Центральный Дом Знаний - Характер человека и его особенности 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Характер человека и его особенности 1

Экстраверсия и интроверсия как черты характера соответствуют открытости или замкнутости человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг него. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание такого человека направляется на себя, и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и свой индивидуальный, внутренний мир выше того, что происходит вокруг нее; экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних, субъективных переживаний.

С экстраверсией связаны определенные акцентуации характера, такие, например, как экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность и сензитивность. Все эти черты характера вместе взятые образуют единый комплекс и вместе нередко встречаются у одного и того же человека. Того, кто обладает таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что происходит вокруг него. Он живо откликается на соответствующие события и живет ими. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью и психастеничностью. Люди, имеющие такой комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг них, отчужденностью и независимостью.

В заключение приведем еще одну интересную попытку построения типологии характеров, предпринятую психоаналитиком и философом Э. Фроммом. В основе этой типологии в отличие от уже рассмотренных нами типологий, отражающих отклонения от нормы в характерах людей под влиянием различных заболеваний, лежит отношение человека к обществу, в свою очередь, порождено тем влиянием, которое общество оказывает на личность. Э. Фромм вывел данную типологию на основе наблюдений, сделанных им во время жизни в двух разных обществах: в Германии накануне начала Второй мировой войны (там он жил до эмиграции, до прихода фашистов к власти) и в США (сюда он эмигрировал в конце 1930-х гг.)

Свою типологию характеров Фромм обозначил как типологию социальных характеров людей, противопоставив ее уже рассмотренным нами клинико-психологическим типологиям. Социальный характер определяет мышление, эмоции и социальные действия людей, принадлежащих данному обществу.

Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определенные социальные, национальные и культурные идеи. Однако эти идеи сами по себе пассивны и могут стать реальными силами, влияющими на происходящие в обществе процессы, лишь тогда, когда отвечают особым человеческим потребностям.

Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей в двух странах, соотнеся их с практикой работы в клинике, автор рассматриваемой типологии вывел следующие основные типы социальных характеров людей:

1. Мазохист-садист. Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых им социальных событий не в обстоятельствах, складывающихся объективно и независимо от людей, а в самих людях. Стремясь исправить свое неудовлетворительное положение в обществе, оказать влияние на эти причины, данный тип людей поступает следующим образом. Если причины своих неудач он видит в людях, то направляет свою агрессию против них; если причины своих неудач он усматривает в самом себе, то направляет свое недовольство против самого себя. В первом случае он по отношению к другим людям ведет себя как садист; во втором случае по отношению к самому себе выступает как мазохист. Садомазохистские склонности, по мнению Фромма, и есть то сочетание черт характера, которое позволяет людям такого типа жить и нормально существовать в современном обществе. Садистские черты характера позволяют активно бороться против других людей, применяя всевозможные, в том числе противозаконные и аморальные, методы. Мазохистские черты характера заставляют человека «совершенствовать» самого себя, изнурять себя непосильным трудом, т.е. своеобразным образом издеваться над самим собой. Такой человек своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями может доводить до состояния изнеможения себя и окружающих. Особенно опасным для окружающих человека с таким типом характера становится тогда, когда он получает над ними неограниченную власть. Он начинает терроризировать людей, исходя из так называемых «благих намерений».

2. Разрушитель. Этот социальный тип людей характеризуется выраженной агрессивностью и стремлением к физическому устранению, уничтожению объекта, вызвавшего его фрустрацию. «Разрушительность, - пишет Фромм, - это средство избавления от невыносимого чувства бессилия». К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В период больших социальных потрясений, революции и переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушают старое.

3. Конформист-автомат. Такой человек, столкнувшись с трудноразрешимыми личными и социальными проблемами, перестаёт быть самим собой. Он беспрекословно подчиняется складывающимся обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, к которой принадлежит. Он легко и быстро усваивает тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в сложившейся социальной ситуации. У такого человека почти никогда нет собственного мнения, выраженной социальной позиции: он является сознательным или бессознательным конформистом, приспособленцем, готовым из конъюнктурных соображений принять любую, выгодную для него точку зрения. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и «настолько привыкает испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях, что лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто «чужое»». Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, быстро и без особых нравственных переживаний и угрызений совести меняет свои убеждения, не задумываясь над моральной стороной такого поведения.

1.3. Формирование и изменение характера

Характер человека, по крайней мере взрослого, в течение жизни остается более или менее стабильным. Однако это касается далеко не всех людей. Часто с возрастом у человека происходят радикальные, порой драматические изменения характера – такие, что, встретившись с ним через несколько лет, мы его не узнаем. Внешность человека при этом меняется мало, но сам он нам кажется совсем другим человеком, поскольку психология его за это время существенно меняется. Бывает и наоборот: по внешности мы человека не узнаем, а по характеру он с возрастом почти не меняется.

Некоторые черты характера в отчетливой форме обнаруживаются уже у детей раннего возраста, т.е. в период до трех лет. Это значит, что истоки характера человека нужно искать в самом начале психологического развития человека.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение и взаимоотношения с окружающими людьми. В своих поступках и действиях ребенок прежде всего подражает близким для него взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание этим людям, через эмоциональное подкрепление с их стороны действий и реакций ребенка он усваивает формы поведения взрослых, которые затем, становясь для него привычными, формируют его собственный характер.

Сензитивным периодом становления характера человека можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети активно общаются как с окружающими их взрослыми, так и со своими сверстниками, открыты для воздействий со стороны и с готовностью их принимают, подражая окружающим. Взрослые люди в это время пользуются большим доверием детей, имеют возможность воздействовать на них словом и делом, это создает благоприятные условия для подкрепления у ребенка нужных форм поведения.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им свойства: эгоистичность, черствость или безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования соответствующих черт характера связано с ранними годами жизни и определяется обращением матери с ребенком, особенно в течение первого года жизни. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важен для становления характера ребенка. Особенно это относится к тому, как ведут себя мать и отец в отношении ребенка. Спустя много лет после этого стиль общения родителей ребенок обычно частично или полностью воспроизводит в собственном общении с другими людьми и со своими детьми.

Те свойства характера, которые наиболее ярко появляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость и др., - складываются несколько позднее, чем коммуникативные черты характера, проявляющиеся в общении. Они формируются и закрепляются в играх детей и в доступных им по возрасту других видах деятельности. Существенное влияние на их развитие оказывает стимулирование соответствующего «делового» поведения ребенка со стороны взрослых.

В начальных классах школы развитие характера продолжается, и в личности ребенка закрепляется черты характера, проявляются во взаимоотношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими. Уже в данном возрасте характер ребенка может начать развиваться по гармоничному или противоречивому варианту. Гармоничный вариант развития характера предполагает отсутствие противоречий в чертах характера ребенка между отдельными его особенностями, а противоречивый вариант развития характера связан с наличием таких противоречий. Если то, что ребенок как личность приобрел еще до поступления в школу, получает здесь поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и сохраняются в течение дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями и другими взрослыми людьми не подкрепляет, как правильные, те черты характера, которые сформировались до поступления в школу, то начинается так называемая ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда и не сразу приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место лишь частичное изменение черт характера, компромисс между тем, к чему приучали ребенка до школы, и тем, что от него требуется в школе. Особенно часто конфликтогенная ломка характера наблюдается у тех детей, которые до поступления в школу оставались дома, не посещали дошкольные учреждения. Практика показывает, что такие дети выигрывая в сравнении со своими сверстниками, посещающими детский сад, в общем уровне интеллектуального развития, явно проигрывают им в плане развития коммуникативных черт характера. Домашние дети труднее адаптируются в школьном коллективе, у них складывается непростые отношения с учителями и со своими ранее посещавшими детский сад сверстниками.

В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает в личности человека базовые нравственные и мировоззренческие основы характера.

Таким образом, каждый возраст вносит свой вклад в формирование характера человека, в развитие или закрепление в нем тех или иных характерологических особенностей. Ко времени окончания средней школы характер человека можно считать в основном сформированным, и то, что происходит с ним в дальнейшем, хотя и может изменить характер человека, но уже не делает его полностью неузнаваемым для тех, кто общался с соответствующим человеком в школьные годы.

Изменения в характерах людей могут происходить и после окончания школы, далеко за пределами возраста 16-17 лет. Эти изменения, однако, имеют индивидуально своеобразную форму, зависящую, во-первых, от того, каким стал характер ребенка к началу юности (16-17), во-вторых, от того, как складывается жизнь человека уже за пределами раннего юношеского возраста (после 20-25 лет). Характер человека может, причем, иногда довольно существенно, измениться и после 16-17 лет. Наибольшее влияние на изменения характера в течение дальнейшей жизни человека могут оказать следующие факторы:

- длительное, хроническое заболевание, заставляющее человека надолго отказаться от привычного для него образа жизни, от реализации ранее намеченных жизненных планов;

- изменение социального положения человека: семейного, материального и т.п;

- утрата или, наоборот, приобретение новых друзей и близких людей;

- переход из одного возраста в другой, связанный с тяжело переживаемым кризисом возрастного развития.

1.4. Характер и любимый цвет

Цвет воздействует не только на зрение, но также на вкус, слух и осязание. Он может вызывать приятные эмоции или, наоборот, напомнить о страданиях. Есть цвета, которые нам приятны, а есть такие, которые раздражают. Ну а самое главное – по симпатии к цвету можно определить характер человека!

У любителей белого цвета прекрасно развито воображение. Часто они сочиняют себе красивую сказку, а потом в жизни волшебные образы. Такие люди ценят мир и покой в отношениях. Поклонники белизны могут от всей души сочувствовать вам в трудных ситуациях, но при этом оставаться отстраненными. «Белым», пожалуй, надо избавляться от зависимости к успехам других.

Голубой – это цвет артистов, причем не обязательно по профессии. Такие люди стремятся к признанию, любят играть в жизни красивые роли. Они общительны, имеют много друзей, много дают другим, но и взамен хотят получать столько же. Из тех немногих качеств, которые усложняют жизнь поклонниками голубого цвета, можно назвать боязнь одиночества.

Те, кто предпочитают темно-серый, умеют разрешать самые сложные проблемы. Такие люди любят порядок – как в доме, так и в мыслях. В сложной ситуации помогут всегда. Помимо всего прочего, это еще и творческие личности. В сексуальной жизни умеют достигать абсолютной раскепощенности. А вот любители светло-серого цвета, напротив, больше всего на свете ненавидят трудности и стремятся избегать любые проблем.

Поклонники коричневого уравновешены и обстоятельны, шумной компании предпочитают тишину. Их отличают суровость в отношениях и бережливость. Такие люди редко производят блестящее впечатление, но в трудную минуту на них всегда можно положиться. Между прочим, «коричневые» очень активны в любви. Может быть, им не помешало бы поменьше упрямства в некоторых вопросах.

Поклонники красного страстны! Характер личности – от полусвятого до жестокого самодура-диктатора. Чаще всего являются лидерами. Им прекрасно удается руководить, если только они не впадают в амбиции. Эти люди редко страдают от угрызений совести и чаще всего добиваются исполнения всех своих желаний. Занятия и хобби «красных» обязательно связаны с риском – от охоты до автогонок. Таким людям необходимо научиться подавлять в себе склонность к вспышкам ярости.

1.5. Характер и кровь

Если у нас и во многих других странах спрашивают: «Какой у вас знак зодиака?», то в Японии: «Какая у вас группа крови?». По мнению японцев, группа крови в большей степени определяет характер и индивидуальные особенности каждого человека. Это подтверждают исследования японского ученого Пошитаке Номи, в котором принимало участие более миллиона японцев.

Вот вкратце основные черты, которые Номи приписывает людям, имеющим соответствующую группу крови.

1 группа. Вы стремитесь быть лидером. Если поставите себе цель, будете бороться за нее, пока не достигнете. Умеете выбирать направление для движения вперед. Верите в свои силы, не лишены эмоциональны. Однако у вас есть и слабости: вы очень ревнивы и суетливы а, кроме того, болезненно амбициозны.

2 группа. Вы любите гармонию, спокойствие, порядок. Хорошо работаете с другими людьми, кроме того чувствительны, терпеливы и доброжелательны. Среди ваших слабостей упрямство и неспособность расслабиться.

3 группа. Вы сформировавшийся индивидуалист – явный, неприкрытый, склонный поступать так, как вам нравится. Легко приспосабливаетесь ко всему, гибки, не страдаете отсутствием воображения. Однако желание быть независимым иногда может быть излишним, превратиться в слабость.

4 группа. Вы спокойны и уравновешены, обычно люди вас любят и хорошо чувствуют себя с вами. Умеете развлекать их, одновременно тактичны и справедливы по отношению к окружающим. Однако иногда очень резки, а кроме того, иногда долго колеблетесь и с трудом принимаете решения.

II. Методика исследования особенностей характера человека

Объектом для наших исследований являлись учащиеся 11 «А» класса (рис. 1). Для изучения индивидуальных особенностей характера мы использовали многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла, включающий 105 вопросов.

На проработку вопросов тестируемым отводилось 30 минут. Ответы вносились в специальный бланк (табл.1), в котором личностные факторы обозначены в колонке слева. Каждому из факторов соответствует определенная строка. Баллы подсчитывались по каждому из факторов суммированием подстрочных индексов 1 и 2 при тех ответах–альтернативах (а,b,с), которые были обведены испытуемыми.

Результат суммирования по каждому из факторов проставлялся в правой колонке (по каждому фактору – своя строка). Максимальное количество баллов по показателю МД (шкале искренности) – 14, максимальное количество баллов по фактору В (интеллект) – 8. Для всех остальных факторов максимальное количество баллов не превышает значения 12. Полученные в результате тестирования баллы по каждому из факторов переводились в стены, которые делятся на уровни: 1–3 стена – низкий уровень; 4–7 стен – средний уровень; 8–10 стен – высокий уровень.

В обобщённом виде интерпретация первичных факторов теста сводится к следующему:

Фактор А. Отрицательный полюс: озабоченность, замкнутость; положительный полюс: доброжелательность, сердечность.

Фактор B. Отрицательный полюс: низкий интеллект; положительный полюс: высокий интеллект.

Фактор C. Отрицательный полюс: эмоциональная неуравновешенность; положительный полюс: эмоциональная уравновешенность.

Фактор E. Отрицательный полюс: зависимость, покорность; положительный полюс: настойчивость.

Фактор F. Отрицательный полюс: озабоченность; положительный полюс: беспечность.

Фактор G. Отрицательный полюс: недобросовестность; положительный полюс: высокая совестливость.

Фактор H. Отрицательный полюс: робость; положительный полюс: смелость, уверенность.

Фактор I. Отрицательный полюс: суровость, жестокость, положительный полюс: мягкосердечность, чувствительность.

Фактор L. Отрицательный полюс: доверчивость, уступчивость, положительный полюс: подозрительность.

Фактор M. Отрицательный полюс: практичность, твердость; положительный полюс: мечтательность.

Фактор N. Отрицательный полюс: непосредственность, наивность; положительный полюс: проницательность.

Фактор O. Отрицательный полюс: самоуверенность, безмятежность; положительный полюс: склонность к чувству вины, обязательность.

Фактор Q1. Отрицательный полюс: консерватизм; положительный полюс: гибкость.

Фактор Q2. Отрицательный полюс: зависимость от группы; положительный полюс: самодостаточность.

Фактор Q3. Отрицательный полюс: импульсивность, неуправляемость; положительный полюс: организованность, контроль над своим поведением.

Фактор Q4. Отрицательный полюс: расслабленность; положительный полюс: напряженность.

III. Результаты исследования

Анализируя данные тестирования, мы получили определенные результаты по каждому из факторов опросника, приведенные в таблицах 2, 3.

Показатель MD. Значения данного показателя (2 – 8) свидетельствуют о том, что все испытуемые более или менее искренне отвечали на тесты опросника.

Фактор А. Высокие значения фактора (8-10 стен) характерны для 53 % испытуемых. Для них характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость, непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Предпочитают работать с людьми, легко включаются в активные группы, щедры в личных отношениях. Не боятся критики, хорошо запоминает лица, события, фамилии, имена и отчества. Низкие значения фактора (1 -3 стен) не характерны для испытуемых.

Фактор В. Высокие оценки имеют 22 % тестируемых. Это лица с хорошим уровнем интеллектуального развития, абстрактного и логического мышления. Быстро схватывают новое, имеют высокий уровень обучаемости. Имеющие низкие оценки по фактору (38%) склонны к медленному обучению, с трудом усваивают новые понятия, все понимают буквально. Мышление конкретное, образное. Склонны к догадкам, стремятся к интуитивным, а не логически обоснованным решениям.

Фактор С. У 31 % испытуемых – высокие оценки. Они свойственны лицам эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, уверенным в себе, постоянным в своих планах и привязанностях. Для них характерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи смотрят реалистично, хорошо осознают требования действительности. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстраиваются из-за пустяков. Способны следовать нормам и правилам поведения. Высокий уровень фактора позволяет адаптироваться даже при психологических расстройствах. Низкие оценки – у лиц, не способных контролировать эмоции, импульсивные влечения. У них снижен эмоциональный контроль, отсутствует чувство ответственности (7 % тестируемых).

Фактор Е. Высокие оценки по фактору (у 38 %) свидетельствует о властности, стремлении к доминантности, самостоятельности, независимости, игнорирования социальных условностей и авторитетов. Действуют смело и энергично. Отстаивают свои права на самостоятельность, требуют проявления самостоятельности от окружающих. Не признают над собой власти. В конфликтах обвиняют других. Низкие оценки не свойственны тестируемым старшеклассникам.

Фактор F. Высокая оценка по фактору характерна для 30 % испытуемых. Это бодрые, активные, беспечные, легко воспринимающие жизнь люди. Они верят в удачу и свою счастливую звезду. Подвижны, импульсивны. О будущем мало заботятся. Стремятся жить в центре больших городов. Любят путешествовать и перемены в жизни. В малых группах часто выбираются лидерами. Разговорчивы, склоны к поверхностной общительности. Низкие оценки отсутствуют.

продолжение

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24