|
Цветовая гамма в поэме Лермонтова "Демон" и иллюстрациях ВрубеляОглавление I. Введение стр. 2-3 II. Цветовая гамма в произведениях Лермонтова и Врубеля 1. Цветовая палитра в поэме Лермонтова «Демон» стр. 3-11 2. Демон в изображении Врубеля стр. 11-15 III. Заключение стр. 15-16 IV. Список литературы стр. 17 Тема работы «Цветовая гамма в поэме Лермонтова «Демон» и иллюстрациях Врубеля» посвящена сравнению цветов (красок), оттенков, которые были использованы поэтом и художником в своих произведениях. Оказалось, что совсем непросто не только найти, но и осмыслить цветовую гамму произведений Лермонтова и Врубеля. Нужно заметить, что исследуемая тема в современной критике раскрыта недостаточно. Так, изучая данный аспект, удалось познакомиться лишь с некоторыми вопросами, касающимися нашего исследования. Критик Ключевский объясняет причины обращения писателей начала XIX века к образу Демона, в том числе и Лермонтова, называя его проводником новых идей, «отважившегося забежать вперед своего общества»1, так как считал, что личная судьба поэта и его характер были близки образу изгнанника, ищущего «свободы и покоя». Д.Коган, отмечая тягу к мифотворчеству в культуре русских художников этой эпохи, подчеркивал, что Врубель «всем существом прочувствовал таинственный образ»2 Демона, который «с настойчивостью возбуждает сознание художника, заставляя обращаться к себе на протяжении всего творческого пути»3. Т. А. Иванова считает, что «героическая и трагическая тема изгнания переплетается в "Демоне” с не менее трагической темой судьбы поколения, отравленного воздухом тюрьмы. Где-то в подтексте проходит мысль о страшной опустошенности души этого загубленного поколения. Герой поэмы… живет с опустошенной душой»4. «Безотрадность и безверие при жажде жизни и избытке чувства» ярко отразятся в Демоне Врубеля. Характеристике образа Демона посвящены статьи Розанова В.В. «Концы и начала. «Божественное» и «демоническое». Боги и демоны», Дурылина С.И. «Как работал Лермонтов», Суздалева П.К. «Врубель и Лермонтов». Но в этих работах критики почти не касаются вопроса цветового восприятия произведений, уделяя особое внимание трактовке образа Демона. Наиболее полно, пожалуй, исследован цветовой спектр Н.А. Дмитриевой в работе «Михаил Врубель: Жизнь и творчество». К сожалению, больше не удалось познакомиться ни с одной критической статьей, объясняющей, с какой целью Лермонтов и Врубель использовали определенную цветовую гамму в художественных произведениях, как различные цветовые оттенки, окружающие героев, воздействовали на их поведение, чувства, помыслы. Считаем, что данная тема нуждается в дальнейшей разработке.
Гипотеза – цветовая гамма влияет на характер и поведение героев в поэме Лермонтова «Демон» и иллюстрациях Врубеля «Демон сидящий» и «Демон поверженный».
Цель работы – проверить, связана ли цветовая гамма окружающего мира с настроением, чувствами, поведением и действиями героев художественных произведений.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, следующие:
Объектом исследования в работе выступают цветовые образы в поэме Лермонтова «Демон» и иллюстрациях Врубеля «Демон сидящий» и «Демон поверженный».
Предметом исследования стала цветовая палитра, наполняющая исследуемые произведения указанных художников.
Используя методы аналитического чтения, сравнения и сопоставления, выявили общие и отличительные черты цветовой гаммы в изображении Демона, попытались понять роль и смысловое наполнение оттенков цвета, их влияние на характер и поведение героев.
Цветовая гамма в поэме Лермонтова «Демон»
Цветовой троп как художественно-изобразительное средство языка не нов. С древнейших времен люди стремились выразить чувства и настроения при помощи цвета. Так, художественные средства, в основе которых находится определенный цвет, часто встречаются в произведениях устного народного творчества. Например, цветовые эпитеты: серый волк, лебедь белая, дума черная и т.д. Цветопись широко используется и в русской классической литературе. Но художественные цветовые образы в поэзии Лермонтова характеризуются исключительным смысловым наполнением. Поражает и богатство цветовой гаммы лермонтовских стихов, в которой собраны почти все цвета спектра. Так, в поэме «Демон» Лермонтов через цветовую гамму и звуки передает настроение и чувства героя, его отношение к миру. Чтобы указать на общие и отличительные признаки между цветовыми оттенками, которые использовали Лермонтов в поэме «Демон» и Врубель в своих иллюстрациях, на влияние цветового спектра на чувства и поведение героев, главный упор в своем исследовании мы сделали на содержание книги Г. Э. Бреслава «Цветопсихология и цветолечение для всех». Поэма Лермонтова «Демон» удивительно «цветная». Если проследить по тексту, различные цвета и их оттенки встречаются очень часто, а некоторые из них повторяются постоянно. Обилие всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие поэмы. Выбор цветовой гаммы в поэме «Демон» не случаен. В основе логики выбора того или иного цвета, несомненно, лежит авторское восприятие душевного состояния героя и окружающей его действительности. Это позволяет говорить о своеобразной психологии цвета, тем более что глубокий психологизм – ведущая черта творчества М. Ю. Лермонтова. Именно цветовая гамма позволяет подчеркнуть его уникальный психологический стиль – предельную сосредоточенность на сложнейших, глубинных пластах внутреннего мира. Образ падшего ангела восходит к библейскому мифу о прекрасном архангеле Деннице, восставшем против Бога и изгнанном из небесной обители. Но в поэме Лермонтова «Демон» он предстает страдающим героем с противоречивым внутренним миром. В нем живут не чувства, а страсти: гнев, радость, любовь, переполняющие душу. И в то же время Демон спускается на землю, любит земную женщину и в земной любви ищет возрождения. С первого же полустишия поэт погружает нас в атмосферу лучезарной, ликующей природы. Это рай – «жилище света». Сияние, свет, блеск, которыми пронизано вступление, символизируют доброе, объединяющее мир начало. В раю еще не искушенный Демон, «чистый херувим» верил и любил... Не знал ни злобы, ни сомненья5. Сияние еще не подвергшегося терзаниям ангела сквозь вечные туманы говорит о непорочности души героя, чистоте помыслов. Слово «туманы» употребляется в поэме 7 раз! Такое обилие серого, светло-молочного цвета скрывает сущность героя, прячет его потаенные мысли и мотивы деяний. Для него небеса – «грань алмаза», а все, что на земле, – чернота. Такой контраст предсказывает дальнейший ход событий поэмы: изгнанный Демон, низвергнутый с небес, тоже «почернеет», в его душе поселится смятение. Черный цвет в психологии – цвет ночи и смерти (погибает жених Тамары и сама девушка), цвет колдовских сил, цвет незаконных действий, цвет отверженности и изгнания. Черный часто «ассоциируется со страхом, гневом и депрессией, подталкивает к конфронтации и нарушению запретов»6. Сначала Демон, еще помнящий «жилище света», опускается с небес в серую атмосферу скал и башен гудаловского замка. Серый – хотя и темный цвет, холодный, но не черный. Серый отражает все цвета, и в нем не доминируют ни один из них. Поэтому герой может выбрать свет рая, «золотые облака» в «лазурной высоте», а может – ночь и мрак. Очень поэтично описание жилища Гудала: «седой» замок, «с ложащимися тенями», с протекающей внизу рекой. Сочетание цветов в описании подчеркивает неожиданный, непредсказуемый поворот событий в судьбе героев: синий и серый дают ощущение нейтральности, холодности; синий и черный – удаленности, темноты; синий и белый – чистоты. Описание природы Грузии наполнено насыщенным цветом: яркие чинары и плющ (зеленый), звонко-бегущие ручьи (прозрачно-голубой), разноцветные камни. Но Природы блеск не возбудил В груди изгнанника бесплодной Ни новых чувств, ни новых сил7. Обычно зеленый воспринимается как свежий, влажный и успокаивающий цвет Природы. Это самый спокойный и уравновешенный из всех цветов спектра – никуда не зовет, ничего не требует. И хотя земная красота не привлекает героя, но Демон, не желая этого из чувства протеста, все же мечтает вернуться в «небесную обитель», на что указывает зеленый цвет как символ надежды. Зеленый – также цвет безопасности и покоя, но герою не интересны цветущие долины, следовательно, он не ищет безмятежности, он готов действовать. Голубой создает ощущение дали, глубины, как бы подчеркивая, что Демону чуждо земное счастье. В начале поэмы встречается интересное сочетание голубого и оранжевого: И Терек, прыгая, как львица… Кружась в лазурной высоте8. Сам оранжевый, цвет пылкий и блестящий, цвет огня и солнца, согревает, стимулирует и порождает возбуждение, но не внешнее, навязчивое, а внутреннее, легкое и приятное. Оранжевый передает ощущение веселья, радости и благополучия Демона, усиливает жизнерадостность и чувство полноты жизненных переживаний, укрепляет волю героя, делает его терпимей по отношению к другим. Именно в этот момент возникает в душе Демона желание полюбить кого-то, поделиться своей радостью восприятия мира. Именно в этот момент «изгнанник рая» увидел Тамару… Нужно отметить, что пара цветов хроматического круга (голубой - оранжевый) имеет очень сильный эффект воздействия: показана скрытая, рвущаяся энергия, это своеобразное сочетание замкнутости и энергичности. Чтобы подчеркнуть с особой силой напряжение и движение души «изгнанника рая», автором используется еще одна необычная цветовая пара – «синий - желтый» («лазурная высота» и «золотые облака»). И это, несомненно, характеризует внутреннее состояние Демона. Совсем по-другому воспринимает окружающий мир Тамара. Богатство душевного мира девушки, чувствующей и живой, напрямую связано с красотой и мощью расцветающей природы. Тамара «покрыта белою чадрой», и белый цвет оттеняет чистоту, непорочность, покой и невинность героини. Но девушка, в которую страстно влюбляется Демон, живет в «мрачном доме». Такой контраст белого и черного может говорить о борьбе цветущей, светлой души Тамары с темной обыденностью. Он прослеживается и во внешности героини: И влажный взор ее блестит… То черной бровью поведет… Но луч луны… Едва ль сравниться с той улыбкой9. И еще: И часто тайное сомненье Темнило светлые черты10. Три раза контраст белого и черного! Становится ясно: предстоят сложные испытания «святящейся» душе Тамары – искушения мрачного Демона. И все же мир девушки не состоит только из антагонистических черного и белого цветов. Ее окружают теплые оттенки, отблески ярких тонов: красные вина, «солнца полукруг». Красный в данном случае подчеркивает интерес Тамары к внешнему миру, общению и деятельности. Но не может не настораживать сочетание черного и красного – «символ опасности, подавления жизни»11, что подтверждается печальным исходом в судьбе всех героев поэмы. Образ злого духа – проводник духовных исканий или, лучше сказать, блужданий человека вообще, ищущего гармонии с миром, с самим собой. И Демон – это именно тот образ, который лучше всего способен выразить состояние мятущегося существа. Влюбленный в земную женщину, он имел только благие намерения: …И мечты О прежнем счастье цепью длинной, Как будто за звездой звезда, Пред ним катилися тогда12. Потенциально Демон способен обрести счастье, он даже видит перед собой реальную возможность – любовь к Тамаре, которая должна очистить его душу. Мысли героя наполнены светом. Но откуда же одновременно с этим его трагизм? Да, Демон в лучшем случае стремится к гармонии, но обречен на поражение, а значит, не может ее обрести. Он клянется, что хочет вернуться к свету, оправдаться. Но способен ли падший ангел на деле отрешиться от самого себя? Нет, конечно! Его любовь эгоистична. Именно поэтому «дух зла» губит жениха Тамары. Эпизод убийства очень интересен цветовой гаммой. Все вокруг князя сверкает: «Арагва светлая», «зеленые берега», «оправа сабли и кинжала… блестит на солнце» (белый, серебристый, стальной, желтый цвета), «цветные шелка», «конь золотой», «снежная вершина», гаснущий румянец и туман13. Белый – холодный и чистый цвет. Визуально – пустота. Желтый, блестящий обладает наибольшей светимостью и освещает лучше всех других цветов спектра, даже лучше белого, создает ощущение радости, счастья, веселья, легкости и праздничности: жених с нетерпением ждет встречи с возлюбленной. Совсем другим цветом наполняется поэма, когда Лермонтов обращается к образу Демона. Примечательно, что «изгнанник рая» появляется с туманом, закатом солнца (белый цвет сменяется теплыми тонами), но совершает злодеяние ночью, под покровом темноты. И снова – контраст: «сверкнул турецкий ствол». Такая кратковременная вспышка, на наш взгляд, знаменует убийство невинного человека. Последующая после злодеяния глава наполнена мрачными тонами: мелькает «ночная птица», темнеют «монастырские плиты», гроб, крест. Черный – несомненно, цвет скорби и печали. Хотелось бы уделить немного внимания словам «крест» и «цветы», столь часто употребляемым в поэме. Кресты в данном случае символизируют чувство вины. Цветы же свидетельствуют о том, что у героя на душе невесело, он мечтает о дружбе и нежности. Нужно отметить, что со временем зеленый цвет (цвет равновесия, внутренней силы, безопасности и покоя) будет преобладать на кладбище: …Водрузится крест; И плющ, разросшийся весною, Его, ласкаясь, обовьет Своею сеткой изумрудной14. Такое сочетание зеленого с серым, возможно, обусловлено тем, что, несмотря на все невзгоды и несчастья, жизнь продолжается и символично «тянутся к небу зеленые ростки». Нельзя не обратить внимания на описание погибшего жениха: Морщины смуглого чела. В крови оружие и платье15… Даже мертвый, жених предупреждает Тамару об опасности: таково назначение сочетания красного и черного. Цвет печали – черный, но переживания Тамары, свидетелем которых становится Демон, описаны исключительно светлыми тонами. Хрустальная «слеза», «небесный свет», «хоры стройные светил», «неуловимые облака» передают не глубокое горе, а светлую скорбь девушки. Это совсем не значит, что ей безразлична смерть любимого, напротив Рыдает бедная Тамара16… Жизнь героини не кончена с потерей жениха, она еще может полюбить… В это верит сам злодей и спешит утешить Тамару. «Волшебный голос» раздается над убитой горем девушкой. В потоке слов мелькают образы, по сути своей наполненные цветом (травы, «лозы виноградные», скалы), которые будут скрыты покровом ночи. Очень интересно по цветовому признаку словосочетание «виноградная лоза». Лиловый и салатный – пастельные цвета. Они обладают свойством вызывать ощущение мягкости, нежности, слабости, скромности и ласки. Но вместе они создают диссонанс, то есть негармоничное звучание тонов. Тамара и Демон – тоже диссонанс: они не могут быть вместе, как светлое и темное, как добро и зло. Демон не хочет причинить боль своей возлюбленной. Первое его обещание наполнено теплотой: он намерен «сны золотые навевать» под сияние золотого месяца. И появляется первый раз искуситель, «красой блистая неземной», в образе привлекательного «пришельца туманного и немого». Красный или пурпурный рассвет в сочетании с золотом воздействует с теплотой, пышностью, роскошью и в то же время с праздничностью, мощью и достоинством. Демон силен. Он не отступиться от того, чтобы покорить сердце и душу возлюбленной. Но Тамару заинтересовала в Демоне не только красота, а тайна сущности «изгнанника», подернутая дымкой, спрятанная за туманом: Венец из радужных лучей Не украшал его кудрей. То не был ада дух ужасный, Порочный мученик – о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!17… Цвет загадки, неизвестности – черный. Значит, все-таки в Демоне преобладают темные силы. Как это ни странно, он манит своей красотой и завораживает героиню. Демон, наполненный светлыми мечтами, еще не понимает, что погубит девушку. Тамара, пытаясь избежать греха, уходит в монастырь, где ее «примет сумрачная келья, как гроб». Меняет «белую чадру» на «монашеские одежды». В данном случае, героиня ищет защиты под покровом черного цвета, который, по сути своей, – цвет демонизма, так как даже в стенах монастыря «злой дух» продолжает искушать девушку: Под сводом сумрачного хлада… Скользил без звука и следа В тумане легком фимиама; Сиял он тихо, как звезда; Манил и звал он… Тамара не находит покоя и утешения в своих молитвах: Как под узорною парчой, Все беззаконною мечтой В ней сердце билося, как прежде18. Узорная парча – символ светлого, яркого, полного жизни и огня прошлого Тамары. Для описания монастыря характерен цветовой ряд: зеленый – желтый – черный – серый – голубой – белый, что передано через изображение чинары и тополя, лампады и ряда крестов, камней и скал, инея и ночи. Такое сочетание цветов подчеркивает покой и безопасность, царствующие в монастыре (Тамара ищет спасения от искушений Демона), сдержанности (соблюдение обета монахинями), страха (боязнь девушки). И все же покоя нет и за толстыми стенами. Дух смятения и искушения всегда рядом с Тамарой, что подчеркнуто примечательной в этом отношении контрастирующей парой цветов – «желтый – черный»: Когда ложилась ночь в ущелье, Сквозь них мелькала, в окнах кельи, Лампада грешницы младой19… От описания монастыря автор плавно переходит к описанию Казбека, с вершины которого перед читателем (и перед Демоном!) предстает величественная красота Кавказа: «блеск утренней Авроры», «сияющий дымок», «цепь снеговая», «светло-лиловая стена», «чистое небо», закат, «румяная пелена». Теплые тона сочетаются с холодными, создавая ощущение покоя, нежности и благодати. Это душевное состояние и самого «изгнанника рая». Но Тамара, с ее тонкой и чувствующей душой, уже не замечает цветения долин. Она в сомненье: что выбрать ей – «утра луч» или «мрак ночи»? Задыхаясь от страха, молодая послушница рыдает в «ночном молчанье». Из-за «тумана в очах», девушка не в состоянии сделать правильный выбор. И ночью, когда «лист в тени трепещет», «ее окно, озарено лампадой, блещет».И снова контраст белого и черного. На наш взгляд, «сияние» окна Тамары свидетельствует о чистоте, непорочности души героини. На какое-то мгновение очищается и душа самого Демона: И чудо! из померкших глаз Слеза тяжелая катится… Поныне возле кельи той Насквозь прожженный виден камень Слезою жаркою, как пламень, Нечеловеческой слезой!..20 Демон по-настоящему любит княжну, и сейчас душа его «открыта для добра». Но «посланник рая, херувим», предвидя гибель девушки, предстает перед изгнанником, и автор противопоставляет их образы. Ангел белый, светлый, чистый («с блистающим челом», «с улыбкой ясной») способен на какое-то мгновение воздействовать на помыслы Демона: И луч божественного света Вдруг ослепил нечистый взор21. Но лишь на короткое мгновение. В следующий миг у Демона «во тьме полночной…зарделся ревностию взгляд». Как уже было сказано выше, пара «черный – красный» свидетельствует об опасности, перед которой ангел отступает. Контраст белого на черно-синем фоне подтверждает чистоту души «посланника рая», понимающего, что ему не справиться с тем злом, на которое способен Демон. Нужно заметить, что герой очистил на мгновенье свою душу, но ему никогда не удастся стать непорочным, как прежде. Поэтому его блеск меркнет перед сиянием херувима. 1 Ключевский В.О. Грусть// Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1991, стр. 428 2 Коган Д.З. М.А. Врубель (1856-1910). М., 1979, стр. 89. 3 Там же, стр.90. 4 Иванова Т.А. Посмертная судьба поэта (о Лермонтове, о его друзьях подлинных и друзьях мнимых, о тексте поэмы «Демон»). М., 1967, стр. 132 5 Лермонтов М. Ю. Избранные сочинения. – М.: Изд-во «Художественная литература», 1987. Ч. I, I. Стр. 295. 6 Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001. Стр. 39–42. 7 Лермонтов М. Ю. Избранные сочинения. – М.: Изд-во «Художественная литература», 1987. Ч. I, IV. Стр. 296. 8 Там же. Ч. I, III. Стр. 295. 9 Там же. Ч. I, VI. Стр. 298. 10 Там же. Ч. I, IX. Стр. 299. 11 Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. – СПб.: Б.&К., 2000. – С. 40–41. 12 Лермонтов. Избранные сочинения. Ч. I, IX. Стр. 299. 13 Там же. Ч. I, X. Стр. 299–300. 14 Там же. Ч. I, XII. Стр. 301. 15 Там же. Ч. I, XIV. Стр. 302. 16 Там же. Ч. I, XV. Стр. 303. 17 Там же. Ч. I, XVI. Стр. 304. 18 Там же. Ч. II, II. Стр. 306. 19 Там же. Ч. II, III. Стр. 306. 20 Там же. Ч. II, VII. Стр. 309. 21 Там же. Ч. II, VIII. Стр. 309. |
Loading
|