Центральный Дом Знаний - Арктическая гипотеза

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Арктическая гипотеза

Аркти́ческая гипо́теза предполагает расположение прародины индоевропейцев в северных районах Евразии (Кольский полуостров, Карелия, Беломорье, Таймыр). Была сформулирована в 1903 году известным политическим деятелем Индии Б. Г. Тилаком в книге «Арктическая родина в Ведах». Гипотеза является неакадемической. В настоящее время сторонниками гипотезы являются отдельные индийские исследователи, в России же она распространена в основном в околонаучных и националистических кругах.

Судя по всему, человек появился на севере Евразии довольно рано, ещё в эпоху палеолита. Об этом, например, свидетельствуют находкиДирингской культуры (Якутия). Однако датируется эта культура разными исследователями по-разному, причём различие в датировках достигает внушительных размеров: в разных источниках возраст дирингских находок оценивается цифрами от 1,8 млн до 250 тысяч лет. Излишнее удревнение датировок этой культуры даёт повод для спекуляций на тему о внетропическом происхождении человека.

Во второй половине палеолита северную половину Евразии накрыл ледник. В самом конце палеолита он начал отступать, а с ним, соответственно, и крупные промысловые животные (мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь и т. п.), а за ними, в свою очередь, стал мигрировать на север и человек. Мировое потепление началось ещё с 12 тысячелетия до н. э. и продолжалось до 10-9 тысячелетия до н. э. Итак, к началу мезолитачеловек расселился по всей Евразии до берега Северного Ледовитого океана. Затем, в течение 2 тысяч лет, климат был немного прохладнее. После этого начался период интенсивного и очень существенного потепления — бореал (7,5 — 5,4 тыс. до н. э.). В этот период границы лесной зоны достигали берега Северного Ледовитого океана. Поэтому в это время имели место достаточно благоприятные условия для развития культуры. А после окончания бореала, с началом похолодания, индоевропейцы начали постепенно переселяться в лесную зону Евразии, некоторые на запад, а некоторые дальше на юг, в лесостепи и степи, где они и образовали довольно высокоразвитые культуры.

Многочисленные доказательства достоверности арктической гипотезы приводит, по его мнению, индийский политик Б. Г. Тилак в своей работе «Арктическая родина в Ведах». Анализируя многочисленные древние письменные источники он приходит к выводу, что факты говорят об арктической прародине. Бал Гангадхар Тилак пишет:

В Ригведе (X.89.2-4) бог Индра «поддерживает небо и землю, как колесо повозки поддерживаются осью» и вращает «отдаленную сферу, как колеса повозки». Если мы объединим эти два указания на то, что небо поддерживается на оси и движется, как колесо, то четко увидим, что описываемое движение соотносится только с той небесной полусферой, которую можно наблюдать лишь на Северном полюсе. В Ригведе (I.24.10) созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее, что говорит о положении, видимом только в циркумполярной области.
Утверждение, что день и ночь богов длятся по 6 месяцев, крайне широко распространено в древнеиндиндийской литературе.
Гора Меру признается нашими астрономами земным Северным полюсом. «На Меру боги видят солнце после его одноразового восхождения на протяжении его пути, равного половине его обращения вокруг земли».

«Законы Ману» (I.67) утверждают: «У богов и день и ночь — (человеческий) год, опять разделенный надвое: день — период движения солнца к северу, ночь — период движения к югу».
В Тайттирия Брахмане (III, 9, 22.1) и Авесте (Вендидад, Фаргард II) год сравнивается с одним днём, так как солнце садится и всходит лишь раз в год.
Большое количество гимнов Ригведы посвящено богине утренней зари — Ушас. Причём говорится, что заря длится очень долго, что зорь очень много и они движутся по горизонту, что может свидетельствовать о приполярных областях.
Также большое количество гимнов Ригведы посвящено описанию кромешной тьмы и длинной ночи (II.27.14; VII.67.2; X.124.I; II.2.2 и др.). В Ригведе упоминается лишь 7 солнечных богов — Адитьев, тогда как в более поздних текстах говорится уже о 12. Это может свидетельствовать о том, что солнце светило лишь 7 месяцев. В Ригведе упоминаются появляющиеся и исчезающие (замерзающие) воды, океан и лодки. О суровом климате индоевропейской прародины говорит такой древний текст, как Авеста:

«120. И четырёх ей создал
Ахура жеребцов,
Те кони — Дождь, и Ветер,
И Облако, и Град.
Они ей постоянно
Льют влагу, о Спитама,
Поят её росою,
Числом неисчислимым
Ей сыплят снег и град.
129. Бобровую накидку
Надела Ардви-Сура
Из шкур трехсот бобрих,
Четырежды родивших.»

По диалектному распределению (иранский, греческий, балто-славянский, германский, кельто-италийский) слово («снег») должно считаться индоевропейским.
По схеме диалектного распределения слова («холод», «лёд») можно считать достаточно древними, относящимися к определённому раннему диалектному ареалу индоевропейского языка.
Любопытно отметить, что для индоевропейского восстанавливается целая группа терминов в значении «лёд», «холод»….

За исключением части индийских исследователей, арктическая гипотеза практически не имеет сторонников в современной науке, по причине того, что она в целом уже устарела.

Слабым местом данной гипотезы является практически полное отсутствие возможности связать её с какой-либо археологической культурой. Также многие исследователи (например,Г. М. Бонгард-Левин и Э. А. Грантовский) отмечают, что мифологемы, связанные с севером, северной страной, скорее всего появились у ариев на их прародине при контактах с северными соседями. А лингвистические доказательства гипотезы несостоятельны, поскольку, как пишет И. М. Дьяконов, слова «холод», «снег» и т. п. существовали даже у народов Двуречья.

Сторонники гипотезы:

  • Б. Г. Тилак — лидер индийского движения за независимость;

  • Н. Р. Гусева — индолог и этнограф, доктор исторических наук, лауреат Международной премии им. Джавахарлала Неру, автор свыше 150 научных трудов по культуре и древним формам религии индийцев;

  • В. Н. Дёмин — писатель, доктор философских наук, член Союза писателей России, организатор любительских экспедиций на Кольский полуостров, автор более 100 работ научного, научно-художественного и беллетристического содержания, среди которых 20 книг;

  • С. В. Жарникова — историк, этнограф, кандидат исторических наук, член Международного Клуба Учёных;

  • Г. Н. Базлов — историк, этнолог, кандидат исторических наук, член правления Российского Фольклорного Союза. 

Лит.: Bryant, Edwin & Laurie L. Patton (2005), The Indo-Aryan controversy: evidence and inference in Indian history, Routledge, ISBN 0700714626

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24