Центральный Дом Знаний - Роль изобразительно-выразительных средств языка в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Роль изобразительно-выразительных средств языка в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Оглавление

I. Введение. 3-5

II.Роль изобразительно-выразительных средств языка в

рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». 5-12

1.Художественное своеобразие тургеневского пейзажа : 5-7

а) картина раннего летнего утра, 7

б) картина ясного летнего дня, 7-8

в) картина ночи. 8-11

2.Значение природы в рассказе «Бежин луг». 11-12

III. Заключение. 12

Введение.

Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто не кажется, как речь наша, - но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.

А..Н. Радищев

Я решила написать работу на тему: «Роль изобразительно-выразительных средств языка в художественном произведении» (в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»). Выбор этой темы обоснован моим личным интересом. Искусству художественного слова нас учат русские писатели. Читая произведения русских писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература - это искусство слова. Все, что мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!

В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление, она достигается благодаря использованию средств художественной выразительности.

Современным школьникам в условиях перехода на новые формы сдачи государственных экзаменов (ЕГЭ) необходимо обращать особое внимание на изучение литературоведческих терминов и стилистику, поэтому я считаю эту тему актуальной. На уроках литературы и русского языка мы знакомились с эпитетами, отмечая среди них постоянные эпитеты. Читая справочную литературу, я обратила внимание на деление эпитетов еще и на изобразительные, эмоциональные, метафорические и метонимические, в учебнике «Русская словесность для 9-х классов» я обнаружила, что гиперболы делятся на гиперболы-эпитеты, гиперболы-метонимии, гиперболы-метафоры, гиперболы-олицетворения, гиперболы-сравнения.

Проанализировав информацию о словесных средствах художественной изобразительности из разных источников, и составив таблицу, можно подтвердить, что полной четкости в классификации тропов нет. Например, эпитет, сравнение, перифраза, в некоторых пособиях относятся (или частично относятся) к тропам, а в других – нет. Сравнение в учебнике А.И. Горшкова «Русская словесность. 10-11 класс»*(3) делится на прямое, отрицательное и развернутое, в учебнике Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс» *(1) выделяется только развернутое, а в книге «Секреты стилистики» Д.Э. Розенталя и И.Б. Голуб *(4) вообще нет подобного деления сравнений. Эпитеты в первом источнике *(3) делятся на метафорические и постоянные, во втором *(1) - на метафорические, метонимические и постоянные, а в третьем *(4), кроме метафорических и постоянных, еще выделяются изобразительные и эмоциональные. В учебниках А.И. Горшкова «Русская словесность. 10-11 классы» и Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс», в отличие от книги Д.Э. Розенталя и И.Б. Голуб «Секреты стилистики», аллегория выделяется как средство художественной выразительности. Гипербола, как я уже отмечала, только в учебнике Р.И. Альбетковой «Русская словесность. 9 класс» делится на: гиперболу-эпитет, гиперболу-сравнение, гиперболу-метонимию, гиперболу-олицетворение, гиперболу-метафору.

Русская словесность 10-11 классы (А.К.Горшков[3])

Русская словесность

9 класс (Р.И. Альбеткова[1])

«Секреты стилистики» (Розенталь Д.Э.[4])

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности.

Тропы

Эпитеты

Эпитеты

Эпитеты

метафорические

постоянные

метафорические

метонимические

постоянные

метафори­ческие

постоянные

изобразительные

эмоциональные

Сравнение

Сравнение

Сравнение

прямое

отрицательное

развернутое

развернутое

______

Аллегория

Аллегория

----------

Перифраза (перифраз)

------------

Перифраза

эвфемизм

-------------

образная

необразная

------------

Символ

-------------

-------------

Фантастика

--------------

-------------

Парадокс

--------------

-------------

Алогизм

-------------

-------------

Гротеск

-------------

-------------

Бурлеск

-------------

-------------

Этимологизация

-------------

-------------

Квипрокво


-------------

Параллелизм

-------------

Тропы

-------------

Тропы

Метафора

-------------

Метафора

развернутая

-------------

развернутая

Метонимия

-------------

Метонимия

Ирония (сарказм)

-------------

-------------

Гипербола

Гипербола

Гипербола

-------------

эпитет-гипербола,

гипербола-сравнение, гипербола-метонимия, гипербола-олицетворение, гипербола-метафора

-------------

Олицетворение

Олицетворение

Олицетворение

развернутое

-------------

-------------

Синекдоха

-------------

Синекдоха

Литота

-------------

-------------


Заинтересовавшись тропами, я решила изучить эту тему подробнее и провести наблюдения над прозаическим текстом, определив роль тропов в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг».

Цель моей работы:

1.Изучить изобразительно-выразительные средства языка.

2.Наблюдая и исследуя, определить роль тропов в художественном произведении.

Мои задачи:

  1. Рассмотреть и изучить тропы на примере произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг».

  2. Определить, с помощью каких изобразительных средств языка писателю удается ярко и красочно изобразить природу.

  3. Определить, какому виду тропов автор отдает предпочтение для изображения картин природы и чем определяется отбор автором тех или иных средств языка.

Для решения поставленных целей и задач мне необходимо изучить следующую литературу:

  1. Р.И. Альбеткова Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс – М: Дрофа,2004.

  2. И.Б. Голуб, Н.Н. Кохтев, Д.Э. Розенталь Русский язык. Звуки. Буквы. Слова – М: Мич Столетие, 1998.

  3. А.И. Горшков Русская словесность. 10-11 классы – М: Дрофа, 2001.

  4. Д.Э. Розеннталь, И.Б.Голуб Секреты стилистики – М: Айрис пресс, 1998.

  5. И.С. Тургенев Бежин луг - М.: 1975.

  6. Языкознание. Русский язык. Том 10 – М.: Аванта +, 2001. С.6.

Методы исследования:

1) аналитическое чтение литературы и контекстуальный анализ текста,

2)поисковый метод,

3)дифференциация по признаку.

Художественное своеобразие тургеневского пейзажа.

В рассказе Тургенева «Бежин луг» русская природа показана с большой выразительностью. Пейзаж Тургенева лиричен, он согрет глубоким чувством любви. Природа у Тургенева дана в богатстве ее красок, звуков и запахов, изображение пейзажа насыщено тропами.

В чем же художественное своеобразие тургеневского пейзажа? В чем его прелесть? Вот какое богатство цвета дает Тургенев в картине раннего утра: «Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня… сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света… всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы…» *(5)

Величавая тургеневская ночь пронизана разными звуками: «Кругом не слышалось почти никакого шума…Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали». Или: «Вдруг, где-то в отдалении раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушиваешься – и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке».

А вот как весело и шумно пробуждается у Тургенева ясное летнее утро: «Все зашевелилось, проснулось, запело, словно… обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола».

Любит Тургенев говорить и о запахах изображаемой им природы. К запахам природы писатель вообще неравнодушен. Так, в своем очерке «Лес и степь» он говорит о «теплом запахе ночи», медом гречихи и кашки». Так же, описывая летний день в «Бежином луге», он замечает: «В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости».

Изображая ночь, писатель говорит и о ее особом запахе: «Темное, чистое небо торжественно и необъятно - высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах – запах русской летней ночи».

Картины природы в рассказе «Бежин луг»

В красках

В звуках

В запахах

…алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света…

«…с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной…» «Одни огоньки тихонько потрескивали». «Вдруг, где-то в отдалении раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушиваешься – и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке». «Все зашевелилось, проснулось, запело, словно… обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола».

В своем очерке «Лес и степь» Тургенев говорит о «теплом запахе ночи», медом гречихи и кашки». «В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости». «Темное, чистое небо торже6ственно и необъятно - высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах – запах русской летней ночи».


Природа у Тургенева изображается в движении, в сменах и переходах от утра ко дню: «…Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.»; «Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки,…и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею.»; ото дня к вечеру: «К вечеру эти облака исчезаю; последние из них черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца…»; от вечера к ночи: «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота.»; с постепенным изменением красок и звуков, запахов и ветров, неба и солнца. Изображая природу, Тургенев показывает постоянные проявления ее полнокровной жизни.

Картина раннего летнего утра.

Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.


Картина пробуждения утра

в олицетворениях

в метафорах

«Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; «и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило»

«Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; «полились кругом меня… сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»

При этом количество эмоциональных эпитетов превышает количество изобразительных.

Эмоциональные эпитеты

Изобразительные эпитеты

«свежая струя», «живые звуки», «жидкий ранний ветерок», «…легкой, веселой дрожью», «…горячего света», «чистые и ясные…звуки колокола», «Бледно-серое небо».

«…обагренным кустам..», «полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света…»


Почему же для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал по преимуществу олицетворения, метафоры и эмоциональные эпитеты? Приходим к выводу: выбор писателем олицетворений, метафор и эмоциональных эпитетов обусловлен целью художника: показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны.

Картина ясного летнего дня.

Обратимся к описанию картины ясного летнего дня. В этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой, выделим эпитет вместе с существительным и глаголом, которые он определяет.

«Был прекрасный июльский день… небо ясно; утренняя заря… разливается кротким румянцем солнце – не огнистое, не раскаленное… но светлое и приветно лучезарное – мирно всплывает… свежо просияет… хлынули играющие лучи и весело и величаво… поднимается могучее светило».


Эпитеты в картине летнего дня

При существительных

При глаголах

«Прекрасный июльский день»; «небо ясно»; « кроткий румянец» (зари); «солнце светлое, приветно лучезарное»; «могучее светило»

Солнце «мирно всплывает»; «свежо просияет»; «весело и величаво поднимается»


Эпитеты в картине летнего дня

Эмоциональные эпитеты

Изобразительные эпитеты

«прекрасный…день», «небо ясно», «…кротким румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное…не тускло-багровое,…но светлое и приветно лучезарное…», «могучее светило», «Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый…», «облака…неопределенные».

«лиловый…туман», «…появляется множество…облаков, золотисто-серых…», «…лазурны…» (об облаках), «голубоватые полосы», «розовыми клубами», «алое сиянье», «краски светлы, но не ярки», «белыми столбами».


В заключение приходим к выводу, что в обрисовке ясного летнего дня автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы, которые он наблюдал в один из летних дней.

продолжение

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24