Центральный Дом Знаний - Социальные аспекты в творчестве В.С. Высоцкого

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Социальные аспекты в творчестве В.С. Высоцкого


Оглавление.

Введение...................................................................................................................3

Политическая обстановка в СССР в годы правления Л.И. Брежнева. Магнитофонная революция....................................................................................6

«Мне судьба – до последней черты, до креста/ Спорить до хрипоты...»...........9

«Может, кто-то когда-то поставит свечу/ Мне за голый мой нерв, на

котором кричу...»...................................................................................................13

«Но кажется мне – не уйдем мы с гитарой/ в заслуженный и нежеланный покой...»..................................................................................................................20

Заключение.............................................................................................................22

Его слава поэта, голосом которого

кричит Время.

Ф. Абрамов

Введение

При жизни Владимир Высоцкий казался человеком непредсказуемым, способным на самый неожиданный шаг. И сейчас мы так же представляем себе Владимира Семеновича, как человека, идущего «поверх барьеров».

Я провела социологическое исследование и на вопрос: «в чём секрет популярности Высоцкого?» - на первое место вышел ответ о правдивости его творчества («пел правду», «показал правдиво жизнь», «не боялся сказать правду в глаза», «правда о нашей жизни без сокрытия недостатков»). Дальше шли ответы о мужестве, смелости, силе духа («отстаивание принципов», «гражданственность от души, а не по закону», «бескомпромиссность», «смело затрагивал запретные темы», «выражал то, о чём думали все»), третье место отводится близости к реальной жизни, четвёртое занимает доступность, пятое принадлежит самоотдаче, самосгоранию, на шестом – близость к народу, далее отмечается искренность, откровенность, открытость, многогранность...

Личность Владимира Семёновича, безусловно, яркая и выдающаяся, но сегодня «спорить о Высоцком, о том подлинная он величина или мнимая, стало уже скучно», нужно «говорить о Высоцком не только как о «неповторимом феномене» (…), но и как о поэте, как о профессиональном литераторе, множеством нитей связанном и с реальностью современной жизни, и с реальностью современной поэзии»1. Его творчество охватывает многие стороны жизни, я же остановилась на социальном аспекте. Цель моей работы – это попытка через произведения Высоцкого отразить настроение эпохи, представить мироощущение человека, а также проблемы творчества и индивидуальности в тоталитарном государстве – ведь Высоцкий в своих песнях и стихотворениях в силу чуткого ощущения правды передавал то, о чём нельзя было говорить в открытую.

Актуальность темы заключается в том, что без выявления и осмысления этого основополагающего аспекта творчество поэта не может быть воспринято и истолковано верно. Он определяет его жизненную позицию, на нем строится вся поэтическая система поэта. Мною предпринимается попытка интерпретации указанного мотива в наиболее характерных для творчества поэта – песенника произведениях. Я использовала интерпретационный метод с факторным анализом политической обстановки в стране в годы правления Л.И. Брежнева.


Обзор литературы

Исследуя поставленную проблему, я ознакомилась с разнообразной литературой: от непосредственно стихотворений и песен Высоцкого до критических статей в советских газетах, воспоминаний его современников, трудов биографов.

Моим основным источником было собрание сочинений Владимира Высоцкого, изданное в 1999 году издательством «Локид». Особый интнрес в этой книге представила для меня вступительная статья А. Кулагина «Четыре четверти пути», в которой автор представил жизнь поэта через его произведения. Для полного изучения биографии я воспользовалась книгой Вл. Новикова «Высоцкий» в серии «Жизнь замечательных людей» и Ф. Раззакова «Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы». Таким образом, у меня появилась возможность более детально овладеть биографией поэта для более точного понимания и достижения поставленной мною задачи.

Книга «Письма Высоцкого» и другие репортажи на радио «Свобода» привлекла меня тем, что она содержит множество интервью с Владимиром Высоцким. Также в своей работе я обратилась к книге «Монологи со сцены», изданной недавно в России и Украине. В ней я нашла ценную и необходимую информацию: Олег Терентьев, составитель данной книги, почти 20 лет собирал уникальные монологи Владимира Высоцкого, сохранившиеся на старых пленках с его концертов. С помощью этой книги мне удалось более ясно осмыслить живую мысль поэта.

Я посчитала целесообразным обратиться к книге, написанной женой Владимира Высоцкого М. Влади, «Владимир, или Прерванный полёт». Она как никто другой знала Высоцкого, чувствовала терзания его души, видела, в каких муках рождаются его песни. Конечно, как каждая книга подобного рода, воспоминания Марины Влади достаточно субъективны, но, тем не менее, она оказалась очень познавательной относительно реалий советской эпохи, причём глазами стороннего наблюдателя.

Социальные аспекты в творчестве В.С. Высоцкого

1. Политическая обстановка в СССР в годы правления Л.И. Брежнева. Магнитофонная революция

«Не хлебом единым жив человек» - это евангельская истина очень часто цитировалась в первые годы прихода к власти Л.И.Брежнева. Уже на закате правления Н.С.Хрущева отмечалась активность творческой интеллигенции, прежде всего в политике, сопровождавшаяся публичными дискуссиями между высшим руководством и писателями, художниками, артистами. Для многих представителей культуры «стабильность» означала надежду на бóльшую свободу. Небольшой «просвет между хрущевской оттепелью и расцветом брежневской эпохи» - так для многих и останется это время, как счастливый миг.

В сентябре 1965 в Москве были арестованы писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль, которые были мало известны за пределами определенного круга и публиковали свои произведения (сатирические и критические заметки о советской власти) под псевдонимами за рубежом. В частности Андрей Синявский был известен как Абрам Терц. Совесткое общество в произведения Терца-Синявского представлено резко отрицательно (Суд идет) или гротесково (Любимов). В общественной жизни СССР эти аресты обозначили памятную дату. Это был вызов: писатели, обратившись к зарубежным издательствам, нарушили неписаный закон советского образа жизни, в то время поиск поддержки за границей был равносилен предательству. Незадолго до того Б.Л.Пастернак по такой же причине был не только заклеймен властями, но практически остался в изоляции среди коллег (его роман «Доктор Живаго» впервые был напечатан в 1957 году в Италии, но травля началась еще тогда, когда власти узнали, что рукопись находится за границей). Но на этой раз реакция была совершенно другой. В центре Москвы на Пушкинской площади прошла демонстрация протеста против ареста писателей, небольшая, всего в несколько человек, но такого случая, начиная с 20-х годов еще не было.

Реакция еще больше усилилась во время процесса, начавшегося в январе 1966 года. Советское правительство настораживали несогласия внутри страны, которые уже нельзя было не замечать. Формировалась оппозиция – явление скорее политическое, нежели культурное. В публикациях о процессе появлялось только то, что подтверждало обвинительное заключение. Но родные и близкие обвиняемых писали другие отчеты, которые начали ходить по рукам. Так родился новый метод борьбы. Протест стал явным. Оппозиция нашла способ распространения своей информации. Репрессии стали усиливаться.

А тем временем в советскую жизнь вошло новое явление – «самиздат». Из-за жесткой цензуры неугодные властям произведения искусства и политические идеи не могли проникнуть в официальную печать, но теперь был найден альтернативный подход – они перепечатывались на машинке и передавались от одного человека к другому.В середине 60-х годов «самиздат» становится явлением в культурной жизни общества. В «самиздате» печатались такие поэты и писатели, как Н.И.Глазков, А.И.Солженицын.

В мае 1967 года А.И.Солженицын пишет письмо IV съезду Союза писателей, на который он не был приглашен (КГБ обвинил его в сотрудничестве с немцами во время войны, уже с 1966 года сочинения писателя перестают печатать, а опубликованные изымают из библиотек), в этом письме он в самых острых выражениях осуждает гибельный характер цензуры и требует ее отмены. На съезде писателей письмо не было зачитано, но практически все были с ним ознакомлены. 84 человека открыто и письменно поддержали А.И.Солженицына – было написано коллективное письмо съезду. Все эти документы появились в «самиздате» и попали за границу.

Процесс Даниэля-Синявского и письмо Солженицына стали двумя ключевыми точками в эволюции советского общественного мнения 60-х годов. Они выделялись на фоне растущей интеллектуальной деятельности.

Идеологический контроль над литературой, бюрократическое вторжение в самую интимную сферу индивидуальной творческой деятельности постепенно приводили к утрате поэзии как своеобразного жанра, где поэт мог бы свободно излагать свои чувства и эмоции.

Но была и особенная черта культуры 60-х - 70-х годов - так называемая «магнитофонная революция». Записи песен, а также сатирических выступлений, воспроизводимые в домашних условиях, практически не поддавались контролю и получили массовое распространение. Непризнаваемые официально, они вошли в быт, в сознание миллионов людей. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Ким, Ю. Визбор, Е. Клячкин, Н. Матвеева, песни которых пользовались популярностью и всеобщей любовью. «Магнитофонная революция», пожалуй, - это единственная бескровная революция в России в XX веке.

    Магнитофон стал неизменным спутником бардовской (авторской) песни, которая определилась как важный пласт советской культуры и повседневности в 1960 — начале 1970-х годов. Публицист Лев Аннинский вспоминал свою первую встречу с Булатом Окуджавой, которая произошла в одной из московских коммуналок. Поэт пел под гитару. Сосед по коммуналке, послушав какое-то время «…кинулся к себе и вернулся, таща свой «Спалис» или «Днепр» — такой же огромный, ящероподобный, как все магнитофоны той поры, с помощью двух монет он состыковал шнуры и подключился к нашему»2. Песни Александра Галича и Юрия Визбора, Булата Окуджавы и Новеллы Матвеевой, Юрия Кукина и Юлия Кима, а, главное, Владимира Высоцкого, распространялись в советском обществе именно благодаря магнитофонам. Они крутились на магнитофонных лентах в каждой квартире и ознаменовали собой социологический феномен, который долго не желали признать власти – фактически установившийся в обществе плюрализм мнений. Это был полный провал официальной идеологии.

2. «Мне судьба – до последней черты, до креста/ Спорить до хрипоты...»

(В.С. Высоцкий)

В поэтическом мире Высоцкого чаще всего повторяется местоимение «я», тем самым автор показывает, что берет на себя ответственность за свои слова, что он не боится говорить от имени собственного. Лирический герой Высоцкого – бунтарь, мятежник. Но этот мятеж направлен больше против несовершенства жизни вообще – старости, смерти, забвения, чем против советской власти. Ведь люди верили в нее, просто были «не те вожди». И правление каждого последующего вождя – это каждый раз новая эпоха в истории Советского Союза.

Высоцкий написал портрет эпохи правления Брежнева. «Я пишу о нашем времени, в котором есть много юмора и много недостатков»3, - говорил поэт.

Высоцкого слушали не потому, что он был запрещен и не из-за манеры исполнения, а потому, что он формулировал то, что многие пытались сказать, говорил то, о чем говорили на кухнях.

Повсеместно признанный художник зачастую в России «изгнанник». Если художник благополучен душевно (или, в меньшей мере, материально), он имеет мало побудительных причин для творчества, у него нет желания протестовать. Тут-то и проявляется противоречие между художником и властью. Правда, А.И.Солженицын назвал писателя в России вторым правительством. Надо думать, оппозиционным, а то и правительством в изгнании. При всём при этом политика всегда была гибельна для художника, ушедшего в неё. Поэтому писатель обычно ходит по краю, что мобилизует его чувства. Творить он может преимущественно в таких условиях.

Высоцкий обострил эти обстоятельства в своей подчёркнуто независимой творческой жизни, что вызвало дополнительную меру сочувствия у поклонников. Эта несгибаемость красноречиво отразилась в «Беге иноходца»:

Мне набили раны на спине,

Я дрожу боками у воды.

Я согласен бегать в табуне —

Но не под седлом и без узды!

(«Бег иноходца» 1970)

Принципом жизни, отражающей отношение Высоцкого ко времени, в котором он жил, явилась формула «не как все». Лирический герой многих песен – человек, пытающийся жить и действовать не так, как все, проявляя свою индивидуальность, в противовес провозглашаемому временем единообразию и единомыслию:

Я скачу, но я скачу иначе,-

По камням, по лужам, по росе.

Бег мой назван иноходью – значит:

По-другому, то есть – не как все…

(«Бег иноходца» 1970)

Здесь в который раз находит подтверждение истина: каждому свое; не стоит, да и глупо кроить всех на один аршин.

Но не так просто, оказывается, вырваться из круга, выйти из подчинения. Лирический герой цитируемой песни, конь-иноходец, вдруг замечает, что он поневоле поддается воздействию седока, и, кроме того, выполняет его приказания!

…Что со мной, что делаю, как смею –

Потакаю своему врагу !

Я собою просто не владею –

Я прийти не первым не могу!

(«Бег иноходца» 1970)

Потеряв контроль над собой, иноходец тем самым позволяет «седоку» контролировать себя и ему остается:

Вышвырнуть жокея моего

И бежать,как будто в табуне, -

Под седлом, в узде, но – без него!

(«Бег иноходца» 1970)

Оказывается, главное – «без него»: можно быть «под седлом, в узде» и в то же время сохранять свою позицию при условии, что нет того, кто контролирует, управляет. Вся беда исходит от него. Заметим, что тот, кто правит у Высоцкого обезличен. И «без него» герой может достичь определенных высот и результатов :

…Я пришел, а он в хвосте плетется –

По камням, по лужам, по росе…

(«Бег иноходца» 1970)

Последние заключительные строки создают парадоксальную ситуацию :

…Я в первые не был иноходцем –

Я стремился выиграть, как все!

(«Бег иноходца» 1970)

Что это? Победа стадного чувства? Думается, что нет. На наш взгляд, «как все» употребляется в данном случае Высоцким не в негативном значении, обозначая массовость и единообразие, а с положительным оттенком. «Как все» – значит, пытаться выразить все свои возможности, независимо от «седла», «узды», то есть максимально самовыразится, показать свои истинные способности. Смысл жизни заключается в самовыражении, и «все» люди стремятся к тому, чтобы быть замеченными и оцененными . Таким образом , получается игра слов : «как все» – «не как все», где второе словосочетание употреблено в социальном аспекте. А первое – в аспекте природных потребностей человека . Высоцкий выводит антиномию между природой и социумом. То, что заложено природой, в социуме обернулось противоположной стороной. В чем причина? Почему так произошло? Потому что законы жизни людей в обществе отодвинули природные истины, заградили их своими, бессмысленными, чуждыми законами.

В центре песни «Чужая колея» – герой, пытающийся выбраться из «чужой колеи», то есть жить «не как все», своей жизнью.

Основная, главная идея песни «Чужая колея» заложена уже в самом названии. Эта песня, как и многие другие песни В.Высоцкого, аллегорична: колея подразумевает под собой проторенную общую дорогу жизни, что противоречит индивидуальности.

Сам виноват – и слезы лью, и охаю:

Попал в чужую колею глубокую.

Я цели намечал своина выбор сам –

А вот теперь из колеи не выбраться.

(«Чужая колея» 1973)

Как и в песне «Моя цыганская», где дорога жизни героя обставлена темным лесом и нет возможности свернуть с нее:

Вдоль дороги – лес густой

С бабами –ягами,

А в конце дороги той –

Плаха с топорами.

(«Моя цыганская» 1967/68)

здесь своеобразным пространственным ограничителем выступает определенная линия, «колея», из которой «не выбраться». Тот же мотив обнаруживается и в песне «Горизонт», где дорога жизни предлагается герою как дорога «по шоссе», «параллельно проводам». Но, как и во всех вышеперечисленных случаях, герой песни «Чужая колея» пытается найти свой путь, свою дорогу жизни, он пытается «выбраться» из колеи.

Герой обладает некой свободой, поскольку сохраняет реальную возможность выбора и предпочтения. Он сам выбирает свои цели, однако на пути к этим целям «попал в чужую колею».

Уже в самом начале песни возникает оппозиция «свое-чужое», которая получает свое развитие и разрешение на протяжении всей песни. «Чужое» – эта та колея, по которой герой вынужден ехать против своего желания. Однако не все так плохо в этой «чужой колее»:

Но почему неймется мне - нахальный я, -

Условья, в общем, в колее нормальные:

Никто не стукнет, не притрет – не жалуйся,

Желаешь двигаться вперед – пожалуйста!

(«Чужая колея» 1973)

3. «Может, кто-то когда-то поставит свечу/ Мне за голый мой нерв, на котором кричу...»

(В.С. Высоцкий)

Пусть кружит над Москвою
Охрипший его баритон,
Ну а мы вместе с ним посмеемся
И вместе поплачем.

Б. Окуджава

Теперь я к основному перейду.

Один, стоявший скромно в уголочке,

Спросил: «А что имели вы в виду

В такой-то песне и в такой-то строчке?»


Ответ: во мне Эзоп не воскресал,

В кармане фиги нет – не суетитесь, -

А что имел в виду – то написал, -

Вот – вывернул карманы – убедитесь!

(«Я все вопросы освещу сполна» 1970/71)

Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя
розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Поэзия Высоцкого не оставляет шанса на спасение в неизменной действительности.

Сюжет "Диалога у телевизора" состоит из реплик двух противоположных полюсов - циркового искусства и жизни. Так, на одном полюсе – «клоуны», «карлики»,«попугайчики» и «акробатики», на другом - реальные признаки быта: алкаши, шурин, пьянь, магазин, швейная фабрика:

- Ой, Вань, гляди, какие клоуны!

Рот - хоть завязочки пришей...

Ой, до чего, Вань, размалеваны,

И голос - как у алкашей!


А тот похож - нет, правда, Вань, -

На шурина - такая ж пьянь.

Ну нет, ты глянь, нет-нет, ты глянь, -

Я - вправду, Вань!

("Диалог у телевизора" 1973)

Жизнь безобразна, искусство прекрасно, - вот почему телевизор - это окно в мир, созданный по иным законам, мир придуманный, иллюзорный, цирковой. Он необходим не только, чтобы оттенить безобразие мира реального, но и как утопия, знак веры в некое идеальное бытие. Разрыв между жизнью и искусством заполнен в сознании этих героев серией магических значений, позволяющих складывать оба мира в единую картинку. Отождествление двух миров столь же необходимо мифологическому сознанию наших героев, как и их противопоставление.

1 журнал «Знамя» №1, 1988 г.стр.5

2 Аннинский Л.А. «Барды». М, 1999 г., стр.10

3 Кохановский И.В. «Письма Высоцкого и другие репортажи на радио «Свобода». М, 1993, стр.58

продолжение

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24