Центральный Дом Знаний - Мотив жертвенной любви как главная ценность человека

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Мотив жертвенной любви как главная ценность человека

Содержание

I. Введение …………………………………………………………………... 3

II. Основная часть ……………………………………………………………. 5

2.1. Нравственные ценности в сказке «Отец» ………………………... 5

2.2. Нравственные ценности в сказке «Завещание старого монаха» .. 8

III. Заключение ………………………………………………………………… 12

IV. Библиография ……………………………………………………………… 13

V. Приложение ……………………………………………………………….. 14

ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы обусловлен возрастающим интересом к творчеству Л. Петрушевской, «ворвавшейся» в мир литературы неожиданно, создавшей удивительные по своей силе произведения. Сказка – древнейший жанр, позволяющий увидеть вечное в сегодняшнем мире, и обращение писательницы к ней не случайно, именно сказка, а у Петрушевской она особенная, позволяет увидеть мир реальный, порой жестокий, не поддающийся никакому объяснению, никаким правилам человеческого бытия. В её сказках мы не ощущаем поучения: «Сказка ложь, да в ней намек..», хотя в них довольно сильно притчевое начало. Темы, к которым обращается писательница, настолько актуальны, что всегда не только интересуют читателя, но и заставляют задуматься над тем, что происходит вокруг нас. Мы понимаем, что только наша любовь и самопожертвование способны спасти мир от опасности, которая угрожает нашей жизни.

Целью данной работы является исследование нравственных ценностей в сказках С. Петрушевской «Отец» и «Завещание старого монаха».

В соответствии с заявленной целью в работе необходимо решить задачи: 1) определить место героя в системе образов; 2) выяснить, что определяет поступки героя, какие ценности являются важными в его понимании.

Объектом исследования являются герои сказок «Отец» и «Завещание старого монаха»

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и приложения.

Сегодня появился интерес к творчеству Л. Петрушевской, поэтому в литературе, особенно в методических газетах и журналах имеются статьи, посвященные исследованию произведений писательницы, разработки уроков по ее произведениям, но это лишь первый литературный опыт учителей-практиков. Имеются и статьи об особенностях прозы Л. Петрушевской, художественных принципах и приемах работы писательницы, напечатанные в «Литературной газете», журналах «Новый мир», «Север», литературно-критические работы, но материал, помещенный там, носит общий характер. По некоторым произведениям, интересным на наш взгляд, вообще нет исследований, поэтому все это позволило провести самостоятельное исследование и определить главное: жертвенная любовь героев сказок «Отец» и «Завещание старого монаха» является главной ценностью человека.

Методы исследования: анализ художественного текста, работа с критической, справочной и научно-популярной литературой.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Добру откроется сердце,

И совесть будет чиста

А. Яшин

Мир Л. Петрушевской во многом «изнаночный», болезненный и угрюмый, не приукрашенный благородными чувствами и порывами души… Она показывает боль, неизлечимую болезнь, безнадёжное одиночество, безверие, тоску, тупое безволие, даже смерть. Она выбирает людей, которым не на кого положиться и ставит их в ситуацию, где надеяться не на кого.

Л. Петрушевская берёт человека в его слабости и показывает нам таким, каков он есть: хотите – жалейте, хотите – пройдите мимо. Она оставляет выбор свободным, ничего не говоря в лоб, ничего не объясняя. В этой слабости может скрываться сила, источник же её остаётся за текстом.

И в нашей жизни часто происходят вещи, которые не поддаются объяснению, в существовании которых верится с трудом. Так и в сказке Л. Петрушевской часто реальное переплетается с нереальным настолько тесно, что грани между ними абсолютно стираются, и уже невозможно понять: было ли всё это в действительности или показалось, привиделось. Но в том – то и секрет мастера, чтобы сделать загадку притягательной, дать возможность насладиться этим путешествием в другой мир, и не раскрыть тайны до самого конца – «умный, тонкий, чувствительный читатель» сам всё поймёт. Самое главное в её рассказах – стремление людей спасти друг друга. И, как в большинстве волшебных, колдовских историй, это стремление приводит к счастливому финалу.

Нравственные ценности в сказке «Отец»

Необычное начало сказки: «Жил на свете один отец, который никак не мог найти своих детей»,– вводит одну из основных тем: что есть семья и кто такие родители? Поражает и необычное появление на свет ребенка, который становится сыном этому отцу.

Но у Л. Петрушевской все необычно: и вступление в действие магических сил, которые по законам волшебной сказки помогают герою пройти испытание, и помощь старушки-волшебницы странная: только посоветовала поехать на электричке до станции «Сороковой километр». Почему сороковой? Не потому ли, что сорок дней после смерти человека необходимо душе, чтобы обрести покой? Ребенок, появившийся в лесной избушке (не рождается как обычно от отца и матери), похож «.. на старичка, временами на китайца, иногда даже на космонавта своими припухшими глазами и носом», постепенно становится моложе по мере того, как его находит мать и отец, а в финале сказки он младенец, которого пеленают. Реальность и вымысел переплетаются. Герои в начале сказки одиноки. Мужчина ищет своих детей, ничего не зная о них, женщина носит на себе печать страданий: «.. рот запекся, глаза влились, волосы висят». Мальчик бродит один в поисках семьи, создание которой упорядочивает их жизнь, ставит все на свои места: слабые обретают поддержку, женщина хорошеет, а мужчина становится опорой семьи.

Л. Петрушевская проводит своих героев, как и полагается по законам жанра, через испытания одиночеством, холодом, снежной метелью. Время действия – «суровая зима». И это не случайно. События происходят в лесу, через который трудно пройти (символ жизненных трудностей). Сначала отец «.. зачем-то полез по сугробам в самую чащу», затем из ночи появляется мальчик, «.. замотанный в рваную шаль» и ничего не знающий о себе, кроме того, что он мальчик. Последней в лесном домике появляется какая-то женщина «.. вся занесенная снегом, но босая».

Символично, что события разворачиваются ночью, словно герои еще не понимают чего-то. Метель по законам литературы всегда вмешивается в судьбы людей. Всем героям там, в лесу холодно, одиноко, страшно. Слово СУГРОБ несет информацию о том, словно младенец пришел из другого мира (корень слова –ГРОБ–).

Здесь, в домике, тепло, сытно, уютно. Именно внутри помещения они начинают заботиться о других. Уют маленького, но теплого пространства обеспечивается совместным сопротивлением стихийным силам. Главная роль в этом принадлежит мужчине. Он находится в поиске, путь от домика к домику ему указывают тропинки. Счастливый финал сказки получился благодаря стараниям отца, который все время действует: кормит, одевает, заботится о том, чтобы ребенку было хорошо. Он не укладывает его на печь, где тепло, а устраивает кроватку на сундуке около печи, укладывает ребенка спать, поет ему колыбельную, потом топит печь и греет чай для женщины, находит теплые вещи и несет их женщине с мальчиком: «..Но все дети одинаково мерзнут и одинаково хотят есть..», «.. взял из груды валенок за сундуком одни взрослые валенки, по виду как будто подходящие для женщины – она же была босая!» Отец заботится о тех, кто нуждается в его помощи, кто слаб и беззащитен перед стихией, слаб в том мире, что за пределами волшебного леса.

Примечательно и то, как по-разному относятся герои к ребенку, насколько различны отцовские и материнские чувства. Женщина почувствовала ребенка сердцем, и ей не важно ни его имя, ни пол, ни возраст. Она любит мальчика и плачет над ним, любуется им, целует край одеяла. Ради него она преодолела непреодолимые препятствия: разутость, холод, голод. Это материнское начало, ласковое, согревающее, дающее уют и покой.

Любовь отца разумна, так как он относится к отцовству как к долгу и готовит ребенка к будущей жизни среди людей, поэтому и выясняет: «Кто тебя привел?», «Тебе сколько лет-то?».. Отец сразу начинает учить мальчика пользоваться самыми необходимыми вещами: носовым платком, делиться с другими, подавая пример собственной воспитанности. Он всегда извиняется, когда берет вещи, нужные женщине и мальчику, заботясь о них, хотя в домике никого нет. Свой долг отец видит в том, чтобы оберегать тех, кто рядом с ним, заботиться о них, дарить им тепло своей души.

Отец понимает, что только вместе они смогут выйти из леса. Примечательно то, что покидают герои волшебный лес утром: «Уже светало, тропинка была, как ни странно, чистая и хорошо утоптанная, как будто и не было ночной метели».

Герои обретают счастье, они больше не одиноки: «Они помнили только то, что была какая-то очень трудная ночь, долгая дорога, тяжелые времена одиночества, НО теперь у них родился ребенок, и они нашли то, что искали».

Нравственные ценности в сказке «Завещание старого монаха»

Другое произведение Л. Петрушевской «Завещание старого монаха», пропитано горечью, жалостью, сочувствием к главному герою, и в то же время презрением и отвращением к тем «людишкам», которые так жестоки по отношению к монаху. Испытываешь бурю эмоций, читая эту сказку-притчу.

Повествование начинается как рассказ о событиях из жизни монахов, вынужденных кормиться тем, что дарит им природа, так как «..возделывать огород» было для них «напрасным трудом», потому что все, что было выращено, воровалось людьми из долины. Буквально с первых строк мы слышим о бедном существовании людей разных миров, разных укладов жизни, между которыми не было ничего общего. Это мир жителей монастыря и жизнь, и обычаи тех, кто жил в долине.

Каково же отношение к жизни этих людей? Каковы нравственные ценности? Что толкает людей на совершение противоправных поступков? Обратимся к таблице.


«Безбожные людишки»

Монахи, во главе с Трифоном*


Норма жизни

Неспокойно, с опаской ходили толпой, с ружьями.

Жили спокойно, дружно, в молчании.



Условия

быта


Благоденствие снизошло на этот край Дела шли неплохо, давно не было войн, засухи, наводнений, пожаров, мора, скот плодился.



Бедствовали. Дела шли плохо. Ели огрызки, сухие лепёшки. Обходились малым: жестяные банки для кипятка, солома, чтобы спать, рогожа укрываться. Даже топора и пилы не было.


Нравственные ценности


Нет нравственных устоев, нет соблюдения обычаев и традиций (не терпели бедняков и больных).

Высокие нравственные цен-ности. Умение прощать и заботиться друг о друге. Устоявшиеся обычаи и традиции.


Единство

Разделение на своих и чужых, на хороших и плохих.

Все равны.




Отношение

к природе


Небрежное отношение к природе. По праздникам разбредались по лесу, так что монахам потом долго приходилось приводить местность в порядок.

Были едины с природой (в дуплах, на манер белок; обходиться тем же, чем обходятся мелкие нехищные существа; в яме, как собачонка).


Богопослушные монахи живут в горах, в окружении леса (замкнутое пространство), безбожные же люди живут на равнине (открытое пространство). По образу жизни монахов, по их нравственным устоям, по тому, что они были очень близки к Богу, по тому, какие у них были взаимоотношения, – можно смело утверждать, что они жили как в раю, хотя их существование и не назовешь райским.

______________________________________________________

* Трифон – древне-церковное Труфон, Трихан, Трухан, сокращенно Триша: – из греческого «трифао» – жить в роскоши.

Судя по ужасным традициям «оставлять стариков и больных в лесу», по безжалостному отношению друг к другу, равнина больше похоже на ад, в котором ночью правит зло в лице Рыжего и Белого: «мрачные посетители ночью, как только стемнеет».

Между землёй и небом, между адом и раем существует чёткая граница – райский лес, проводником в который является монах Трифон, ему есть доступ как в тот, так и в другой мир. Это человек, который терпит побои, унижение, страдания ради того, чтобы вера в справедливость восторжествовала.

В финале сказки мы видим постепенное стирание границы между миром монастыря и народом, живущем на равнине, которое произошло благодаря старому монаху Трифону.

Ярко выражена мораль сказки: в каждом человеке есть что-нибудь хорошее, необходимо только стараться разглядеть, помочь и понять. Эту идею и несет старец Трифон людям, он готов даже ценой собственной жизни искупить вину Рыжего и Белого. Он оказывается способен на самопожертвование ради спасения людей.

Как ни странно, фабула с сюжетом расходятся. Автор будто намеренно забегает вперед и рассказывает о событиях не в хронологической последовательности. Л. Петрушевская спешит донести до нас все то, что происходило ранее, старается заинтересовать нас, даже немного ввести в заблуждение. Уже в начале сказки мы вчитываемся в описание жизни людей на равнине и в монастыре, узнаем о том, что им дорого, каковы их нравственные ценности, нравы, обычаи, устои, чем живут люди. Постепенно становится известно, насколько изменилось отношение людей к происходящему: живущие на равнине привыкли к убийствам, жестокости, насилию, они не в силах противостоять власти высших чиновников (в данном случае судьи).

В основе рассказа лежит случай, произошедший однажды с настоятелем монастыря монахом Трифоном. Который в ответ на порванную в клочья рясу, побои, растоптанную шкатулку, отобранную мелочь, спас жизни разбойников. Помог им остановиться и свернуть с пагубной дороги, чтобы жить в ладу с Господом. Все жители смеялись, издевались над монахом, не понимая, что жить нужно именно так, как жил и советовал другим настоятель монастыря.

Жить во имя добра, справедливости, не жалея себя – вот тот кодекс чести старого монаха и непреложная истина, которую, очевидно, усваивают Белый и Рыжий, встав на путь исправления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жанр сказки позволяет Л. Петрушевской по-новому показать нам наш мир, рассказать о главном: о законах человеческого бытия. Умение героев ее произведений прощать и заботиться о другом, жертвовать собой ради близкого человека – высшая нравственная ценность человека.

Художественное мастерство автора и стилевая выразительность текста так сильны, а темы столь актуальны, что всегда затрагивают за живое и заставляют вдумываться, всматриваться в то, что вокруг нас.

Прав А. Яшин, сказав в одном их стихотворений: «Добру откроется сердце и совесть будет чиста».

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гордович К.Д. Художественные принципы и приемы Л. Петрушевской.

[Текст]: Материалы конференции 100 летия Томского государственного университета. кн. Трансформация и функционирование культурных моделей XX века./К.Д. Гордович./т – Томск, 2002.– 89 с.

2. Невзглядова Е. Особенности прозы Петрушевской [Текст]:/ Е. Невзглядо-

ва./ – Новый мир, № 4, 1988, 256 с.

3. Петрушевская Л.С. Где я была [Текст]: Рассказы из иной реальности / Л.С.

Петрушевская./ – М.:ВАГИУС, 2002. – 300 с.

4. Ремизова М. Мир Петрушевской [Текст]: / М. Ремизова./ – Литературная

газета, № 11, 1996. – 4 с.

5. Шкловский Е. Особенности прозы Петрушевской [Текст]:/ Е. Шкловский./

– Литературная газета, № 14, 1992.– 4 с.

Приложение

Словарик

Пащинок – пасынок – неродной, одному из супругов сын.

Ларчик – искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоцен-

ностей; шкатулка, сундучок.

Сердобольный – сострадательный, жалостливый.

Лом – 1) толстый, металлический заострённый стержень, которым ломают,

разбивают что-нибудь твёрдое 2) ломаные или годные только для

переработки предметы.

Притча – в религиозной и старой литературе краткий иносказательный

поучительный рассказ.

Трифон – древне-церковное Труфон, Трихан, Трухан, сокращенно Триша: –

из греческого «трифао» – жить в роскоши.

Антоний – церковное – разговорное Онтон – из латинского «антониус» –

римское родовое имя, возможно, из греческого «антео» –

вступать в бой, состязаться – синоним Диониса.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24