь называть город в честь Маркса – Марксштадт. К том же исполнилось ровно 100 лет, как он – Маркс – род, чтобы весь мир переродился... стал красным.

Совету оратора вняли. Спустили сверху приказ – и, не спросясь у коренного населения, назвали столицу немцев Поволжья – Марксштадт. Вскорости и улицу Екатериненскую переименовали в улицу Карла Маркса. И про соратников, учеников великого учителя всемирного пролетариата не забыли: на некоторых улицах взамен прежних появились новые таблички – с именами Энгельса, Бебеля, Карла Либкнехта и, конечно, Ленина. И еще одну их центральных назвали Коммунистическая.

Здесь хотелось бы вспомнить еще одно название города. В голодный 1921 год Марксштадт жители называли его Штербштадт – умирай-город. В это время в республике умерли более 46 тысяч человек и свыше 100 тысяч уехали в поисках счастья.

Шли годы. Власть предержащие долго терпели Екатерину II, стараясь не замечать, обходить ее стороной. И другим советовали не заглядываться на царицу-императрицу. Однако в конце 20 годов терпение лопнуло. Летом 1929 года под покровом ночи сняли Екатерину с пьедестала. А так как она сидела в кресле, то прямо с креслом – попробуй отдели – стащили ее, упрятали... Но императрица нет-нет да и появлялась на свет божий. Видели ее то во дворе краеведческого музея, то у дома пионеров-ленинцев, то в других местах.

Почему решительно, без всяких колебаний ее не уничтожили, не ликвидировали?

Когда снимали с пьедестала Екатерину, то обнаружили пластинку – и не простую, а то ли серебрянную, то ли золотую. На ней вытеснено «Клодт»... Знаменитый скульптор, российский немец Петр Карлович Клодт, тот самый, что сотворил коней еще на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. И еще на этой пластинке было написано: на эту скульптуру немцы из близлежащих колоний собрали четырнадцать тысяч рублей серебром – своих, кровных денежек.

Почему же это долго держали в секрете? Согласитесь, выходило как-то не очень красива, вовсе не по-марксистски: сняли, выбросили творение большого скульптора.

В Отечественную войну все советские люди жили под лозунгом: «Все – для фронта! Все – для победы!». Раз все – так все. Война все спишет. Лес рубят – щепки летят! И памятник сочли за щепку. Приказали переплавить.

Екатерину «казнили» на местном машиностроительном заводе «Коммунист». Рабочие, «казнившие» царицу,- а среди них были и коммунисты, - не могли удержаться от слез. Плакали, как дети. Вот вам и твердокаменные большевики.

Зато после.. После в городе (он еще в войну стал называться Маркс) стали появляться Марксовы скульптуры, бюсты, барельефы. Подъезжаешь к городу – стела с барельефом Маркса, у входа в краеведческий музей – бюст Маркса. Неподалеку от речного вокзала – опять же он...

Год 1968-й. Марксу 150 лет. В центре города близ горкома коммунистической партии установили большой, во весь рост памятник Карлу Марксу.

Недавно всю Волгу облетела сенсация. Найдена гипсовая копия уничтоженного в Марксе памятника Екатерине II. Сохранили, сберегли его петербуржцы. Сейчас памятник вновь отреставрирован.

В настоящее время Маркс – промышленный город. На его территории расположились корпуса двух крупных акционерных обществ, ряд промышленных предприятий. В городе действует шесть средних школ, две музыкальные школы, школа искусств, крупный сельскохозяйственный техникум, четыре училища и филиал саратовского университета. Учебные заведения готовят медицинских работников, строителей, механизаторов, фермеров, юристов, менеджеров, музыкальное училище готовит кадры для Саратовской области. В школе искусств и музыкальной школе свои первые шаги в мир делают дети жителей нашего города.

В залах старейшего в нашей области музея краеведения, воссозданного в 1991 году, можно познакомиться ближе с историей города, с фауной родного края, вспомнить тех, кто ушел на фронт защищать свое Отечество. Имена отдавших свои жизни на войне, можно прочитать на обелиске у Вечного огня.

В городе открыты православная и католическая церкви, принимает прихожан мусульманская мечеть. Единственная сохранившаяся церковь – лютеранская, какое-то время использовалась для досуга молодежи, после чего появилась надежда на ее воссоздание.

Лютеранская церковь расположена на улице Карла Либкнехта (до 1918 года – Николаевская). Давайте пройдем по этой улице и попытаемся окунуться в прошлое.

Детский парк – зеленые легкие нашего города – вместе с территорией стадиона носили до революции название Русская площадь (ныне Интернациональная). Здесь же находилась хлебная биржа и лесные склады, тянущиеся о самой Волги. В 20-х годах все культовые учереждения были закрыты. Не избежала этой участи и православная церковь. А в 1928 году она сгорела, остался только каменный фундамент, вскоре разобранный. В 30-х годах в парке началась рассадка деревьев, активно продолженная уже в 1950 году.

От Русской площади начинался основной отрезок Николаевской улицы в сторону Саратова. Музыкальная школа по некоторым данным функционировала уже с 1919 года. Через улицу от нее располагался детский дом особого режима (что-то вроде нынешней спецшколы).

Пойдем дальше. За небольшим рядком елок у детского сада спряталось аккуратное здание, где разместился отдел культуры. Здесь находился дом и контора городского полицмейстера.

На этой же улице расположен и Дом ребенка. В начале века это здание принадлежало известному врачу-окулисту Нейбергеру, открывшему первую в немецких колониях глазную клинику, специализировавшуюся на лечении трахомы.

Наконец мы выходим на центральную площадь (до 1918 года – Базарная). В центре ее возвышается символ нашего города – Лютеранская церковь, построенная в 1943 году. Многое можно рассказать о ней, но я лишь отмечу, что в 50-х годах церковь была варварски обезглавлена, сразу потеряв добрую часть своего былого величия. Рассказывают, что сияющий верх ее колокольни с мраморными часами был виден аж из города Энгельса.

Немного в стороне, рядом со зданием почты, находилась другая церковь – Католическая (построена в конце XIX века), тоже обезглавлена, выполняла функцию кинотеатра. Была разрушена окончательно в 1985-1986 годах.

И наконец выше по улице находились два здания артелей соломоплетения – главных по всему Поволжью.

Еще одной из старейших улиц нашего города является улица Кирова.

Эта улица претерпела несколько переименований. История сохранила для нас такие названия, как Триумфальная и Пролетарская.

На этой улице зародилось промышленное производство нашего региона – мастерские братьев Шеффер, основанные в 1880 году. Славная история у этого предприятия. Здесь выпускались сельскохозяйственные машины: плуги, бороны и другие орудия для крестьян. В 1904 году завод стал выпускать полуфурки и фуры для армии и в годы гражданской войны. Революционно настроенные рабочие завода под руководством А. И. Дотца в марте 1918 года установили советскую власть в нашем городе и в целом регионе.

На заводе работал известный всей стране конструктор-самоучка Яков Васильевич Мамин. Под его руководством было налажено производство тракторов. Наш завод фактически является родиной тракторов в Советском Союзе. В годы Великой Отечественной Войны завод изготавливал минометы, десятки видов снарядов для различных орудий, электрооборудование и др.

Жители нашего города, проходя мимо здания кулинарии, конечно, не догадываются, что это здание бывшей электростанции. Пожалуй, это была первая электростанция во всем Заволжье.

Представляет определенный интерес здание музея краеведения. Построено оно в семидесятых годах прошлого века. Недавно гостями музея были потомки хозяев этого дома, тепло благодарили жителей города за то, что сохранили дом их предков. Музей возрождает былую славу.

На углу улиц Кирова и Ленина расположено общежитие музыкального училища. В недавнем далеком прошлом это был известный на всю округу Дом просвещения. Здесь собиралась интеллигенция всего региона, проводились ученые диспуты, выступали музыканты, а наш город богат музыкальными талантами, делали представления самодеятельные артисты. В Доме просвещения жизнь била ключом.

Историческим архитектурным памятником является здание милиции. Характерно отметить: сменялись власти, а здание так и переходило по наследству правоохранительным органам, в основном сохраняя свой внешний фасад, прекрасное творение мастеров каменного дома.

Наш город в литературных документах прошлого зачастую называют городом дворцов из красного кирпича. Если прогуляться по улице Кирова, то можно увидеть, какие красивые, по-своему неповторимые стоят здания из красного кирпича. Многие уже стерты с лица земли. Большой грех и преступление перед будущими поколениями – уничтожить нерукотворные творения наших предков. Это наша история, это наша гордость и слава.

Жилые дома, различные сооружения, учреждения, множество торговых и пищевых точек – все эти здания представляют исторические памятники, богатство нашего города. Но самое большое богатство – это люди.

Сегодня в нашем городе проживают 32.9 тысяч человек, которые трудятся во благо своего края, воспитывают и лечат детей, делают город и район лучше и краше, богаче и красивее. И не важно кто они – ответственные руководители или рядовые рабочие, русские, немцы, казахи, татары, украинцы... Они творили историю, создавали, создают и будут создавать богатства. Как эстафетную палочку должны подхватить мы из рук старшего поколения любовь к родному краю, патриотизм, исключительную работоспособность, высокую духовность и чистую нравственность.

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24