Центральный Дом Знаний - Преступление и наказание в русской литературе

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Преступление и наказание в русской литературе

Всё в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение.

К. Д. Ушинский.

…люди могут быть прекрасны и счастливы,

не потеряв способность жить на земле.

Ф. М. Достоевский.

Наедине с своей душой

Был недоволен сам собой.

И поделом: в разборе строгом

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом…

А. С. Пушкин.

На каждой ступеньке бес, готовый подставить ножку, или ангел, готовый протянуть руку.

Иоанн Лиственичек.


Преступление и наказание в литературе. Чтобы изучить это, нужно ответить на вопрос: «Что же такое преступление?». Преступление – это значит, через что–либо переступить; через человека, через формальный закон, нравственный закон.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказания», главный герой романа – Родион Раскольников совершил преступление. Но почему он его совершил? В сентябре 1865 года Достоевский предлагает М. Н. Каткову, редактору журнала «Русский вестник», ‘‘повесть от пяти до шести печатных листов’’. Это ‘‘психологический отчет одного преступления’’, ‘‘действие современное, в нынешнем году’’. Молодой человек, ‘‘по шаткости в понятиях’’, решился ‘‘убить одну старуху’’, с тем чтобы ‘‘сделать счастливой свою мать’’, ‘‘избавить сестру’’ от притязаний помещика, у которого она живёт в гувернантках, ‘‘докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству»’’. Случайно ему ‘‘удаётся совершить своё предприятие и скоро, и удачно’’, но ‘‘неразрешимые вопросы восстают перед убийцею’’ и он ‘‘принуждён сам на себя донести’’. Автор специально отмечает мысль, ‘‘что налагаемое юридическое наказание’’ ‘‘гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели’’. Ещё Д. Писарев. Читая роман Ф.М. Достоевского, писал: «Я всматриваясь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять, каким образом они вытекают одно из другого, стараюсь объяснить себе, насколько они находятся в зависимости от общих условий жизни. Мы знаем из истории то, что реформа, проведённая, в России не принесла желаемого результата. Это было время тяжких разочарований, мучительных душевных кризисов. В судьбе молодых людей вроде Раскольникова годы реакции сыграли роковую роль, толкнули их к особым, бесплодным трагическим несостоятельным формам протеста. Уже в самом начале романа, на первых его страницах, узнаём мы, что Раскольников «покусился» на какое–то дело, которое есть «новый шаг, новое собственное слово», что месяц назад зародилась у него «мечта», к которой он теперь близок. Месяц назад, почти умирая с голоду, он вынужден был заложить у старухи - «процентщицы» колечко – подарок сестры. Непреодолимую ненависть и отвращение почувствовал он, «задавленный бедностью», к вредной и ничтожной старушонке, сосущей кровь из бедняков, наживающейся на чужом горе, на нищете, на пороке. «Странная мысль наклёвывалась в его голове, как из яйца цыплёнок ». И вдруг услышанный в трактире разговор студента с офицером о ней же, «глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной». Старуха живет «сама не знает для чего», а молодые свежие силы пропадают даром без всякой поддержки – «и это тысячами, и это всюду!». «За одну жизнь, - продолжает студент, - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредная». Убить старуху, взять её деньги «обречённые в монастырь». Взять деньги не для себя, а для погибающих, умирающих от голода и порока людей, и тогда будет восстановлена справедливость! Именно эта мысль наклёвывалась и в сознании Раскольникова. А ещё раньше, полгода назад, «когда из университета вышел», написал Раскольников, бывший студент – юрист, статью «О преступлении». В этой статье Раскольников «рассматривал психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления» и утверждал, что оно, это состояние, очень похоже на болезнь – помрачение ума, распад воли, случайность и нелогичность поступков. Кроме того, коснулся в своей статье Раскольников, намеком, и вопроса о таком преступлении, которое «разрешается по совести» и потому, собственно не может быть названо преступлением. Дело в том, разъясняет Раскольников мысль своей статьи, что люди, по закону природы разделяются вообще на два разряда. Первые склонны к послушанию, смирению, благоговению перед законом. Вторые – во имя нового, лучшего могут преступить закон и если потребуется, «дать разрешение перешагнуть через кровь». Итак, давно уже зародилась в мозгу Раскольникова мысль, что во имя идеи, во имя справедливости, во имя прогресса «кровь по справедливости» может быть оправдана, разрешена, даже необходима. Посещёние старухи лишь обостряет, как бы подгоняет его мысль, заставляет её биться и работать. Раскольников хочет узнать, а кто же он сам: «тварь дрожащая или право имеет»? Всё это и толкнуло Родиона Раскольникова на преступление.

Само преступление в романе описывается кратко. Раскольников убивает старуху, но в это время (точнее чуть позже) заходит Лизавета и Раскольникову приходится убить и её.

В заглавии романа Достоевского – антонимы; при этом следует отметить многозначность заглавия. Связь слова ‘‘преступления’’ с глаголом ‘‘переступить’’. Кто что переступил? Юридический и нравственный, философский, религиозный смысл данного слова – это существо мира, теряющего веру, это последние испытание, это почти всегда – следствие его, потерявшего веру героя, идеи.

Жестоко наказан Родион Раскольников. Но в этом наказании его спасение. Ибо, если бы вынес, кем бы оказался Раскольников? Недаром стоит рядом с ним Аркадий Иванович Свидригайлов. Свидригайлов – двойник Раскольникова, обратная сторона одной медали. «Мы одного поля ягода», - заявляет Свидригайлов. Но ему удивительны трагические мечтания и вопросы Родиона Раскольникова, совершенно лишняя и просто глупая в его положении «шиллеровщина»: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь – то? За тем, что гражданин и человек? А коли так, то и соваться не надо было; нечего не за своё дело браться». Так Свидригайлов еще раз, по – своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову. «Не переступил он, на этой стороне остался», а всё потому, что «гражданин» и «человек». Раскольников действительно человек, у него есть нравственные ценности и именно поэтому в конце романа, в эпилоге, мы видим, что начинается духовное возрождение, обновление главного героя. «Но тут уж начинается новая история, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомство с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» главный герой, Иван Северьяныч Флягин, тоже совершает преступления. Так как композиция произведения кольцевая и преступлений много, причем по разным причинам, немного отойдем от плана. Иван Флягин родился в семье дворовых людей и был, как говорила его кормилица, «молитвенный сын», у Бога выпрошенный. Всю жизнь Ивана Флягина можно разделить на двенадцать ступеней и последняя тринадцатая – уход в монастырь. Первая, с которой всё началось – убийство монаха, убийство не преднамеренное, случайное: «Мне и отцу моему, да и самому графу сначала смешно показалось, как он кувыркнулся, а тут вижу я, что лошади внизу у моста зацепили колесом за надолбу и стали, а он не поднимается и не ворочается…». Ночью же, после убийства, приходит к Ивану Флягину монах, которого он убил и говорит ему, что он моленный сын. Он, Иван Флягин Богу обещанный и нужно ему в монастырь идти. И для того, чтобы подтвердить свои слова, монах даёт ему знамение, что будет он «много раз погибать» и ни разу не погибнет. Флягин этому не поверил: «Думаю, ладно; надо тебе каркать…». Но вот Иван Флягин спасает жизнь графа и чудом спасается сам, но не задумывается над этим. И только рассказывая об этом, говорит: «Мне надо было бы этим случаем пользоваться, да тогда же, как монах советовал, в монастырь проситься…». У Ивана все хорошо, но он совершает второе преступление – увечье барской кошки, которая съела его птенчиков. За это его жестоко выпороли и велели для дорожки в саду камешки бить. Никак не мог смириться Иван с последним пунктом наказания, даже удавиться хотел. Но он убегает с цыганом и ворует коней. А это опять преступление, но преступление, которое Иван Флягин не хотел совершать: «… страсть, как мне не хотелось воровать, однако, видно, назвавшись груздем, полезешь и в кузов…». После Иван становится нянькой для маленькой девочки. Он отдаёт её матери вопреки запрету отца и убегает. Возникает еще одно испытание: лошадь ему очень понравилась, а лошадей он сильно любил. На поединке с татарином, Иван его убивает. «Ну, так что же, мол, такое, что я убил? Ведь это дело любовное. А разве лучше было бы, если бы он меня засёк?». За этим преступлением следует наказание. Иван Флягин попадает на долгий срок в плен к татарам, в Рынь – Пески. Там начинается внутренняя работа героя над собой, осознание себя. «Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется, обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь.». У героя возникает желание помолиться: «…и охватит тебя тоска, и… дождёшься ночи, выползешь потихоньку за ставку, чтобы ни жены, ни дети и никто бы тебя из поганых не видал, и начнёшь молиться… и молишься, - так молишься, что даже снег инда под коленками протает и где слёзы падали – утром травку увидишь». Но Ивану удается убежать. Новое испытание – растрата денег на цыганку и лечение пьянства магнетизмом. Но граф, у которого служил Иван, не наказывает за растрату денег. Он признаёт себя таким же беспутным, как и Иван. Другое испытание Флягина – это его привязанность к цыганке Груши, которая живёт у графа. Груша же, догадываясь, что Флягин к ней хорошо относится, просит помочь ей, убить её. «Ты, - говорит, - поживёшь, ты Богу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла...». После убийства следует наказание, но наказание по собственному желанию. Иван Флягин идёт служить за другого человека. Он попадает в горячие точки, на Кавказе. Рискует жизнью. И так он служит более пятнадцати лет. После службы он пытается заработать себе на жизнь тем, что становится актёром. Это и было последним испытание героя, после которого он и ушёл в монастырь: «…наш странник доплыл в своём рассказе до последней житейской пристани – до монастыря, к которому он, по глубокой вере его, был от рождения предназначен…». Мечущаяся душа Ивана Северьяныча ищет царства Божия. Судьба идёт по стопам: какое-то событие, трагическая развязка (гибель), странствие и всё повторяется. Но только следующее испытание хуже, страшнее предыдущего. До конца жизни действует наложенное на него пророчество, сказанное призраком убитого монаха: «А вот, - говорит, - тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель…». Ивана Флягина всё время преследует наказание за совершенный грех убийства.

В современной повести В. Тендрякова «Расплата» главный герой – Коля Корякин убивает своего отца. К этому его вынуждает обстановка в семье. Его отец, Рафаил Корякин, почти каждый приходил домой пьяным. Он жестоко избивал мать! Бедный мальчик, видя всё это, стал постепенно ненавидеть отца – он так думал. «Каждый вечер мы с матерью ждали… Мать, как полоумная, из угла в угол начинала тыкаться. Легко ли видеть – спрятаться хочет, а некуда. Глядишь – и всё внутри переворачивается. Каждый вечер…». Коля не знал что делать: «… тряпкой себя считал, медузой – мать спасти не могу!..». Эта несправедливость, боль за мать привели к убийству.

Коля убивает отца из ружья почти в упор. После этого он бежит к соседям Потехиным. Рассказывает об убийстве, просит вызвать милицию. Почему же Коля бежит именно к Потехиным? Потому, что там живёт девочка – Соня Потехина, которую он любит, доверяет. С помощью, которой он изменился, ведь до этого он был проблемным ребёнком. «Коля Корякин был трудным учеником, неожиданно для всех изменился, причина не совсем обычная, даже сентиментально - лирическая – полюбил девочку…».

За преступлением следует наказание. Формальное наказание в повести не написано, но, конечно же, оно будет. Здесь, как и в других (ранее описанных) произведениях наказание представляется душевными муками героя. «Ненавидеть его Коля теперь не мог. За всё, что отец сделал плохого, он расплатился полностью – черная струйка по паркету! Ненавидеть нельзя, заставить же себя совсем не думать о нём, забыть – Коле не под силу. Он вспоминал отца и теперь, когда никто не отвлекал, начинал испытывать жалость, режущую, нестерпимую, к нему, лежащему с вывернутой рукой. Нет спасения от жалости, от раскаянья и от … ненависти к себе». Только в подследственном заключении мальчик вспоминает и хорошо об отце. «Уже несколько раз в течение дня приходила простенькая мысль: «Он же не всегда был плохим…». Коля вспоминает о том, как к ним залетела маленькая лесная птичка – князек, и отцовские слова: «Не тискай, задавишь ещё… Князек – птица лесная, вольная, взаперти сдохнет». «Кольке почему-то вдруг стало жаль, хоть плачь. Только неизвестно кого – птичку, попавшую в беду, или похмельного, встрёпанного, мучающегося отца». Мальчик вспоминает и про их рыбалку, и о канарейке. И вдруг он понимает, что ошибался, что не ненавидит своего отца, наоборот – любит! «Только сейчас открылось – убийца любит убитого, это уже не раскаянье, это уже мука, считай, смертельная, сильный и разумный не выдержит, ребёнок и подавно».

Но и другие участники этой драмы считают себя виновными в убийстве. «Тащила, подлая, своими руками родного сына к погибели тащила! И по совести и по закону – кругом виновата!». «Ну, кто мешал мне развестись со зверем?» Это говорит мать Коли. Виноватой себя считает и бабка Евдокия, мать погибшего Рафаила: «Сына худого вырастила – это ещё не вся моя вина. Я и в другом кругом виновата – знала ведь, ой как хорошо знала, что страшон людям мой сынок. Так не молчи, остерегай людей, спасти попробуй, стучись куда нужно». Винит себя и учитель Аркадий Кириллович. В том, что не научил правильно находить выход. «Ну а если б в иные обстоятельства он попал, в нашей школе хотя бы, - каждый день сталкивался бы с сочувствием к себе, твёрдо знал, что может рассчитывать на отзывчивость…. Скажите, могла бы ему прийти в голову мысль – убью ненавистного отца?». Даже следователь Сулимов задаёт себе вопрос: « Почему не доволен, почему не отпускает чувство вины?».

Преступление и наказание – вечная тема, как в жизни, так и в литературе. В литературе после преступления следует духовное возрождение героя. Родион Раскольников совершает преступление. К этому его приводят социальные, мировоззренческие и психологические причины. Преступление связано с отчаянным положением героя, с безысходностью. Всё это время Раскольников живёт как в бреду. И только потом, когда начинается духовное возрождение, он начинает понимать новую, совершенно не виденную им действительность. Причины, толкнувшие Родиона Раскольникова и Колю Корякина к преступлению, схожи. Для Коли нет более сложной ситуации, чем у него в семье. Мальчик тоже находится в заблуждении, в бреду. Оказывается, он любит убитого им отца! А это уже «мука, считай, смертельная». Так же и герой Лескова находится в каком–то наваждении. Наваждение в виде разговора с умершими монахом и цыганкой, в виде магнетизма и многое другое было бредом или чудом. И погибал много раз, и на погиб. Пройдя через душевные муки, Иван Флягин пришел в монастырь. Он теперь, как и Раскольников видит новую, не видимую ранее действительность. Жаль, что наказание в реальной жизни не всегда сопровождается духовным обновлением. Читать хорошие книги всегда трудно. В них вроде бы всё понятно и увлекательно, охватывает любопытство: что же дальше. Но всё-таки это иногда мучительно. Вероятно, потому, что настоящие писатели не боятся заглядывать в такие уголки и углы человеческой души, которые заставляют нас страдать вместе с героями, проникаться состраданием. И это обогащает наши души.

Литература.

  1. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  2. Белов С. Комментарий к роману «Преступление и наказание» 2 –е издание. Москва 1985г.

  3. Кожинов В. Роман «Преступление и наказание». Три шедевра русской классики. Москва 1985г.

  4. Писарев Д. Н. Борьба за жизнь. В книге: Ф. М. Достоевский в русской критике. Москва 1956г.

  5. Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник».

  6. Повесть В. Тендрякова «Расплата».

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24