|
Роль изобразительно-выразительных средств языка в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"Оглавление I. Введение. 3-5 II.Роль изобразительно-выразительных средств языка в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». 5-12 1.Художественное своеобразие тургеневского пейзажа : 5-7 а) картина раннего летнего утра, 7 б) картина ясного летнего дня, 7-8 в) картина ночи. 8-11 2.Значение природы в рассказе «Бежин луг». 11-12 III. Заключение. 12 Введение. Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто не кажется, как речь наша, - но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь. А..Н. Радищев Я решила написать работу на тему: «Роль изобразительно-выразительных средств языка в художественном произведении» (в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»). Выбор этой темы обоснован моим личным интересом. Искусству художественного слова нас учат русские писатели. Читая произведения русских писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература - это искусство слова. Все, что мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует! В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление, она достигается благодаря использованию средств художественной выразительности. Современным школьникам в условиях перехода на новые формы сдачи государственных экзаменов (ЕГЭ) необходимо обращать особое внимание на изучение литературоведческих терминов и стилистику, поэтому я считаю эту тему актуальной. На уроках литературы и русского языка мы знакомились с эпитетами, отмечая среди них постоянные эпитеты. Читая справочную литературу, я обратила внимание на деление эпитетов еще и на изобразительные, эмоциональные, метафорические и метонимические, в учебнике «Русская словесность для 9-х классов» я обнаружила, что гиперболы делятся на гиперболы-эпитеты, гиперболы-метонимии, гиперболы-метафоры, гиперболы-олицетворения, гиперболы-сравнения. Проанализировав информацию о словесных средствах художественной изобразительности из разных источников, и составив таблицу, можно подтвердить, что полной четкости в классификации тропов нет. Например, эпитет, сравнение, перифраза, в некоторых пособиях относятся (или частично относятся) к тропам, а в других – нет. Сравнение в учебнике А.И. Горшкова «Русская словесность. 10-11 класс»*(3) делится на прямое, отрицательное и развернутое, в учебнике Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс» *(1) выделяется только развернутое, а в книге «Секреты стилистики» Д.Э. Розенталя и И.Б. Голуб *(4) вообще нет подобного деления сравнений. Эпитеты в первом источнике *(3) делятся на метафорические и постоянные, во втором *(1) - на метафорические, метонимические и постоянные, а в третьем *(4), кроме метафорических и постоянных, еще выделяются изобразительные и эмоциональные. В учебниках А.И. Горшкова «Русская словесность. 10-11 классы» и Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс», в отличие от книги Д.Э. Розенталя и И.Б. Голуб «Секреты стилистики», аллегория выделяется как средство художественной выразительности. Гипербола, как я уже отмечала, только в учебнике Р.И. Альбетковой «Русская словесность. 9 класс» делится на: гиперболу-эпитет, гиперболу-сравнение, гиперболу-метонимию, гиперболу-олицетворение, гиперболу-метафору.
Заинтересовавшись тропами, я решила изучить эту тему подробнее и провести наблюдения над прозаическим текстом, определив роль тропов в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг». Цель моей работы: 1.Изучить изобразительно-выразительные средства языка. 2.Наблюдая и исследуя, определить роль тропов в художественном произведении. Мои задачи:
Для решения поставленных целей и задач мне необходимо изучить следующую литературу:
Методы исследования: 1) аналитическое чтение литературы и контекстуальный анализ текста, 2)поисковый метод, 3)дифференциация по признаку. Художественное своеобразие тургеневского пейзажа. В рассказе Тургенева «Бежин луг» русская природа показана с большой выразительностью. Пейзаж Тургенева лиричен, он согрет глубоким чувством любви. Природа у Тургенева дана в богатстве ее красок, звуков и запахов, изображение пейзажа насыщено тропами. В чем же художественное своеобразие тургеневского пейзажа? В чем его прелесть? Вот какое богатство цвета дает Тургенев в картине раннего утра: «Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня… сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света… всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы…» *(5) Величавая тургеневская ночь пронизана разными звуками: «Кругом не слышалось почти никакого шума…Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали». Или: «Вдруг, где-то в отдалении раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушиваешься – и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке». А вот как весело и шумно пробуждается у Тургенева ясное летнее утро: «Все зашевелилось, проснулось, запело, словно… обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола». Любит Тургенев говорить и о запахах изображаемой им природы. К запахам природы писатель вообще неравнодушен. Так, в своем очерке «Лес и степь» он говорит о «теплом запахе ночи», медом гречихи и кашки». Так же, описывая летний день в «Бежином луге», он замечает: «В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости». Изображая ночь, писатель говорит и о ее особом запахе: «Темное, чистое небо торжественно и необъятно - высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах – запах русской летней ночи».
Природа у Тургенева изображается в движении, в сменах и переходах от утра ко дню: «…Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.»; «Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки,…и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею.»; ото дня к вечеру: «К вечеру эти облака исчезаю; последние из них черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца…»; от вечера к ночи: «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота.»; с постепенным изменением красок и звуков, запахов и ветров, неба и солнца. Изображая природу, Тургенев показывает постоянные проявления ее полнокровной жизни. Картина раннего летнего утра. Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.
При этом количество эмоциональных эпитетов превышает количество изобразительных.
Почему же для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал по преимуществу олицетворения, метафоры и эмоциональные эпитеты? Приходим к выводу: выбор писателем олицетворений, метафор и эмоциональных эпитетов обусловлен целью художника: показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны. Картина ясного летнего дня. Обратимся к описанию картины ясного летнего дня. В этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой, выделим эпитет вместе с существительным и глаголом, которые он определяет. «Был прекрасный июльский день… небо ясно; утренняя заря… разливается кротким румянцем солнце – не огнистое, не раскаленное… но светлое и приветно лучезарное – мирно всплывает… свежо просияет… хлынули играющие лучи и весело и величаво… поднимается могучее светило».
В заключение приходим к выводу, что в обрисовке ясного летнего дня автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы, которые он наблюдал в один из летних дней. |
Loading
|