Центральный Дом Знаний - Образ моря в живописи И.К. Айвазовского и в русской поэзии

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2688

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Образ моря в живописи И.К. Айвазовского и в русской поэзии

Оглавление.

  1. Введение ………………………………………………………………………2

  2. Основная часть. Море в творчестве И. К. Айвазовского и в русской поэзии

  1. И. К. Айвазовский. Биографический очерк……………………………4

  2. Море в живописи Айвазовского и в русской поэзии

  1. Элегия В. А. Жуковского «Море» и «Девятый вал» И. К. Айвазовского …………………………………………………..6

  2. Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» и «Прощание Пушкина с морем» Айвазовского…………………………….7

  3. Маринист И. К. Айвазовский и поэт М. Ю. Лермонтов …...9

  4. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Как ты хорошо, о море ночное…» и полотна Айвазовского…………………………10

  1. Заключение…………………………………………………………………11

    Библиографический список ………………………………………………….12

I. Введение

Море всегда имело огромную притягательную силу для деятелей культуры: поэтов, художников и музыкантов. Нет ни одного русского живописца или поэта, который, побывав у моря, не пытался изобразить его. У одних это были эпизодические этюды, не связанные с основным ходом развития их искусства, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих работах. Среди художников русской школы великий талант Ивана Константиновича Айвазовского занимает первое место. Живописец целиком посвятил себя маринистической живописи.

В своей работе я хотела соотнести изображение моря в живописи И.К. Авозовского и в русской поэзии.

II. Основная часть

И. К. Айвазовский. Биографический очерк.

Среди всех живописцев мира одним из лучших поэтов моря считается по праву Иван Константинович Айвазовский. Величайший поэт, создавший свои произведения не с помощью слова, а при помощи кисти и красок, проживший интересную и долгую творческую жизнь, стал самым известным русским певцом моря.

Родился Иван Константинович 17 или 30 июля 1817 года в Феодосии. Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. Счастливая случайность привела Айвазовского из глухой Феодосии в Петербург, где в 1833 году по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию художеств, в пейзажный класс профессора М.Н. Воробьева.

Дарование Айвазовского раскрылось необыкновенно рано. В 1835 году за этюд «Воздух над морем» ему уже была присуждена серебряная медаль второго достоинства. А в 1837 году на академической выставке он показал шесть картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Академии художеств, который постановил: «Как первой стадии академист, Айвазовский удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования». Из-за молодости он был в 1838 году послан на два года в Крым для самостоятельных работ.

За границу Айвазовский поехал в 1840 году сложившимся мастером-маринистом. Успех в Италии и европейскую славу, сопутствовавшие во время командировки, ему принесли романтические морские пейзажи «Буря», «Хаос», «Неаполитанская ночь» и другие. Это было воспринято на родине как заслуженная дань таланту и мастерству художника.

Во время этого плавания он сделал большое количество рисунков карандашом, этот материал служил ему в течение многих лет для создания картин, которые он всегда писал в мастерской. По окончании путешествия Айвазовский задержался в Крыму, приступив к постройке в Феодосии на берегу моря большой художественной мастерской и дома, который с этого времени стал местом его постоянного жительства.

В течение своей долгой жизни Айвазовский совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в 1898 году, совершил далекое путешествие в Америку. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папке накапливались рисунки. Но где бы не был Айвазовский, его всегда влекло к родным берегам Черного моря.

Несмотря на, казалось бы, замкнутый, уединенный образ жизни в Феодосии, Айвазовский сохранял близость со многими выдающимися деятелями русской культуры, встречаясь с ними в Петербурге и принимая их в своем Феодосийском доме. Так, еще во второй половине 30-х годов в Петербурге Айвазовский сближается с замечательными деятелями русской культуры: К.П. Брюлловым, М.И. Глинкой, В.А. Жуковским, И.А. Крыловым, а во время своего путешествия по Италии в 1840 году он знакомится в Н.В. Гоголем и художником А.А. Ивановым.

Айвазовский умел прекрасно передать раскат волны на песчаном берегу, и зритель лучше видел прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы.

Иван Константинович любил свою родину- Феодосию. Большую часть жизни он провел именно там - в маленькой мастерской на морском побережье. В городе о добром гении сложили песню:

Айвазовский поставил фонтан

Из мрамора чистого,

Айвазовский воду провел в фонтан

Из своего источника быстрого.

Посмотрите, как вода бежит,

Послушайте, как струя журчит,

Выпейте воды, пожалуйста,

Вспомните Ивана Константиновича…

Перед смертью Айвазовский написал завещание, в котором он свою галерею оставлял родному городу: «…Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу…». Умер Иван Константинович Айвазовский 12 апреля (или 2 мая) 1900 года.

2. Море И. К. Айвазовского в русской поэзии.

В нашей жизни два вида искусства – поэзия и живопись - существуют независимо друг от друга, но какие удивительные, незабываемые и полные образы предстают перед человеком, когда эти два вида искусства повествуют в один голос! Ими мы готовы восхищаться и перечитывать стихотворения вновь и вновь, при этом любуясь и подолгу рассматривая полотна художников. Стоишь у полотен великих живописцев, в памяти сами собой всплывают строки стихотворений поэтов, дополняя и обогащая созерцаемое. Разносторонний и неукротимый образ морской стихии, созданный мастером И.К. Айвазовским, созвучен многим поэтическим произведениям русских авторов.

Поэтическое творчество, посвященное образу моря, берет истоки еще в произведениях устного народного творчества. Былины русского народа любовно говорят о "кораблях остроносых”, о "парусах камчатных”, о жизни моря:

На синем море сходилась погода сильная,

Застоялись черлёны корабли на синем море;

А волной-то бьет, паруса рвет,

Ломает кораблики черлёные;

А корабли нейдут с места на синем море.

Эти строки можно посвятить большей части полотен И.К.Айвазовского («Девятый вал», «Буря на Северном море», «Гроза», «Волна» и т.д.), той части, которая поет оду великому народу, сражающемуся со стихией непокорного моря.

Иван Константинович Айвазовский создал огромное количество марин, внес большой вклад в развитие русского искусства. Стоя перед картинами Айвазовского, я вспоминаю строки стихотворений самых различных авторов. Тем самым погружаюсь в атмосферу картины, создается иллюзия, что я - часть этого произведения. Слышится успокаивающий шорох раскатывающейся волны, шум моря, шторма, бури, раскат грома. Я слышу море.

Элегия В. А. Жуковского «Море» и «Девятый вал» Айвазовского

Элегия В.А. Жуковского «Море» - одна из лучших и известных элегий поэта. Она сопоставима с полотном И.К. Айвазовского «Девятый вал». В бурю море бьется, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты ревешь, ты терзаешь враждебную мглу…1

Создается полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн.

Трехсложные стопы в приведенных строках разделены паузами, передающими мерные удары волн. Но как бы не было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Он представляет морскую стихию живым, всё чувствующим, мыслящим существом. Этим объясняется обилие метафор, метафорических сравнений, олицетворений. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?2

Недаром Крамской писал об этом произведении: «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю». Картина свидетельствует о том, что Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания, в ясно ощутимой мощи ее.

Море остается загадкой для поэта Жуковского. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из «земной неволи» тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там в вышине, всё прекрасно и вечно. Состояние двух бездн - морской и небесной – волнует поэта: «Море у Жуковского оказалось живописным символом человеческой жизни. Традиционный аллегорический образ жизненного моря превратился в романтической системе поэта в символический. Тайна моря – это его постоянное влечение к светлому небу, внутренняя независимость от него, его отражение, яростный протест против враждебной мглы, скрывающей небесную чистую благодать, постоянный трепет, как бы боязнь утраты».

Айвазовский изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный «Девятый вал», готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачт.

В центре картины, в бушующем море, художник изобразил обломок громадной мачты, за которую цеплялось несколько людей. Это все, что осталось от большого и казавшегося таким прочным корабля. Всю ночь их носило посреди безбрежного моря. И вот, наконец, наступил рассвет. Встает солнце, хотя его почти не видно сквозь водную пыль. Вместе с солнцем и теплом появилась надежда на то, что буря скоро утихнет. Но это только надежда. Над головами крошечных людей поднимается новый девятый вал, огромная волна. На картине она могучая, просвечивающая на солнце зеленым и голубым цветом, с капельками брызг и хлопьями пены. Волна прекрасна, красива и жива.

Зритель сразу же может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки.

Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.

Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» и «Прощание Пушкина с морем» Айвазовского

Айвазовский учился в Академии Художеств в Петербурге, и уже первые морские пейзажи выделялись на академических выставках. На одной из таких выставок художник встретился с Александром Сергеевичем Пушкиным, который высказал ему свое одобрение. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум и вдохновения»,- говорил Айвазовский. Впоследствии художник создал ряд картин, связанных с образом Пушкина, в их числе знаменитое полотно «Прощание Пушкина с морем». В этом произведении фигура поэта написана И.Е. Репиным. Эта картина удивительно созвучна пушкинским строкам:

Прощай, свободная стихия,

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красотой.3

В стихотворении А.С. Пушкина «К морю» два идейно-художественных центра: образ моря и образ лирического героя. Поэт прощается со «свободной стихией», в которой он видит друга, вспоминает о прогулках у моря. Автор видит море в покое и в гневе, сожалеет, что не смог «восторгами поздравить море», так как душа рвалась прочь. Море воспринимается поэтом, как живое существо.

Важнейшее место отводится переживаниям лирического героя, который на берегу моря вспоминает о «гробнице славы». Лирический герой Пушкина дает оценку «просвещения», «тирана» и обещает не забыть торжественной красоты моря.

Стихотворение содержит два контрастных чувства: глубокую грусть от прощания с морем, от несбывшихся надежд и твердую силу, гордость. Ему наиболее созвучны картины Айвазовского, романтические по духу.

Яркий представитель русской романтической школы, Айвазовский создавал свои произведения по воображению. Художник говорил, что сюжет картины слагается у него в памяти, как сюжет стихотворения у поэта.

Когда смотришь на полотно «Прощание Пушкина с морем», возникает ощущение, что слышишь слова Пушкина: «Прощай, свободная стихия!»

Как и великого поэта, Айвазовского влекла морская стихия, поэтому во многих полотнах главной является тема противоборства человеческого духа с беспощадной силой бушующего моря:

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимой,

Скользит отважно средь зыбей-

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.4

Маринист И. К. Айвазовский и поэт М. Ю. Лермонтов

В творчестве Айвазовского семидесятых годов можно проследить появление ряда картин, изображающих открытое море в полуденный час, написанных в синей красочной гамме. Сочетание холодных голубых, зеленых, серых тонов придает ощущение свежего бриза, поднимающего веселую зыбь на море, а серебряное крыло парусника, пенящего прозрачную, изумрудную волну, невольно будит в памяти поэтический образ Лермонтова:

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!5

Для поэта Лермонтова и мариниста Айвазовского жизнь людей подобна стихии моря: она сложна, контрастна, противоречива. Поэтому и близки им гордые, отважные люди, которые находятся в постоянном поиске высоких жизненных идеалов.

То же самое мы чувствуем, стоя перед полотном Айвазовского «Среди волн», написанной в 1898 году. Погода хмурая, печальная. Накопившиеся тучи предвещают шторм и бурю. Море разбушевавшееся, качает свои волны. На картине нет берега, ничего кроме моря и неба, так как художник хотел передать ночь и шторм в открытом море.

В 1899 году Айвазовский написал картину «Буря», которая вызывает в памяти строки из стихотворения Михаила Лермонтова:

Гроза шумит в морях с конца в конец.

Корабль летит по воле бурных вод,

Один на нем спокоен лишь пловец,

Чело печать глубоких дум несет,

Угасший взор на тучи устремлен-

Не ведают, ни кто, ни что здесь он!..

Конечно, он живал между людей

И знает жизнь от сердца своего;

Крик ужаса, моленья, скрип снастей

Не трогают молчания его.6

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и полотна Айвазовского

Как и в элегии Жуковского, в стихах Ф. И. Тютчева возникают две беспредельности – морская и небесная. Стихотворение Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…», написанное в январе 1865 года в Ницце. Для Тютчева море подобно живому существу:

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно.7

В его представлении великая морская зыбь свободна и прекрасна. Пространство распахнуто по вертикали, и две бесконечности связаны присутствием человека:

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою…8

Полотнам И.К. Айвазовского, посвященным ночному морю («Берег моря ночью», «Море. Лунная ночь», «Одесса ночью» и т.п.), как бы вторят тютчевские строки:

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром...

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном.9

Мы смотрим на море его глазами, он находится между двумя безднами и не просто вглядывается в природное явление, а всей душой проникает в состояние стихии, хочет с ней слиться. Ночь – время, часто упоминаемое в стихотворениях Тютчева о природе. Ночью природа, как никогда лучше, обнаруживает свое родство с бездной хаоса – прародиной всего сущего.

III. Заключение.

С огромным удовольствием я читаю стихотворения, посвященные теме моря. В моей памяти всплывают картины любимого живописца и Поэта моря Ивана Айвазовского.

Память о Великом живописце осталась и у нас, в Подмосковье, в Краеведческом музее Ново-Иерусалимского монастыря. Там находится картина Айвазовского «Заход солнца на море». Она передает сложное переходное состояние природы, которое так любили изображать романтики. Розовые клубящиеся облака на небе, бурное море с отблесками лучей заходящего солнца, переходы света и тени – все это создает образ романтически приподнятый и взволнованный.

У моих ног море, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется. Прекрасное, нежно-голубое, сказочное, загадочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовет меня в голубую даль. Я слышу крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят меня в свои бесконечные просторы. И вот, затаив дыхание, я слушаю шелест волны, шум прибоя, у меня появляется огромное желание отправиться в эту бирюзовую, манящую даль, а слова неожиданно складываются в четверостишие:

Передо мною водная, бескрайняя стихия,

Морская пена и шальной прибой,

Со свежим ветерком живительная сила.

Все краски моря Айвазовского со мной…

Библиографический список.

  1. В. Н. Александров «История Русского искусства» издательство Минск «Харвест» 2007 год

  2. Издательство «Белый город» «Русский поэты» 2005 год

  3. Издательство «Белый город» «Сказки о художниках» 2004 год

  4. Издательство «Иван – Прогресс» «Сокровища музеев Подмосковья» 1996 год

  5. Интернет – сайт Aivazovsky.ru

  6. Издательский центр «ТЕРРА» «Малый Энциклопедический словарь» 1997 год

1 №2 стр. 142

2 №2 стр. 142

3 №2 стр. 54

4 №2 стр. 55

5 №2 стр. 23

6 №2 стр. 49

7 №2 стр. 204

8 №2 стр. 204

9 №2 стр. 204

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24