Центральный Дом Знаний - Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева 1

к началу

Ф. Т.

В первые годы возращении из – за границы связи Тютчева с русской литературной жизнью оказываются ещё менее заметными, чем в бытность его на чужбине. За девять лет (с 1841 по 1849г.) им не было напечатано ни одного стихотворения. В сознании современников он занимает более чем скромное место в ряду разных второстепенных и третьестепенных поэтов 20-х и 30-х годов. Имя Тютчева мельком опоминалось в статьях критиков, и только благодаря Некрасову, который опубликовал в журнале «Современник» «Стихотворение присланное из Германии», под подписью «Ф.Т». Несмотря на такое название, не подлежало никакому сомнению, что автор их был русский: все они написаны были чистым и прекрасным языком и многие носили на себе живой отпечаток русского ума, русской души.

Стихи Тютчева отличаются такой непосредственностью творчества, которая, в равной степени, по крайней мере, едва ли встречается у какого- либо из поэтов. Поэзия не была для него созданной специальностью, общественным, официальным положением или же такой обязанностью, которую сам и поэт невольно признаёт за собой, признают и другие за ним; напротив, до 1836г. никто в нём и не признавал поэта, то есть до той поры, как служивший в Мюнхене князь Иван Гагарин, собрав целую тетрадь его стихотворений, привёз её к Пушкину, и Пушкин дал им место в своём «Современнике», хотя и без подписи полного имени Тютчева. С 1840 года его стихи снова перестают появляться в печати, и такое воздержание от печатной гласности продолжается 14 лет, в течение которых Тютчев не напечатал ни строчки, хотя и не переставал писать. Его ум и его сердце были, по видимому постоянно заняты: ум летал в области отвлечённых, философских или исторических помыслов; сердце искало живых ощущений и треволнений, но, прежде всего и во всём он был поэт, хотя собственно стихов он оставил по себе сравнительно и не очень много. Стихи у него не были плодом труда, хотя вдохновенного, но всё же труда, подчас даже усидчивого у иных поэтов. Его стихи не сочинялись, а говорились. Они сами собой складывались в его голове, и он только «ронял» их на бумагу, на 1-й попавшийся лоскуток. В его таланте нет никаких эпических или драматических начал. Свои прелестные стихи, как и свои прелестные слова, Тютчев ронял, как цветы мгновенного вдохновения…

Амалия Крюндер

Дарование Тютчева с особой силой сказалось в лирике природы и в лирике любви. Но всегда и во всём он проявлял себя, как поэт мыслитель: он весь во власти раздумий о человеке, о человечестве, о мироздании, размышляет о своём времени. Глубокое и страшное гуманное чувство наполняет стихи Тютчева о любви. Внутренний мир человека, его мысли переживания, борьба противостоящих

чувств – всё это Тютчев раскрывает с удивительной силой и правдой.

Стихотворение « Я встретил вас…» поэт начал писать в своей душе ещё в пору цветущей юности, а закончил уже в преклонном возрасте, почти пол века спустя. Но и вначале зарождения этих строк, и тогда, когда они были закончены, Тютчевым владело одно и тоже чувство, и обращено оно было к Амалии Крюндер. Они познакомились в 1823г., когда Тютчеву было 20 лет, в Мюнхене, она была на 5 лет его моложе. Они часто встречались, их восхищали поездки по предместьем и дальние прогулки по Дунаю. О их временах было написано стихотворенье « Я помню время золотое ». Тютчев был очарован Амалией и думал о женитьбе, но казался для родителей Амалии не такой уж выгодной партией, и они предпочли ему барона Крюндера. Тютчев был совершенно убит горем.

И всё-таки судьба ещё дважды подарила им дружеские свидания, в июле 1870г. Тютчев лечился в Карлсбаде. В это время сюда на целебные воды съезжались европейская и русская знать. На самой радостной для него была встреча с Амалией, которая также приехала на лечение. Прогулка с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность графиней вдохновили поэта на 1 из самых прекрасных его стихотворений. Возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворение признание. Последняя встреча Тютчева с Амалией произошла 31 марта 1873г., когда у своей постели, уже разбитый параличом поэт вдруг увидел Амалию.

Елена Денисьева.

Любящей, преданной женщиной, матерью двух его детей, была Елена Денисьева. Она принадлежит к старому, но обедневшему дворянскому роду. Елена рано лишилась матери. Отец её, майор Александр Денисьев женился вторично и служил в Петербургской губернии. Елена осталась на попечении своей тётки, инспектрисы Смольного института, в котором воспитывались по приезде в Петербург дочери Тютчева от первого брака Дарья и Екатерина. Там же училась и Денисьева, впрочем, находившаяся в институте на особом положении.

Жила она у тётки, а не вместе с остальными воспитанницами, пользовались свободой в посещении классных занятий. Тётка её А.Д. Денисьева, вообще отличавшаяся сухим и властным характером, проявляла большую снисходительность к племяннице, очень рано начала вывозить её в свет и в обществе оставляла на произвол судьбы, сама, садясь за карты. Нередко Е.А. Денисьевой доводилось подолгу гостить в разных петербургских богатых домах.

Природа одарила её большим умом и остроумием, большую впечатлительностью и живостью, глубиною чувством и энергией характера. При своей природной весёлости и очень счастливой наружности всегда собирала около себя множество блестящих поклонников. В числе их был и наш поэт Фёдор Иванович Тютчев. В то время ей было 25 лет, а ему 47.

Вместе со своей тёткой Е.А. бывала в доме поэта. Встречался с него Тютчев и в Смольном институте посещении им своих дочерей.

Увлечение поэта нарастало постепенно, пока наконец не вызвала со стороны Денисьевой глубокую и страстную любовь.

В глазах той части Петербургского общества, которой принадлежали Т. и Д. любовь их приобрела интерес светского скандала. При этом жестокие обвинения пали почти исключительно на Д. Перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей. Отец от неё отрёкся. Её тётка А.Д. Денисьева вынуждена была оставить своё место в Смольном институте и вместе с племянницей переселиться на частную квартиру. Тютчев чувствовал её переживания и, запечатлев всю драму происходящих событий он сочинил стихотворение:

И горе ей – увы, двойное – горе,

Той гордой силе, гордой – молодой

Вступающей с решимостью во взоре,

С улыбкой на устах – в неравный бой,

Когда она, при роковом сознанье

Всех прав своих, с отвагой красоты,

Бестрепетно, в каком-то обаянье

Идёт сама навстречу клеветы

Личиною чела не прикрывает,

И не даёт принизится челу,

И с кудрей молодых, как пыль, свевает

Угрозы, брань и страстную хулу, -

Да, горе ей – и чем простосердечней,

Тем кажется виновнее она...

Засов уж свет: он там бесчеловечней,

Где человечно – искренней вина.

_____________________________________________

Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева

4 Августа 1864 года Елена Денисьева умерла от чесотки. Для Тютчева это был удар, от которого он не мог оправиться до конца жизни. Поэтическим выражением этой душевной драмы явилось стихотворение о « Последней любви. »:

___________________________________

Весь день она лежала в забытье,

И всю её уж тени покрывали.

Лил тёплый летний дождь – его струи

По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,

И начала прислушиваться к шуму,

И долго слушала – увлечена,

Погружена в сознательную думу...

И вот, как бы беседуя с тобой,

Сознательно она проговорила

( Я был при ней, убитый, но живой):

« О, как всё это я любила! ».

__________________________________________

Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрестину, семью.

Лирика Тютчева.

Тютчев многогранен, и каждая грань его творчества сверкает первозданной красотой откровенного и чистого сердца. Он - поэт-философ, поэт-космист, поэт Любви и Нежно­сти, Страдания и Счастья, Преданности и воплощённой в любви Вечности. После смерти его первой жены — Элеоноры на жизненном небосклоне По­эта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чув­ства, высоте женского самопожертвования и великого Всепрощения. Два милосердных существа, два ангела, охраняющие его Творчество и Жизнь. Эти звёзды — две женщины - Эрнестина Тютчева и Елена Денисьева - Не­сти и Леля. Это их слезы, чистые, как горное озеро, и горячие, словно ог­ненная лава вулкана, обжигали душу поэта, заставляя её страдать, очищать­ся и возноситься в поэтическое мироздание вселенского вдохновения.

Философский смысл творчества Тютчева - параллели. Параллели в любви - две Верности. В самоощущении - жизнь и смерть, витающий дух и отягощенное грехами тело. В поэтических образах - сила и слабость, духов­ная красота и искажённый мукой лик земной женщины, земля и небо, воз­рождение и самоуничтожение. Эти параллели жили в нём, "рвали" его на части, лишали покоя, будоражили поэта, заставляя его вновь и вновь де­лить свою муку с сострадающим читателем.

Поэт - вне осуждения, он - выше. Только любовь женщины способна поднять Поэта на недосягаемые высоты. Тютчева боготворили две женщи­ны, одухотворённые его строкой, возвеличенные его поэтическим гением и сброшенные его человеческой слабостью в бездну страданий, в море печали. В минуты великой радости и в пору глубокого отчаяния у изголовья страждущего, больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала любопытствую­щим и злорадствующим: "...его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина". Величие и красоту её души Тютчев оценил давно.

_____________________________________

Не знаю я, коснётся ль Благодать

Моей души болезненно-греховной,

Удастся ль ей воскреснуть и восстать,

Пройдёт ли обморок духовный?

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была —

Ты, ты, моё земное провиденье!..

_____________________________________

Любить и заставлять страдать - удел Тютчева. Осознание этого тяготи­ло его, ужасало и отталкивало от собственного "Я". В такие минуты Тютчев-поэт отторгался от Тютчева-человека.

Как-то он застал её сидящей на полу, с глазами, полными слез. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти маши­нально она брала их из пачек одно за одним, пробегала глазами дорогие её памяти строки любви и признаний и так же машинально, словно заведён­ная механическая кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие от времени листки. Они корчились в пламени, пока чёрными клочковатыми обрывками их не затягивало внутрь вытяжной трубы.

___________________________

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу.

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут.

Любви и радости убитой!..

Стоял я, молча в стороне

И пасть готов был на колени, -

И страшно грустно стало мне.

Как от присущей милой тени.

__________________________________________

Что можно в этом изменить, что исправить слишком поздно. Трина­дцать лет назад, когда вся эта история только начиналась, он написал жене искреннее, пронизанное душевной мукой письмо:

«Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!.. Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты, и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою. Чем дальше, тем больше я падаю в собствен­ном мнении, и когда все увидят меня таким, каким я вижу самого себя, де­ло моё будет кончено. Какой-то странный инстинкт всегда заставлял меня оправдывать тех, кому я внушал отвращение и неприязнь. Я бывал, прину­ждён признать, что люди эти правы, тогда как перед лицом привязанно­стей, цеплявшихся за меня, всегда испытывал чувство человека, которого принимают за кого-то другого. Это не мешает мне - напротив - хвататься за остатки твоей любви, как за спасительную доску...».

Нести в любви к Тютчеву возвысилась до понимания его испепеляю­щих сердце страданий. Удары судьбы, сыпавшиеся на него, она ослабляла своим присутствием, готовностью защитить, принять, простить. Она при­миряла его с самим собой, бичующий кнут самоистязаний и раскаянии Нести приглушала своим прощением... Он себя никогда не простил...

___________________________________________

Две параллели, в жизни неслиянны.

Неразделимо устремились ввысь

И осиялись светом первозданным -

В стихе одном два ангела слились.

Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня...

Тяжело мне, замирают ноги...

Друг мой милый, видишь ли, меня?

Все темней, темнее над землёю -

Улетел последний отблеск дня...

Вот тот мир, где жили мы с тобою.

Ангел мой, ты, видишь ли, меня?

Завтра день молитвы и печали.

Завтра память рокового дня -

Ангел мой, где б души ни витали.

Ангел мой, ты, видишь ли, меня?


Судьба Ф.И. Тютчева уникальна, ибо не было у нас в России поэта, столь мало придававшего значения своей славе, личному самоутверждению через поэзию, творчество которого было бы просто потребностью его души. И хотя первые его стихотворения ("Цицерон", "Летний вечер", "Бессонни­ца", "Весенние воды", "Сны") появились в журналах "Галатея" и пушкин­ском "Современнике" в 30-е годы прошлого века, они не были по достоин­ству оценены широкой публикой, и только в 1854 году с выходом в свет однотомника его стихотворений к нему пришла широкая известность. Вступительную статью к сборнику избранных произведений написал И.С.Тургенев. Последующему выходу в свет сочинений поэта мы обязаны И.С. Аксакову, его первому биографу, тщательно, с большой любовью хра­нившему тютчевские автографы, а также его дочерям, особенно Анне Фё­доровне Тютчевой-Аксаковой. Его раннее творчество проникнуто мировым химическим духом, ибо ширь русской земли, её, огромные пространства рождали характеры, пред­назначенные для космического подвига.

___________________________________________

Чрез веси, грады и поля,

Светлея, стелется дорога, -

Ему отверста вся земля,

Он видит всё и славит Бога!

("Странник")

____________________________________________

Космос — это огромный дом, в котором есть место и человеку. Одна из особенностей творчества Тютчева - созвучие его вдохновения с жизнью природы. Природа изображается в движении, как участница собы­тий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости, она жи­ва и одухотворена, в ней нет ничего неподвижного, мёртвого:

____________________________________________

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

("Не то, что мните вы, природа...")

_____________________________________________

Это ощущение избавляло поэта от раздвоения между мыслью и чувст­вом: поэзия его была полна осознанной мысли, а его мысли находили себе только поэтическое выражение.

Дело поэзии, считал Тютчев, не в том, чтобы украшать действитель­ность приятными вымыслами. Таким образом, прекрасное он утверждал не как вымысел, а как истину. Такое понимание природы вытекало из право­славного миросозерцания, исповедующего гармоническую согласован­ность и всеединство. Жизнь поэта сложилась так, что более двадцати лет он пробыл за границей, встречался с выдающимися людьми эпохи - Г. Гейне, Ф. Шеллингом, идеи которого о мире и природе как бы растворились в той поэтической атмосфере, в которой вызревало творчество Тютчева, в пер­вую очередь в романтической поэзии. К ним относится ощущение поляр­ности бытия, экстремальных природных явлений, катаклизмов, мысль о происхождении Космоса из Хаоса, к которому порой тяготеет дух человека, тёмной первоосновы, движущейся к Свету ("День и ночь", "Полдень", "Ут­ро в горах", "Декабрьское утро", "День вечереет! ночь близка...", "Есть в светлости осенних вечеров...").

Ночь, по Тютчеву, не менее хороша, чем день: в ночи ярко светят звёз­ды и часто бывают откровения. Выдающийся русский философ Н. Бердяев называет его "великим поэтом ночной стихии". День набрасывает на бездну золотой покров, который ночью отбрасывается прочь.

_______________________________________

Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь.

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами.

Вот отчего нам ночь страшна!

("День и ночь")

________________________________________

Однако дневной свет всегда побеждает ночь: он, прогоняя её темноту, является символом жизни и небесной силы, побеждающей смерть и зло. С дневным светом ассоциировалась тютчевская поэзия, провозглашавшая высокий нравственный идеал. Не случайно, узнав о смерти Тютчева, И.С.Тургенев писал Фету: "Милый, умный, как день умный Фёдор Ива­новну, прости - прощай!" Со светом и тьмой связан сон ("Бессонница", "Сон на море", "Сны", "Впросонках слышу я - и не могу...", "Ужасный сон отяготел над нами..."). Стихия сна уносит человека в беспредельность, она помогает заглянуть в бездонные тайны космической жизни, отъединённой душе человека слиться с миром. Душа и мир - основные проблемы русской философской мысли. Мир - дар Бога человеку. Путь к познанию Бога ле­жит через его творение - природу, которая чаще всего выступает через вре­мена года: весну, лето, осень, зиму.

продолжение

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24