Центральный Дом Знаний - Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева 2

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева 2

к началу

Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увядани­ем, как символ обновления мира, стремящегося через преображение Хаоса к гармонии ("Весенние воды", "Весенняя гроза", "Весеннее .успокоение", "Душой весны природа ожила...", "Весна", "Весеннее приветствие стихо­творца", "Слезы", "Ещё шумел весёлый день..."). Стихотворения поражают нас тонкостью слуха, зоркостью, способностью различать цветовые гаммы, улавливать тонкие запахи. Такое восприятие природы делает её образ более конкретным. Поэт использует натурофилософский язык, который исходит из того, что мир состоит из четырёх великих стихий: земли, воздуха, огня, воды - то есть основ природно-телесного бытия - макрокосмоса. В "Весен­ней грозе" это земля (пыль, гора), вода (дождик, перлы дождевые, поток), воздух (раскаты грома, шум нагорный, небо, гам лесной), огонь (солнце), в "Весенних водах" - вода (снег, воды), земля (брег), огонь (светлый хоровод тёплых дней). Вечной жизни природы противопоставляется мимолётность человеческого бытия, полного "бурь гражданских и тревоги". Он понимает необходимость смены старого поколения новым. Несмотря на принадлеж­ность к старому миру, Тютчев по своему миросозерцанию оптимист:

_______________________________________

О, как тогда с земного круга

Душой к бессмертному летим!

Минувшее, как призрак друга.

Прижать к груди своей хотим.

Как верим верою живою,

Как сердцу радостно, светло!

Как бы эфирною струёю

По жилам небо протекло!

("Проблеск")

________________________________________

Наделяя природу человеческими качествами, Тютчев часто пользовался её образами для раскрытия своих дум о человеке, о столкновении доброго и злого в его душе, о раздвоенности человеческого сознания ("Предопределе­ние", "Не знаю я, коснётся ль благодать...", "О вещая душа моя!..", "Дума за думой, волна за волной...", "В часы, когда бывает так тяжко на груди..."):

____________________________________________

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море.

Здесь - в заключении, там - на просторе. -

Тот же всё вечный прибой и отбой,

Тот же всё призрак тревожно-пустой.

("Дума за думой, волна за волной...")

____________________________________________

Гармонии природы, простору Вселенной противопоставляется закры­тый мир человеческого сердца, замершего в тревожном ожидании пустой, злой жизни, которая превращает любовь в роковую вражду, исход которой — смерть.

_______________________________________________

Что это, друг? Иль злая жизнь недаром.

Та жизнь, - увы! - что в нас тогда текла.

Та злая жизнь, с её мятежным жаром.

Через порог заветный перешла?

("Итальянская villa")

_______________________________________________

Причина раздвоенной, больной души человека XIX века заключалась в потере религиозного сознания, чему способствовало чрезмерное развитие индивидуализма, скепсиса:

______________________________________________

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвётся из ночной тени

И, свет, обретши, ропщет и бунтует.

("Наш век")

________________________________________________

В отличие от немецкой философской лирики, рассматривающей про­блемы познания мира, Земли и Космоса, русская — всегда тяготеет к этиче­ским вопросам, истоки которых — в православии, хранившем единство ду­ха и жизни. Православие с его этическим потенциалом постоянно присут­ствует у великих русских писателей и поэтов. Для них этические принци­пы, провозглашённые Иисусом Христом в Нагорной проповеди, -единственная система морали, в которой любовь, добро, сострадание становились сутью человеческого бытия, способствовали рождению "нового человека". По учению Христа, Бог воплощается в мире, а мир приобщается к полноте Божественной жизни. "Совершенный человек" воплощает в себе полноту Божественного. В этом, по мнению Тютчева, и заключается смысл земной жизни. Эти проблемы нашли отражение в таких стихотворениях, как "Не знаю я, коснётся ль благодать...", "При посылке Нового Завета", "Так, в жизни есть мгновения...", "Тому, кто с верой и любовью...", "Над этой тёмною толпой...", "Видение", "Странник", "Рассвет", "Пророчество", "Ты зрел его в кругу большого света...", "Когда на то нет Божьего согласья...". Лишь обретение христианской веры излечит

душу:

___________________________________ Растленье душ и пустота.

Что гложет ум и в сердце ноет, —

Кто их излечит, кто прикроет?"

Ты, риза чистая Христа"

("Над этой тёмною толпой...")

_____________________________________

Трагическая история России, её борьба за существование способство­вали формированию нового склада русской души, таких качеств нацио­нального характера, как терпение, смирение, всемирная отзывчивость, -всё это позволило поэту считать Россию по своей природе христианской страной.

_____________________________________

Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые —

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть.

("О вещая душа моя...")

____________________________________________

Ключевые слова лирики Ф.И. Тютчева - Бог (Спаситель, Господь, Ии­сус Христос, Творец, Царь Небесный) и Святая Русь. Слова эти даны в раз­ных сочетаниях: Божественная денница, Божье святилище, Бога живо­творный глас, Божественный огонь, Божий лик. Светозарный Бог, Господь милосердый, Христов алтарь, Божий пламень, Христова служба. Божье попущенье. Божья, правда ("Памяти В.А. Жуковского", "Наш век", "Напо­леон", "Недаром милосердым Богом... ", "Не рассуждай, не хлопочи...", "Сижу, задумчив и один...", "19 февраля 1864 года").

В понятие "Святая Русь" поэт вмещает очень многое: это наши храмы, например Исаакий, являющиеся духовными центрами; первосвятители славян Кирилл и Мефодий; это и молитвы-песнопения, звучащие в церк­вах и в вашей душе; это великие деятели русской литературы М.В. Ломоно­сов, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин; это Вера, Надежда, Любовь. Святая Русь — это то же самое, что и "святая суть русского челове­ка", "святой оплот". Если нет святости, нет и ценности, нет ничего. Поэто­му такое большое место в лирике отведено библейской лексике: крестная ноша, праведник. Божий Промысел, Светлое воскресенье Христово, святая ночь. Божья благодать, Провидение, грехопаденье, Божья кара, молитва, святой покров, священный залог, кровь Христа и так далее. Философия Тютчева полна предчувствий потерь и разрушений:

_________________________________________

И мы плывём, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

("Сны")

_________________________________________

Но он верит в возрождение России, в умение её - восстать, как Феникс из пепла:

_________________________________________

В доспехи веры грудь одень,

И с Богом, исполин державный! —

О Русь, велик грядущий день..

Вселенский день и православный!

("Рассвет")

_________________________________________

Как поэт-пророк, Тютчев понимал, что судьба России будет зависеть от исхода борьбы тёмного и светлого в её душе, от устремлённости к христи­анскому идеалу. Утверждение мессианской роли России, её особого поло­жения в мире вытекало из пристального внимания поэта к судьбе Родины, русского человека, особенностей его натуры, что составляет основную тему тютчевской лирики последнего периода жизни, 50-70-х годов XIX века. Длительное пребывание за границей тяготило его. В 1845 году он писал своей дочери Анне:

"Льщу себя надеждой, что, с Божьей помощью, ты найдёшь в России больше любви, нежели где бы то ни было в другом месте. До сих пор ты знала страну, к которой принадлежишь, лишь, по отзывам иностранцев. Впослед­ствии ты поймёшь, почему эти отзывы, особливо в наши дни, заслуживают малого доверия. И когда потом ты сама будешь в состоянии постичь всё ве­личие этой страны и всё доброе в её народе, ты будешь, горда и счастлива, что родилась русской". Природное прекрасное дано им в сочетании с человече­ской красотой ("Русской женщине", "Слезы людские, о слезы людские...", "Сияет солнце, воды блещут...", "Я знал её ещё тогда..."). Улыбка одного че­ловека перевешивает весь мир, блещущий в первозданной красоте.

__________________________________

Но и в избытке упоенья

Нет упоения сильней

Одной улыбки умиленья

Измученной души твоей.

("Сияет солнце, воды блещут...")

__________________________________

Пристальное внимание к духовным началам русского национального характера вытекало из тесных связей с славянофилами, в частности с И.С.Аксаковым и Ю.Ф. Самариным, выступающими против пренебрежи­тельного, высокомерного отношения ко всему народному. Тютчев считал: то, что совершается на Родине, отзовётся во всех странах и весях. Он про­должил мысль, высказанную Н.В. Гоголем в "Выбранных местах из пере­писки с друзьями": залог будущего России заключается в тех огромных ду­ховных возможностях, которые присущи русскому человеку, в осознании своего неустройства и в умении увидеть и исправить свои отрицательные черты, то есть в покаянии: "Лучше ли мы других народов? Ближе ли жиз­нью ко Христу, чем они? Никого мы не лучше, а жизнь ещё неустроенней и всех их. "Хуже мы всех прочих" — вот что мы говорить о себе. Но есть в на­шей природе то, что нам пророчит это. Уже само неустройство наше нам это пророчит. Мы ещё растопленный металл, не отливавшийся в свою на­циональную форму: ещё нам, возможно, выбросить, оттолкнуть от себя как неприличное и ввести в себя всё, что уже невозможно другим народам, по­лучившим форму и закалившимся в ней".

Как гражданин, искусный дипломат, игравший значительную роль в проведении независимой внешней политики, отвечающей национальным интересам, Тютчев, считая необходимым объединение славян, тяготеющих к крепкому и прочному союзу с Россией, образование единого славянского космоса ("Привет вам задушевный, братья...", "Чехам от московских сла­вян...", "Славянам", "На юбилей князя A.M. Горчакова").

___________________________________

Недаром вас звала Россия

На праздник мира и любви:

Но знайте, гости дорогие.

Вы здесь не гости, вы - свои!

("Славянам")

__________________________________

Таким образом, в структуру своего мироздания Тютчев включает всё: свет, Хаос, Космос, природу, время, человека, историю, духовную жизнь. Наибольшее понимание лирика этого замечательного поэта получила лишь в конце XIX -начале XX века, когда началось новое освоение русской лите­ратуры, возросло внимание к тем писателям и поэтам, в творчестве кото­рых символисты видели своих предшественников, обострился интерес к славянофильству. Это время расцвета русской религиозной философии, открывшей нам заново значение классической русской литературы, поста­вившей коренные вопросы человеческого бытия - проблемы поиска смыс­ла жизни, общечеловеческого идеала.

Вывод.

Размышляя о поэзии Тютчева, Фет писал:

Здесь рука мощного господство.

Здесь утонченной жизни цвет.

Он точно выразил то, что чувствуем мы сегодня, читая Тютчева, думая о его поэзии, о его замечательной даре :

Вот наш патент на благородство,

Его вручает нам поэт.

Действительно поэзия Тютчева – наше бесценное достояние это то, чем может гордиться Россия, что сохраняет нам самоуважение, что мы можем предъявить миру, это наш патент на благородство.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24