|
"Окопная правда" в романе В.П. Астафьева "Веселый солдат""Окопная правда" в романе В.П. Астафьева "Веселый солдат" Аннотация Современная военная художественная и художественно-документальная проза развивается в русле традиций великого мастера батальных сцен Л. Н. Толстого. Его главный завет прозвучал в «Севастопольских рассказах»: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда». Вся история русской военной прозы в XX столетии есть драматическая история поисков правды и борьбы за истину. В романе В. П. Астафьева «Веселый солдат» рассказывается о жизни и быте солдата на войне и о тяготах послевоенного времени. Исследовательская работа «Окопная правда» в романе В. П. Астафьева «Веселый солдат» рассказывает о том, что бойцы сражались не только на поле боя, но и вели войну с тыловиками, бесчеловечными инструкциями; заинтересует приведенными в ней различными трактовками образа маршала Г. К. Жукова и, конечно же, не оставит равнодушными при чтении страниц, описывающих мирные дни, которые кажутся трагическими военными буднями. В исследовательской работе приведен прогноз Астафьева о будущей социальной болезни, который, к сожалению, частично оправдывается в наши дни. В данном исследовательском проекте приведены цитаты из романа, фрагменты переписки Астафьева с участниками Великой Отечественной войны, а также интервью с автором романа. Цель нашей работы – выявить, какой видит Астафьев войну изнутри,понять, какова «окопная правда» в изображении Астафьева. Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи: - исследовать причины, побудившие писателя написать этот роман; - сопоставить эпизоды, рассказывающие о жизни солдата на войне и в послевоенное время; - определить значение сквозного образа убитого фашиста; - объяснить смысл названия романа; - сравнить точку зрения В. П. Астафьева на роль маршала Жукова в Великой Отечественной войне с общепринятым мнением. Для решения поставленных задач использованы следующие методы: - анализ эпизода; - сопоставление; - сравнение; - анализ критической литературы. В результате исследования романа, интервью писателя, писем и воспоминаний мы пришли к выводу, что «окопная правда» участника Великой Отечественной В. П. Астафьева не совпадает с хрестоматийным описанием войны. План исследований:
Сборник «Да пребудет вечно» В. П. Астафьев «Там, в окопах. Воспоминания солдата», М., 1998 г. В. П. Астафьев «Где-то гремит война», М., 1988 г. Н. Н. Яковлев Маршал Жуков. (Страницы жизни), М., 1986 г 4. Методы исследования: - анализ эпизодов; - сопоставление; - сравнение; - анализ биографической литературы. Основным методом исследования стало текстуальное изучение романа, знакомство с биографией Астафьева (особое внимание было уделено событиям, нашедшим отражение в романе). При написании работы применялся аналитический метод исследования интервью писателя, помещенное в «Российской газете» (Федеральный выпуск. № 3469 от 30 апреля 2004 г.) и на сайте http://fro196/narod.ru/library/astafiev/astafiev.htm. Для подтверждения гипотезы был проведен поиск свидетельств участников войны о маршале Жукове. Эти свидетельства мы сравнили с официальным мнением, изложенным в учебнике истории. В своей работе мы опирались на документальные источники и делали самостоятельно выводы, так как критических статей, анализирующих роман, практически нет. Содержание
2.1 .Биографическая справка……………..…………………………………………...............8 2.2. Причины обращения к теме войны……………………………………………...............9 2.3. Какой изображает войну В. П. Астафьев?......................................................................11 2.4. Послевоенное время. …………………………….…………………………………......14 2.5. Гуманизм романа «Веселый солдат». Призрак убитого фашиста……...…………....15
I. Введение. В наше время писать воспоминания стало очень модным занятием. Мемуары заняли прочное место на книжных полках и вполне успешно конкурируют с детективами и любовными романами. Оказалось, писать о себе, любимом, не только приятно, но и выгодно. Пишут все: не только писатели, но и политики, артисты, бизнесмены, ученые. Лишь немногих память прошлого отягощает. И уж совсем мало среди «новых мемуаристов» тех, кто готов предстать перед судом памяти. К числу таких людей, безусловно, относится писатель Виктор Петрович Астафьев. Написанный им роман «Веселый солдат» является автобиографическим произведением. «Веселый солдат» - Великое произведение о Великой войне. Мы многое узнаем о Великой Отечественной войне на уроках истории, но как выглядит война изнутри? Какой войну видит простой солдат? На эти и многие другие вопросы мы попытались ответить в нашей работе, исследуя произведение Виктора Петровича Астафьева «Веселый солдат». Этот роман заинтересовал нас тем, что Виктор Петрович, участник войны, правдиво изображает суровые будни войны с едва переносимой болью, без боязни кого-то запугать, до смерти устрашить, так как уверен, что современный человек обязан отчетливо представлять, что такое война в ее неприкрытом виде, представлять, чтобы не дрогнуть перед любой опасностью, если враги человечества развяжут новую войну. Критик Павел Фокин написал о «Веселом солдате»: «Странная это все-таки исповедь. Покаяние переплетается с проклятием, плач – с иронией, благочестие – со сквернословием, молитва – с публицистикой. Какая-то растерянность чувствуется во всем строе (или развале?) книги. Покаяние – без надежды на прощение. Проклятие – без гнева. Плач – без слез. Ирония – без отрицания»1. Цель работы – выявить, какой видит Астафьев войну изнутри, понять, какова «окопная правда» в изображении Астафьева. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: - исследовать причины, побудившие писателя написать этот роман; - сопоставить эпизоды, рассказывающие о жизни солдата на войне и в послевоенное время; - определить значение сквозного образа убитого фашиста; - объяснить смысл названия романа; - сравнить точку зрения В. П. Астафьева на роль маршала Жукова в Великой Отечественной войне с общепринятым мнением. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: - анализ эпизода; - сопоставление; - исследование; - использование критической литературы. Структура работы: работа состоит из введения, заключения, шести глав и приложения, в которое помещены фотографии В. П. Астафьева и иллюстрации. Практическое значение работы: Материалы исследовательской работы могут быть использованы преподавателями общеобразовательных школ на занятиях элективного курса «Современная русская литература» (составитель программы Ланин Б. А. М.:Вентана-Граф, 2004). II. «Окопная правда» в романе В. П. Астафьева «Веселый солдат». II.1. Биографическая справка. 1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор. В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет, и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна. С отцом и мачехой Виктор Астафьев переезжает в Игарку - сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В. П. Астафьев. (Приложение стр. 17) Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Собрав денег на билет, Астафьев уезжает в Красноярск, поступает в ФЗО. «Группу и профессию в ФЗО я не выбирал - они сами меня выбрали», - расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском. Осенью 1942 года Виктор Петрович Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши». Несколько раз он был тяжело ранен. Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии и вместе со своей женой - рядовой Марией Семеновной Корякиной - приезжает на ее родину - город Чусовой на западном Урале. По состоянию здоровья Виктор Петрович уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината. В марте 1947 года в молодой семье родилась дочка. В начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии, - время было голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взять было неоткуда. В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года - сын Андрей. (Приложение стр. 17) В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете «Чусовской рабочий», Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек»; впоследствии он назовет его «Сибиряк». С 1951 по 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий». В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году - в Вологду. В 1980 году Астафьев переехал жить на родину - в Красноярск. (Приложение стр. 18) В 1989 году В. П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда. (Приложение стр. 19) 17 августа 1987 года скоропостижно умирает дочь Астафьевых Ирина. Ее привозят из Вологды и хоронят на кладбище в Овсянке. В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии «За честь и достоинство таланта» Международного литфонда. В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности. «Ни дня без строчки» – таков был девиз неутомимого труженика, истинно народного писателя. (Приложение стр. 19) 29 ноября 2001 г. в Красноярске великий писатель умер и был похоронен в Овсянке. (Приложение стр. 20) II.2. Причины обращения к теме войны. Виктор Петрович Астафьев знаком читателям как один из лидеров так называемого деревенского направления в литературе советского периода, а широкую известность он приобрел после выхода в свет книг «Пастух и пастушка», «Царь-рыба» и «Последний поклон». Одним из последних произведений, вышедших из-под пера писателя, является мемуарно-автобиографический роман «Веселый солдат». Роман «Веселый солдат» был закончен в 1997 году. В нем писатель повествует о бедах и неурядицах своей жизни, вспоминает ошибки, редкие радости и удачи. Проживая заново все, что с ним произошло, герой пытается понять, что же было главным в жизни и определило его судьбу. С самой ранней юности обожгла В. Астафьева война. Он осуждает войну, навязанную нам фашизмом. Виктор Петрович рассказывает о ней то, что сам знает, видел, пережил, выстрадал. Заканчивая роман, автор пишет о причинах, побудивших написать его: «Ныне меня, как многих стариков… потянуло жить на отшибе, вспоминать, грустить, видеть длинные, вялые сны… Разгружая память и душу от тяжестей, что-то, тоже вялое, выкладываешь на бумагу…» Ужасы войны, то, что называют «окопной правдой», для Астафьева - единственно подлинная правда о войне. Он писал о войне, чтобы показать все ужасы войны изнутри, чтобы не обманывать читателя и рассказать ему всю горькую «окопную правду». Тоска по справедливости и лучшей жизни заставляют писателя с гневом и яростью обличать бездарных генштабистов, тыловиков, мелких и средних начальников, преступно безучастных и коверкающих судьбы простых людей. Астафьев рассказывал о войне как рядовой солдат, чтобы восстановить справедливость между настоящими защитниками отечества и теми, кто ими управлял и не щадил ни одной души человеческой. Точка зрения писателя-фронтовика Виктора Петровича Астафьева такова, что исход войны несет герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущего свой крест и общую ношу. Известно высказывание Виктора Астафьева о 12-томной «Истории Второй мировой войны», по поводу которой он сказал: «Мы такой войны не знали». Виктор Петрович писал о войне, чтобы показать всю мощь, силу русского народа. То, через что ему [народу] пришлось пройти, мало кто сможет пережить. В интервью Ирине Ришиной3 В. П. Астафьев сказал: «Одно дело - 18 - летним переносить фронтовую жизнь - нежизнь, и другое дело - пропустить войну сквозь себя сейчас, уже осознанно, имея опыт и насмотревшись, начитавшись, в том числе и противной литературы, и киномакулатуры, которым хочется возражать. А возражать только и можно, воспроизведя мою войну, не всеобщую, а именно мою». Думаем, своей судьбой Астафьев выстрадал более, чем кто-либо, право, которое еще за два года до его рождения поэтически сжато сформулировал Владислав Ходасевич: И вот, Россия, «громкая держава», Ее сосцы губами теребя, Я высосал мучительное право Тебя любить и проклинать тебя. Это право сына своего народа обращаться к нему как к «гражданам родного отечества… все святое на этой земле поругавшим». Теплота астафьевского патриотизма замешана на жестком несогласии с привычной для русского человека униженностью как государством, так и собственным самодурством. «Веселый солдат» - Великая книга о Великой войне, написанная очевидцем и участником. Только 55 лет спустя, в пору подведения жизненных итогов, замечательный писатель Виктор Астафьев смог до конца освободиться от страхов, иллюзий, комплексов и мифов той войны и рассказал о ней правду. Более того, в письме к Вячеславу Кондратьеву4 В. Астафьев настаивал, что о войне надо писать «беспощадно и проникновенно». Надо рассказывать, как «бездарно мы воевали на пределе всего - сил, совести, терпения… бездарные полководцы, совершенно разучившиеся ценить самую жизнь, сорили солдатами, как песком…» Можно сказать, что это своего рода художественный итог свидетельских показаний о войне. И нельзя не согласиться с мнением критика-фронтовика А. Туркова, назвавшего книгу Астафьева «подвигом честной памяти».5 II.3. Какой изображает войну В. П. Астафьев? Прочитав первую часть романа, которая называется «Солдат лечится», мы поняли, что у каждого была своя война. Воспоминания «веселого солдата» вовсе не веселы и никак не вписываются в хрестоматийные: «Безобразно доставляли раненых с передовой в тыл. Выбыл из строя - никому не нужен, езжай лечись, спасайся как можешь. Но это не раз уже описано в нашей литературе, и мною в том числе. Перелистну я эту горькую страницу. Надеялись, на железной дороге будет лучше. Наш железнодорожный транспорт даже в дни развалов и разрух, борьбы с «врагами народа», всяческих прогрессивных нововведений, перемен вождей, наркомов и министров упорно сохранял твердое, уважительное отношение к человеку, особенно к человеку военному, раненому, нуждающемуся в помощи». Везде он встречал какие-то непонятные, словно врагом придуманные инструкции, запреты: «У санпоездников правило: не принимать на эвакуацию тех бойцов, у которых чего-либо не хватает из имущества, даже если нет одной ноги - ботинки должны быть парой, такова инструкция санупра. Koe-что выдавалось здесь, со складов ахового распредгоспиталя, и склады те напоминали широкую городскую барахолку. На них артелями, точнее сказать бандами, орудовали отъевшиеся, злые, всегда полупьяные мужики без наград и отметок о ранениях на гимнастерках. Они не столь выдавали, сколь меняли барахлишко на золото в первую голову, на дорогие безделушки, даже на награды и оружие. Думаю, ни один пистолет, ни одна граната через те склады, через тех тыловиков-грабителей попали в руки бандеровцев. Здесь можно было месяцами гнить и догнивать из-за какой-нибудь недостающей пилотки, ботинка или подштанников. Ранбольные бушевали, требовали начальство для объяснений». По словам Астафьева, с войны каждый боец и офицер привез свою личную правду, а генералы и тем более маршалы приволокли свою правдищу, да такую огромную, исключительную, что она загромоздила собой правду истинную, заслонив быль небылью и все военное лихо, и почти каждый из них спешил рассказать о себе, хорошем, о своих подвигах - и вот те на: какой-то солдатишка-обмоточник высунулся со своей «окопной правдой», и она никак, ни с какого бока с генеральской не сходится, да еще и напечатанной в «Правде», в той самой газете, единственной, которую они почитали, знали и знают, а других и знать не хотят. Исследуя материал о Великой Отечественной войне, мы с удивлением обнаружили различные трактовки образа маршала Жукова и порой взаимоисключающие оценки роли Жукова в Великой Отечественной войне. Например, в журнале «Роман Газета» (1986 год) историк Николай Николаевич Яковлев так изображает Георгия Жукова: «Чем дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, тем все рельефнее и крупнее вырисовывается на фоне величайших битв тех лет облик верного сына нашей Родины и Коммунистической партии Советского Союза,выдающегося советского полководца, четырежды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. |
Loading
|