Центральный Дом Знаний - Фельетон как жанр публицистики

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Фельетон как жанр публицистики

Я — редактор нашей школьной газеты «Знай наших!». И в своей газете мы в основном пишем незамысловатые статьи, которые несут позитивные эмоции о нашей школьной жизни. Просматривая подшивку, я встречаю большое разнообразие публицистических жанров, но часто останавливаюсь на мысли, что отсутствуют критические статьи. Из-за чего это происходит? Может страх? Или неумение? А может у нас мало явлений и фактов, способных «переродиться» в фельетон? Проблема, видимо, в том, что фактов, само описание которых станет фельетоном, не так много. А для того, чтобы в каком-то безнадежно бытовом случае увидеть богатые ассоциации и сатирическое начало, подойти к нему неизбитой дорожкой, — нужно многое знать и уметь.

Итак, предмет моего исследования — фельетон.

Цель моей работы — доказать то, что фельетон, несмотря на свой солидный возраст, не изжил себя как жанр и является очень перспективным и привлекательным для читателей.

Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:

— рассмотреть историю возникновения и эволюцию жанра;

— проанализировать опыт создания фельетонов признанными мастерами жанра;

— изучить приемы и методы, используемые в фельетонах;

— уточнить жанровые особенности фельетона в сравнении с другими газетными материалами;

— выявить публицистические особенности данного жанра, ставящие его «особняком».

История жанра «фельетон»

Фельетон всегда был в центре оживленных обсуждений и споров. Дискуссии вызывало многое. Например, что считать родоначальником жанра? Или какова его принадлежность — художественный ли он, публицистический, ни то ни другое или нечто среднее?

Фельето́н (фр. feuilleton, от feuille — «лист», «листок») — сатирический жанр художественно-публицистической литературы, высмеивающий порочные явления в общественной жизни. Термин фельетон возник в начале XIX века. В 1800 году во Франции издатель газеты «Journal des Débats» стал выпускать добавочные листы к газете, а затем в 1803 году изменил формат своей газеты — удлинил его к низу, и эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться фельетон. Очень часто фельетон выполнял просто занимательную роль и с помощью своего живого стиля привлекал внимание читателя к данному номеру газеты или журнала. Как это ни покажется странным, но фельетон когда-то имел вполне позитивную направленность, а сатирическую окраску он приобрёл в новейшее время.

Фельетон представляет собой произведение публицистической литературы, рассказывающий о событиях и проблемах общества, отрицательных героях и явлениях в духе критики с использованием характерных приёмов сатиры и юмора. Фельетон обладает острым и злым описанием действительности. Это один из любимых жанров журналистов, который позволяет с одной стороны эффектно, с другой — юмористически высмеивать пороки отдельных деятелей в обществе, следовательно, фельетоны о любви встречаются редко.

Позже к сложившемуся жанру фельетона добавляется художественная окраска, так как текст фельетона обрабатывается художественными средствами.

Современный фельетон

Современный фельетон, на мой взгляд, самый интересный из газетных жанров.

Во-первых, на фоне скучных информационных газетных публикаций он выглядит стилистически-окрашенным. Ведь интересно прочитать качественно написанный фельетон со всеми его признаками художественного жанра, поразиться необычному взгляду автора на привычные, банальные события; поломать голову над необычным заголовком; задуматься над актуальностью поднятой темы.

Во-вторых, фельетон нельзя построить на штампах, здесь не получится действовать по шаблону. Следовательно, это всегда что-то яркое и незабываемое.

В-третьих, из-за того, что создать настоящий фельетон трудно, качественные образцы этого газетного жанра встречаются сегодня все реже и реже. Даже на страницах центральных изданий. Что уж говорить о местной прессе!

Анализ местной прессы

Я провела тематические исследования, взяв подшивку газеты «Чебоксарские новости» за 2009 год.

В этом издании по субботам целая полоса посвящена критическим статьям, заметкам и фельетонам. Публикуются они под общей рубрикой «Ложка дёгтя».

Тематически можно разделить все материалы этой полосы на пять групп.

№ п/п

Тематика

Количество материалов за год

1.

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства

33

2.

Сфера услуг

39

3.

Благоустройство города

41

4.

Дорожные и автомобильные проблемы

8

5.

Отношения людей, нравственность

25

На полосе «Ложка дёгтя» я обнаружила необычную жанровую разновидность фельетона — «Фотофакт». В предельно лаконичной форме «Фотофакт» представляет нам курьёзные, драматичные, проблемные, абсурдные моменты городской действительности.

Все материалы этой полосы располагаются в определённых рубриках:

— «Перестарались»;

— «Сикось-накось»;

— «Не ко двору»;

— «Тёмный угол»;

— «Серпантин»;

— «Му-му»;

— «Антисервис»;

— «Не по-о-нял»;

— «Приходите завтра»;

— «Испытано на себе»;

— «Себе дороже»;

— «Хозяин — барин»;

— «Фотофакт».

Несмотря на то, что в «Чебоксарских новостях» очень много сатирических, юмористических и критических материалов, настоящих фельетонов все же мало. Может быть потому, что в работе над фельетоном сложности ждут потенциального фельетониста на первом же шагу — при отборе и выборе фактического материала. Традиции жанра не всегда означают, что опубликованный под рубрикой «фельетон» материал должен что-то высмеивать и между делом веселить читателя. Фельетон вполне может быть написан на тему грустную или даже трагическую, где сатира совершенно неуместна. Истинный фельетон раскрывает читателю глаза на те события и факты, к которым тот привык и уже не замечает, считая их чем-то само собой разумеющимся.

В основе фельетона лежит конфликт, несоответствие того или иного факта, явления с идеалом.

Фельетон, как представитель малого по объёму жанра, требует отточенности стиля и четкости сюжетно-композиционного построения. Мало просто запечатлеть конфликт: нужно как бы отразить событие или героя в совершенно неожиданном и непривычном виде для читателя.

Фельетонист должен умело выстроить сюжет и композицию повествования, чтобы яркие подробности или смешные ситуации существовали не сами по себе, а выявляли суть конфликта и черты характера. И, безусловно, фельетон является одним из самых благодатных жанров для использования всех известных выразительных средств языка.

Огромную роль в фельетоне играет и заголовок, который зачастую имеет характер развернутой или более краткой загадки. Заголовок привлекает читателя своей нестандартностью и заставляет сначала заинтересоваться, а потом и задуматься.

Принципы построения фельетона

Фельетон может строиться по трем основным принципам.

Первый принцип — от факта к проблеме. Здесь автор самостоятельно, либо при помощи читателей, которые частенько являются «поставщиками» интересных и злободневных тем, находит факт или явление, который вполне можно назвать социальной проблемой.

Второй принцип — от проблемы к факту. Существуют так называемые «вечные» конфликты, о которых писали и будут писать еще много лет. Осмысливая их, мы находим им подтверждение в жизни.

Третий принцип создания фельетона — от проблемы к типизации. Этот способ обобщения фактов наиболее близок художественной литературе.

Фельетон может строиться не на одном факте, а на их совокупности, что чаще всего и происходит.

Фельетон объединяет в себе три начала:

— публицистическое — это актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность;

— художественное — это использование образных средств из арсенала художественной литературы;

— сатирическое.

От любого другого газетного жанра фельетон отличается тем, что фактический материал в нем является «глиной» для лепки образа, который наиболее очевидно и выпукло показывает внутреннее содержание фактов и их психологию. Юмористический рассказ, в отличие от фельетона, не претендует на достоверность, актуальность и адресность, хотя он тоже может быть написан в хорошем стиле, с использованием изобразительно-выразительных средств языка и иметь почти все внешние признаки фельетона.

Художественное и публицистическое начала настолько тесно переплетены в фельетоне, что это делает его одним из наиболее действенных и эффективных жанров. Он словно камень, который дает широкие, далеко расходящиеся круги по воде.

Уже сама тема фельетона и фактические материалы, на которых он основывается, несет на себе отпечаток личности автора. Ведь фельетонист всегда должен находиться в «гуще» жизни и наблюдать ее во всех проявлениях. Именно от его позиции зависит, что выбрать в качестве пригодного сюжета для фельетона и как подать заинтересовавшие его факты и явления.

Центр тяжести в фельетоне перемещен с описания событий на их осмысление и анализ. Отличие фельетона от рассказа еще и в том, что рамки сюжета многого не вмещают, поэтому фельетонисту приходится многое оставлять «за кадром». Если в художественных жанрах типа рассказа, новеллы, романа автор старается отобразить жизнь героев во всей полноте, то фельетонисту из-за ограниченности рамок сюжета приходится выбирать самые характерные стороны их жизни именно с точки зрения публицистического исследования. То есть внешность, характер героя, суть его поступков дается не развернуто, а одним штрихом. Но этот штрих должен быть выбран и сделан очень обдуманно, чтобы буквально в нескольких словах, одной фразе нести необходимую публицистическую и художественную нагрузку, не быть надуманным ради красного словца или «раскрашивания» сухих фактов.

Безусловно, фельетонист имеет право на гиперболу, гротеск, преувеличение. Но только в том случае, когда эти приемы выражают жизненную правду. Смешная подробность, комическая ситуация в фельетоне существуют не сами по себе, а для того, чтобы выявить черты характера, раскрыть контраст между сущностью и видимостью, словами и реальностью, существующим и идеалом, причиной и следствием.

Истинный фельетонист должен обладать взглядом ребенка. Для него не существует банальности, лени и бездействия. Он должен искренне удивляться сам и тормошить читателя — «а почему именно так?». Ему нужно иметь свежий взгляд на окружающее и открывать публике глаза на всяческие нелепицы и жизненные странности.

Ценность настоящего фельетона в том, что перед нами наглядно, во всей своей нелепости, встает какой-то яркий образ, воздействующий не только на разум, но и на чувства.

Главная задача фельетона как жанра сатирического — разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества. Как следует из теории литературы, сатира отрицает явление в основных его особенностях и подчеркивает его неполноценность. Достигается это путем резкого преувеличения или преуменьшения, т. е. при помощи нарушения обычных реальных форм явления.

В советской журналистике к «фельетонным» фактам относились тунеядство, спекуляция, бюрократическая волокита, халатность, недобросовестность, воровство и так далее. Фельетон был рассчитан, во-первых, на лиц, конкретно связанных с проблемами, затронутыми в отдельном фельетоне, а во-вторых, на широкий круг читателей, влияние на которых составляло едва ли не главную задачу выступления автора. Таким образом, опираясь на негативные факты, фельетонист выстраивал цепочку суждений, которые постепенно приводили читателя к мысли, что этот факт не только негативен для общества в целом, но и требует оперативного вмешательства в данную ситуацию для полного искоренения пагубного явления. Центр тяжести сюжета переносился с непосредственного изображения событий на их осмысление. Не менее важную роль в фельетоне играл талантливо поданный образ персонажей, ведь посредством их хорошей зарисовки фельетон достигал своей цели.

В новое время фельетон пережил серьезную трансформацию. В роли «фельетонных» фактов, как правило, выступают общественно-политические явления: внутриполитическая обстановка в стране, международные отношения. Ведущими темами фельетонов, соответственно становится политика, экономика, некоторые социальные аспекты.

В фельетоне достоверность фактов, используемых автором, является обязательным условием.

Фельетонист строит свое произведение двупланово (в этом существенное отличие фельетона от статьи), возвышая реальную конкретную ситуацию до масштабной общественной проблемы.

Способы создания комического эффекта в фельетоне

1. Использование иронии. Ирония придаёт явлению то, что ему не хватает, чтобы подчеркнуть отсутствие приписываемых свойств. В речи используются две группы иронических слов и выражений: общеязыковые, употребляемые в современном русском языке с постоянной иронической окраской; индивидуальные, «разового употребления».

2. Использование каламбура. Каламбур в зависимости от художественного задания может иметь шутливую, ироническую, саркастическую окраску. Каламбур представляет собой сближение или сопоставление понятий, которые в обычных условиях несопоставимы.

Различают каламбуры:

1) построенные на многозначности и совпадению по звучанию, различию по значению. В речевом контексте обычно реализуется только одно значение многозначного слова или омонима. Для создания комического эффекта в контекст вводится слово, выявляющее сразу два значения.

2) построенные на омоформах (совпадение отдельных грамматических форм).

3) построенные на столкновении однокоренных слов.

4) построенные на парономасии (звуковое сходство слов).

3. Разрушение норм сочетаемости слов. В русском языке существуют определенные законы сочетания слов. Нет такого слова, которое могло бы вступить в связь с любым другим словом. Причины этого кроются в семантике слов, в их стилистической и эмоционально-экспрессивной окраске. Однако эти нормы могут целенаправленно разрушаться для создания комического эффекта.

4. Использование индивидуально-авторских неологизмов. Индивидуально-авторские неологизмы, или окказионализмы, не закрепляющиеся в языке, не утрачивают своё необычное звучание.

5. Использование сравнений. Например, мрачные, как канализационные трубы. Волосы торчали дыбом, как велосипедные спицы.

6. Использование индивидуальных метафор (перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства их признаков).

7. Использование индивидуальных перифразов. Перифраз — описательное выражение, заменяющее слово. Иногда общеязыковой перифраз вводится не как общее название, а в качестве обозначения действующего лица.

Творческая работа

Ребята любят рассказывать друг другу смешные истории, и если наиболее способных попросить записать их, это будет уже шаг к фельетону. Другой шаг ребята сделают с помощью руководителя. Юнкоров следует познакомить с основными чертами фельетона как жанра.

Фельетон должен с первых строк заинтересовать, заинтриговать читателя. Сюжет его должен быть злободневным, правдивым, волнующим.

Фельетон — жанр разоблачительный. Его главное оружие — сатира и юмор.

Фельетон проникнут духом острой злободневной критики. Умело прибегая к иронии, насмешке, метким и выразительным сравнениям, фельетонист обнаруживает, бичует… и тем самым достигает цели.

Автор обязан продумать, насколько актуальна тема, какую цель он будет преследовать. Излишнее сгущение красок, явно надуманные ситуации, в которые попадают его «герои», забавные, но шитые белыми нитками, — все это делает фельетон малоправдивым, а значит, не совсем убедительным.

Вообще сегодняшний читатель и телезритель в большинстве своем желает, чтобы средства массовой информации его информировали. Около 67% опрошенных ответили, что ждут от СМИ информации, и только примерно десятая часть респондентов согласны на воспитательную роль «четвертой власти».

Соблюдая все нормы и правила написания традиционного фельетона, я попробовала его создать. Тему взяла, близкую школе. И вот что получилось!

«Дорогостоящие слова»

Привет всем! Давайте знакомиться, я — Петька Обжоркин! И для меня каждый школьный день, как маленькая история…но значительная!

Сегодня, войдя в класс, я, как обычно, радостно поприветствовал Марию Ивановну. А в ответ получил лишь молчаливый кивок головой. Мда…доброжелательное утро…

На переменке прогуливаюсь я по коридору, а навстречу мне идёт Колька с соседнего двора. Так я и говорю: «Привет, Коль!», — а тот молча посмотрел и прошёл мимо. Хм…странно…

Наконец-то уроки закончились и все пошли домой. Выходя из школы, подошёл я к своим друзьям, чтобы попрощаться. Кричу, уже надрываюсь: «Пока, ребят, пока-а-а!!!». В ответ — ноль эмоций…

«Да что такое случилось? Все сговорились что ли?» — подумал я.

А может эти «изъезженные» слова стали уже не нужны в повседневной жизни? Я категорически против этого!

Побывав в моей шкуре, ты, друг, поймёшь, каково быть в шапке-невидимке! Так что не скупись на простое, но всё же весомое слово!

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24