Центральный Дом Знаний - Проблема нравственного выбора в повести Б.Васильева "Завтра была война"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2689

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Проблема нравственного выбора в повести Б.Васильева "Завтра была война"

   1. Б. Л. Васильев и его повесть « Завтра была война».

Борис Львович Васильев родился двадцать первого мая 1924 года в семье командира красной армии, в городе Смоленске, на Покровской горе. Когда началась война, Борису Васильеву было всего семнадцать лет. Он ушёл на фронт сразу после выпускного бала, прожив свои произведения в окопах, выстрадав их под миномётным огнём противника, теряя на этой войне друзей и близких. Именно пережитое писателем на этой войне помогло донести до нас то, что происходило в те страшные годы. Эта боль потерь не давала будущему писателю спокойно жить после войны. Одно за другим выходят из-под его пера такие произведения, как «В списках не значился», «Встречный бой».

В популярном когда-то молодёжном журнале «Юность» (№ 6, 1984) была напечатана повесть Бориса Васильева, которая заставила заговорить о себе и читателей, и критиков, и ветеранов Великой Отечественной войны. Писатель назвал своё произведение «Завтра была война».

Повесть «Завтра была война» написана в 1972 году. И наряду с повестью этого писателя «А зори здесь тихие» стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

Борис Васильев, безусловно, талантлив, так как повесть читается на одном дыхании и оставляет в душе неизгладимый след. Его талант выразился главным образом в том, что он мог удивительно точно описать этот период человеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым человеком. Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть рассказывает о самом трудном и прекрасном времени в нашей жизни – юности.

Роман «Завтра была война» о старшеклассниках, которые мечтают о красивом будущем и ещё не знают, что их ждёт за школьным порогом. А за школьным порогом их ждала война...

Свой первый бой герои книги выдержали ещё до Великой Отечественной войны, каждый из героев пережил свою нравственную войну, сделал свой выбор. Мальчишки и девчонки взрослели. У каждого появлялся свой идеал, больше стали прислушиваться к другим людям, к себе. Появлялись разногласия с теми, кому привыкли подчиняться. Молодые герои начали устанавливать свои правила, трезвее оценивать ситуации, совершать много хороших поступков, помогать друг другу.

Бориса Васильева волнует момент произведения - взросление детей. Автор утверждает: «Ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей; воспитывать подрастающее поколение, конечно, необходимо, но взросление должно идти своим особым путём ».

Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями. Одновременно писатель размышляет, обдумывая и переоценивая всё то, что произошло с ним сорок лет назад.

Герой Васильева, убелённый сединами, умудренный жизнью, вспоминает годы юности, такие далекие и прекрасные, но отнюдь не легкие. Основная часть произведения - это рассказ о жизни автора, написанный так, будто он по цепочке вытаскивает одно за другим воспоминания из шкатулки своей памяти. Начиная описывать одноклассников или какое-нибудь происшествие, повествователь переключается на более ранние события, затем снова возвращается к нему. Вместе с писателем мы перемещаемся то в третий, то в пятый, то в девятый класс, вспоминая урывками прошедшие события. Несмотря на такую необычную и сложную структуру, эти воспоминания не запутывают нас, не позволяют заблудиться в довольно сложной цепочке рассуждений, потерять нить повествования, но, напротив, складываются удивительно ловко и точно, составляя завершенный характер повести, что, несомненно, свидетельствует о мастерстве писателя.

Эпилог подытоживает повесть резко, но, тем не менее, гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в тысяча девятьсот семьдесят втором году, размышляя вместе с автором над прошлым.

Повесть называется «Завтра была война». Смысл такого названия в том, что автор в настоящем времени рассказывает о прошлом и о том, что ждёт героев в будущем. Слово «завтра» предполагает будущее время, а стоящий рядом глагол «была» - прошедшее время. Это название парадоксально. Васильев подобрал именно это название, потому что он пишет о своей юности, о своем прошлом, когда войны еще не было. Для героев книги война - завтра, а юность была накануне войны. Повесть перед эпилогом заканчивается словами: «Следующий год будет счастливым, вот увидите!». Следующим был 1941 год. В то время это значило, что война будет завтра, а сейчас мы говорим, что война была.

О войне в произведении практически ничего не сказано, и это не случайно. В повести нет бомбёжек, стрельбы и сражений. Самой войны нет. В книге описывается то, как жили люди до неё. До тех страшных сороковых годов. Война ещё впереди, завтра, но суровая её тень уже накрывает всё происходящее в знаменитом на всю школу 9-м классе «Б». Война не главное в этой повести, она как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы.

Борис Васильев пишет: «Разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим». И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.

На страницах повести раскрыта целая историческая эпоха. Это были непростые годы, отмеченные печатью сталинских репрессий. Сама обстановка морально подготовило подрастающее поколение к предстоящей войне, но никто из них не знал, что их ждет впереди. Каждый из них жил и думал о своем счастливом будущем. Жизни вчерашних школьников только начинались, обещали ярко развернуться, но были жестоко оборваны. В это время ученикам знаменитого 9 «Б» выпало тяжелое испытание, именно в эти, ещё довоенные годы, герои книги выдержали свой первый бой.

Девушки и юноши слушают танго «Утомлённое солнце», стремятся на великие стройки пятилеток. Люди живут мечтою о прекрасном будущем, но в эту романтику врывается страшное настоящее: репрессии, аресты и доносы. Семья репрессированного автоматически выключается из жизни общества, и её члены должны сделать свой выбор: либо отречься от родного человека, который вдруг становится врагом народа, либо пережить свой круг ада, страданий и унижений вместе с народом.

2. ТРАГЕДИЯ ВИКИ ЛЮБЕРЕЦКОЙ

История с Викой Люберецкой, трагедия её семьи поставила шестнадцатилетних мальчишек и девчонок перед необходимостью сделать тот нравственный выбор, который диктовала им совесть.

Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассников девочка. Она, похоже, была старше их, может, поэтому не имела друзей до девятого класса. Возможно, эта непохожесть на других девочек и привлекла Жорку Ландыса, который давно был влюблён в Вику. Вика это чувствовала. Она призналась в этом Искре, в своём прощальном письме.

«А вчера я прощалась с вами, с Жоркой Ландысом, который давно был влюблён в меня, я это чувствовала. И поэтому поцеловалась в первый и последний раз в жизни».

Вика была красивой. Не миленькой толстушкой, как Искра, не хорошеньким бесёнком, как Зиночка, а вполне сложившейся, спокойной, уравновешенной в себе и своём обаянии девушкой с большими серыми глазами. И взгляд этих глаз был необычен: он словно проникал сквозь собеседника в какую-то видимую только Вике даль, и даль эта была прекрасна, потому что Вика всегда ей улыбалась.

Вика всегда стремилась подружиться с Искрой Поляковой. Ей нравилась прямота девушки, ее искренность. Искра, в свою очередь, попросить о чем - либо Вику не могла, считала её несколько подозрительной, какой – то странной, совсем не героической. Вика же считала Искру максималисткой.

Девочки часто спорят о красоте. У Искры была своя точка зрения на красоту. Полякова признавала красоту, запечатленную раз и навсегда на полотнах, в книгах, музыке или скульптуре, а от жизни требовала лишь красоту души, подразумевая, что всякая иная красота сама по себе уже подозрительна. Красота для Искры была лишь результатом, торжеством ума и таланта, очередным доказательством победы воли разума над непостоянным и слабым человеческим естеством. Сомнений для неё не существовала, так как её мать- товарищ Полякова - убеждённая коммунистка - считала все сомнения душевной слабостью. До общения с семьёй Люберецких Искра всегда знала все ответы на все вопросы.

Именно Вика помогла Искре посмотреть на жизнь иначе. А началось, наверное, всё с чтения стихов Сергея Есенина.

«Вика прошла на середину комнаты, раскрыла тонкий, потрёпанный томик, строго посмотрела вокруг и негромко начала:

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я с роду…

-Это Есенин,- сказала Искра, когда Вика замолчала. - Это упадочнический поэт. Он воспевает кабаки, тоску и уныние.

Вика молча усмехнулась.

Молчала и Искра, поскольку стихи ей очень понравились, и спорить она не могла. И не хотела. Она точно знала, что стихи упадочнические, потому что слышала это от мамы, но не понимала, как могут такие стихи быть упадочническими. Между знанием и пониманием возник разлад, и Искра честно пыталась разобраться в себе самой.

-Ты умная, Искра?

-Не знаю, - опешила Искра.- Во всяком случае, не дура.

-Да, ты не дура,- улыбнулась Вика.- Я никому не даю эту книжку, потому что она папина, но тебе дам. Только читай не торопясь.

-Спасибо, Вика, - Искра тоже улыбнулась ей, кажется впервые в жизни. – Верну в собственные руки.

Искра бережно прижимала к груди зачитанный сборник стихов упадочнического поэта Сергея Есенина».1

Так происходит первый значимый контакт между двумя совершенно противоположными девочками, между Искрой Поляковой и Викой Люберецкой.

Вика тяготится своим одиночеством. Она самолюбива, больше всего боится, что кто-нибудь будет её жалеть, а жалость ей была не нужна. Нужно открытое, честное понимание. Вика верит, что на такие отношения способна принципиальная Искра, честно считавшая, что « в своих делах мы должны разбираться сами. Надо вырабатывать характер». Именно Искра первая среди одноклассников понимает, что Вика перешагнула некий рубеж, повзрослела раньше их, «приноровилась» к новому состоянию.

Девочки не спорят, они смело высказывают свое мнение на волнующие их темы.

Представления девочек о счастье, долге, красоте, истине совершенно разные, но это не мешает им уважительно относиться друг к другу. Рисунок № 3

Представления девочек о счастье, долге, красоте, истине

Вика Искра

  • Представление Искры о счастье Вика считала долгом.

  • Счастье – любить и быть любимой.

  • Святая обязанность женщины – научиться любить, рожать детей, создавать в доме уют.

  • Главное – это семья, построенная на взаимном уважении.

  • Красота – гармония

  • Истину надо доказывать

  • Счастье – быть полезной своему народу, это помощь угнетенным народам, это уничтожение капитализма во всем мире.

  • Считает, что для женщины тоже важно служить своему делу


  • Красота – результат победы разума над слабостью человеческой души

  • Зачем спорить с истиной?


Да, Искра очень тянулась к Вике, чувствуя в ней умную и тонкую девушку. Тянулась к хорошим книгам и разговорам, к уюту большой квартиры, к удобному, налаженному быту, хотя, если б ей сказали об этом, она бы яростно, до гневных слёз, отрицала эту слабость.

Но больше всего девочка тянулась к отцу Вики, Леониду Сергеевичу Люберецкому, потому что у самой Искры отца не было, и в её представлении Люберецкий был идеальнейшим из всех возможных отцов, которого, правда, надо было немножко перевоспитать. И Искра непременно бы его перевоспитала, если бы.… Но никакого « если бы » не могло быть, а пустыми мечтаниями Искра не занималась.

Вика тоже всегда восхищалась своим отцом, считала его идеалом и любила до самозабвения. Она гордилась его наградами: орденом Боевого Красного Знамени за гражданскую войну и орденом за высокие достижения в мирном строительстве. Гордилась его многочисленными именными подарками от наркома: фотоаппаратом и часами, радиоприёмниками и патефонами. Гордилась его статьями, его боевыми заслугами в прошлом и его прекрасными делами в настоящем.

И вдруг в одну тёмную осеннюю ночь арестовали отца Вики Люберецкой, героя гражданской войны, директора авиазавода.

Его увезли на «чёрной Марусе» - это машины, в которых увозили арестованных отцов и матерей по доносам недоброжелателей, - увезли как врага народа.

Отца арестовали. Почему? Неужели её добрый, умный отец - враг? В это, конечно, невозможно поверить. Но, тем не менее, шестнадцатилетняя девочка оказалась перед выбором: либо отречься от своего отца и сохранить верность идеалам своей страны, либо остаться со своим отцом и считаться той, которая предала интересы своей страны.

«Уйти отсюда – значит поверить, что папа и в самом деле преступник. А он ни в чём не виновен, он вернётся, обязательно вернётся, и я должна его ждать!» - в это Вика свято верит.

Дочь не могла отказаться от своего отца, она, шестнадцатилетняя девчонка, выбрала смерть. Это страшный выбор. Жизнь Вики закончилась, так и не успев начаться.

Своё прощальное письмо Вика адресовала Искре, потому что Полякова её самый большой и единственный друг. Искра всегда была очень искренней девочкой, и Вика ценила это.

Вика писала: « Я пишу не для того, чтобы объясниться, а для того, чтобы объяснить. Меня вызвали к следователю, и я знаю, в чём именно обвиняют папу. А я ему верю и не могу от него отказаться и не откажусь никогда, потому что мой папа -честный человек. Я всё время об этом думаю, думаю о вере в отцов и твёрдо убеждена в том, что, если мы перестанем верить своим отцам, что они честные люди, мы окажемся в пустыне. Тогда ничего не будет. Одна пустота».

Вика поступила так, потому что любила отца, не могла отказаться от него, не могла и не хотела,. Она твердо была уверена, что « нельзя предавать своих отцов, иначе мы убьём сами себя, своих детей, своё будущее», разорвём мир, выроем пропасть между настоящим и прошлым.

продолжение

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24