Центральный Дом Знаний - Образ поэта в творчестве Анны Ахматовой

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Образ поэта в творчестве Анны Ахматовой

Образ поэта в творчестве Анны Ахматовой

1  2  3  4

ПЛАН

  1. Вступление.

Обоснование темы и степень её изученности.

  1. Основная часть.

Образ поэта в творчестве Анны Ахматовой.

        1. А.С.Пушкин в творчестве Анны Ахматовой.

        2. А.А.Блок в творчестве Анны Ахматовой. Человек и легенда.

        3. Судьба поэта и поэзии в творчестве Анны Ахматовой.

  1. Заключение.

  2. Список используемой литературы.


  1. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ И СТЕПЕНЬ ЕЁ ИЗУЧЕННОСТИ.

Поэт не человек, он только дух-

Будь слеп он, как Гомер,

Иль, как Бетховен, глух,-

Всё видит, слышит, всем владеет…

Анна Ахматова


Пусть даже вылета мне нет

Из стаи лебединой…

Увы! лирический поэт

Обязан быть мужчиной,

Иначе всё пойдёт вверх дном

До часа расставанья-

И сад не сад, а дом-не дом,

Свиданье - не свиданье…

Анна Ахматова


«На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически - недаром Ахматова писала о «настоящем», а не «календарном» Двадцатом веке - накануне русской революции, в эпоху, потрясённую двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени «женская» поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникала уже у первых её критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.

Но возможно ли и нужно ли сейчас это противопоставление? Женская поэзия? Мужская? Конечно, всякая большая литература общечеловечна. И всё же мало что можно объяснить в стихах Анны Ахматовой, не поняв женского характера их». 1 Сама же Анна Ахматова писала: « Я научила женщин говорить»2.

Уже в девятнадцатом веке было много женщин, писавших стихи. Причём достаточно хорошие, но это была «поэтическая периферия». Их имена сейчас практически забыты. Недаром герой одного из лирических стихотворений Ахматовой заметил, « что быть поэтом женщине нелепость». Но веками копившаяся энергия женской души нашла выход в поэзии женщины, родившейся в 1889 году под скромным именем Анны Горенко и под именем Анны Ахматовой приобретшей за пятьдесят лет поэтического труда всеобщее признание.

Анна Ахматова не прошла школы литературного ученичества, как было принято в литературных кругах, и в литературу вступила сразу как стихотворец вполне зрелый. Хотя путь предстоял долгий и трудный.

Её первые стихи появились в России в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем номере вышел её поэтический сборник «Вечер». Почти сразу же Анна Ахматова была поставлена критиками в ряд больших русских поэтов. Позднее её имя всё чаще сопоставляется с именем самого Блока и выделяется самим Блоком, а уже всего через десять лет один из критиков даже писал, что Ахматовой после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов»3.

Дебют Анны Ахматовой был встречен критикой сочувственно. Первые рецензенты отмечали, что «Ахматова уже сложившийся художник. Поэт, соединивший в себе два положительных качества: совершенство женственности с трогательно- изысканной интеллигентностью»; было подчёркнуто, «что на молодого поэта оказали влияние, во-первых, Кузмин/…/.И далее, как ни странно с первого взгляда, - И.Ф.Анненский».4

Бернеру вторил в своей рецензии В.Гиппиус: «Не трудно найти литературную генеалогию Анны Ахматовой. Конечно. Должны вспомниться (из русских поэтов) И.Анненский и Кузмин, Сологуб и Блок»5.

Если слова критиков о влиянии Анненского радовали Ахматову, то упорное желание сделать её ученицей Кузмина, объяснимое не только тем, что «Вечеру» было предписано его покровительственное предисловие, но и тем, что в первом сборнике Ахматовой действительно были образцы чуть ли не сознательного подражания Кузмину («Алиса», «Маскарад в парке» и др.).

Почему же Ахматова так прореагировала на это? Какова же она настоящая? Кто действительно повлиял на её творческое становление и заставил задуматься над ролью поэта и поэзии в современном мире и её миссией? Кто в её, Ахматовой, понимании является образцом настоящего служения Музе?

Воспоминания современников, письма и стихи самой Ахматовой дают нам право с полной уверенностью утверждать, что Поэт, в творческом понимании Ахматовой, это, прежде всего, Пушкин и Блок. Ахматова в своём творчестве создаёт их образы- образы своего божественного замысла.

Многие известные литературоведы (в частности В.М. Жирмунский) проводили крупные исследования, пытаясь найти ответ на вопрос о том, «Каков же образ поэта в творчестве Ахматовой?». Многие затрагивали эту проблему в своих работах (Чуковская Л.К., Тименчик Р.Д., Цивьян Т.В., Топоров В.Н, Герштейн Э.Г. и др.).

Настоящая работа не может претендовать на то, чтобы исчерпать этот вопрос, но в ней, в частности, предпримется попытка обратиться к

новому кругу источников, скрытых, однако, в тех же самых текстах (ахматовских), которые давно известны исследователям.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

ОБРАЗ ПОЭТА В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ.

        1. Пушкин в творчестве А.Ахматовой.

Пушкин занимает особое место в творчестве Анны Ахматовой. Он - невидимый спутник царскосельских прогулок её молодости, «тайнопись» великого поэта она разгадает в конце своей жизни. Сочинения Пушкина, стихотворения Баратынского, Тютчева, Анненского - настольные книги молодости Ахматовой. Лучшие поэты «серебряного века» сформировались под влиянием Музы великого русского поэта, вобрали в себя всё лучшее, что принёс в русскую поэтическую традицию А.С.Пушкин. Влияние его творчества на Анну Ахматову особенно сильно не только в силу обстоятельств, но и той огромной любви, которую питала она к Пушкину. Каковы же названные обстоятельства?

Поэтесса поставила себя под знак русской классики, прежде всего Пушкина.

Ещё в 1914 году она написала стихи:

Земная слава как дым,

Не этого я просила.

Любовникам всем моим

Я счастие приносила.

Один и сейчас живой,

В свою подругу влюблённый,

И бронзовым стал другой

На площади оснежённой.

И если Блок стал одним её поэтическим «любовником», то другим был Пушкин. И не случайно. Дело в том, что Ахматова – царскоселка. Её отрочество, гимназические годы прошли в Царском Селе, где и сейчас каждый ощущает неисчезающий пушкинский дух. Тот же Лицей, то же небо, та же грустит девушка над разбитым кувшином, шелестит парк и мерцают пруды…

И ещё. «В своей поэтической сфере Ахматовой пришлось сыграть основополагающую роль, подобно пушкинской в сфере всеобщей. Первая, она должна была прийти, прибегнуть, припасть к нему – первому. И здесь она опять- таки выступила героиней «романа», вступив в особые, жизненно- литературные отношения. Близкая и многолетняя приятельница Ахматовой Л.Я.Гинзбург, определяя такие отношения, сказала прямодушно и точно: «Да она его ревновала!» Ревность в качестве подлинной - мстительна, беспощадна и универсальна: буквально ко всему, во всяком случае, женскому»6

Пушкин в одном из своих стихотворений воспел знаменитую статую- фонтан в Царском Селе. Вернее, сделал её знаменитой, воспев:


Урну с водой уронив, об утёс его дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, извиваясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит!


Ахматова, создав свою «Царскосельскую статую», ответила раздражённо, почти разъярённо, воспринимая статую как соперницу:


Я чувствовала смутный страх

Пред этой девушкой воспетой.


Играли на её плечах

Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы влюблённой…

Смотри, ей весело грустить

Такой нарядно обнажённой.7

«Ведь это звучит так: «Пушкин, боже мой, ты же ошибся, Пушкин: она - царскосельская статуя - не такая, какой ты её увидел,- не та». Не такая, какой поэт увидел, и другая она - Наталья Гончарова - не та».8

Именно поэтому такое враждебно-настороженное отношение к жене Пушкина у Ахматовой. В «Содержании» одной из своих статей, составленном в 1961 году, отведено место главе, посвящённой жене Пушкина: « Наталья Николаевна. Её характер, её влюблённость. Её новый портрет».

«Резко отрицательное отношение поэтессы к Наталье Николаевне мотивировано ею в специальном примечании: «Пушкин спас репутацию жены. Его завещание - хранить её честь - было свято выполнено. Но мы, отдалённые потомки, живущие во время, когда от пушкинского общества не осталось и камня на камне, должны быть объективны. Мы имеем право смотреть на Наталью Николаевну как на сообщницу в преддуэльной истории»9

Может быть, Ахматова и имеет право рассуждать о жене Пушкина. Нам же не дано такого права, и мы не может принять ничью точку зрения за истину. Хочу отметить лишь то, что Анна Ахматова досконально, не пропуская ни одной детали, изучила письма, дневниковые записи, произведения поэта, посвящённые Наталье Николаевне, и отразила это во многих своих работах как публицистического, так и художественного плана.

Освоение пушкинского мира Ахматовой продолжалось всю жизнь. Желание досконального знания и проникновения потребовало литературоведческих занятий и библиографических изысканий, отмеченных особым пристрастием. Работы Ахматовой- пушкиниста широко известны. Пушкинские темы постоянны у Ахматовой- поэта: Бахчисарай, море, Петербург и, конечно же, Царское Село. Любимый эпитет, которым она наделяет сестру- Музу, смуглорукую, смуглоногую, любим, наверное, потому, он от него, Царскосельского «смуглого отрока»:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.


Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрёпанный том Парни.10

В этом стихотворении, написанном в 24 сентября 1911 года в Царском Селе, Ахматова мастерски соединила конкретные ощущения его личности – «здесь лежала его треуголка» - и всеобщее поклонение национальному гению - « и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов». С тем же чувством семидесятилетняя Ахматова, в расцвете своей славы, говорит о «нашей сорок лет длящейся влюблённости в Пушкина»11, не выделяя себя из общего ряда читателей.

Но, создавая интимно- нежные стихи о юноше- поэте, Ахматова погружена в мир позднего Пушкина. Поэзия и проза Пушкина стали для неё предметом историко-литературного осмысления уже в зрелом возрасте. «Примерно с середины двадцатых годов, пишет она,- я начала очень усердно и с большим интересом заниматься архитектурой Петербурга и изучением жизни и творчества Пушкина»12

Увлечение архитектурой старого Петербурга сопровождалось прогулками по окраинам города, что отразилось в работах Ахматовой о Пушкине. Так, размышляя над загадочным отрывком «Когда порой воспоминанье…», Ахматова записывает в 1963 году: « Работу «Пушкин и Невское взморье» помогло мне осуществить моё давнее знание морских окрестностей Ленинграда».13

Как уже отмечалось, двадцатые годы - критические в литературной биографии Ахматовой. Они разъединили её с широким читателем, искавшим после Октябрьской революции новой тематики и современной поэзии. «Мои новые стихи почти перестали печатать, а старые – перепечатывать»,- вспоминает она в то время.14 В этот период Анна Андреевна много читает. Много изучает даже по истории пластических искусств, столь близких её поэтическому методу. Но пассивного чтения для неё всё же было мало. «Она была одарена точной и цепкой памятью, и, великолепно зная творчество Пушкина, находила литературные источники его произведений, до неё остававшиеся незамеченными. Эти находки сочетались с наблюдением за стилем Пушкина, которые ей подсказывали обострённый слух и зоркий глаз поэта. 24 ноября 1945 года в «Литературной газете» она сообщила:

« В настоящее время собираю и привожу в порядок мои заметки о Пушкине(1926-1936), их всего двадцать пять, и они очень пестры по содержанию. Среди них и заметки о пушкинском самоповторении, и наблюдения над эпистолярным стилем Пушкина. В целом эти заметки составят книгу о Пушкине»15

После войны Ахматова вернулась к работе над Пушкиным с новым творческим опытом. Уже были написаны «Подвал памяти», «Когда погребают эпоху…», «Путём всея земли», начата «Поэма без героя».Новый опыт уже сказался на статье о «Каменном госте», написанной в более свободной манере, чем предыдущие статьи, и особенно на последующих фрагментах и заметках о Пушкине.

Изменилась и проблематика её статей. «Меня давно привлекала мысль поглубже заглянуть в творческую лабораторию Пушкина. Мною уже закончена одна из такого рода работ – о Каменном госте…»,- писала Ахматова в 1957 году.16

Последние незавершённые заметки и статьи тоже посвящены «творческой лаборатории поэта»- проблемам психологии его творчества. Ахматова выявляет неожиданные внутренние личные темы даже в остросюжетных вещах Пушкина.

В своих статьях и заметках о творчестве Пушкина Анна Андреевна в значительной мере реализовала требования, предъявляемые ею к литературной критике – к той « прозе, которая вернёт нам стихи обновлёнными и как бы увиденными в ряде волшебных зеркал».Её конкретные наблюдения пропитаны её собственными взглядами на сущность поэтического труда, опираются на опыт своей работы, её трактовка отдельных произведений Пушкина приближает к нашему современному сознанию творчество и жизненную трагедию гения уже

далёкой от нас эпохи. В заметке, посвящённой тем своим стихам, которые «как бы самозародились», она пишет: « В одних автор обречен, слышать голос скрипки, иногда помогавший ему их сочинить, в других - стук вагона, мешавшего ему их написать. Стихи могут быть связаны с запахами духов и цветов. Шиповник в цикле «Шиповник цветёт» действительно одуряюще благоухал в какой-то момент, связанный с этим циклом. Это, однако, относится не только к её стихам. У Пушкина я слышу царскосельские водопады («сии живые воды»), конец которых ещё застала я»17

Статьи, заметки, стихи Ахматовой о Пушкине – это не просто исследовательская работа, а Книга Поэта о Поэте, это поиск ответа на вопрос о том, каким же должен быть истинный поэт. Историко-литературный анализ сочетается у Ахматовой с интуитивным постижением творческого процесса Пушкина. Субъективное отношение к материалу, присущее большому художнику, во многих случаях даёт возможность уловить в личности и творчестве Пушкина нечто не раскрытое ранее.

Несмотря на спорность некоторых утверждений и концепций, работы Ахматовой внесли свой особый вклад в изучение и восприятие Пушкина, проливают свет на процесс её собственной поэтической работы, приближают к пониманию её творческой личности.

Любовь Ахматовой к Пушкину во многом определила её творческий и жизненный путь. Краткости, простоте. Подлинности и искренности чувств она училась у Пушкина. Именно такой, подлинной, была её любовная лирика, в которой отразились многие судьбы женщин, «великая земная любовь»:

Эта встреча никем не воспета,

И без песен печаль улеглась.

Наступило прохладное лето,

Словно новая жизнь началась.

Сводом каменным кажется небо,

Уязвлённое жёлтым огнём,

И нужнее насущного хлеба

Мне единое слово о нём.

Ты, росой окропляющий травы,

Вестью душу мою оживи,-

Не для страсти, не для забавы,

Для великой земной любви.18

2. Блок в творчестве Ахматовой.

«…Ахматова была дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Чуть позднее её имя всё чаще отождествляется с именем самого Блока и выделяется самим Блоком, а уже всего через какой- нибудь десяток лет один из критиков даже писал, что Ахматовой « после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов». В то же время приходится признать, что после смерти Блока музе Ахматовой пришлось овдоветь, ибо в литературной судьбе Ахматовой Блок сыграл колоссальную роль. Это подтверждено многими, прямо Блоку адресованными стихами. Но дело не только в них, в этих «персональных» стихах. С Блоком связан почти весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой:

И если я умру, то кто же

Мои стихи напишет вам,

Кто стать звенящими поможет

Ещё не сказанным словам?19

Человек и легенда… Понятие легенды неоднозначно. Термин «легенда» применительно к истории своих взаимоотношений с Блоком употребила сама Ахматова. «Вторая легенда», с которой я прошу моих читателей распроститься навсегда,- писала она в поздних автобиографических заметках, относится к моему так называемому «роману» с Блоком…», «…из чего была состряпана легенда о романе, ума не приложу, но что она нравилась и её хотели, это несомненно».20

1 Николай Сатов. Вступительная статья. Издательство «Правда» «Огонёк»1990.стр3

2 Анна Ахматова «Эпиграмма» 1958год.

3 Николай Скатов. Вступительная статья. Издательство «Правда» «Огонёк»1990 стр. 4

4 Николай Бернер, журнал «Новая жизнь», 1912 г, №7, стр. 66.

5 В.Гиппиус, журнал «Новая жизнь», 1912 год. №3, стр. 270.

6 Николай Скатов. Вступительная статья. Издательство «Правда» «Огонёк»1990, стр. 6

7 А.Ахматова. Сочинения в двух томах. Библиотека «Огонёк»,изд-во «Правда» , Москва 1990г, том 1стр 78

8 Николай Скатов. Вступительная статья. Издательство «Правда» «Огонёк»1990, стр. 6

9 Э.Г. Герштейн. «Ахматова - пушкинистка», Изд-во «Книга»статьи, стр. 315

10 А.Ахматова. Сочинения в двух томах. Библиотека «Огонёк»,изд-во «Правда» , Москва 1990г, том 1стр26

11 Коротко о себе.Ахматова Анна. Стихотворения.М.,1961.стр.8

12 Там же

13 Э.Г. Герштейн. «Ахматова - пушкинистка», Изд-во «Книга», статьи, стр. 317

14 Коротко о себе. Советские писатели: Автобиографии.М.,1966.Т3.стр.32

15 Э.Г. Герштейн. «Ахматова - пушкинистка», Изд-во «Книга», статьи, стр. 319

16 Культура и жизнь. 1957 год.№1.

17 Э.Г. Герштейн. «Ахматова - пушкинистка», Изд-во «Книга», статьи, стр.347

18 А.Ахматова. Сочинения в двух томах. Библиотека «Огонёк»,изд-во «Правда» , Москва 1990г, том 1стр 76

19 Николай Скатов. Вступительная статья. Издательство «Правда» «Огонёк»1990 стр. 4

20 Там же

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24