Центральный Дом Знаний - Аркадельт Якоб

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Аркадельт Якоб

Аркаде́льт Якоб (Jacobus Arcadelt) (ок. 1507, Намюр — 14.10.1568, Париж?), франко-фламандский композитор; работал преимущественно в Италии. Один из основателей традиции итальянского мадригала XVI века. 

Несмотря на то что большинство раннепечатных сборников передают имя Аркадельта в галлицизированной форме Arcadet, современные учёные предполагают всё же фламандскоепроисхождение композитора. Начиная с 1520-х годов жил в Италии. В 1535-37 годах состоял на службе флорентийского герцога Алессандро Медичи, возможно, сменив на этом постуФилиппа Вердело́. В 1538 году переехал в Рим, где написал мадригал «Ecco d’oro l’età» по случаю бракосочетания Маргариты Австрийской и Оттавио Фарнезе. В 1540-51 был капельмейстером (magister capellae) в Сикстинской капелле. В 1552-68 годах работал во Франции у кардинала Карла Гиза в Лотарингии. Документальных свидетельств о последнем, французском, периоде жизни Аркадельта не сохранилось; возможно, он также служил Карлу IX. 

В творческом наследии Аркадельта исключительно вокальная музыка: 24 мотета (преимущественно на 4 и 5 голосов), 126 французских шансон, латинские многоголосные песни (на тексты Вергилия, Горация, Марциала), около 250 мадригалов (на 3-6 голосов, главным образом, на 4 голоса; многие мадригалы, опубликованные в печатных сборниках того времени как анонимные, возможно, также принадлежат Аркадельту), три мессы, магнификаты, Плачи пророка Иеремии.

По общему признанию, историческая заслуга Аркадельта — развитие и внедрение в итальянскую музыкальную культуру XVI века мадригалов, которые композитор писал на стихиПетрарки, Якопо Саннадзаро, Пьетро Бембо, Филиппо Строцци и других (в том числе анонимных) поэтов. Наиболее известные мадригалы Аркадельта: «Chiare fresch’ e dolce acque», «Dai dolci camp’ Elisi» (с элементами театрализации), «Deh dimm’ Amor se l’alma» и «Io dico che fra voi» (на стихи Микеланджело), «Белый и нежный лебедь» («Il bianco e dolce cigno», на стихи Дж. Джудиччони; самое популярное сочинение Аркадельта), «O felic' occhi miei».

Гармония Аркадельта диатонична, сложностям имитационной полифонии Аркадельт нередко предпочитает гомофонную фактуру, фобурдон) и силлабику.

Полное собрание сочинений Аркадельта опубликовал в серии «Corpus mensurabilis musicae» Элберт Си.

 Список сочинений

Мадригалы

  • Il primo libro di madrigali (a4; Венеция, 1539)

  • Il secondo libro de madrigali (a4; Венеция, 1539)

  • Il vero secondo libro di madrigali (a4; Венеция, 1539)

  • Terzo libro de i madrigali novissimi (a4; Венеция, 1539)

  • Il quarto libro di madrigali (a4; Венеция, 1539)

  • Primo libro di madrigali (a3; Венеция, 1542)

  • Il quinto libro di madrigali (a4; Венеция, 1544)

  • Прочие мадригалы в составе различных сборников (между 1537 и 1559)

Шансон

  • Quatorsiesme livre de chansons (a4-a6; Париж, 1561)

  • Tiers livres de chansons (а4; Париж, 1567)

  • Quatrième livre de chansons (а4; Париж, 1567)

  • Cinquième livre de chansons (а4; Париж, 1567)

  • Sisième livre de chansons (а4-а5; Париж, 1569)

  • Neuvième livre de chansons (а4-а6; Париж, 1569)

Мессы

  • Missa «Ave regina caelorum» (a5; Париж, 1557)

  • Missa de beata virgine (a4; Париж, 1557)

  • Missa «Noe Noe» (а6; на мотет Ж.Мутона; Париж, 1557)

Прочая церковная музыка

  • Magnificat primi toni (а4-а6; Париж, 1557)

  • Lamentationes Jeremiae I (а4; Париж, 1557)

  • Lamentationes Jeremiae II (а4; Париж, 1557)

  • Lamentationes Jeremiae IIII (а4; Париж, 1557)

Мотеты

  • Benedixit Deus Noe (a4, 1532)

  • Candida virginitas (a6)

  • Congregati sunt (a5, 1538)

  • Corona aurea (a5)

  • Domine Deus omnipotens (a4, 1538)

  • Domine exaltetur manus tua (a4, 1539)

  • Domine non secundum peccata nostra (a3-a5)

  • Dum complerentur dies Pentecostes (a5, 1538)

  • Estote fortes in bello (a6)

  • Filiae Jerusalem (a4, 1532)

  • Gaudent in caelis (a5, 1538)

  • Gloriosae Virginis Mariae (a5)

  • Haec dies (a4, 1532)

  • Hodie Beata Virgo Maria (a4, 1539)

  • Istorum est enim (a7, 1564)

  • Memento salutis auctor (a4)

  • Michael archangele (a5, 1538)

  • O gloriosa domina (a4, 1538)

  • O pulcherrima mulierum (a5, 1539)

  • O sacrum convivium (a5, 1539; спорная атрибуция);

  • Pater noster (a8, 1545);

  • Recordare Domine (a5, 1540);

  • Regina caeli (a5)

  • Salve regina (a5)

Латинские песни

  • At trepida et coeptis (Вергилий; a4, 1556)

  • Integer vitae scelerisque (Гораций; a3, 1559)

  • Montium custos nemorumque, (a3, 1559)

  • Poscimur, si quid vacui (Гораций; a3, 1559)

  • Vitam que faciunt beatiorem (Марциал; a4, 1556)

Слава Аркадельта-композитора в годы его жизни и ещё долго после смерти была велика. Достаточно сказать, что Первая книга мадригалов на протяжении столетия (в промежутке между 1538 и 1654 годами) перепечатывалась 58 раз. Светские композиции Аркадельта становились основой месс-пародий, многочисленных интабуляций, инструментальных обработок (для виолы да гамбы). На картине Караваджо «Лютнист» в партитуре лютниста читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Voi sapete ch’io vi amo» («Вы знаете, что я люблю вас»).

Исполняемое иногда под именем Аркадельта четырёхголосное сочинение «Ave Maria (музыка)» в действительности представляет собой вольную обработку трёхголосной шансонАркадельта «Nous voyons que les hommes», принадлежащую французскому композитору Пьеру-Луи Дитчу (Dietsch, 1808—1865). Именно это позднейшее сочинение (а вовсе не оригинальный шансон Аркадельта) взял за основу своей органной фантазии Ференц Лист.

Литература:

  • Klefisch W. Arcadelt als Madrigalist. Köln, 1938

  • Haar J. Towards a chronology of the madrigals of Arcadelt // Journal of Musicology, V (1987), pp.28-54

  • Fenlon I., Haar J. The Italian madrigal in the early 16th century: sources and interpretation. Cambridge, 1988

  • Orden K. van. Les Vers lascifs d’Horace: Arcadelt’s Latin Chansons // Journal of Musicology, XIV (1996), pp.338-69

  • Harris P. Classicization in the Renaissance: the madrigal history of Jacques Arcadelt. Diss. University of Calgary, 1999

  • Haar J. Arcadelt and the frottola: the Italianate chanson ca.1550 // Res musicae : essays in honor of James W. Pruett. Warren (Mich.), 2001

  • McClary S. Modal subjectivities: self-fashioning in the Italian madrigal. Berkeley, London, 2004

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24