Центральный Дом Знаний - Одиночество и формы его выражения в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Одиночество и формы его выражения в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Одиночество и формы его выражения в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Одиночество как одно из философских понятий в литературе. Мотив одиночества, отчужденности вобрал в себя основные смыслы, связанные с типизированным литературно-художественным образом героя своего времени. Он получил широкое распространение в творчестве писателей-романтиков: Гете, Байрона, Шелли, Лермонтова - и стал типичен для времени переломных в истории эпох. Образ одиночества, связанный с романтическими мотивами, интересен читателю в аспекте психологизма и драматизма. Он открывает мир души мятежной личности, противостоящей суровой, чуждой ей действительности. Так появляется мотив гордого одиночества. Но не менее выразительно и трогательное жертвенное отчуждение, свойственное неприкаянному герою-скитальцу с трагическим прошлым и надеждами на светлое будущее.

Постепенно романтическое одиночество стало неинтересно передовому читателю, поэтому этот образ вобрал в себя глубину реализма, сохранив прелесть и новизну психологического подхода. В одиночестве стали видеть предмет философских исканий, жизненный смысл, оно лишилось навсегда элемента фатального. Отчуждение получило иное звучание. Оно заключило сущность человеческой скорби, страдание в понимании одних и «подарок судьбы», высший идеал - для других. Понятие одиночества в литературе неоднозначно. Это и сфера жизни души, и определение образа жизни, и одна из форм философской идеи. Каждый из персонажей художественных произведений, посвященных теме отчужденности, необычен в своем одиночестве. Авторы по-разному переосмыслили этот мотив. Байроновский Чайльд-Гарольд не похож на лермонтовского Печорина, как необычно одиночество в понимании И.С.Тургенева, который затронул эту тему в своем романе «Отцы и дети» (1862).

Тургеневский роман, созданный в 1861 году, вобрал в себя глубину философской идеи автора о неприкаянном отшельничестве главного героя. Идея базаровской отчужденности основана на раздумьях писателя, связана с изучением мира души, не нашедшей родственной личности. Одиночество становится частью образной системы романа, открывает его сюжетные планы. Хотя оно передано косвенно, через описательные фрагменты, диалогизацию, двусмысленность, перспективы изображения одиночества заключают в себя противоречивые семантические символы, которые развивают не только смысловую, но и эмоциональную нагрузку речи.

Отчужденность приобретает значение скрытого лейтмотива, содержащего глубину философских размышлений. Психологически сложен план одиночества Е. Базарова, который не признает свою неприкаянность, пытается осмыслить идеал нигилизма, требующего холодности.

Интересно передана в романе идея одиночества через образ П. П. Кирсанова. Она заявлена в рассказанной Аркадием истории жизни героя, его трагической любви, увядших мечтах, притупившемся сознании действительности.

Не менее четко прослеживается мотив отчужденности в образе А. Одинцовой, живущей в провинции, вдали от суетного света, блеска и роскоши петербургского двора. Она предстает отшельницей, находящейся на покаянии. Что-то комическое содержится в заведенном Одинцовой порядке. Преобладание соразмерности, правильности, нерушимости установленных правил придают одиночеству этой женщины особое очарование, таинственность. Туманно прошлое провинциальной барышни. Сколькими домыслами овеяна её судьба? Одиночество словно исцеляет исстрадавшуюся душу, укрощает в ней внутреннюю борьбу.

Идейно оно рассмотрено Тургеневым в нескольких перспективах: как одиночество духа, рассудочной мысли, отчужденность, отречение от идеалов обывателей, жизнь по канонам собственного сердца, не нашедшего понимания окружающих. Многообразны обличия одиночества. Они отражают глубину философского учения Тургенева, семантику ключевых характеристик и символизм драматического исхода жизни.

Главный герой романа – Евгений Базаров, остро чувствует свою неприкаянность. Но одиночество для него – спасительная целительная сила, необходимая при непрерывной работе мозга. Это своеобразный идеал базаровского гения, один из постулатов нигилизма. Ведь отвергать одиночество невозможно, оно – в душе. Идея отчужденности проникает в сознание и разрушает представление о необходимости крепких родственных или дружеских отношений. В жизни Базарова одиночество становится одной из вечных истин бытия, автор наделяет его философской символикой. Главный герой одинок лишь внешне. Найдутся ли у него последователи, те, кто продолжили бы и завершили дело на благо Отечества? Тургенева охватывают сомнения. По его мнению, Базаров лишен будущего. Писатель не может себе представить Россию, искореняющую порок силой отрицания и разрушения привычных устоев жизни. Но тургеневский герой, сталкиваясь с одиночеством, остается наедине со своими мыслями, знаниями, наукой врачевания, книгами. В этом он находит своё утешение и исцеление. Базаровское отчуждение трагично, в нем заключен драматизм человеческой судьбы. Но оно рационально и продумано. Главный герой мог бы избрать иной путь, стать хорошим врачом, как его отец, поселиться в провинции, лечить крестьян от телесных недугов. Базаров же чувствует призвание изменить сознание общества, научить его нигилизму, объяснить философию отрицания, пробудить стремление к революционным преобразованиям. Он истинно велик в своем одиночестве. Тургеневский герой познает свою сущность через осознание собственной неприкаянности. Базаров дорожит свободным от предрассудков одиночеством, оно дает ему пищу духовную, открывает тайные заветы сердца.

Чем же порождена отчужденность главного героя романа? Она заключена в нигилистических убеждениях, мировоззрении тургеневского философа-рационалиста, отрицающего саму непреложную истину. Автор говорит о Базарове: « … это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

Павел Петрович Кирсанов верно подмечает, что Базаров «в принципы не верит, а в лягушек верит». Разумно ли это? Нигилист отрицает необходимость для себя человеческого общения, крепкой привязанности, которая лишена разумного магического объяснения, «вещественности», содержания. Базарову не свойственно поощрять зачатки романтизма, ведь ему так и не удалось уверовать в любовь и все то, что порождено стремлением к прекрасному. С каким упоением он произносит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта …» В этих словах заключено веление судьбы, пророчащее тургеневскому герою одиночество. Он не признает чувств, считая их эфемерным проявлением высшей духовности. Но для каждого человека эмоция наделена просветляющей, очищающей силой. Базаров не может понять душу другого, он жестоко и бессердечно поступает с людьми. Может ли тогда главный герой отречься от одиночества? Для него не важны страдания гордости, муки утраты. Базаров – рационалист и скептик по натуре, человек, преданный нигилистической концепции. Абстрактное он считает пустым, лишенным всякого смысла и идеи. Тургеневский персонаж не задумывается о том, что окружающие люди обладают горячим сердцем, способны переживать и радоваться. А в их поступках порой невозможно отыскать логики. Осознание этого угнетает Базарова. Жить среди людей, романтического склада, терять время, слушая их бессвязные речи, немыслимо для него, поэтому одиночество словно предначертано ему свыше. Оно заключено в самых глубинах базаровской души. Его отчужденность являет собой одну из особенностей мировоззрения. Он не пытается понять душу человека, размышлять над психологизмом личности и думать о вездесущем нравственном благе. Базарову чуждо это высокое стремление, его занимает земное бытие, волнуют низменные свершения, поэтому он и презирает людей, посвятивших себя окружающим, а не великой цели глубинного познания. Главный герой произведения смеется над родственными чувством. «Оно очень упорно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется …», - произносит Базаров. Резкому осуждению подвергает он любого рода привязанности, холодно обходится с любящими его родителями – стариками, не спешит проявить дружеских чувств к Аркадию. Тургеневский персонаж не желает открыться людям, стать им ближе, словно замыкаясь в себе. Он занят думами о сложных мыслительных явлениях, требующих решения. Тургеневский герой погружается в самое себя, провозглашает величие непреложных истин и понимает молчание как единение философских смыслов. В молчании кроется залог Базаровского познания, зачатки развивающейся болезни одиночества. Сначала он посвящает все свое время непрерывной работе, медицинской практике. Затем наступает момент, когда Базаров покидает Одинцову, отдаляется от Аркадия Кирсанова и не тешит себя призрачной надеждой на обретение всемирной известности. Он смиряется с одиночеством, жизнью в провинции, угасанием неутоленных желаний.

Главный герой становится проповедником философии не только отрицания, но и отчужденности. В чем же заключен ее смысл? В стремлении найти путь истинной правды, остаться верным своим убеждениям и цели, отказаться от личного благополучия во имя высоких идеалов. Базаров не в силах отречься от идей нигилизма и начатого дела ради любви к Одинцовой, которая не поняла бы всей глубины его философской мысли. Он не пытается найти счастье, обрести земные наслаждения, стать обладателем материальных благ. В Базарове заключено нечто большее – неутомимый дух, готовый отречься от бренной жизни. Ему не дорог уютный домашний очаг, семейные радости и прочий романтизм. Базаров с горечью осознает невозможность реализовать себя как личность. Тургеневский герой одинок в достижении своей цели – разрушить все: устои общества, традиции, привычный уклад и патриархальность. Каждый из его сподвижников забывает об учителе, когда обретает личное счастье, которое делает человека по-настоящему сильным духом. Для Базарова этот путь невозможен. Одиночество тургеневского героя принимает разные формы, выражается в его речи, субъективации и авторской оценке. Особую роль в раскрытии этого понятия играют сюжетные элементы и композиционное своеобразие романа. Каждой части произведения соответствует определенная семантика базаровского одиночества, кульминация которого наступает в развязке, а развитие соотносится с основным содержанием.

Понятие одиночества рассмотрено в романе в нескольких аспектах. Выразительно передано автором базаровское отречение от нравственных канонов света, духовности, осмысления вечных тем бытия, абстрактного и вневременного смыслов. Одиночество главного тургеневского героя порождено его нигилистической теорией, отрицанием романтизма и сентиментальности, неизбежных в отношениях между людьми с «горячим» сердцем. Базаровская неприкаянность становится и опасением, и наказанием, вбирая в себя противоречивые смыслы. Она заключает идею трагического разлада с обществом, драматизм судьбы героя. Базаров одинок, и отчужденность придает ему силы, наделяет способностью рационального мышления.

И. С. Тургенев обращает внимание читателя на особенную психологическую многослойность человека в романе «Отцы и дети», где ему удалось неповторимо своеобразно раскрыть постоянно меняющийся внутренний поток мыслей и чувств своих литературных героев.

Психологически сложен и противоречив тургеневский Е.Базаров. Основной формой его психологизма признано одиночество. Автор отказывается от изображения таинственного процесса рождения мысли и чувства, описания обличий истинной и ложной любви. Он увлечен новаторской психологической перспективой – диалектического развития характера. Хотя интерес к итогам духовно-нравственного развития не приводит к преобладанию внутреннего психологического (опред) во внешнем. Тургенев прослеживает духовную жизнь, этапы становления целостности одиночества героев в движении и развитии. Неприкаянность Базарова динамична, как и эмоциональное состояние. П. П. Кирсанову свойственна статика отчужденности.

Раскрытию психологических форм одиночества подчинено использование несобственно-прямой речи и внутреннего монолога. Так автор достигает изображения непосредственности сознания. Для него очень важно передать особенности «диалектики души»¹ в полном ее соответствии со стремлением к «простым и ясным линиям». Психологически одиночество Базарова стало откликом на противоречия социальной среды; оно открывает мир его философских исканий, идеализирующих базаровщину. Одиночество Тургенев наделяет нравственным совершенством, сближая его с духовностью

в понимании Л. Н. Толстого. «Многослойность» психологии Базарова основана на сопоставлении слов, выражающих идейно-нравственные заветы, и невольных жестов, мимических изменений, несущих в себе отблеск сокровенной глубины человека. При этом особую роль играет реалистический метод И.С. Тургенева, который неизбежно становится в произведении романтически активным благодаря пониманию личности, как загадочной, таинственной. И. С. Тургенев создал теорию «тайной психологии», согласно которой «психолог должен исчезнуть в художнике, как исчезает от глаз скелет под живым и теплым телом, которому он служит прочной, но невидимой опорой». (V 391). «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только самые явления – в их расцвете или увядании» (П., IV, 185).

Вместе с тем Тургенев не отказался от изображения глубинных начал психики, которые наиболее удалены от порога сознательной мысли. Автор особой проработке подверг систему иррациональной стихии чувства, составляющей содержание человека, обратился к физически наглядному выявлению глубоко внутренних и еще почти неосознанных пластов духовного «я».

«Диалектика души»¹ - форма психологического анализа, понятие которой в литературу ввел Чернышевский – писатель и публицист, критик.

Базаровское одиночество становится отражением этого абстрактного понятия. Отчужденность главного героя романа отмечает особый лаконизм и сдержанность, уклонение от простоты. Сильные чувства Е.Базарова не проявляются в бурных порывистых движениях, как у героев Достоевского или Л.Толстого. Он тихо уезжает из усадьбы Одинцовой. Тургеневское понимание любви неотделимо от одиночества, состояния обреченности.

Человеческая личность по мнению автора обладает той же сущностью природной вселенской жизни, в которой все разъединено «в то же время сливается в одну мировую жизнь. Равновесие душевных сил, равновесие «здоровья в каждом отдельном существе» является для героев И. С. Тургенева необходимой потребностью, проявлением глубины чувств.

Идея одиночества, по моему мнению, заключена в речевых характеристиках героев, диалогических и монологических высказываниях, авторской оценке, идейном своеобразии романа. Особую роль играет необычная вариативная система размышлений об отчужденности, неразрывно связанная с философским учением Базарова и мировоззренческой позицией Павла Кирсанова. Одиночество открывается читателю через описание художественных деталей, наделенных реалистической символикой нигилизма тургеневского героя и кирсановского альтруизма.

Тема истинного и ложного понимания одиночества связана в романе с судьбой П. П. Кирсанова. Павел Петрович предстает в романе Тургенева уездным аристократом, которого когда-то «блестящая карьера ожидала». Он назван пережитком Александровской эпохи. Базаров метко определяет его как «архаическое явление». Аристократ своей щегольской, барской, породистой фигурой не оставил равнодушным тургеневского нигилиста – демократа, человека труда и трудовой этики. «Щегольство в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!» - восклицает он. Базаровщина и Кирсановщина кажутся контрастными явлениями. Но их объединяет ставший ключевым в романе философский смысл одиночества.

Одинок ли П. П. Кирсанов? Его отчужденность – понятие противоречивое, связанное с идеей времени. В годы своей молодости «Павел Петрович ни одного вечера не проводил дома», был душой любой компании, обладал славой веселого малого в кругу светской молодежи. Жизнь Кирсанова изменилась при встрече с княгиней Р., которую он полюбил искренно на всю жизнь. После разлада с ней он «пытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Как отравленный, бродил он с места на место». Для П. Кирсанова наступили долгие годы духовного одиночества, жизнь без друзей, горячо любимой княгини Р., «обаятельный образ которой слишком глубоко внедрился в его душу». Тургенев метко подмечает, что «он <Кирсанов> уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал». Времена романтической юности сменились суровой прозой жизни в провинции, самый воздух которой оказался губителен для светского человека. «Сидеть по вечерам в клубе, желчно скучать, равнодушно поспорить в холостом обществе стало для него потребностью …», - пишет Тургенев. П. Кирсанов все больше отдалялся от изысканного круга светских людей, чуждался разговоров, веселости. «Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро», - размышляет автор. Павел Петрович познал тяготы одиночества, проникся его сущностью, стал молчалив. Неприкаянность этого героя порождена трагизмом любви, неустроенностью в жизни. Кирсанову стала безразлична бренность земного бытия, он редко обращался к вопросам житейским, думал об устройстве усадьбы, быте. Тургеневского героя поглотили размышления о собственной натуре, душе, перенесенных несчастьях и страданиях. Вместе с одиночеством к нему пришло сознание безысходности, безнадежности. «Павел, одинокий холостяк, вступил в то смутное, сумеречное время, время сожалений, похожих на надежды, надежд, похожих на сожаления …», - с горечью пишет автор. Кирсанов погружен в тягостные раздумья. Он охладел по всему, что когда-то могло составить его счастье. Со смертью княгини Р. Павел Петрович потерял последнюю надежду. Она – женщина, похожая на Сфинкс, была родственной ему натурой. Но княгиня покинула землю, оставив глубокий след в памяти тургеневского героя. Одиночество Кирсанов принял как наказание за былую веселость, безмятежную молодость, с ее восторгами, радостями и кутежами, поэтому «потеряв свое прошедшее, он все потерял». Драматизм отчужденности Павла Петровича заключен в его особенной жизненной философии, которая сформировались у него в Марьине. Тургеневский герой «редко видался с соседями и выезжал только на выборы, где он большею частию помалкивал». В окружающих людях он не видел родственной души, способной понять его. Память о княгине Р. разъедала сущность П. Кирсанова. Знакомство с этой женщиной стало для него роковым. Оно принесло одни страдания, пустоту, одиночество, с таким изяществом описанное автором. Тургенев подмечает каждую художественную деталь, мельчайшую подробность, способную открыть мир душевных терзаний Кирсанова. «Он бросился на диван, заложил руки за голову и остался неподвижен, почти с отчаяньем глядя в потолок», - пишет автор. В обществе Павел Петрович больше не видел развлечений, его не влекло к нему. Даже родной брат стал безразличен. Он не мог понять переживаний светского человека, оказавшегося в неволе, словно в плену собственных фантазий, наваждений. В конце романа читатель узнает, что он покинул Россию и уехал в Дрезден, «где знается больше с англичанами, да с проезжими русскими». Павел Петрович одинок, у него нет друзей, он окружен знакомыми, среди которых нет родного по духу человека.

Кирсановское одиночество принимает разные формы в романе, но находит воплощение в несобственно-прямой речи, монологических высказываниях, диалогических отступлениях и авторской оценке, содержащей отношение к герою.

Отчуждение и неприкаянность представлено Тургеневым как одно из средств психологического анализа, неотделимого от идейно-эстетической и этико-философской концепции человека. «Диалектика души» раскрывает ее смыслы, становится важнейшей формой выражения одиночества. Особая роль в его изучении играет философские и психологические подходы. Неприкаянность рассматриваются автором как духовный идеал внутреннего мира героев, один из способов совершенствования их сознания, характеристики нравственной позиции. Для Базарова этот идеал спасителен и всеведущ, для П.П.Кирсанова – служит отражением поэтики души, романтической натуры, высоких стремлений и возвышенных чувств. Трагическая любовь к княгине Р. превращает Павла Петровича в глубоко одинокого человека.

Выразителен в понимании сущности одиночества художественный план сюжетных линий Базаров – А.Одинцова, П. Кирсанов – княгиня Р. Эти тургеневские образы заключают в себе философию отчужденности. Каждый из них внутренне одинок и несчастен. Таинственная княгиня среди людей светского общества так и не встретила дорогого любимого человека, ее поглощают душевные муки и терзания. А П. Кирсанов, униженный безответным чувством ветреной женщины, не может забыть ее. А.Одинцова холодна ко всему и равнодушна. В ней живет интерес к личности Базарова – нигилиста как явлению совершенно новому в русской культуре.

Одиночество принимает разные формы и обличия в жизни героев. Оно есть отражение духовности, внутреннего самосознания каждого из них. Драматизм таких разных по своей сути одиночеств создает образы тургеневских философов – демократически настроенного Базарова и либерала П.П.Кирсанова. В этих личностях воплощено реалистическое рационалистское начало и романтическое, нравственно-эстетическое. Прием психологического анализа, обозначенный понятием «диалектика души» становится многополагающим в рассмотрении художественной коллизии Базаров – Кирсанов, являет собой одну из форм выражения философских смыслов одиночества.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24