Центральный Дом Знаний - Народные идеалы, выраженные в русских народных сказках

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2689

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Народные идеалы, выраженные в русских народных сказках

Народные идеалы, выраженные в русских народных сказках

План .

  1. Место сказки в жизни человека.

  2. Сказка – поэзия народной души.

  3. Актуальность темы.

  4. Сказка – духовная пища народа.

  5. Цели исследования.

  6. «..русская сказка… - хранилище русской мудрости» (Н.А. Некрасов).

  7. Особенности сюжета и композиции волшебных сказок, воплотивших народные идеалы.

  8. Положительные и отрицательные герои волшебных сказок.

  9. Своеобразие волшебных сказок.

  10. Заключение.

Там русский дух, там Русью пахнет.

А.С. Пушкин

Жизнь человека сложна и многообразна. В ней умещается всё: добро и зло, победы и поражения, успех и неудача, слёзы и радость, уныние и торжество, счастье и горе. Каждый из нас мечтает о том, чтобы на земле был мир. Мы ищем ответы на простые и сложные вопросы в общении с друг другом, обретая при этом жизненный опыт, который даёт возможность каждому из нас стать духовно богаче, нравственно красивее, морально сильнее.

Огромный, непостижимый мир открывается тому, кто любит читать, умеет сделать выбор среди многообразной художественной, научно-популярной литературы в пользу собственной потребности знать больше, окунуться в море художественных таинств и житейских историй, почувствовать собственную сопричастность к судьбе героя прочитанного произведения.

Не случайно знакомство с окружающим миром начинается для многих из нас с произведений фольклора: песен, пословиц, поговорок, загадок, былин. Но на первом месте, несомненно, находятся сказки.

Сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывалмсь в первоначальные связи с мифологией и в художественно преображенном виде сделались неотделимым свойством этого вида фольклорной прозы. Это один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или – реже – в стихах, в котором идёт речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. Народные сказки – одна из самых древних и распространённых форм устного народного творчества у всех народов, отражающая их воззрения, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт. Сказка преследует либо поучительные цели, либо сказывается для развлечения слушателей – взрослых и детей. Общепринято деление сказок на сказки о животных, волшебные и бытовые.

Передаваясь из поколения в поколение, из уст1 в уста, сказки пришли к нам из глубокой древности. Весёлые и грустные, страшные и смешные, они знакомы каждому с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них выражены мысли и чувства, мечты и надежды народа.

Сказка… Когда нам что-нибудь нравится, мы сравниваем это со сказкой: «Это просто сказка!», «Сказочная красота!», «Всё было, как в сказке!», «Ни в сказке сказать, ни пером описать»2… Если нам что-нибудь кажется невероятным, мы скептически говорим: «Рассказывай сказки!», «Всё это сказки!»…

Сказка – поэзия народной души.

Сказка – произведение большого искусства.

Сказка – свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.

В течение тысячелетий сказка открывает ребёнку дорогу в мир, едва начав осознавать самого себя и отличать «Я» от «НЕ-я», ребёнок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку.

Сказки знакомы нам с детства, ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь. Каждый становится человеком сразу после своего рождения, но быть человеком еще не значит стать личностью в этом безумном мире, полном несправедливости и фальши, где сплошь и рядом переплетаются добро и зло. Именно проблема добра и зла является главной темой всех без исключения сказок. Но если в сказке добро всегда побеждает зло, то в жизни часто сбывает наоборот. Маленький человек еще не готов самостоятельно идти по жизненному пути, прежде всего не готов самостоятельно выбрать этот путь, а интимный коллектив родных людей, имеющих жизненный опыт, помогает ему встать на верный путь. В сказках ребенок впервые в своей жизни сталкивается с проблемой морали, с самой проблемой существования таких нравственных факторов, как добро и зло. Сказка, прежде всего, играет воспитательную роль в жизни каждого из нас, помогает нам научиться отличать добро от зла.

В своём исследовании мы попытались проанализировать народные идеалы, выраженные в русских народных волшебных сказках, потому что они древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром и его, мира, художественного осмысления.

Актуальность выбранной нами темы очевидна. Совсем скоро мы окончим школу, и нам предстоит выбрать свою жизненную дорогу, определить главные человеческие ценности, чтобы занять достойное место в обществе. Читая сказки, рассмотренные нами в работе, мы постарались извлечь хороший урок добра и справедливости - этого так не хватает людям сегодня. В творческом поиске мы постарались познать свои возможности исследователей, раскрыть способности анализировать, сравнивать, сопоставлять, изучать дополнительную литературу, обогатившую нас как читателей.

Академик Д.С. Лихачёв писал: «Мы должны поставить памятники культур прошлого на службу будущему. Ценности прошлого должны стать активными участниками жизни настоящего, нашими боевыми соратниками».

Каждый человек проявляет интерес к сказкам. Они приходят к нему в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Любой из нас хотел бы поселиться в своей любимой сказке, стать её героем.

Сказка – это духовная пища, способная наполнить наше сердце добром и радостью, насытить наше представление о счастье и любви новыми открытиями.

Читая сказки: «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван-царевич и Серый волк», «Морозко», «Снегурочка», «Пёрышко Финиста - ясна сокола», мы почувствовали, что они обладают силой правды и утверждают идеалы добра и справедливости. Они исполнены добра к людям, любви к природе, бесконечным радостным удивлением перед красотой и целесообразностью мира, твёрдой верой в способность человека жить мудро, красиво и поступать гуманно.

Цели нашей исследовательской работы мы определили так:

  • расширить своё представление о сказках, убедиться в их актуальности сегодня;

  • проаназировать несколько сказок, найти их сходства и различия;

  • выяснить, какие народные идеалы воплощены в сказках больше, убедительнее;

  • изученив дополнительную литературу, расширить свой кругозор, получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы.

Н.А. Некрасов писал: «…русские сказки – память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости».

Одним из видов сказок являются волшебные сказки, которые в своих истоках восходят к магическим обрядам, осложненными всей совокупностью мифологических воззрений на мир: таково представление о существовании подземного царства, иных миров и пр.

Волшебные сказки изображают не отдельные характеры и не частную жизненную ситуацию. Через сюжеты и образы волшебной сказки раскрывается вся вселенная во всём богатстве взаимосвязей: Баба-Яга и Кощей Бессмертный, Емеля-дурак и царевна Несмеяна, гуси-лебеди и кот-баюн, меч-кладенец и шапка-невидимка, избушка на курьих ножках и тридесятое царство, пряничный домик и речка с кисельными берегами, печь Емели и костёр, на котором сгорает Снегурочка.

Как правило, сказка складывается по следующему сценарию: силы зла загоняют силы добра в критическую ситуацию, из которой, как нам может показаться, уже нет выхода, но... всегда спасает чудо, то самое чудо, которое мы так ждем в детстве, в которое мы так верим. Добро побеждает зло, это укореняется в нашем сознании, уходит в наше подсознание и впоследствии невольно действует на нашу жизнь, поступки, на выбор жизненного пути.

Анализируя волшебные сказки, мы заметили, что, несмотря на видимую пестроту и сложность, волшебные сказки имеют общие законы построения сюжета. Сюжет сказки начинается с какой-нибудь беды, например: отец состарился и смертельно заболел, кто-то вытоптал ночью посевы, змей унёс жену, младший брат нарушил запрет и попал к ведьме. Узнав о случившемся, герой отправляется на поиски средства для устранения недостачи: за молодильными яблоками, за жар-птицей, за живой и мёртвой водой. В пути он преодолевает множество препятствий, приобретает друзей и побеждает врагов, добивается своей цели и счастливо возвращается домой.

Исследуя народные идеалы в волшебных сказках, мы определили, что борьба за нравственность часто в сказке развёртывается по схеме: запрет – его нарушение – наказание. Серый Волк запрещает герою брать вместе с жар-птицей и её клетку – за нарушение герой наказывается неудачей; жена запрещает мужу входить в заветную комнату, герой нарушает запрет – и Кащей вырывается на свободу. Неизбежность наказания в сказке – закон всеобщей жизни и носит немотивированный, «роковой» характер, а не раскрывается как воля какого-либо лица, группы лиц, коллектива.

Нравственная оценка в сказке принадлежит не герою, а самой сказке, сюжету. Этот закон добра, закон взаимопомощи, закон сострадания определяет народные идеалы, заложенные в волшебных сказках.

Развёртывание сказочного сюжета сопровождают особые словесные формулы. Интересно было проанализировать обозначенную проблему с точки зрения композиции сказки.

В экспозиции сказки мир изображается в состоянии покоя и равновесия: «Жили-были старик со старухой, и было у них три сына». Завязка действия рисуется всегда внезапной: «Только вышла царевна в сад, налетел вихрь и унёс её»; «Играл Иванушка на крыльце, невесть3 откуда налетели гуси-лебеди, подхватили и унесли его»; «Наклонился царь воды из ручья испить4, вдруг кто-то хвать его за бороду: «Отдай, чего дома не знаешь».

Если сам герой виноват, то ему и горе расхлёбывать. Если же по чьей-то вине приключилась недостача, то ищут самого подходящего. Да только старый хоронится5 за среднего, средний за малого, а малому и ответа нет. Вызывается избыть вину обычно самый неприглядный персонаж – младший брат, Иванушка-дурачок. Но именно он окажется настоящим героем. Он сумеет поговорить со встречным, он способен увидеть в бабушке-задворенке мудрого советчика. Он готов помочь чужой беде, поступившись собственными интересами: голодать, но не убивать детёнышей лесного зверя; мёрзнуть, укрыв в поле птенцов; не спать, чтобы сопровождать чьё-то имущество. Позже с помощью благодарных животных, дарителей и волшебных помощников герой сможет проникнуть в иной мир: взобраться на небо, спуститься под землю и на дно морское, а ложные герои (старшие братья) так и не найдут дороги туда. Выходит, что настоящий герой тот, кто знает правила общения с окружающим миром – обряды, за которыми стоит порядок мироустройства.

Беда в мир людей приходит извне, из потустороннего мира. Прямой дороги туда не знает никто. Поэтому самый верный путь на тот свет – идти куда клубок катится или, ещё лучше, куда глаза глядят. Долгая эта дорога: надо три пары железных сапог истоптать, три посоха железных сносить, три хлеба железных сглодать6, прежде чем попадёшь на границу нашего и того мира.

Обратим внимание на регулярное использование сказкой числа «три». Сюжетное действие строится, как правило, на троекратных повторах (три задачи, три боя, три попытки). В начале повествования особняком выделяются три главных героя. Описание времени даётся по «три года», «три дня», «три часа».

Объяснение этой закономерности мы нашли в особенностях первобытного мышления и архаичной системы счёта. Первоначально в любом языке существовало единственное, двойственное и множественное число. Представление древнего человека об одном отдельном предмете дополнялось понятием о парных явлениях (две руки, две ноги, два глаза, два уха и т.д.). Вместе же представление о единичном и двойном противостояло идее множества вещей или явлений. Таким образом, изначально человек считал: «Один, два, много». Следовательно, число «три» значило «много», всё, что больше двух. Этот этап в развитии системы счёта отразила волшебная сказка. Три поединка со змеем означают, что бой не кончался до тех пор, пока герой не победил противника. Герой едет три года, значит – столь долго, сколько нужно, чтобы добраться до цели.

Первая цель героя — граница мира живых и мира мёртвых, которую сторожит лесная старуха из избушки на курьих ножках. У Бабы-Яги много свойств мертвеца: у неё костяная нога, она никогда не ходит, а только летает. Да и избушка мала для неё: ноги на лавках, голова на грядках, нос в потолок врос. Тесна избушка потому, что она не просто дом, а гроб (гроб в народе называют домовина, то есть дом для покойника). Самое главное то, что для Бабы-Яги мёртвые — "свои", а живые — "чужие". Мёртвых она видит, слышит и воспринимает как родных. А увидеть живого человека Баба-Яга не может, зато остро чувствует живой человеческий запах: "Фу-фу-фу, русским духом пахнет". Герою, живому человеку, надо проникнуть в мир мёртвых неузнанным, потому он принимает вид обыкновенного покойника, идущего на тот свет и требующего положенного: "Накорми-напои, спать уложи, а потом и расспрашивай". Поесть и уснуть в мире мёртвых — значит окончательно приобщиться к смерти, остаться там навсегда. Настоящий герой должен вернуться домой, поэтому он: "Не столько ест, сколько под стол оросает7... Спать не спит, а вокруг глядит".

Будучи частью потустороннего мира, хозяйкой лесных зверей, Баба-Яга знает, как добыть необходимое герою: где лежит заветный меч, как вырастить богатырского коня. Но за это нужно сослужить службу: три года овец пасти (а овцы того света — это наши волки), коней стеречь (а загробные кони — это медведи). И снова волшебные помощники помогают герою. Наконец служба исполнена. Есть у героя богатырский конь, есть воинское и иное необходимое снаряжение, путь к центру того мира открыт, но... скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

1 Уста – рот, губы.

2 Пословица: в народной словесности: о ком-нибудь или чём–нибудь очень хорошем, красивом.

3 Невесть – неведано, неизвестно.

4 Испить – попить, выпить.

5 Хоронится – прячется.

6 Сглодать – съесть.

7 Оросает – бросает.

продолжение   

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24