Центральный Дом Знаний - Формы воплощения авторской позиции в трилогии А.И. Куприна «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет»

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Формы воплощения авторской позиции в трилогии А.И. Куприна «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет»

Работа посвящена исследованию форм художественного воплощения авторской позиции в трилогии о любви А. И. Куприна («Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет»)

Рассмотрена знаковая система и символика этих произведений, выявлено мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, исследованы образно-стилистические средства, образы-символы для понимания авторской позиции в трилогии о любви.

Универсальным и объединяющим все сюжетные решения в повестях писателя является мотив «Любовь-расставание».

Авторская позиция раскрывается через образно-стилистические средства: цветопись, символика цветов и звукопись.

Цветопись придаёт особую тональность повествованию, так как Куприн пользуется определённой цветовой гаммой: красный, золотой, серебряный (в работе раскрыта символика наиболее часто употребляемого цвета)

Через символику цветов: лилию, нарцисс, мак, розу и др. – автор передаёт душевное состояние героев.

Используя звуковые образы, Куприн помогает читателю не только увидеть, но и услышать песнь торжествующей любви, понять жизнь во всём её многообразии.

Особое внимание в работе уделено символике драгоценных камней, так как во всех трёх повестях использованы драгоценные камни.

Структура портретов главных героев, имена, несомненно, несут одну из важнейших нагрузок в раскрытии авторской позиции – прекрасен тот, кто любит.

Используя принцип зеркального отражения в организации событий, Куприн усиливает до предела лейтмотив всех повестей трилогии: любовь побеждает смерть, преображает человека, защищает его мир, открывает способность к самопожертвованию.

В каждой из повестей есть жизненные заветы своим возлюбленным – ключевые фразы-символы, которые ещё раз подтверждают, что любовь возвысила героев над суетным миром, что это самое прекрасное чувство на земле.

Во всех трёх произведениях явно прослеживается взаимосвязь между знаковой системой и развитием сюжетов. Образно-стилистические средства, символы, детали, имена главных героев, структуры портретов и событий играют значительную роль в раскрытии авторской позиции и понимании темы любви как одного из возвышенных человеческих чувств.


Содержание.

Введение.

  1. Тематическая общность повестей.

  2. Образно-стилистические средства.

1) Цветопись и цветосимволика.

2) Символика цветов.

3) Звуковые образы.

  1. Символика драгоценных камней.

  2. Структура портретов. Имена.

  3. Композиционная симметрия, зеркальность.

  4. Ключевые фразы-символы.

Заключение.

Приложение.

Список литературы.

Введение.

На уроках литературы мы поднимаем вопросы нравственности, ее роли в сложных человеческих взаимоотношениях. Любовь – явление, в котором особенно неотделимы друг от друга психология человека и его моральные основы.

Любовь как сила, способная преобразовать мир, всегда привлекала Куприна. Его по достоинству можно назвать певцом возвышенной любви, создавшим удивительные по красоте и силе примеры идеальных чувств, отправляясь для этого в глубину веков («Суламифь»), заглядывая в каморку влюбленного отшельника («Гранатовый браслет»), забираясь в глушь Волынской губернии («Олеся»).

В данной работе исследованы все повести трилогии о любви Куприна, поднимающие проблемы, которые будут вечно волновать человечество. Цель данной работы – рассмотреть знаковую систему и символику этих произведений, показать мастерство А.И. Куприна в изображении мира человеческих чувств, выявить формы художественного воплощения авторской позиции в трилогии о любви.

Задачи:

  • Изучить биографические сведения, монографии о творчестве писателя, критическую литературу;

  • Проанализировать произведения «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет», найти образы, детали, приобретающие в произведениях символическое значение;

  • Исследовать образно-стилистические средства, образы-символы для понимания авторской позиции в трилогии о любви.

Тематическая общность повестей.

Тематическая общность всех произведений трилогии о любви заключается в силе любви, способности людей, испытавших настоящие чувства, к самопожертвованию. Различны отношения главных героев. Причем, чем раньше произошли описанные Куприным события, тем больше способность людей к настоящей и чистой любви. Например, в «Суламифи» показаны взаимные чувства, обоюдное счастье людей, сведенных судьбой. В «Гранатовом браслете» чувства Желткова не были взаимными, однако их сила смогла воскресить Веру от душевной вялости. В «Олесе» главный герой настолько привязан к городскому быту и укладу, что даже жертвенная любовь Олеси не способна изменить его душевной ограниченности.

Универсальным и объединяющим все конкретные сюжетные решения в повестях писателя является мотив «Любовь – расставание».

Понять романтическую концепцию любви в творчестве писателя невозможно, не прочитав все три повести.

Образно-стилистические средства.

Отношение Куприна к любви раскрывается через образно-стилистические средства, такие как цветопись, символика цветов и звукопись.

1. Цветопись и цветосимволика.

Необыкновенность, чудесность любви Суламифи и Соломона в произведении «Суламифь», Олеси и Ивана Тимофеевича в произведении «Олеся» и любви Желткова в «Гранатовом браслете» подчеркивается разнообразными образно-стилистическими средствами. Обратим внимание на некоторые из них. В первую очередь это цветопись и цветосимволика, которая ярче всего показана Куприным в «Суламифи».

Ярок, красочен, живописно колоритен земной мир. Но при внимательном чтении видно, что Куприн пользуется вполне определенной цветовой гаммой.

Исследовав текст, я пришла к выводу, что в I-VII главах больше используются красный цвет и его оттенки – 27 раз, золотой – 24 раза, белый 12 раз, черный – 11 раз, голубой – 8 раз. В следующих главах в том же соотношении на первом месте цвета красный и золотой.

Куприн использует насыщенные, глубокие, яркие и контрастные краски; фиксирует в окружающем мире, в изображаемых предметах яркое, бросающееся в глаза. Создаваемый писателем мир красочен, солнечен, немного пестр: он радует глаз, «веселит» сердце.

При описании царствования Соломона активно используются красный, пурпурный, золотой, серебряный цвета. Символика их такова. Красный цвет олицетворяет право, силу, мужество, храбрость; пурпурный – высокорожденность, достоинство, величие, власть; золотой – верховенство, величие, уважение, великолепие, богатство; серебряный – мудрость. Функционален и черный цвет, поскольку (кроме традиционных указаний на смерть, траур) он означает постоянство, скромность, мир, покой.

Описания любви Соломона и Суламифи сопровождаются так же определенной цветовой гаммой. Постоянен красный цвет – цвет любви. Серебряный цвет в этом контексте важен потому, что означает чистоту, невинность, непорочность, радость. Символом тепла, жизни, цвета, деятельности и энергии является образ огня, возникающий в портретных зарисовках Суламифи с ее «огненными кудрями» и «рыжими волосами». Не случаен, конечно, зеленый цвет в пейзажах и высказываниях героев: он символизирует свободу, радость, ликование, надежду, здоровье. И, конечно, белый, голубой и розовый цвета вызывают у читателя вполне определенные ассоциации, наполняются метафорическими смыслами: нежна и прекрасна, чиста и возвышена любовь героев.

И в повести «Олеся» основной цвет, на который несколько раз на протяжении повести автор обращает внимание – красный: «красная юбка», «красная царапина», «красный платок», «нить красных бус». В различных источниках этот цвет символизируется по-разному. К данному тексту, развитию событий повести подходит такое описание значения красного цвета: «Красный – цвет жизни, любви и милосердия. Люди, в одежде или выборе цветовой гаммы которых преобладает красный цвет, отважны и целенаправлены, им более чем другим присущи чуткость, сила и вера в свои чувства, душевное богатство» [7, стр.292]. Такой перед нами и предстает Олеся.

Отметим, что в гранатовом браслете, подаренном Желтковым Вере Николаевне тоже горят красные гранаты, окружающие маленький зеленый камешек.

Цветопись в произведениях Куприна придает особую тональность повествованию: автор поет гимн вечной и прекрасной любви.

2. Символика цветов.

Впечатление красочности и яркости мира, окружающего героев легенды, углубляется постоянным описанием цветов: «как цветок нарцисса», «прекрасен царь, как лилия Саронской долины!», «Гранатовые деревья, оливы и дикие яблони, вперемежку с кедрами и кипарисами, окаймляли его», «аромат цветущего винограда – тонкий аромат резеды», «два цветка алого мака», «две маленькие серны, которые пасутся между лилиями», «где зеленая трава пестреет нарциссами», «как распустившийся цвет граната», «похожи цветом на васильки в пшенице», «похожие цветом на ранние фиалки, распускающиеся в лесах», «Златоцветом и лилиями покрывала Суламифь свое ложе», «среди белых ароматных цветов», «точно ворох пшеницы, окруженный лилиями».

Цветы, упоминаемые в легендарном повествовании, также символичны. Лилия – символ чистоты и невинности. Нарцисс – символ юношеской смерти, кроме того, нарцисс – древнее растительное божество умирающей и воскресающей природы. Виноград – символ плодородия, изобилия, жизненной силы и жизнерадостности.

Как и в «Суламифи» Куприн при создании образа Веры Николаевны в «Гранатовом браслете» использует множество цветов. В I части, когда образ Веры только появляется, Куприн выбрал для нее именно такое окружение: «Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой – наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнущих капустой, розовые кусты еще давали – в три раз за это лето – бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах». Цветы символизируют увядание души Веры, то, что жизнь ее проходит однообразно и обыденно. Но всесильная любовь Желткова, независимо от обстоятельств, помогает Вере воскреснуть от душевной вялости, другими глазами посмотреть на мир, окружавший ее. Об этом говорит большая красная роза, оставленная Верой покойному Желткову.

Несомненно, что символика цветов играет свою определенную роль: в «Суламифи» - для создания восточного колорита, в «Гранатовом браслете» помогает передать душевное состояние героини.

3. Звуковые образы.

Мир героев купринской легенды «Суламифь» не только живописен, он полон звуков, которыми наслаждается человек.

Радость жизни, наслаждение, веселье от жизни – эти чувства подчеркнуты в легендарном повествовании многочисленными звуковыми образами: «играть на арфах, лютнях и флейтах под аккомпанемент бубна», «сладостная музыка», «любил слушать рев диких зверей», «милый женский голос, ясный и чистый», «простой и нежный мотив льется себе, как звонкий ручей в горах», «она смеется так звонко и музыкально, точно серебряный град падает на золотое блюдо», «птицы громко перекликаются среди деревьев», «резкий медный звук вдруг пронесся над Иерусалимом. Он долго заунывно дрожал и колебался в воздухе».

В «Гранатовом браслете» душевное оживление Веры так же передается через звуки и запахи: «налетел легкий ветер и <…> зашелестел листьями. Острее запахли звезды табака…» Все это сопровождается «удивительной музыкой», послушать которую завещал Желтков.

Развитие отношений главных героев в «Олесе» передается звуками природы, меняющими свою тональность в зависимости от настроения влюбленных. Например, после знакомства Иван Тимофеевича с Олесей: «бурливые ручейки», «частые звонкие капли», «воробьи кричали громко и возбужденно» - неожиданная весна как внезапное чистое чувство, пришедшее в однообразную жизнь Ивана Тимофеевича. Оживленные ручейки как знак чего-то нового, еще не испытанного героем. С дальнейшим развитием отношений природа оживляется еще сильнее: «громче становится задорный крик воробьев». И, наконец: «От раскатов грома дрожали и звенели стекла – последняя встреча Ивана и Олеси, сопровождаемая не только звуками, но и цветом – полнеба закрыла черная туча <…>, но солнце еще светило <…>, и в этом смешении цвета было что-то зловещее».

Используя звуковые образы, Куприн помогает читателю не только увидеть, но и услышать песнь торжествующей любви, жизнь во всем ее многообразии.

Символика драгоценных камней.

Во II главе повести «Суламифь» содержится подробный портрет царя и деталь, чрезвычайно важная для мотивировки событий повести: «В руках Соломона заключался такой избыток жизненной силы, что, налагая ладони на темя больных, царь исцелял головные боли, судороги, черную меланхолию и беснование. На указательном пальце левой руки носил Соломон Гемму из кроваво-красного астерикса. Много сотен лет было этому кольцу, и на обратной стороне его камня была вырезана надпись «Все проходит», - слова, пережившие и того, кто высек их, и народ, породивший мастера, слова, с которыми вступает в спор сама любовь царя Соломона и повествование – песнь об этой любви, волшебной и неземной.

Издавна астериксу приписывали целебные свойства. Одним прикосновением к больному месту человека этот камень выводит всю хворь. Таким образом, кольцо с астериксом усилило дар исцелять людей, бывший у Соломона. В легенде говорится, что перстень придает царю власть и силу. Благодаря своему магическому кольцу Соломон стал повелителем духов.

Рассказ о пристрастии Соломона к драгоценным камням, которое в легенде Куприна выливается в пространный монолог царя о свойствах и красоте драгоценных камней, придает повествованию своеобразный восточный колорит. Рассмотрим некоторые из них.

В «Гранатовом браслете» Куприн также вложил большой смысл в использование драгоценных камней.

Структура портретов.

Куприн нашел еще один художественный прием, помогающий вырабатывать у читателя свое определенное отношение к изображенным событиям. Это особые структуры портретов главных героев благодаря которым герой с его чувствами и мыслями воспринимается не столько конкретным и неповторимым индивидом, сколько человеком, облик и характер которого дошли до потомков в «культурном преломлении», через призму изобразительного искусства, исторического повествования, легендарного сказания.

Подобное восприятие образа царя Соломона в повести «Суламифь» мотивировано указанием на то, что его «живописал» историк Иосфат: «…поистине был прекрасен царь, как лилия Саронской долины!»

Бледно было лицо его, губы – точно яркая алая лента; волнистые волосы черны иссиня, и в них – украшение мудрости – блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев; седина сверкала и в его черной бороде, завитой, по обычаю царей ассирийских, правильными мелкими рядами.

В описании использованы сравнения: «глаза же у царя были темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы, разверзавшиеся стрелами верхи вниз, походили на черные лучи вокруг черных звезд…», «…в глазах царя загорались, точно искры в черных брильянтах, теплые огни ласкового, нежного смеха…»

Стилистика древневосточного изобразительного искусства в описаниях царя просматривается в спокойной ритмике, в идеализации образа царя, а также в цветописи портрета (бледное лицо, алые губы, черные волосы), в выделении глаз через сравнение. Не теряется здесь и такая деталь: «борода, завитая правильными мелкими рядами».

Ориентация на древневосточное словесное искусство проявляется в гиперболизации («И молнии гнева в очах царя повергали людей на землю»), системе сравнений («как лилия Саронской долины», «как самый темный агат»)

В стилизованном описании внешности Соломона соединены разные эстетические традиции, отражены различные культурные пласты. Это и создает чувство «эпического времени», ощущение исторической дистанции, в начале которой – эпоха царя, в конце – время современного читателя.

При описании внешности Суламифи направленность на древневосточную культурно-эстетическую традицию сочетается с указаниями на восприятие героини Соломоном.

Портрет героини выполнен тонко и достаточно искусно. Куприн сочетает «звуковое» и живописное описание. Сначала Соломон слышит «милый женский голос, ясный и чистый…». Затем возникает общая картина: «Девушка в легком голубом платье ходит между рядами лоз <…>. Рыжие волосы ее горят на солнце. <…> Так поет она <…>». Характерными для древневосточного изобразительного искусства являются указания на легкость, изящество: «ясный и чистый голос», «в легком голубом платье», «легко взбираясь на гору».

продолжение

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24